О вреде табака, или

Сергей Владимирович Соловьев
одна гипотеза. Прежде всего, автор сам не курит – гипотеза эта возникла у него совершенно бескорыстно. И вреда табака он не оспаривает. Ему кажется вполне убедительным, что табак вреден для курильщиков сам по себе. Впрочем, вреден он для здоровья также потому, что с курением яростно борются. Мне бы не хотелось добровольно стать объектом столь яростных и унизительных преследований, каким оказывается курильщик. Вопрос, который автора беспокоит – не несет ли (не скрывает ли) борьба с курением какое-нибудь большее зло.

По-видимому, хорошо установлено, что табачные компании вкладывали огромные деньги в рекламу курения. Что они спонсировали даже не совсем объективные исследования, призванные доказать, что курение не несет  вреда. А кто спонсирует борьбу с курением? Вряд ли в нашем мире что-то делается даром – включая сессии продажных депутатов. Борьба ведь ведется с таким размахом, что это стоит немалых денег.

На Западе одним из  спонсоров могут являться страховые компании. Лечение связанных с курением заболеваний очень дорого стоит, и они, несомненно, выиграют за счет профилактики этих заболеваний – страховые отчисления никто уменьшать не будет, а болезней станет немножко меньше. Но это самое невинное объяснение.

Другой, менее невинный механизм, который запускает борьба с курением - повышение цен на сигареты, увеличение выгодности контрабанды сигарет. Давно известно, что жесткая борьба с "дурными привычками" способствует обогащению мафий.

Зададим для ясности еще один вопрос – почему люди курят? Некоторые начинают из подражания или поддавшись рекламе, а потом трудно оторваться. Но несомненно существует довольно многочисленный разряд людей, которые таким образом успокаивают свою психику, иными словами, их психика не очень устойчива и нуждается во внешних воздействиях для стабилизации. Многие из тех, кто обычно не курят, и явно не испытывают табачной зависимости, курили в стрессовых ситуациях – при разводе, например. Многим курение помогало держаться в армии или на севере. Но если это особенность психики – а курение само становится теперь источником страшного стресса – то чем они его заменят? Антидепрессантами? Вот мы и обнаружили еще один источник борьбы с курением – фармацевтические компании, заинтересованные в увеличении продаж своих таблеток и вытеснении сигарет.

Только ограничивается ли этим дело? Автора куда больше беспокоит предположение, что за борьбой с курением могут стоят наркодельцы, заинтересованные в расширении своего рынка. Не зря же борьба с обыкновенным курением часто идет рука об руку с борьбой за легализацию марихуаны. Люди, испытывающие потребность во внешних источниках стабилизации своей психики – это сектор рынка, а легального или нет, вопрос второстепенный.