Азбука Розанова - от Вагнера до Врубеля

Юрий Прокуратов
Энциклопедия Розанова. От Вагнера  до Вольтера

Литературу я чувствую, как штаны. Так же близко
и вообще "как свое". Их бережешь, ценишь, "всегда в них"
(постоянно пишу). Но что же с ними церемониться???!!!
                Розанов


ВАГНЕР
ВАЗАРИ
ВАСНЕЦОВ
ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
ВЕЙНИГЕР
ВЕНГЕРОВ
ВЕРБИЦКАЯ
ВИАРДО
ВИЛЬГЕЛЬМ II
ВИНАВЕР
ВИТТЕ
ВЛАДИМИР МОНОМАХ
ВОВЧОК МАРКО
ВОЛЬТЕР
ВОЛЫНСКИЙ АКИМ ЛЬВОВИЧ
ВРУБЕЛЬ

* * *

ВАГНЕР РИХАРД (1813 – 1883), немецкий композитор

«Радость заключена не в вещах.
Она в нас самих».
                Вагнер

Грусть, тоска… какое-то задыхание в груди, страшное разочарование и желание «схватиться за что-нибудь», - вот глухие, темные чувства, с какими я ехал после четвертого дня «Кольца Нибелунгов»…

… Волна ощущений, поднятых «последним днем», вдруг раскрошила в куски все намерения, и я возвращался чем-то убитый и в отношении себя, и «всего, всего»…

…Этих громадных волн звуков, которые поднял Вагнер и которые катятся на вас из невидимого оркестра, подавляя, подчиняя, убеждая в чем-то грозном и страшном, что есть, но чего вы не видели в дневном освещении и что давно забыли «в суете».. Вагнер будит страшно серьезное, с чем мы родились, «пришли на землю», но что сейчас же после рождения потеряли или забыли.

…Музыка Вагнера раздавливает личную гордость – это главное ее действие. Ту гордость, в которую мы все, в сущности, страшно погружены, делаем ради нее ; своей «жизни», когда в сущности, ради нее и совсем ничего не стоит делать, потому что самый-то «божок» этот такой маленький и призрачный… Вагнер вдруг обволакивает эту «гордость», это «я» такими звуковыми «обстоятельствами», среди которых оно теряет и исчезает, чувствует полную свою беспомощность, разбитость, утлость.

* * *

ВАЗАРИ ДЖОРЖО (1511 – 1574), итальянский живописец, архитектор

«Ионический ордер, более стройный, чем дорический,
был создан древними в подражание фигурам, занимающим
промежуточное положение между нежным складом и крепким».
                Вазари

Какие лица у Козимо, у Лоренцо, у Полициано… Не зная о них подробностей..,
Хочется выдумывать подробности! В Лоренцо – точно Каин. Можно написать музыку на его портрет, нарисованный Вазари. Тут чувствуется плут, гений, художник, сластолюбец; великолепный «пересмешник» человечества, циник до исподней рубашки и артист во всем: о нем можно писать стихи, особенно много можно писать о нем анекдотов; ода  к нему вовсе не идет, но – бесконечная потаенная хроника.

* * *

ВАСНЕЦОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1848 – 1926), живописец.

Что это: точно все краски замешаны не на благочестивом деревянном масле, а на уксусе и горчице. И огоньки, огоньки, зелененькие, желтенькие всякие.

Солнце поколебалось; или, как сказано в Евангелии о конце мира: что перед ним «поколеблется основание вселенной»…

В нем-то и усомнились благородные живописцы, расписавшие Владимирский собор, главным образом пламенный Васнецов, которому и по объему, и по значительности принадлежит ; собора. Он, как и Нестеров, выросли в нигилистическую пору русской истории: и перед их глазами прошла вся вакханалия поругания старых святынь, прежних святых, древнего почерневшего в позолотах иконостаса. Они были (я представляю их детство) прежде всего благородные мальчики, с задумчивостью и идеалом. Видя, как «Герцены и Чернышевские» расправляются с Русью, а потом еще пришел этот Щедрин, они заплакали оскорбленными и мстительными слезами; мстительными как бы за «пощечину матери». Ведь весь наш нигилизм есть «гнусное предложение на улице» нашей уже старушке-матери, заплутавшейся в несчастные сумерки в городе.
Представим же себе мальчика-юношу Васнецова, приехавшего в Петербург, страшно бедного (…), с его талантом, и вместе с полным бессилием выразить мысль, сказать, защитить, заспорить, перед этой грудой катящихся на него, катящихся кругом его журналов, газет, книг, с «Ренаном, Боклем и Спенсером», которые все так образованны, когда он, Васнецов, из глуши России, так необразован. Никакой гнев так не пылает, как немой; никто так не мстителен, как бессильный. «Как одолеть Бокля?» Мальчик трепетал. В «категории слов» он не мог одолеть не только Бокля, но и последнего журналиста в предпоследнем журнале: а душа, такая талантливая, без слов, немая, - рвется.

Победить и даже отомстить.
Зажглись огоньки… Позы встали, выпрямились…

* * *

ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1856 – 1925), философ

«У меня основное ощущение бессвязности мира и
раздробленности времени. А так как это противоречит
разуму, то значит, разум не понимает мира».
                Александр Введенский

Ведь известно, что философы до сих пор сомневаются в самом бытии мира; и, например, два профессора едет обед у Палкина, один спрашивает ростбиф, другой – поджаренного цыпленка, и разговор в это время ведут о недостоверности всякой действительности, о недоказуемости и просто небытии материи и всяческих предметов. Одно время здешний профессор Ал.Ив. Введенский чуть-то чуть только доказал, что по крайней мере в существовании одушевленных предметов мы можем не сомневаться по таким-то и таким-то косвенным доказательствам… Так это произвело ужасное волнение в Москве…
____________
Ну, кто же из-за открытия Введенского прискакал бы из Москвы в Петербург?

* * *

ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1861 – 1913), религиозный философ, историк религии

Не так давно еще «Моск. Вед.» высказывали, что русский народ куда выше стоит западных народов, что он народ «идеалист», тогда как западные народы суть народы «техники». Так как идея вообще владеет материей, то по определению можно было перевести так, что русское есть племя высших способностей, призванное в будущем к руководительству, а разные там немцы, французы и англичане, у которых до сих пор мы заимствуем даже учебники для ребят, не умея сами составить их, - тем не менее суть народы низшие, именно только практических способностей. Мысль эта развивалась и, так сказать, художественно украшалась… в статьях проф. Московской духовной академии Алексея Введенского


* * *

ВЕЙНИНГЕР, ОТТТ (1880 - 1903), австрийский философ. Демонстративно покончил с собой в гостиничном номере, в котором умер Бетховен.

«Еврейство есть та бездна, над которой возведено христианство,
- вот почему еврей и является самым сильным страхом и самым
глубоким отвращением арийца».
                Отто Вейнингер

Из каждой страницы Вейнингера слышится крик: "Я люблю мужчин!" - "Ну чт; же: ты - содомит". И на этом можно закрыть книгу.

Женским глазом он уловил тысячи дотоле незаметных подробностей; даже заметил, что "кормление ребенка возбуждает женщину". (Отсюда, собственно, и происходит вечное "перекармливание" кормилицами и матерями и последующее заболевание у младенцев желудка, с которым "нет справы".)

- Фу, какая баба! - Точно ты сам кормил ребенка, или хотел его выкормить!

"Женщина бесконечно благодарна мужчине за совокупление, и когда в нее втекает мужское семя, то это - кульминационная точка ее существования". Это он не повторяет, а твердит в своей книге. Можно погрозить пальчиком: "Не выдавай тайны, баба! Скрой тщательнее свои грезы!!" Он говорит о всех женщинах, как бы они были все его соперницами, - с этим же раздражением. Но женщины великодушнее. Имея каждая своего верного мужа, они нимало не претендуют на уличных самцов, и оставляют на долю Вейнингера совершенно достаточно брюк.

Ревнование (мужчин) к женщинам заставило его ненавидеть "соперниц". С тем вместе он полон глубочайшей нравственной тоски: и в ней раскрыл глубокую нравственность женщин, - которую в ревности отрицает.

* * *

ВЕНГЕРОВ СЕМЕН АФАНАСЬЕВИЧ (1855 - 1920), историк русской литературы.

«Русская литература всегда была кафедрой
учительного слова».
                Венгеров

Ну, хорошо, господа: Христос Б. распят и русский народ, конечно будет съеден. Но как-то вы-то не "пухнете" от этих побед?  Жид и всегда тощ (Кроме Венгерова). Никак не может наесться. Съел быка - а все грустен.
И грустно вам будет, евреи, и после Христа, и после России.
__________________
Пушкина растолковывает на университетских семинарах Семен Венгеров…
«Мовчим бо благоденствуем».
_______________________
Венгеров, у кузины которого – аптекарский магазин, говорит: «Ничего не поделаешь. Русский всегда герой и ринется в крестовый поход за Святую землю»… Он понимает…, что русские очищают место евреям и собственно совершают «крестовый поход» для приобретения Палестины, а кстати и России, в руки Гинзбургов, Ротшильдов, Поляковых и Бродских.
___________________________
"Новейшую европейскую историю сочиняет Семен Венгеров".
Хорошо.
Но если так - "Аз умираю".
Нет, позвольте: если всемирную историю творит не Божественный промысел, а Семен Венгеров, то конечно же я умираю! Конечно, конечно!!!
____________________________
Ужасно много гнева прошло в моей литературной деятельности. И все это напрасно. Почему я не люблю Венгерова? Странно сказать: оттого, что толст и черен (как брюхатый таракан).

* * *

ВЕРБИЦКАЯ (ЗЯБЛОВА) АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА (1861-1928), писательница

«Женщина, не ставь любовь в центр своей жизни,
чтобы потом не сделаться банкротом».
                Вербицкая

Когда “сквозь строй училищ” начали прогонять кнутом и обязательством все человеческое стадо, всех копытных и многокопытных, то, естественно, вырос массовый копытный читатель, и к этому именно времени начала возникать копытная литература: Вербицкая, Нат-Пинкертон и “вещи” Андреева.
Читатель из папье-маше, естественно, и чувствует писателя из папье-маше.
_________________________
…Продолжить нашу «интеллигентную работу» нужно очень и очень «почесав затылок». Добросовестные, вдумчивые – «почешутся»… А с недобросовестными, однако, народ справится тем, что не обратит на них внимания. «Ну, вас к лешему, с вашим всеобщим обязательным обучением: это чтобы Вербицкую-то вашу читать? Так у нас у самих скромной пакости в сказках не переслушаешь».
___________________
Я уже не увижу, но сын мой увидит, как крючковатые пальцы еврея возьмут за горло сына Анастасии Алексеевны, вообще возьмут «свободного русского писателя» и поставят его на почву «трудных денежных обстоятельств» и заставят пропеть все те песни, какие приятно будет выслушать еврею. То-то соловьем зальется русская литература.

* * *

ВИАРДО ПОЛИНА (1821 —  1910), певица,  возлюбленная И. Тургенева

«Женщины не мыслят, они — замышляют,
а пока замышляют им некогда мыслить»!
                Полина Виардо

Виардо была испанская цыганка, из талантливой, т. е. очень породистой, очень сильной семьи, с очень большими силами сама. И лицо ее некрасивое, но чрезвычайно... полновесное — говорит о силе, о власти. В ней была масса густой, темной крови. Кровь Тургенева была белая, слабая, жидковатая, «от северного климата»... и предков, живших долгою культурною жизнью и уставших в этой жизни. Кровь — еще более тайна или, по крайней мере, не менее тайна, чем любовь.
______________________________
С момента встречи с Виардо, еще ранее, чем он мог оценить ее «духовные красоты», Тургенев как бы пал под ноги этой женщины... и остался так недвижим до конца жизни. В этой странной физической, но именно, однако, физической связи... пьедестала и статуи, канделябра и свечи.   
________________________________
Отношения Тургенева и Виардо были явно анормальны. Это какой-то особенный феномен любви, страшно редкий, трогающий нежностью, глубиной, продолжительностью до «вечности» и без всякого субстата в себе материи. Какая-то «радиоактивная» любовь.

Любовь Тургенева, обнимавшая весь его цветущий возраст, с очень молодых лет и до могилы,— не имела никакого материального питания, не поддерживалась никаким общением, кроме духовного, зрительного. Это было сухое пламя, его сжигавшее, его согревавшее, его, очевидно, питавшее духовно (ибо он весь был наполнен Виардо), но которое не поддерживалось ни одним «брошенным в пламя поленом»... Разве «щепочка» когда-нибудь, да и то гадательно. Любовь его, такая прекрасная и исключительная, светилась как свет в гейслеровых трубках: без воздуха, без всякой материи.

* * *

ВИЛЬГЕЛЬМ II ГОГЕНЦОЛЛЕРН (1859 – 1941), германский император и прусский король

«Обед у нас будет в Париже,
а ужин в Санкт-Петербурге».
                Вильгельм II

Когда
                Пройдет веков завистливая даль

 – XIX век будет глубоко презираться. Чувствую. Чувствую. Чувствую,
   Вильгельм, – которому «все удивляются», и собственно потому, что он не совсем хорошо рассчитал и попал (по-видимому) в неудачу, иначе у него лизали бы ноги, – на самом деле в бездушии и безмыслии своем выразил и Эйфелеву башню, и паровозы, и телефон, и электрическое пошлое освещение, «без огонька», и новую агрикультуру, все, все, все...
 Он венец и казнь XIX века, он – «вот Я» мыши, возомнившей себя ангелом и Богом. Какую он веру исповедует? – «Никакой, и все», – Какого он образования? – Общеклассического по Бюхнеру. Чепуха. Галиматья. Но сильная, но с кулаком.
 – Всем расквасю морду.
 Это хулиган. Хулиган. Император?

* * *

ВИНАВЕР МАКСИМ МОИСЕЕВИЧ (1863 – 1926), один из основателей и теоретиков партии кадетов.

«Только поверхностному взгляду тех, кто со стороны оценивает
адвокатскую деятельность, может казаться, что центр тяжести
деятельности адвокатуры в уголовных защитах. Главная толща
адвокатуры кровно связана… –  с отправлением гражданского
правосудия страны. Только более напряженный драматизм борьбы
приковывает больше внимания именно к уголовному процессу».
                Винавер

«Радуйся, русский народ, - мы даровали тебе свободу!» - «Благодари нас и поклонись нам!» «Завтра начнется счастье…» Но сегодня еще надо доделать маленькое дело: додушить эту полицию на местах, этих мелких исправничишек и земских начальников из дворян и на их место поставить брюнетов из студентов, с фамилиями (к тому времени) русскими, и даже крещеных… Куда ни шло, подделка уже совершилась, и еврей идет по всем дорогам, крестясь обеими руками, по-православному, по-католически, по-лютерански! Эти «темные студентики» станут инструкторами возле земли, «ангелами хранителями» рабочих около фабрик и вообще везде «радетелями и заступниками». Русский народ только кричи «Осанна!». Только Гапоны и Хрусталевы давно перевешаны. Верочка и Герман давно перемерли. Тлькоо жив бессмертный Гессен, да у него будет Столпнер инструктором, который так «чист» и ему «ни чего не нужно». Но главное ему не нужно русских. Их и нет почти, одно быдло, темное не умеющее сосчитать до ста. В счете еврей поможет. Столпнер бескорыстно поможет. «Вот и Винавер». Тут вдруг неожиданно и непредвиденно Винавер и Столпнер поймут друг друга. Они начнут отлично оба считать, и вообще русских не отяготят грамотой. Тут будет полная гармония между еврейским и русским духом. Школа (для русских) будет очень облегченная, да и в той талантливые евреи-педагогини к чему не будут принуждать по-прежнему ленивых русских учеников, как и ни в чем не мешать проявлению свободной природы. Даже не будутособенно рекомендоватьпричесываться и стыдиться насекомых… Для студентов и старших гимназистов будут подаваться, как в «Что делать», зимние санки, и юноши и девы будут кататься в каникулы, петь песни другого тона, чем теперь, - да и вообще будут любиться, будут жениться, будут устраивать «половые коллективы» и вообще масленицу, во вкусе Бакунина. Все будет весело, счастливо, и русские вполне отдохнут «после такого тяжелого режима прежде»

* * *

ВИТТЕ СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ (1849 - 1915) глава царского кабинета министров.

«Революция по своим приемам всегда
бессовестно лжива и безжалостна».
                Витте

Потом пришел этот Витте из “международной” Одессы и женатый на еврейке. Без сомнения, были анонимные негласные пути, которыми евреи двигали Витте вперед, проводили его, показывали его, рекомендовали и защищали его. Вообще «закулисная история Витте» еще не раскрыта…
Он б. вообще циник, – далекое будущее России ему б. вовсе неинтересно. Ему подавай «сейчас» и «горяченькое», как всякому колонисту, чужеродцу и еврею.

* * *

ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1053 – 1125), великий князь киевский

«Ложась, оружие с себя не снимайте».
                Владимир Мономах

Св. Александр Невский, Владимир Мономах, Димитрий Донской и Ермак Тимофеевич:  все это более мифы, чем история.

* * *

ВОВЧОК МАРКО (1833 – 1907), украинская писательница

«Счастье сильному человеку ещё нужнее,
чем слабому, ибо сильный идёт дольше и дальше».
                Вовчок Марко

Добролюбов подчинил своему влиянию все третьестепенные дарования, которые впали в смысл его критики, и он, в свою очередь, совпал своею критикой с их смыслом (Марко-Вовчок, Некрасов - большею частью своих произведений, Щедрин - почти всеми и многие другие). Напротив, все действительно великие дарования последнего цикла нашей литературы (Достоевский, Тургенев, Островский, Гончаров, Л. Толстой), видя, как критика говорит что-то хотя и по поводу их, однако как бы к ним совсем не относящееся, отделились от нее, перестали принимать ее указания в какое-либо соображение.

* * *

ВОЛЬТЕР (1694 —  1778), французский философ

«Платье внушает глупцам уважение».
                Вольтер

Отчего же дьякон так речет, а Вольтер так угас?
И при жизни Вольтера, в его живых устах, слово не было особенно ценным. Скажите сразу, не думав, чт; сказал Вольтер дорогого человеку на все дни жизни в истории его? Не придумаете, не бросится в ум. А Христос: "Блаженны изгнанные правды ради". Не просто "они хорошо делают", или "нужно любить правду", "нужно за правду и потерпеть", - а иначе:
"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное".
Как изваяно. И стоит 1900 лет.
_______________________
Ведь во всех произведениях чувствуется, что Достоевский революционер. Но какой? До – Неба. В этом колоссе революцийка Вольтера и Руссо, «энциклопедистов», Дидро, Гельвеция, Гольбаха – раздавлена и осыпается песком, «стекает капельками воды». Достоевский любит и признает Царя. А это другое дело.
_________________________
Мне почудилось, что через живого человека, т. е. почти живого, "все-таки", - оскалила зубы маска Вольтера.

* * *

ВОЛЫНСКИЙ АКИМ ЛЬВОВИЧ (ХАИМ ЛЕЙБОВИЧ ФЛЕКСЛЕР) (1861 – 1926), публицист

Много трудов он написал, можно сказать, «наворотил»: так они толсты. Разобрал и изложил всех русских критиков, - как никто до него, до ниточки; разобрал Лескова; теперь вот Достоевского; все до ниточки. Он все делает «до ниточки». И…
И – ничего.
Никакого влияния. Никакого значения.
Просто – точно не рождался в русскую литературу.
Точно «Волынский не приходил в русскую литературу». А такое событие было.
Он чист и строг; как резиновая калоша, только что купленная в магазине Американской мануфактуры. Блестит и непорочен. И до него никто не дотрагивается. Вот в этом и заключается причина его непонятой судьбы. Он не вошел в «русский обиход», не завертелся в «русском колесе», не поехал с «русскою телегою». До такой степени положа все к подножию русских идеалов, он сам – не русский.
В духе своем.
…Море русского свинства залило Волынского: ученость его, героизм его, энтузиазм его.
Вот ужасная действительность, в обстоятельствах которой погибло или, лучше сказать, и не родилось существо Волынского.
Им недостает великого русского мастерства: меткого русского взгляда, русского письма «с крючочками», русского нюха, русского дара…

* * *

ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1856 – 1910), русский живописец

Г. Врубель дает «демона» и «демоническое» как проступающую в природе человечность, человекообразность. «Демон» у него не «пролетает над миром», а «выходит из мира». Невозможно отрицать, что в этом его усилии есть смысл. «Демоническое», в противоположность «ангельскому», простее человека, ниже человека. На выставке этого года он выглядывает из сирени, почти хочется сказать – «вытекает» из сирени», и завершает лицом человеческим минеральную громаду, являясь и сам каким-то одушевленным минералом…