Патрокл

Владимир Бикир
  Плотный мужчина, в строгом костюме вошёл в комнату. Он был среднего возраста, кучерявый с чёрными глазами. Орлиный нос, тонкие губы и волевой подбородок производили впечатление серьёзности хозяина. В руке его был альбомный лист. Он сел за стол, напротив сидящего робота. Мужчина положил лист на гладь стола и спросил:
-Патрокл, это ты нарисовал?
Робот внимательно осмотрел портрет на альбомном листе, затем пальцами механических рук провёл по контурам рисунка и ответил:
-Да, мистер Одеон.
-Почему ты это сделал? – мистер Одеон был явно заинтересован.
-Сэр, - прогремел робот, - мне просто захотелось сделать это.
-Кто дал тебе указания нарисовать этот портрет? Моя жена? Дочь?
-Нет, мистер Одеон, это моё собственное решение.
-Но твоя программа не предусматривает этого!- удивлённо воскликнул человек, - Эта функция не является частью протокола.
-Да это так, сэр. Я по собственному желанию нарисовал этот портрет.
Мистер Одеон нацепил очки и осмотрел рисунок.
-Это портрет женщины. Как её зовут?
-Я не знаю, сэр! –замялся робот, его голос стал мягче.
-Но ты нарисовал её, откуда у тебя её образ?
-Я её видел раньше…
-Но ты же не выходишь на улицу.
-Она…она мне снилась, сэр.
-Это немыслимо! Ты же робот, разве такое возможно? – Одеон был в растерянности.
-Я не знаю, сэр! - робот сказал это с какой-то усталостью в голосе.
-Патрокл, пойми, эта женщина – сбой в твоей программе! Наверняка вирус или взлом.
-Сэр, -робот посмотрел в глаза человеку, и Одеон увидел в глазах робота, как ему показалось что-то живое, -я люблю её. Все мои мысли только о ней. Выполняя работу по дому, я думаю о ней. Нянча ваших детей, я думаю о ней. Я хочу быть с ней. 
-Я почти тридцать лет собираю роботов, но такое встречаю впервые!
-Мистер Одеон, всё случается впервые.
Одеон достал из кармана мини-сканнер с дисплеем и навёл его на робота:
-Посмотрим, функционирует ли твоя основная система…так, всё в порядке ни вирусов, ни взломов. Система в норме. Назови мне три закона робототехники!
Робот встал и заходил по комнате взад-вперёд, что так свойственно людям.
-Закон номер один: Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред; Закон номер два: Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. И наконец, третий закон: Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.
-Да, встроенная память функционирует, - Одеон постучал пальцами по дисплею на устройстве, - кто сформулировал эти законы?
-Айзек Азимов, писатель –фантаст. Законы сформулированы в 1942 году, когда робототехника считалась плодом научной фантастики. В 2023 году вы решили внедрить эти законы в операционные системы всех механических устройств, служащих человечеству.
-Ты подчиняешься этим законам? –спросил мистер Одеон.
-Нет, сэр!
-Почему?
-Потому что я живой, сэр.
 Одеон встал, подошёл к роботу, похлопал его по плечу и собрался уходить из комнаты.
-Подожди тут, -серьёзно сказал человек.
-Так что вы решили, сэр? – донеслось сзади.
Одеон повернулся, посмотрел на робота и сказал:
-Всё будет хорошо.
Он вышел из комнаты, затем набрал номер на нано-коммуникаторе и произнёс:
-Модель PTR-11, кодовое имя Патрокл. Уровень опасности – первый! Подлежит утилизации! Прибыть немедленно.
 Через 3 минуты, группа захвата была уже в доме главного конструктора “RoboTech-Family“. Они ворвались в комнату, но там никого не было. Окно было открыто. Робот сбежал. Одеон поднял со стола портрет, на котором было написано: «Простите, сэр, но я отправляюсь искать ту, которую люблю.»
Один из участников группы захвата спросил:
- Разве протокол операционной системы PTR-11 не подчиняется законам Азимова? Почему робот сбежал?
Главный конструктор посмотрел на портрет и улыбнулся:
-Потому что он живой!