Вера, Надежда, Любовь

Амина Укбасова
     Лене сразу глянулся Андрей. Тёмные, чуть волнистые волосы, светло-голубые глаза трогали бездонной глубиной. Двадцатилетний паренёк был немногословен. Лене только минуло шестнадцать лет. Она приехала в город за обновками, осталась переночевать  у соседcкой дочери Ольге.


 У той собралась маленькая компания, которая состояла из молодых людей:  знакомая хозяйки Катя, приезжие строители – Андрей, Сергей, Виталий. Лену пригласили к столу. Андрей, подсев к ней, не отходил весь вечер. Она была хороша: смуглая кожа, густые тёмно-каштановые косы, огромные карие глаза, с закруглёнными длинными ресницами, очаровательные  ямочки на щеках, привлекательная родинка над верхней левой губой.



-Ты русская? – спросил, любуясь собеседницей, Андрей.
-Родители. А среди дедов есть турецкие, цыганские корни.
-Теперь, понятно, откуда такая неземная красота. Сколько кровей намешано-то. А на севере как оказались?
-Дед после войны подался на заработки, да так и обжился в здешних краях. В деревне во все времена хорошо: тайга в двух шагах, грибы, ягоды. Продукты в магазине, летом  на пароме спускали. Ещё когда совхозы были, жили сносно, а потом никому ничего не надо. Старикам некуда идти, а молодёжь вся в город подалась.
-Школу закончишь, куда пойдёшь?
-Рисовать люблю. Хочу в художественное училище.



  Весёлая компания разошлась далеко за полночь, Андрей уговорил приглянувшуюся девушку остаться в городе погостить. Она была счастлива: её полюбил взрослый самостоятельный парень. Через неделю она уехала домой и считала дни до новой встречи. Быстро пролетела осень. Узнав, что строительство объекта, где работал Андрей, закончено, Лена с тихой радостью сообщила милому другу: «Я беременна». «Школу закончишь, приедешь ко мне». «Как это к тебе?» «Ко мне в город, живу с мамой, братом». «Это пять тысяч вёрст». « Тебе надо – приедешь». Получив аттестат об образовании, придя на вокзал, Лена удивилась, что маленький приволжский городок известен кассиру.



  Приехав к Андрею, Лена благополучно родила дочь Веру. Присмотревшись, молодая женщина поняла, что свекровь в вечных мыслях  как накормить семью, два сына- близнеца Андрей и Сергей в постоянном поиске работы, и, самое страшное, выпивки. Голодная, опустошённая от унижения и бессилия, Лена вернулась к родителям. Хорошо, спокойно, тихо,но тоскливо от одиночества. Не прошло и двух лет, как пришло письмо от мужа, который заверял в вечной любви и завязанном пьянстве. Лена примчалась  к любимому на крыльях нерастраченной любви. Через полгода Андрея осудили в изнасиловании и посадили в тюрьму. Жена писала ему каждую неделю, заверяла, что он невиновен, истица была пьяна, сама затащила его в постель, а затем написала заявление в милицию.


 Вторую дочь Лена назвала Надеждой. Первый жест, зуб, шаг, слово подробно описывала в посланиях к мужу, не питавшему никаких отцовских чувств к очередному ребёнку. Лена приходила с работы и училась у свекрови готовить, шить. Училась выживать. Андрей вернулся из мест не столь отдалённых, Лена надеялась, что семейная жизнь наладится, но муж запил пуще прежнего, а две дошкольные дочурки росли тихо и незаметно.


 Молодая женщина, жившая в ожидании любви, забеременела. Неделя раздумий показались бесконечным месяцем. Муж, узнав о состоянии жены, ответил: «Если девка, то мне не нужна». «Но это ребёнок». «Ты всё решала сама, вот и думай, что делать». «Буду рожать». Третью дочь назвала Любовью. Андрей пил и не подходил к Лене. «Чего, как чумной от меня бегаешь?» «А кто тебя знает, вдруг ещё надумаешь рожать. Мне дети не нужны». Он начал бить жену.


 Однажды, будучи непохмелённый, вступая в очередную перебранку с супругой, ударил её` кулаком в лицо. От неожиданности и боли Лена громко закричала и застонала. Младшая трёхлетняя дочь, проснувшись, залилась от испуга плачем. Лена бросилась успокаивать Любу, но утром простынь под ней была мокрая. Это повторилось через день, два. Врачи диагностировали: энурез.



   Свекровь посоветовала просить жильё и уходить от Андрея. Лена получила одну комнату в общежитии вдали от детского сада. Старшие дочери Вера и Надя пошли в школу. После уроков они шли к бабушке, после работы их забирала мама, нагруженная ужином и вещами детей.


 Сердобольная коллега, видя измученную житейскими хлопотами женщину, посоветовала: «Ты бы мужчину завела, хоть помощь была бы». «Да где его взять?» «На днях зайдёт, жди». «Ты серьёзно? Жених получается». «Нашла жениха, ему иногда от семьи надо отдохнуть».  «Не надо мне такого». «Дура, ты, Ленка, зачахнешь от безысходности». Через пару месяцев по первому снежку на вечерний огонёк зашёл молодой мужчина и передал привет от коллеги. Зайдя, быстрым взглядом оглядел одну комнату, перегороженную надвое платяным шкафом, в одной половинке- гостиная и диван Лены, а во второй- две двухместные кровати дочерей. Ночной гость предложил отметить знакомство. Хозяйка прошла проведать, укладывающихся спать, детей и присела к угощению. Рюмка – другая, беседа плавно перетекала от проблем к заботам и обратно. Когда, наконец, гость уверенно потянул Лену на диван, она показала взглядом на половинку дочерей, он выключил свет. Она сжималась от чужих грубых мужских рук, вздрагивала от слишком громкого скрипа дивана, облегчённо вздохнула, когда он, получив удовольствие, затих на ней. Боясь уснуть рядом с ней, начал спешно собираться домой. На пороге неловко чмокнул в щёчку новую подругу, пообещал, если будет время, завести баллон газа, уехал.



   Утром Лена избегала встречаться взглядом с дочерьми, но девочки ничего не спрашивали, а просто радовались вкусному и сытному завтраку, остаткам романтического ужина. Лена чувствовала, что в ней что – то надломилось. Состояние бредущего странника. Ушли вера, надежда, любовь.


 Ночной гость через три месяца ушёл, не простившись. Новые друзья более полугода не задерживались. Семья, дети. Особый свет и тепло в дом Лены принёс молодой Николай. Она тихо радовалась, осыпая парня нежностью и ласкою. Познакомившись с роднёй друга, Лена ничего не загадывала, но через три месяца, Николай предложил расстаться, объяснив, что не готов заботиться о чужих детях.


 Она чувствовала, как в ней поднимается волна гнева. Чем она плоха? Почему никому не нужна? Неужели можно бояться детей, которые растут и ни у кого куска хлеба не просят? С горечью поняла: детей много, малые они ещё.   От отца алиментов нет, бабушка помогает. Пока дети не вырастут, о своём женском счастье не стоит мечтать. Этот комок ненависти пробуждал в ней хищничьи чувства. Теперь она стала охотником.



   Через дорогу жил одинокий средних лет мужчина. Лена помогала по хозяйству, делала уборку в доме, готовила, стирала. Немолодого человека всё устраивало, даже дети не пугали, из подруги вышла бы хорошая хозяйка, но душа не лежала. А вот заглянет иногда на поздний огонёк другая давняя знакомая и сердце оттает. Так и расстались с Леной, с криком, шумом, с новой сердечной раной.



  Андрей, Ленин муж, уехал летом на заработки на бахчи. Через пять дней пришла весточка: умер от сердечного удара, нашли в лесополосе. После похорон мужа, Лена сказала: « Вымотал он у меня всю душу. Ни любви, ни ненависти нет».



  Тем временем дочери подрастали, две старшие окончили школу, уехали к родной тётке в Тольятти, работали в кафе. Но спустя небольшой год старшая Вера вернулась к матери беременная. Родившаяся внучка не радовала своим появлением на свет ни маму, бабушку, прабабушку.



  Лена, найдя газету знакомств, написала одинокому мужчине, желающему создать семью. Долгая переписка окончилась приездом жениха, который был в восторге от новой знакомой. Лена с  Любой переехали жить к нему на север.


После окончания школы Люба вышла замуж, родила дочь, назвала её Верой.