Я растерянно стояла в центре Москвы. Телефон Марата не отвечал. Длинные гудки. Если он в метро, то скоро перезвонит. Но прошел час, два, он не перезванивал. «Что-то случилось»- сказал мой муж. И в эту минуту позвонила азербайджанская поэтесса Кенул (она приезжала к нам в город на вечера поэзии) и сообщила, что только что, в метро, у Марата остановилось сердце. Она плакала, не переставая, и повторяла одно и тоже…
-Тамара, он так волновался, чтобы встретить вас, передать последний выпуск журнала с твоим романом.
В это невозможно поверить – его больше нет…
В Москве светило солнце, шел снег, все искрилось.Пять минут назад я радостно кричала ему на автоответчик:
–Марат Ахмедович, я уже в Москве, и еду к вам на встречу!
Кем он был для меня? Что сделал для меня МаратАхмедовичКаландаров, президент международной ассоциации писателей и публицистов?
Все, что было в его силах и даже более того.
В России среди журналистов он непользовался особым авторитетом, его недолюбливали, считали авантюристом, мошенником, человеком, дающим пустые обещания.
Но этот человек, вызывавший такую бурю негативной энергии, сыграл большую роль в моей судьбе…
Я знала его совсем другим человеком: искренним, любознательным, готовым помочь. Он был всяким: стеснительным, деликатным, жестким, проницательным. Он приезжал к нам в Липецк на вечера поэзии, сам читал свои стихи- необыкновенно поэтичные, вызывавшие смех и слезы у всех, кто их слушал. Это был поистине человек – праздник, душа компании, он всех воодушевлял, заводил. А сколько знал интересных историй – ведь он объездил весь мир!Несмотря на свои 75 лет этот человек сохранил какое-то мальчишеское озорство, жажда жизни у него была необыкновенная. В один из приездов он побывал у нас на даче, увидел телескоп – и на всю ночь прильнул к нему, восхищаясь скоплением звезд.
-Боже мой,-шептал он, – неужели такое возможно! И такое небо, и звезды и луна! И тут же, блестя глазами, принялся сочинять стихи, краснел, рвал бумагу, хохотал. Обожал рыбу, запеченную в фольге, простые льняные рубахи, красные цветы…
Журналист, военный историк, кавалер многих международных литературных наград. Первый журналист Европы, совершивший полет в стратосферу на сверхзвуковом истребителе и рассказавший в прямом эфире, что испытывает человек, проходя два звуковых барьера. За этот полет Каландаров в 1979 году был призван лучшим репортером СССР. Автор 14 документальных повестей.
И кто я была ему? Мы впервые встретились с ним в Москве, я уже знала все недобрые слухи о нем, читала статьи в интернете и с недоверием смотрела и слушала его. «Верить ему нельзя, – думала я, а сама поддавалась и его обаянию, и его неподдельной энергичности.
Каждый пишущий человек отлично знает, как сложно пробиться в крупное издательство.А издавать книги на свои деньги- дело вовсе неблагодарное, со всеми этими трудностями я столкнулась на личном опыте и естественно, пожаловалась МаратуАхмедовичу. Он слушал меня с большим вниманием, взял мои книги, пошутил, что чужие читать не любит, сумка маленькая и если бы он возил с собой все книги, с которыми его просят ознакомиться, то протянул бы недолго.На этом мы и расстались.
-Тамара!- позвонил он мне буквально через три дня.-Слушай меня! Я могу для тебя кое-что сделать!
Передавать этот разговор невозможно, Каландаров-человек очень эмоциональный, он обещал, советовал, обсуждал со мной всевозможные пути прорыва моих книг в мир, у меня даже пересохло в горле от волнения.
-Ты давай пиши дальше! -продолжал кричать он в трубку. У тебя всего один роман, а надо больше. Давай,шевелись!
И я рванула к давно забытым белым листам, лихорадочно отыскивая ручку, карандаши, резинку.Почему, резинку? Марат поставил передо мной экстренную задачу- написать новый роман, и чтобы непременно были иллюстрации. За это он обещал печатать его с продолжением в международном литературном журнале «Настоящее время», главным редактором которого являлся. Журнал выходил в 40 странах.
-Нужны рисунки,- строго добавил Марат. Читатели любят рисунки. Он поставил мне жесткие строки.
И я писала, чтобы его не подвести! Закончила курсы фотошопа, чтобы научиться рисовать! На несколько месяцев я буквально выпала из жизни, но справилась. Я мечтала, чтобы мои книги вышли за рубежом. Но проблемы, с которыми я столкнулась, оказались непреодолимыми. Перевод книг оказался дорогим, да и выхода на зарубежные издательства у меня не было. Каландаров познакомил меня с прекрасным писателем и переводчиком, Михаилом Блехманом, редактором иностранного журнала «Порт-Фолио». Тот взялся не только переводить мои книги, но и пристроить их в зарубежные издательства. Цена перевод была в два раза дешевле, чем у нас в Липецке и отличался высоким качеством. Марат координировал всю деятельность, он в буквальном смысле торопил события, будто предчувствуя, что время его на земле ограничено. Мои рассказы, как я и мечтала,стали выходили за рубежом, во многих журналах, на русском и английском языке- Марат не обманул. За рубежом он как раз пользовался огромным авторитетом, его считали выдающимся человеком нашего времени, и одно упоминание о том, что « сам Марат просит» открыло мне много дверей. То, что книги стали раскручиваться, и я получила признание за границей, очень воодушевило меня. Марат писал, звонил, интересовался, ругал, одобрял, подсмеивался.
И только после его смерти я узнала- так он относился не только ко мне. Он выполнял свою миссию на земле- подталкивал и вдохновлял поэтов и писателей, внушал веру в себя, заряжал своей неиссякаемой энергией. Публикуя стихи и рассказы начинающих в своей зарубежной газете» Российский писатель» и в журнале «Настоящее время», давал шанс – быть услышанном за границей. В книжной серии «Библиотека МАПП» вышел мой двухтомник- книги с необыкновенно красочной обложкой, Марат Ахмедович взял на себя часть расходов по пересылке, чем очень облегчил весь процесс. 21 февраля вечером, почти за час до своей смерти Марат позвонил и сказал: срочно приезжай в Москву.Я хочу тебя несказанно обрадовать, но это-только при встрече…
Марат Ахмедович, когда Вы покинули мир, восторг и истинное наслаждение жизнью ушло вместе с Вами. За все Вас благодарю…
Светлой Вам памяти.
Тамара
член союза писателей