Одноглазая Сова по дороге в Ад - фрагмент 1

Альтаф Гюльахмедов
    "ОДНОГЛАЗАЯ СОВА"
      ПО ДОРОГЕ В АД
/Фрагменты/

***

‘’Никто не мог заметить эту Сову – белую при свете  и черную на фоне звездного неба. Никто не мог услышать, как она плывет наверху на своих мягких бесшумных крыльях’’.
Но Сова видела и слышала все''…
                Э.Л.Х. Смит
 
 ***

‘’Почему "Сова"?
‘’Потому что ночью и тихо’’...
‘’А почему "Одноглазая "?
‘’Потому что раненая, и уже что-то потеряла’’...
(из солдатских разговоров)

 


"Одноглазая Сова"

***

Я пишу, меняя сроки и даты, изменяю имена и фамилии тех, кто не согласился, чтобы их имена фигурировали в книге, и пишу так, как вспоминаю.

Память странная вещь – когда отчаянно пытаешься вспомнить нужную формулу, или номер телефона, когда рычишь на себя от неспособности вспомнить имя актера, или название фильма, она, в ответ на любое сочетание слов, вдруг подсовывает тебе красочные дышащие картинки из прошлой жизни…

… и в той жизни они все еще молодые и живые.

 


В кодировке

***

В кодировке мы были просто спичками.

И когда в рации слышалось – ‘’спичка сгорела’’, или ‘’две спички сломались’’ – значит, кого-то мы уже потеряли и, хотя слышали мы это не очень часто, горечь потерь не стала от этого легче…

И с тех пор обычные спички приобрели для меня некий мистический смысл. Я не могу смотреть, как они валяются на улицах,… украдкой поднимаю их, и, собрав, сжигаю в пламени зажигалки,… потому что в каждом из Нас свое предначертание свыше, а высокое и единственное предначертание спичек…

– ГОРЕТЬ… ДАВАТЬ ТЕПЛО.

А потом меня встречает знакомый культурист поперек себя шире, тот, что кричал и продолжает кричать о том, что война необходима и хвастает, ковыряя спичкой в зубах, как где-то за рубежом на соревнованиях ходил в трусиках по сцене и занимал какие-то места. В то время как оборванные худосочные мальчишки, надрываясь, тащили на заснеженный перевал минометы.

   Он снисходительно похлопывает меня по плечу, по заношенной гимнастерке и, бросив обгрызенную спичку на заплеванный тротуар, уходит, бросив мне напоследок.

- Ерунда все это! Делом надо заниматься!

И я понимаю, что я опять попался!

Все, что происходило все эти годы, было неправдой,…

… все это нужно было только для того, чтобы в условиях неразберихи, они успели расхватать теплые места.

Пока они посылали нас в огонь, давя на патриотизм, они использовали нас, как вот эту самую спичку, что лежит сейчас на тротуаре, наискосок от кинотеатра Низами, рядом с букинистическим магазином.

Я поднимаю спичку и  сжигаю ее в пламени дешевой китайской зажигалки, дав догореть до конца, до самых пальцев, чтобы стало больно.

И пока она горит, вижу в ее огне дорогие мне лица.



 
Около здания

***

Около здания государственного Университета бабушка с ребенком в коляске.

- Молодой человек, вы могли бы помочь перенести коляску через барьер.

 ‘’Поможем,  почему бы и нет. Бутуз какой. Щечки круглые и нос из них торчит, тянется ко мне… в руках игрушка вся в слюнях’’.

Он роняет ее и я, поставив коляску, наклоняюсь, подбираю раньше бабульки, и отдаю куклу.

- Вот видишь, какой дядя добрый!

Они уходят, а я остаюсь - мне некуда теперь идти. Я уже не здесь.

***

‘’… Это село только за последние сутки несколько раз переходило из рук в руки. На хрена оно кому сдалось - здесь ведь ничего уже не осталось…

только справа и слева мы… рваная цепь… терминаторы…

лица маски в располосованной копоти и потной грязи, …

потом кто-то скажет и ‘’руки в крови’’, а ты видел когда-нибудь, урод... ''руки в крови''…

глаза холодные и сумасшедшие… ну, где там она правда жизни… лед и сталь… огонь…

Манки… сигарета в зубах… берет…

автомат дергается… дальше кто-то…

комбинезон спущен до пояса, чтобы виден был тельник…

пулеметная лента на руке…

слева кто-то с плэйером в ушах,… стреляет под музыку и танцует,… прыгает огонь, черной плавной рекой обтекает дома противный, нет, восхитительный дым…

в окне первого этажа справа какое-то шевеление и несколько стволов разворачивается на движение - летят осколки кирпича и штукатурки…

Апачи входит в окно, выворачивая косяк, и стреляет внутри, потом тем же размеренным шагом выходит из дома  с другой стороны, на ходу делая зарубку на  деревянном прикладе ‘’АК’’.

Горит ‘’двойка’’…

броня рыжая и отогнута, словно вскрытая консервная банка…

из люка кто-то висит…

весело прыгает огонь на куртке…

рядом рявкает ‘’муха’’…

тот с плэйером, прикрыв глаза, танцует, плавно двигая стволом по периметру площади, и туда дальше, к сгоревшему ларьку на краю, откуда трещит чужой пулемет…

вот в развалинах двухэтажного дома еще ‘’Бээмэпэшка’’…

вроде целая, но не стреляет и не будет,… Рыжик,… гранатомет на плечо, автомат висит за спиной,… залп,… дом горит,… ‘’железка’’ горит,… еще один,… очередь, а если бы ты меня,… матрацы какие-то под ногами… скрипит,… трещит что-то,… битое стекло,…

игрушка какая-то  у ног… поднимаю – кукла с печальным взглядом длинноресничных глаз…

ЧТО ОНА ЗДЕСЬ ДЕЛАЕТ?!!

… рядом искрится рикошет,… отбрасываю куклу, и она падает в огонь,… но я не хотел… мурашки по коже…

НЕЛЬЗЯ ТАК!!!!

… магазин пуст,… ставлю новый рожок и брызгаю в небо стреляными гильзами, а сам все думаю - может вернуться и вытащить ее из огня…

… глупо… не ко времени и поздно.

Впереди взорванный дом складывается внутрь словно карточный…

УЖЕ ПОЗДНО.
‘’ДОБРЫЙ ДЯДЯ’’.