Четвёртая книга царств

Александр Анайкин
Четвёртая книга царств начинается с банального несчастного случая, который произошёл с царём Израиля Охозией. Тот выпал из окна своей комнаты. Был ли этот случай спровоцирован кем-либо из ближайшего окружения царя я не знаю. Книга повествует лишь о том, что царь, когда его принесли в спальню и положили на кровать, не велел звать к себе докторов. Вероятно, он был очень невысокого мнения о них. Охозия велел снарядить послов к Веельзевулу, божеству Аккаронскому. А снарядить царь велел послов для того, чтобы выяснить животрепещущий для него вопрос – выздоровеет ли он и когда. И за то, что царь послал навести справки о своём здоровье у совершенно непотребного божества, истинный Бог настолько на него прогневался, что велел пророку Илии сообщить царю, что тот более уже не подымется со своего ложа. Илия и сообщил, остановив посланцев царя на полпути.
Когда же царь велел привести своим слугам пророка лично к нему, то Илия, нисколько не сомневаясь, уничтожил сто посланных к нему визитёров, не считая начальников отрядов. Лишь третий отряд сумел привести во дворец пророка. Командир отряда просто слёзно взмолился не губить его и солдат. Только тогда, после таких упрашиваний, Илия соизволил посетить дворец, где лично сообщил Охозии неприятную весть. В общем, если рассуждать здраво, то смерть царя произошла из-за его неверия, из-за его инакомыслия. Нечего было сомневаться в силе Бога. В данном случае Бог выглядит совсем как Иосиф Сталин, который тоже очень не любил диссидентов.

Так что не только в нашем СССР власти были скоры на расправу. Причём, зачастую, повод для казни был самый пустяковый. Например, другой пророк Елисей, наслал на детей медведиц, которые и растерзала ребятишек. А почему рассерчал Елисей столь сильно? Да детишки насмехались над пророком, обзывали того плешивым. Казалось бы мелочь. Дети же, чего с них возьмёшь, тем более что ведь и в самом деле пророк был лысым. Но, нет, обиделся дюже Елисей и напустил на обидчиков двух  медведиц. А те и загрызли сорок два ребёнка. Жестоко? Зато справедливость восторжествовала. Разумеется, на такие мелочи даже и обращать внимание не следует. Так я и сделаю, ибо есть в книге факты и поинтереснее, чем убийство роты солдат, да группки детишек.

Например, в книге можно узнать, какую пищу брали в поход солдаты в те времена. А оказывается армия шла в поход вместе со стадами животных. Например, израильскому царю Ахаву царь моавитский по имени Меса регулярно посылал по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. Но когда Ахав умер, то Меса отказался посылать приемнику скончавшегося владыки Иораму овец и баранов. Вот тогда то и выступил Иорам войной на недавнего поставщика овечек да барашков. А чтобы поход удался, то взял себе в союзники ещё двух царей, которые тоже для своих солдат прихватили стада. Правильно, ведь в те времена консервов ещё и в помине не было. Да и свежатинка ведь гораздо лучше консервов. Хотя, водить с собой стада животных не совсем удобно. Ведь скотину и кормить и поить надо. А где в походе брать воду, с которой, естественно, бывают перебои. Геологов тогда не было, так что приходилось обращаться за помощью опять же к пророкам. В данном случае войско выручил тот самый Елисей, который напустил на детей медведей. Этот Елисей указал солдатам место, где необходимо рыть рвы, которые будут заполняться водой. И действительно, так и случилось, рвы заполнились столь необходимой войску водой. А ещё Елисей предсказал победу войску. Он так и сказал:
- И вы поразите все города укреплённые и все города главные, и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и все лучшие участки полевые испортите каменьями.
В общем, их миссия заключалась не в захвате территории с плодородными землями, а просто в банальной мести, в наказании моавитян за отказ поставлять баранов и овец. И наказали ведь. Вот как об этом повествуется в библии.
- И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню, и закидали его; и все протоки вод запрудили, и все дерева лучшие срубили.
В общем, дело шло к тому, что израильтяне вот-вот должны были уничтожить всех моавитян, применяя метод «выжженной земли», да царь моавитский оказался находчив. Он решил умилостивить Бога. Что он сделал? А этот Меса сжёг живьём прилюдно своего первенца сына на городской стене. И ведь это помогло. Ушли захватчики, негодуя на злодея.

Елисей этот был весьма сильным пророком. Точно всё предсказал, все события до нюансов. Да и чудеса Елисей мог творить очень искусно. Он и ребёнка воскресить сумел и людей вылечил от отравления, и одним хлебом накормил целую ораву народа, даже прокажённых вылечивал. Да что там врачевание, Елисей даже металлический топор заставил всплыть. В общем, этот Елисей обладал весьма разнообразными знаниями и умениями, недаром он стал разведчиком у израильтян. Именно он, Елисей указал израильтянам место засады, которую устроил евреям царь Сирии. Более того, Елисей и войско сирийское поразил слепотою. И это во времена, когда про отравляющие газы и слыхом не слыхали. Елисей же не только ослепил всё воинство, но и привёл вражеских солдат в Самарию, в руки израильского царя. И, так как сирийцы не обзывали пророка и кудесника плешивым, то Елисей посоветовал царю евреев не убивать сирийцев, а накормить их и отпустить восвояси. Так с теми и поступили. Весьма редкий случай гуманности. Более того, этот Елисей солдатам и зрение вернул.

Однако сирийский царь Венадад вновь осадили Самарию, где была резиденция царя израильтян. Естественно, что в городе начался голод. Люди употребляли в пищу не только голубиный помёт, который стоил очень дорого, но в городе процветало и каннибальство. Из-за людоедства люди даже судились. Нет, нет, никого не отдавали под трибунал за бандитизм, как это было у нас в Великую отечественную войну. Ну, да, ведь в советском уголовном кодексе не было статьи наказания за людоедство в то время, поэтому каннибалов судили как бандитов, попросту расстреливали.

Но, в этой Самарии было всё по-другому. За людоедство не казнили. Более того, люди даже обращались в суд именно по поводу людоедства. Например, одна женщина обратилась лично к царю с жалобой на свою подругу. Вот как этот случай описан в библии.
- эта женщина говорила мне: «отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра».
И сварили мы моего сына и съели его. И сказала ей на другой день: «отдай же твоего сына, и съедим его». Но она спрятала своего сына.
Вот такие уголовные дела разбирал лично царь.

А в городе продолжался голод. Но вновь людям пришёл на помощь пророк Елисей, который обнадёжил народ, сказав, что сирийцы снимут осаду уже завтра. Так и получилось. Ночью сирийскому войску послышалось, что их окружает большая армия. Все спешно покинули стан, попросту говоря, бежали. Жители города были довольны. Вот как об этом сказано в библии.
- И вышел народ, и разграбил стан Сирийский.

Что мне нравится в библии, так это откровенность. Никакой дипломатии. Когда мы оккупировали Германию, то тоже откровенно грабили всё, что под руку попадёт. Многие генералы на этом миллионы нажили. Но мы свой грабёж оправдывали законами, которые сами же и создавали по случаю. А в библии, видите, как просто и без обиняков – «вышел народ и разграбил стан». У нас в Германии народ не имел возможности грабить. Что мог солдат взять? Ему это запрещалось в отличие от наших высших офицеров. Те вывозили добро эшелонами. Ни американцы, ни французы, ни англичане не мародёрствовали, одни советские офицеры этим занимались. Рядовые просто насиловали немок. Хоть как то порадоваться надо.

Но что интересно, этот Елисей по окончании военных действий безбоязненно пошёл в Сирию. Он вообще любил путешествовать, а во время своих странствий пророчествовал. Вот так он предсказал смерть царю Сирийскому Венададу, когда тот спросил его о том, выздоровеет ли он. Он и ответил, что тот выздоровеет, но тут же умрёт. Так же рабу царя Азаилу предсказал судьбу. Так и случилось всё в точности, по словам пророка. Азаил мокрым одеялом придушил своего царя и стал вместо него государём. А надоумил этого раба на такой поступок именно Елисей. Вот, как было просто в те времена. Впрочем, в нашем СССР тоже было не намного сложнее. Одних руководителей расстреливали как «врагов народа и шпионов» и тут же ставили на их место других. Вообще, следует сказать, нигде столь часто не менялись руководители, как в странах с коммунистическим режимом. Коммунисты, дорвавшись до власти, сазу же повели себя как пауки в банке, стали жрать друг друга. То же самое ведь было и во времена Парижской коммуны. Но вернёмся к библии, тем более что там меньше тирании и крови, чем в истории коммунистической партии.

И вновь мы видим великую силу народа, который даже делает выборы царя. Так, всеобщим голосованием евреи избрали царём Едома.

В книге можно узнать и о том, что не все войны велись с тотальным уничтожением побеждённых. Например, царь Иорам в городе Цаире не стал уничтожать рядовых идуменян, он пошёл по более лёгкому пути, менее обременительному – уничтожил всех руководителей войска противника. Мы тоже у себя в революцию уничтожили всех менеджеров, всех инженеров, а потом стали приглашать специалистов из-за рубежа. Ведь у нас в СССР все заводы, все крупные предприятия были построены иностранными специалистами: американцами, немцами.
Но вернёмся к библии.

Всё возрастает роль священников и пророков. Сами они не царствуют, но, активно участвуют в политической жизни региона. Прославленный пророк Елисей помазал на трон Ииуя, сына Иософата. Причём Елисей не просто помазал в цари Ииуя, но и дал тому вполне конкретное руководство к действию. Вот как об этом говорит библия:
- «помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем;
И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отомстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели.

Ну, Иезавель, как видно из третьей книги царств, была ещё та стерва. Она фальсифицировала уголовные дела, чтобы её супруг, царь Ахав, получил понравившейся ему участок земли. К тому же эта баба была очень неблагосклонна к пророкам.

Её то Ииуй первой и казнил. Он приказал выбросить Иезавель из окна, а потом её труп растоптали конями.

Вообще, Ииуй действовал очень решительно, чтобы добиться престола. Ведь мало быть помазанным на трон, надо его ещё захватить. Поэтому Ииуй не колеблясь убивает двух царей: Иорама и Охозию. Что же, это традиция. Цари, как правило, не уходят в отставку, их убивают приемники. Да и родственникам свергнутых царей не везёт, тоже, как правило. В данном случае Ииуй истребил вообще весь род царя Ахава. Так же, как и мы в 1918 году поступили с царским родом. Не знаю, вспомнил ли Ленин этот эпизод из библии, или нет, но поступил он точно так же, как и царь Ииуй. Отличие в чём? Ииую головы царских сыновей, а это семьдесят штук, прислали после исполнения казни в подтверждение исполнения приказа в корзинах. Коммунисты же так запрятали тела своих жертв, что их едва смогли отыскать через многие десятилетия. И то не всех.

Но этот Ииуй, конечно, не остановился только на родственниках царя Ахава, нет, он казнил всех, кто занимал хоть какие-то должности у того: вельмож, священников. Ну, мы тоже так поступали. Для нас это не в новинку.

Братьев же царя Ииуй не стал обезглавливать, их просто закололи кинжалами. Должно же быть какое-то разнообразие для палачей в их нелёгкой деятельности.
У Ахава братьев было больше, чем у Николая. У Ахава было их сорок два, заколоты были все.
И такие бойни происходили во всех городах.


А далее Ииуй устроил масштабную провокацию, к которой прибегали и наши чекисты. Они ведь тоже знали библию.
Так что сделал Ииуй? Новоиспечённый царь приказал явиться всем служителям Валаала, якобы для поклонения идолам. А что было потом? А далее, когда все служители идолов были собраны в одном месте, то их просто истребили. Более того, были уничтожены и статуи из «капища Ваалова». Одним из первых декретов Ленина, как мы знаем, был декрет об уничтожении памятников царизму. Вова тоже был столь же последователен в своих действиях.

Если уж я упомянул деяния Ииуя, то нелишне будет сказать о том, что они в библии названы «мужественными подвигами».

Как я уже говорил, от Ииуя досталось и союзнику Ахава, царю Охозии, которого тот убил лично.

Но в данном случае весьма интересна реакция мамы Охозии Гофолии на смерть своего сына. Как поступила эта дама? А она убила всех детей своего сыночка. То есть Гофолия убила всех своих внуков и внучек. Всё ради того, чтобы править самолично. Спасся лишь один сын Охозии, Иоас, которого укрыла сестра Охозии, укрыла вместе с кормилицей, ибо было мальчишке всего годик.

И прятали в храме Иоаса шесть лет. А после священник Иодай организовал заговор против этой Гофолии. И убили эту сучку и поставили царём семилетнего Иоаса. Заодно истребили и всех жрецов Валаала. В этом нет ничего удивительного. Ведь наставником у ребёнка был правильный священник Иодай.

В те времена, как видим, в регионе происходили не менее бурные события, чем сегодня.

Впрочем, не только войны, бушевали в регионе. Велось и строительство. Например, при этом Иоасе, которого спасла от рук бабушки родная тётя, было построено много храмов. Конечно, ведь Иоас до семи лет, до своего воцарения, спасался в храме, да и наставником у него был священник Иодай. Так что ничего удивительного в пристрастии к церковному строительству у этого царя нет. Всё закономерно. Иоас даже не требовал отчёта от строителей храмов в израсходованных средствах. Всё базировалось на доверии. Это у нас в СССР ОБХСС постоянно проверяла продавцов, поваров. Вдруг не доложили в котлеты мясо, а в булочки масла. Вдруг продавщица обвесила на гривенник покупателя. И ведь целая армия милиции была занята таким не свойственных для полиции делом.

Так же старался этот Иоас избегать военных действий. Он даже Азаилу, царю сирийскому послал большой выкуп за то, чтобы тот не оккупировал Иерусалим. Но такое потакание рэкетирам не всем из его окружения пришлось по нраву, поэтому его слуги составили против своего царя заговор и убили его. «И воцарился Амасия, сын его, вместо него».

Но, как ни старался Иоас избегать военных столкновения с соседями, всё равно между Сирией и евреями происходили постоянные войны. В этот период скончался и знаменитый пророк Елисей, который всё же перед смертью предсказал Иоасу, что тот трижды разобьёт сирийцев.

Кстати, выражение «сын за отца не отвечает», коммунисты взяли именно из библии. Дело в том, что как только сын убитого слугами Иоаса царь Амасия вполне освоился во власти, то тут же умертвил всех заговорщиков, убивших некогда его папеньку. Но вот детей заговорщиков он убивать не стал, сказав, что сыновья за дела отцов не несут никакой ответственности. Мы в СССР тоже так говорили, но, в отличие от Амасии, поступали совсем наоборот. Все родственники репрессированных так же подвергались жестоким преследованиям и убийствам.

Но этому Амасии тоже не повезло. Войны то продолжались. Был разграблен в результате военных действий Иерусалим, разрушена городская стена, разграблены храмы. Да и самому Амасии пришлось бежать от заговорщиков в город Лахис. Там его заговорщики настигли и убили. Хотя и похоронили со всеми почестями в Иерусалиме.

Ну, а царём народ сделал Азария, сына убитого Амасии, который царствовал в Иерусалиме аж целых пятьдесят два года.

Однако этому Азарии очень не повезло в другом. Этот Азария заболел проказой, так что даже вынужден был жить отдельно ото всех в особом доме.

Паршиво, конечно, но другим царям везло в жизни меньше, несмотря на хорошее здоровье. Например. Захария, что правил в Самарии, царствовал всего шесть месяцев. Его убил Селум, который и стал правителем. Но этот Селум правил ещё меньше, всего месяц, ибо его убил Менаим. Об этом царе мало что написано. Так, несколько слов, характеризующих его как весьма жестокого царя. Например, этот Менаим уничтожил всех жителей городка Типсах и его пригородов. Горожане провинились в том, что не отворили Менаиму городских ворот. Поэтому всех и убили. Беременных женщин ждала та же участь, но способ был иной – их порубали на части.
Впрочем, других правителей такая жестокость вовсе не смущала. На этого Менаима тут же напал Ассирийский царь Фул, от которого Менаим откупился, обложив дополнительной данью своих же подданных. Но этот Менаим умер, однако, своей смертью от старости. А вот его сынок Факия был убит заговорщиками под руководством некоего Факея.

Однако этот Факей был не столь успешен в военном деле, ибо царь Ассирийский Феглаффелласар много из его народа депортировал к себе в Ассирию. Эти депортации явились основной причиной недовольства дворян. В общем, как вы уже поняли, этого Факея убили тоже заговорщики под руководством Озии. Такая вот чехарда. Но этот Озия всё же передаст трон своему сыну Иоафаму.

А пока этот самый Озия попал в полное подчинение к Ассирийскому царю Салманассару, которому был вынужден платить огромную дань. Когда же Озия попытался наладить отношения с египетским царём и даже перестал платить Салманассару дань, то сразу же был арестован и посажен в тюрьму.
Этот Салманассар вдобавок ко всем бедам израильтян, ещё и депортировал огромное количество евреев в Ассирию. А в Ассирии евреи вообще стали переходить в другую веру. Лишь одно колено евреев, а именно Иудино, по-прежнему придерживалось иудаизма.

Вообще Бог в тот период очень разгневался на свой избранный народ за подлое отступничество и поэтому наслал на евреев полчища львов, «которые и умерщвляли их».
Даже царь Ассирийский пришёл в ужас от такого наказания евреев и тут же послал к отступникам комиссара, то есть я хотел сказать священника правильной веры, который вовремя и образумил диссидентов.

Далее в книге вновь описываются череда войн, рэкет одних царей по отношению к другим, депортации, заговоры, эпидемии, восстания, поджоги домов богатых, массовые убийства именитых граждан. В общем, всё как обычно для тех времён. Всё это, разумеется, привело к обнищанию и народа и региона в целом.

Когда читаешь книги царств, то невольно задаёшь себе вопрос: «А чем, собственно, евреи выделяются среди остальных народов»? Так же грешат, так же убивают, воруют. Всё как у всех вроде бы. Но, ведь если хорошенько подумать, то ведь выходит, что евреи и в самом деле особый народ. В чём эта особенность проявилась? Да в том, что евреи первые отошли от язычества и пришли к единобожию. Это очень большой шаг вперёд в развитии человечества. Но, люди, читая библию, как правило, не осознают этого еврейского величия. Другим народностям такая особость евреев вовсе не очевидна, но даже обидна. На этом и сыграл Адольф Гитлер.

Гитлера понять можно. Но вот как понять коммунистов, которые истово боролись с религией, объявляя её опиумом для народа. Коммунисты опровергали религию, прибегая к аргументам из области физики, химии, других наук. Но коммунисты никогда не апеллировали к моральной стороне вопроса. Они никогда не обращали внимания на зверства, которые творил этот избранный народ над другими народами. А евреи творили, как мы видим такие деяния, которые в современном мире иначе как геноцидом назвать нельзя.

Спрашивается, так почему же коммунисты напрочь игнорировали те немыслимые зверства, которые творил этот избранный народ по отношению к другим народам? Почему коммунисты ни разу не сказали людям в своих антирелигиозных лекциях: «Люди, да вы посмотрите, какому Богу вы молитесь. Это же обыкновенный убийца, который по своей жестокости до сих пор остаётся непревзойдённым никем. Посмотрите, с какой жестокостью убивают в библии людей именем доброго Бога.

Нет, ничего подобного коммунисты не использовали в своих антирелигиозных лекциях. А почему? Ответ простой, потому что они сами по уши в крови. Коммунисты сами активно использовали и террор, и убийства инакомыслящих, и депортации. Нет такого кровавого события в библии, которое нельзя бы было отыскать и в деяниях коммунистов. Вот поэтому-то коммунисты и не прибегали никогда к моральному аспекту в своей критике религии. Коммунисты тоже считают себя избранными среди всего человечества. Тоже считают себя самыми лучшими. Более того, они так же нетерпимы ко всем людям с другими убеждениями. Коммунисты так же уничтожают инакомыслящих, как это делали евреи с другими народами, молящимися другим богам. В этом смысле что еврей, что коммунист, всё два сапога пара.