Размышления российского пенсионера

Валерий Зиновьев
Эссе

        Могу рассказать немного, что это за состояние такое — пенсионер. После интенсивной трудовой деятельности внезапно наступает какой-то "застой". Рано просыпаться не надо, спешить тоже. Не работаешь,— а с голоду государство умереть не даст. На первый взгляд идиллия, но это только первые два месяца. Когда начинаешь задумываться — вырисовывается картина другого плана.
        Ты понимаешь, что идти-то вроде и некуда. Никто тебя нигде не ждёт — все заняты. Ощущаешь свою ненужность, не знаешь, куда себя деть и чем заняться, и от этого становится не по себе. Женщины ещё как-то находят себя: что-то вяжут, занимаются внуками, а мужик — он и есть мужик — "чахнет" потихоньку от тоски, либо начинает спиваться.
        Если у вас при активной жизни было какое-то хобби, оно вас не выручит — всё начинает надоедать, а душа лениться. Вообще лениться свойственно всем людям. Вспомните, как нам не хотелось утром рано вставать и идти на работу. Вот, думаешь, выйду на пенсию — все премьеры в театрах мои, концерты мои, музеи и выставки тоже! Ничего подобного, никуда идти не хочется. Ищешь причины: то суставы болят, то давление, то сердце пошаливает. Как раз к этому времени, а может быть по причине оного, привязываются всякие болячки и все последующие за ними проблемы.
        Нам часто, в качестве примера, приводят тамошних, «забугорных» пенсионеров — вот, мол, бодрые, активные, улыбчивые и нарядные — по миру ездят и живут в своё удовольствие! Но, извините, значит достаток у них другой и здоровье, и моральный дух другой, если позволяют себе в свое удовольствие на склоне лет пожить. Наши люди издёрганы борьбой за существование, неустроенностью, тяжёлым моральным климатом в нашей среде обитания. Имея подорванное здоровье, пенсионеры наши готовы делиться последними рублишками, чтобы как-то помочь своим неустроенным детям и внукам — им не до путешествий по миру.
        Я всегда мечтал жить в маленьком, тихом городке. Чтобы можно было проехать до магазина на велосипеде. На вечерней зорьке чтоб слышно было птиц, чтоб рядом лес и легко дышалось, чтоб люди при встрече раскланивались друг с другом. Теперь в таких городках совсем неуютно. Пустыми глазницами смотрят разбитые окна, неухоженность и запустение, заброшенность и заколоченные дома, пьянство.
        Сейчас в деревнях и малых городках пенсионер всю семью кормит, а то и поит. Работы нет, да и желания работать нет. Заброшенные поля, неухоженные улицы, безразличные нетрезвые лица. Безнадёга российской глубинки! Оттого и ощущение приходит — человек не может быть счастлив в России! Лежит какая-то "печать" над этой большой необъятной землей, с её бесконечными войнами, революциями и резнёй. И как в доме, в котором произошло тяжкое преступление, никогда и никто не сможет жить счастливо, такою и представляется мне наша Русь.
        Почему пропадает всяческий интерес ко всему, что происходит вокруг?.. А нет ничего позитивного, от чего оттолкнуться можно было сейчас моему поколению. Не работающий пенсионер — ну, и радуйся жизни вокруг, у тебя стало больше свободного времени. Довольствоваться малым — это в нас сидит генетически. Крыша над головой, дома тепло, есть продукты — вот то, что нам необходимо, и ещё, чтобы не было войны... Ни о каких путешествиях, психологических разгрузках и качественном лечении — и не мечтаем вовсе.
        Мы не можем быть счастливы в своем тихом гнезде вне того положительного, что происходит с нашей Родиной. Не хочется говорить о политике, но не нужно быть провидцем в какой, извините, заднице мы все оказались. На какие задворки закинула нас современная цивилизация. На месте огромных корпусов бывших заводов, которые выстроил коммунистический «режим», идет торговля шмотками, бытовой техникой, мебелью, в основном не нашей, заметьте. Мы уже ничего не производим.
        На правобережье Красноярска были десятки заводов — остались единицы, дышат на ладан. Это что за Мамай по России прошел? Мы уже не строим самолетов и кораблей, "легла" тяжелая и легкая промышленность. Как ловко нас "задвинули", что от нас ничего не зависит. Каждый из нас, среди людей массы, словно одинокий путник в бескрайней степи — голос его, одинокий и беспомощный, никем не слышен и никому не нужен.
        Мы смотрим на наших детей, как они "скребутся" со своими семьями по этому капитализму. Беззащитны и бесправны. Дочь моя с зятем всё хотели второго ребенка, теперь молчат — одного бы вытянуть! Задавила "коммуналка", в садиках и школах — везде поборы. На работе — "Не нравится зарплата, уходи!" — стандартный ответ работодателя. А уходить-то и некуда!
        Нет, мысли о счастье, любви не посещают меня! И о чём светлом и радостном можно писать в этой стране. И для кого этот строй, который теперь построили? Глубокое разочарование наше и более старшего поколения, которые всю жизнь трудились на благо... В чьих руках эти блага теперь? Эх, уехать надо было отсюда, пока силы и здоровье было! А не сидеть, утираясь, под этими березками, на богатой земле с таким бедным и бесправным народом. На земле этой, кровью и потом политой, миллионами костей усыпанной, ради будущего счастья...

        Перебирая старые свои записи, наткнулся я на эти заметки. Теперь уже на многое, написанное в прошлом, смотрю иначе. Я уходил на пенсию по инвалидности, и моё моральное состояние было соответствующее. Сейчас многое видится по-другому — пообвыкся что-ли…
        Люди вздохнут с облегчением, когда подойдет пенсионный возраст. Некоторые рассматривают пенсию как дополнительную зарплату и продолжают трудиться. В материальном плане станет заметно легче, появится возможность больше помогать внукам и т.д. Иногда приходит раскалённая эмоциями мысль и ложится в строчки. Это мысли человека неравнодушного, переживающего за свою страну, для которого слово РОДИНА — не пустой звук. И, конечно же, я б никуда отсюда не выехал, что бы здесь ни стряслось…
        Я читал книгу, а в соседней комнате работал телевизор. Как обычно что-то у нас взорвалось, утонул пароход, разбился самолёт... Ждал, думал в этой подборке новостей хоть что-нибудь хорошее, обнадеживающее про нашу жизнь скажут — нет, так и не сказали! Я сел и написал несколько строк под впечатлением от этих новостей. Это был выплеск негодования и горечи, которую невозможно было уже сдерживать. Крик души о том, что сделали с нашей великой Родиной, которой мы гордились, которую в мире уважали и боялись. А теперь, кому не лень, вытирают об неё ноги! В Таджикистане русский экипаж осудили на большие сроки, потому что не было уже в баках горючего, и они посадили свой самолет на их аэродром, не получив разрешения. Мы опять УТЁРЛИСЬ!
        Меня, выросшего в сибирской ссылке, в семье почти уничтоженной Советской властью, тем не менее, многое поражало и восхищало в Советском Союзе. Индустриальная и военная мощь, воспитание и занятость молодёжи, социалка… Вспоминаю слова обычного человека — водителя служебного автобуса, возившего нас на работу:
        —  Такую страну прос-ли! Всё было в руках у коммунистов. Неужели нельзя было накормить свой народ, имея такую мощь! И жили бы дальше и развивались…
        Молодец шофер! Я бы ещё от себя добавил: "Меньше бы тратились на папуасов всяких!"
        Но в реальной истории не может быть никаких "ЕСЛИ БЫ"...

Валерий Зиновьев.