Победы одерживают так

Галина Дейнега
На фото ветеран Великой Отечественной войны подводник Владимир Прокофьевич Морозов (1940 и 1995 г.г.)

(Отрывок из повести «Мне счастливую жизнь подарила судьба»)
http://proza.ru/2012/10/30/1434

Я встретилась с ветераном Великой Отечественной войны подводником Морозовым, чтобы поговорить про любовь. Меня интересовало, как сложилась личная жизнь человека, умеющего одерживать победы.
Вкратце его рассказ:
— Осенью 1943 года нашу подводную лодку «Л-5» поставлена на капитальный ремонт в Батуми. Рабочих рук на заводе не хватало, и меня, как токаря, поставили на расточный станок. Как-то я увлёкся работой, ничего не замечал вокруг. Закончив расточку детали, выключил станок, поднял глаза и... остолбенел. У соседнего станка с фрезеровщицей беседовала стройная темноволосая девушка с удивительными чёрными лучистыми глазами. Голос её был нежным, мягким. Улыбка очаровательная. Девушка ослепила меня своей красотой и пленила обаянием. Взгляды наши встретились, сердце моё взволнованно забилось...

Она ушла, а я так и остался в недоумении. Что же со мной происходит? Навёл справки. Обрадовался, что девушка работает токарем в соседнем цехе. Зовут её Соня. Секретарь комсомольской организации. Я уже не мог не думать о ней. Почти месяц я вздыхал и, наконец, решился. Зашёл в соседний цех. Нашёл Соню. Представился и попросил разрешения проводить её после смены домой. Время было военное. Когда мы выходили с завода, город уже погружался во тьму. Девушка приняла моё предложение. Познакомились поближе. Грузинка. До войны жила в Севастополе.

Соня нравилась многим. Она же отдавала предпочтение Грише, с которым до войны училась в одной школе. Высокий, статный старшина 2-й статьи с двумя лычками на погонах. Я заметно проигрывал перед ним. И роста среднего, и с одной лычкой – матрос-краснофлотец.

У меня просто чесались кулаки при виде его красивой самодовольной физиономии... Избавиться от этого ухажёра помог случай.

Как-то вечером стало просто невмоготу. Хочу увидеть Соню! Отправился к ней домой. Остановился у порога. Стучать? Вдруг дверь распахнулась и на пороге появилась Соня.

– Ты? – удивлённо спросила она и растерянно добавила, показывая в сторону кустов, – там Гриша. Ждёт.

Решение пришло мгновенно! Беру Соню под руку, и мы парой выходим к Грише. Увидев нас, Гриша почему-то растерялся. Подхватываю другой рукой растерянного Гришу, и отходим от дома. Говорю не умолкая. Так, ни о чём. И Соня, и Гриша недоуменно молчат. А я куражусь! Неожиданно Гриша мямлит:

– У меня тётя заболела.

Распрощался и быстро ушёл в темноту. Соня пожала плечами. Его уход обидел её. Почему тот сразу сдался?

Спустя несколько дней Соня, как-то вдруг, завела разговор о старшине 2-й статьи с подводной лодки «Щ-203». Будто её подруга очень интересуется им, его семейным положением. Что-то мне подсказало, а не сама ли она и есть эта подруга? Тут уж я уверенно начал сочинять, что парень женат, у него двое детей. Ни его самого, ни его семейного положения я не знал.

К сожалению, старшина тот вскоре погиб вместе с экипажем подводной лодки. Война! Она постоянно забирала хороших ребят. Со временем Соня призналась, что не подруге, а ей самой понравился тот старшина. Уж очень был похож на её погибшего брата.

Время шло. Я продолжал ухаживать за Соней. Были у нас и размолвки, и даже случилась ссора. А вечером вызывает меня командир, вручает путёвку в Дом отдыха на 24 дня и строго приказывает:

– Отбыть утром!

Я никогда не просил увольнения на ночь, а тут решился:

– Разрешите взять отгул до утра.

– Что так?

– Не могу уехать, не помирившись с девушкой.

– Раз так, даю отгул.

Далеко за полночь затянулись наши объяснения. Помирились! Утром я отбыл на отдых с лёгким сердцем.

Дом отдыха находился в живописном месте под Сухуми. Погода стояла чудесная, но мне было очень тоскливо без Сони. Я постоянно думал о ней. Готовил подарки для неё. Подарки Соне понравились.

Война продолжалась. Суда постоянно приходили в Батуми на ремонт. Работа в цехах завода была очень напряженной. Как-то, заглянув перед обеденным перерывом в цех к Соне, застал её озабоченной. Ей поручили выточить сложную деталь, а она и не знает, как за неё взяться. Девчонка! Было-то ей всего девятнадцать лет. Да и токарем работала только три месяца.

– Не переживай, – успокоил я её. – Иди обедать. Отдохни.

Деталь действительно оказалась сложной, но я был токарем с большим опытом работы, поэтому за обеденный перерыв качественно выточил деталь. Вернулась Соня. Как она была довольна! Глаза её сияли. Ни слова не сказав, нежно обняла меня и... поцеловала. Для меня это было лучшей наградой.

Большая семья Сони жила очень скромно. Я имел деньги за работу на заводе, но предложить их Соне не мог. Знал, что девушка она гордая, денег не возьмёт. Хозяйством в их доме занималась тёща брата. Вот ей-то я и стал давать деньги на воскресные обеды. Соня не скоро узнала об этом.

Осенью 1944 года уже были освобождены Кавказ, Крым, Румыния и Болгария. Менялись задачи и у Черноморского флота. Утром 24 октября меня срочно вызвали к командиру. Нам, группе в шесть человек, объявили, что направляемся в распоряжение штаба бригады. Зачем? Узнаем в штабе. До отбытия оставалось несколько часов, данных на сборы. Быстро собрав вещи, я помчался к Соне.

– Сонечка! Мне не хочется тебя терять. Я не знаю, куда меня пошлют, что со мной будет. Давай распишемся! — В воздухе повисла тишина. Сердце моё замерло.

– Да. Давай распишемся, – немного подумав, согласилась Соня.

Мы побежали в Загс. Расписались. И тут же расстались, так и не успев стать мужем и женой. В штабе наша группа получила направление служить на румынских трофейных подводных лодках. Так и жили: я — в Поти, Соня — в Батуми. Приближались ноябрьские праздники, и я решился попросить отпуск на три дня.

– Зачем тебе? – строго спросил командир.

– Свадьбу сыграть.

– Как это, свадьбу? – удивился тот.

Пришлось рассказать, что расписаться-то мы успели, а на свадьбу времени не было.

– Ну, раз такое дело, нельзя не отпустить.

Я срочно продал некоторые свои вещи, помчался в Батуми и «закатил» свадьбу. Было просто, но возвышенно. С благословением, с пожеланием счастья, удач мы стали по-настоящему мужем и женой.
Вырастили трёх дочерей и сына, который тоже стал подводником.