Казаки Гречкины. Реабилитация. 1989 г

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Слева направо: Жена Наталья, сын Дмитрий и Владимир Петрович Пузиковы. Слева четвертый мой отец - Пузиков Илья Иванович. Город Пятигорск, 1956 год.

ФОТО из семейного альбома Пузиковой-Гречкиной Е.И.

***

КАЗАКИ ГРЕЧКИНЫ
РЕАБИЛИТАЦИЯ. 1989 г.


В ноябре 2012 года в интернете я разыскивал информацию о своем двоюродном деде – Пузикове Владимире Петровиче, который с 1937 по 1947 годы находился в застенках ГУЛАГа.

Пузиков Владимир Петрович, родной брат моего деда Пузикова Ивана Петровича, родился в селе Александрии Благодарненского уезда, примерно в 1900 году. Он окончил Александрийскую сельскую школу, затем – Благодарненское реальное училище. Ныне это Благодарненская средняя школа № 1.

Владимир Петрович Пузиков в 50-70-е годы прошлого века был известным в нашем районе человеком. Он участник гражданской войны, был политически грамотным, один из первых комсомольцев села Александрии, избач.

Его приглашали на районные юбилейные комсомольские праздники, как комсомольца двадцатых годов. О нем, как красном кавалеристе, участнике боев с белогвардейцами в 1918-1920 годах, писал в своих воспоминаниях партизан отряда «Максим», заведующий районным земельным отделом Нестеренко Евдоким Емельянович.

В.П. Пузиков принимал активное участие в коллективизации и изъятии у кулаков хлеба. Моя бабушка Пелагея Ивановна о своем девере отзывалась отрицательно:
- Ходят комсомольцы по домам и огородам, в землю штырями тыкают, ищут спрятанный хлеб. В печи и трубы заглядывают, все что найдут, забирают: фасоль, ячмень, просо. И наш Володька тоже ходил.

***

17 июня 2010 года в город Благодарный из Москвы приезжал мой двоюродный брат – Виктор Попов. Он рассказывал, что с дедом Владимиром встречался два раза.

Посадили его в 1937 году. В колхозе «Красное знамя» Александрийского сельсовета шло партийное собрание. На нем выступила представитель райкома партии, жена первого секретаря Лобакина. После нее выступил он – коммунист Пузиков, который сказал, что представитель районного комитета ВКП(б) неправильно объясняет политику партии. На другой день после собрания его арестовали и дали 10 лет лагерей.

О том, что идет Великая Отечественная война, он узнал только в 1943 году. Отсидел полный срок, 10 лет. Потом, всю оставшуюся жизнь страдал болезнью желудка, поэтому и жил в пригороде Пятигорска, поселке Свободы, лечился нарзанами. Умер от кровоизлияния желудка.

***

Пострадал от репрессий и первый секретарь Благодарненского райкома ВКП(б) Лобакин Николай Яковлевич. Родился он в 1896 в селе Гремячий колодезь Воронежской области, русский, образование высшее, член ВКП(б). Арестован 25 сентября 1937 г. Два года находился в тюремном заключении под следствием. Реабилитирован в марте 1939 года. Дело прекращено за отсутствием состава преступления.

***

Виктор Попов вспомнил и другой эпизод: «…В 1976 году на нашей малой родине в хуторе Копани разбирали родовое поместье. Мои братья: родной – Саша и двоюродный – Коля, перерыли весь чердак.
Я спросил:
- Что вы там ищите? 
Они ответили:
- Наган ищем! Когда Владимира Петровича приехали арестовывать, его брат, а наш дедушка – Иван Петрович спрятал его наган на чердаке…»

Долго искали внуки оружие, но нашли, ржавый и негодный к использованию наган. Пролежал он без смазки в глине на потолке дома почти сорок лет.

Поиски сведений о пребывании в ГУЛАГе Владимира Петровича Пузикова окончились неудачей, ничего мне обнаружить не удалось.

Однако в базу данных «Жертвы политического террора в СССР» оказались включенными имена моих троих родственников по материнской линии казаков Гречкиных. Все трое сыновья моего прадеда – Гречкина Абрама Абрамовича.

Из базы данных:
«…Гречкин Алексей Абрамович. Родился в 1889 г., Невинномысский р-н, хут. Казинского; русский; б/п; крестьянин. Арестован 17 ноября 1932 г. Приговор: расстрелян.

Гречкин Петр Абрамович. Родился в 1895 г., хут. Казинского; русский; грамотный; б/п; крестьянин. Проживал: г. Георгиевск. Арестован 7 марта 1932 г. Приговор: 3 года лагерей.

Гречкин Иван Абрамович. Родился в 1905 г., Ст. Беломечетенской; русский; б/п; Служащий. Проживал: Ст. Беломечетенской. Арестован 17 ноября 1932 г. Приговор: 5 лет лагерей». [16]

По сведениям Международного общества «Мемориал» в период с 1930 по 1933 годы массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты крестьяне в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса». За это время, по разным оценкам, «…вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллиона человек. Меньшая часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагерь.

1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей. Кроме того, множество крестьян бежали из деревень в большие города и на индустриальные стройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и массового голода, ставшего последствием сталинской аграрной политики и унесшего, по разным оценкам, жизни от 6 до 9 миллионов человек». [16]

В базу данных «Жертвы политического террора в СССР» имена Гречкиных внесены из Книги памяти Ставропольского края. Ставропольская краевая ассоциация жертв политических репрессий, созданная в 90-е годы прошлого века, представила народу «Книгу памяти жертв политических репрессий Ставропольского края» в 12-ти томах.

 Издавалась она трудами многих людей в период с 1995-го по 2002 год.
Ставропольская краевая ассоциация, просмотрев огромное количество уголовных дел на граждан, подвергшихся аресту по политическим статьям в 30-50-е годы, постановлений об отмене в годы оттепели приговоров «особых судов», «троек», военных трибуналов, народных судов, показала нам факты массового произвола советской власти по отношению к своему народу.

***

26 ноября 2012 года я направил запрос в Федеральную службу безопасности по Ставропольскому краю с просьбой выслать уголовные дела на Гречкиных в Благодарненскую районную прокуратуру для ознакомления. Свое родство к Гречкиным подтвердил копиями свидетельств о рождении Пузиковой (Гречкиной) Елизаветы Ивановны и своей.

Довольно скоро, 18 декабря в мой адрес пришло письмо из ФСБ по Ставропольскому краю следующего содержания: «…Сообщаем, что архивные дела в отношении Гречкина Ивана Абрамовича, Гречкина Алексея Абрамовича, Гречкина Петра Абрамовича направлены нами…, куда Вы будете приглашены для ознакомления с ними. 7 декабря 2012 г. Подпись…»

23 января 2013 года в городе Светлограде я ознакомился с уголовными делами казаков Гречкиных. Оказалось, что, десять лет назад, в мае 2003 года мой родственник Гречкин Иван Алексеевич, 1924 года рождения, уроженец хутора Казинского, участник Великой Отечественной войны, награжденный орденом Отечественной войны 2 степени, запрашивал в прокуратуре Ставропольского края «Заключение о признании подвергшимся политической репрессии и реабилитации».

Ивану Алексеевичу Гречкину в 1932 году, когда его отца Алексея арестовали органы ОГПУ, исполнилось восемь лет. Он писал: «…Мы жили всю свою жизнь на хуторе «Раздольный» Невинномысского района. Трудились в колхозе до пенсии. До 1930-го года у отца было хозяйство: две лошади, две коровы, два поросенка, 13 овец. Инвентарь: бричка, плуг, сеялка, косилка. Все забрали в колхоз…»

Иван помнит, что отца арестовывали дважды. Первый раз его забирали ночью. Этот детских страх сохранялся много лет. В декабре 1932 года отца из станицы Невинномысской отправили под стражей в город Пятигорск.
 
Мать успела отвезти отцу передачу всего два раза. В третий раз встреча не состоялась! Узелок с чистым бельем и продуктами у нее не приняли. Ольга, стоя у окошка приемного пункта, настойчиво добивалась свидания с мужем:
- Скажите! Где мой муж? Куда его отправили? Что с ним?
- Гражданка, свидания с Гречкиным запрещены, - отвечал ей сотрудник тюрьмы. – Не задерживайте очередь! Освободите помещение… Следующий!

Ольга для себя решила: не уезжать, пока не узнает, хоть что-то, о судьбе мужа. Сотрудник, принимающий передачи для арестованных, сменился. Ольга решила схитрить, еще раз стала в хвост очереди. Вновь она получила тот же ответ:
- Свидания запрещены… Передачи для Гречкина не принимаем!

И тут ей «повезло»! По коридору охранники вели сокамерника Алексея Гречкина. Он только и успел ей сообщить:
- Алешу три дня назад забрали… Ночью… Больше, мы его не видели…
Ничего другого не оставалось Ольге, как идти на железнодорожный вокзал и покупать билет до станции Невинномысской.

***

Пройдут десятилетия… Иван Гречкин в письме в краевую прокуратуру напишет: «…Мы не знаем, что с отцом и где он пропал. Прошу указать место захоронения моего отца, чтобы возложить живые цветы на его могилу…»

Ответ он получит в августе 2003 года. Его отец Алексей Абрамович Гречкин расстрелян по приговору Тройки при ПП ОГПУ и ДСССР. Реабилитирован 31 мая 1989 года согласно заключению прокуратуры Ставропольского края. Место захоронения неизвестно. А если и известно, то сообщать родственникам место захоронения лиц, расстрелянных по приговору, не принято…

Ставропольская краевая прокуратура под руководством В.В. Хомутинникова проделала огромную работу по восстановлению справедливости, реабилитации незаконно репрессированных граждан в разные исторические периоды нашей страны.

***

Хомутинников Владимир Васильевич родился 22 мая 1936 года в селе Актыгашево Шурминского района Кировской области. После окончания семилетней школы пошел работать. С 1953 по 1957 года трудился слесарем на заводе и одновременно учился в школе рабочей молодежи.

В 1957 году поступил на юридический факультет Пермского государственного университета. После окончания учебы работал следователем районной прокуратуры, затем старшим следователем областной прокуратуры. В 1970 году был выдвинут на партийную работу, десять лет работал инструктором отдела административных органов Пермского обкома КПСС. С 1980 года работал заместителем прокурора Пермской области, с 1983 года – прокурором Владимирской области.

Прокурор Ставропольского края с 1987 по 1994 годы. Имеет ряд государственных наград, в том числе орден «Знак Почета». Государственный советник юстиции 2-го класса. [18]

***

Из уголовных дел Петра и Ивана Гречкиных мне стало известно, что оба они в 1989 году реабилитированы и попали под действие Статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».

Таким образом, справедливость в отношении репрессированных казаков Гречкиных и их детей восторжествовала!

25 февраля 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков