Некупленный сувенир

Валентина Вэл
Сто лет не был дома и вот я здесь! С сыном Антоном иду по Ленинской (теперь Петровской). Показываю наследнику город моего детства и с удовлетворением отмечаю положительные перемены. Город стал чище, фонарей полно, магазинчиков понастроили... Жаль получилось не в сезон приехать, а так хотелось в нашем море с сыном поплескаться! Хотя может оно и к лучшему. Не впечатлила бы Антона наша Азовская лу... кхм!.. мелкое наше море не впечатлило бы его... За то пляж - песочек и водичка уже в мае тёплая, купаться можно аж до октября запросто! И вообще у нас здесь в Тагане не то что у нас там...
-Сын, давай тебе сувенир какой нибудь купим!
Сын с радостью соглашается:
-В память о посещении исторической Родины? Давай!
-Летом полно этих ларьков вдоль набережной. Сейчас нету. Надо в магазин. А вот смотри как раз "сувениры"!
Заходим. Наше внимание сразу же привлекает модель парусника. Большой, красивый, хрупкий... Пару минут вокруг него крутимся. Любуемся. Вслух рассуждаем. Конечно не купим. Такое везти... и дорого очень... Тут откуда-то сбоку знакомый до жути в прямом и переносном смысле голос:
-У нас есть и помельче, и подешевле. Соизвольте сюда взглянуть...
Сын поворачивается и идёт на голос. Я тоже поворачиваюсь и вижу весьма пожилую даму одетую с претензией на роскошь. Вижу и остаюсь пришибленно на месте. Да, время не щадит внешность, а голос всё же узнаваем, хотя интонации в нём сейчас совсем не те к которым я ещё будучи школьником привык... Я узнаю её. Инна Карловна. Завучиха нашей школы. Нет не завуч, завучем была Светлана Сергеевна, а эта именно завучиха! Всю школу держала в страхе и угнетении. При чём совершенно излишнем, неконструктивном страхе. Ни дисциплины, ни уважения тот страх, что она нагоняла на всех не добавлял. Иногда мне казалось, что эта солдафонка в юбке и не ставила себе целью привить детям какие-то высокие чувства и уважение к школе. Видимо ей просто доставляло удовольствие унижать детей, питаться энергией обиженного, того кто не может ей ответить. Но мы всё же отвечали по-своему... Школьные хулиганы после "задушевных бесед" не переставали хулиганить, а лишь становились осторожнее чтоб не попасться. По ночам собирались и дружно били стёкла в школе, особенно доставалось окнам её кабинета. Не повезло тем, кто попадался у неё на пути. Школа становилась ненавистным местом. Спасением было то, что кроме Инны Карловны в школе были и другие, вполне нормальные педагоги, которым к стати от завучихи тоже доставалось не сладко. Сам видел как Танюша - так мы звали нашу математичку выходила из кабинета Инны Карловны со слезами на глазах. Инну Карловну ненавидели все: и дети, и учителя. Однажды досталось от неё и мне... хотя я и числился самым большим (большим во всех смыслах) тихоней.

Дело было так... Зима, середина десятого класса, мы украшаем актовый зал к Новому году. Подготовка к торжеству порой бывает приятнее и веселей самого торжества. Парни принесли магнитофон и газировку, девочки напеки печенья... Перекусили дружной компанией и за работу. Наши художники рисуют плакаты, остальные украшают ёлку, развешивают гирлянды. Мы с шутками-прибаутками лепим на стены снежинки, хулиганим потихонечку... весело... Стремянка у нас одна и та у тех кто ёлку украшает. А мы всего-лишь снежинки на стены лепим. Их перед праздником навырезали младшие школьники и мы теперь все их не взирая на качество должны приклеить на стены скотчем. А как же! Дети старались! Им будет приятно свою снежинку найти! Вот уже и половина снежинок на стене, а их ещё много. Надо выше вешать. Прошу стремянку у тех кто ёлку украшает, но получаю отпор. Оказывается они тоже сначала игрушки внизу повесили, а теперь самое время вверху вешать.
-А ты Маринку на плечи возьми, она лёгкая и пусть твой рост хоть раз на благое дело послужит, - советует Светка - наша староста.
-Маринка высоты боится - вставляет Ромка.
-Ничего я не боюсь!- тут же отвечает Маринка.
-Ага! Не боишься! А через козла так и не прыгнула! - продолжает подзуживать Роман.
-Так то ж козёл... и прыгать...
-А Валерка - не козёл, и прыгать не надо! Без стремянки обойдётесь, - тут же вставила Светка. Ребята ржут. Я тоже с ними.
-Не. Валерка её не поднимет! Он балету не обучен. Ему бы только мячики забрасывать. - добавляет Саня.
-Ну чего это он её не поднимет?! Он и двоих поднимет! На одно плечо Маринку, на другое - Ольку! Обе маленькие. Вот пусть и лепят снежинки. - подключилась к дискуссии Галя Саркисьян.
-Ему слабо двоих сразу поднять! - вмешался Миха.
-Ему (сделав ударение на этом слове) - не слабо! - парировала Светка, - Валер, вот присядь. Держи девчонок!
Я послушно приседаю и беру обеих.
-Ну вот! Проблема решена! - радуется Светка, - так Вы быстро всё доклеите, - Валер, тебе нормально?
Мне нормально, девчонки лёгкие. Мы на тренировках ещё не такой груз берём. Только снежинки подавать не кому...
-Надо Лёнчика к ним приставить, всё равно он неприкаянный шляется, ничего не делает, - предложила Ася.
-Не надо Лёнчика, - шeпотом отклонила предложение Светка, - он Тане краски подаёт.
-Ой, как буд-то Таня сама взять не может, - продолжала недогадливая Ася.
-Не может! Не надо Лёнчика. - твёрдо добавила Светка. Всё же она только кажется грубой и разбитной не в меру, а на самом деле - редкая умница! Не даром Светку уже третий год класс единогласно выбирает старостой. Она и поругать за дело не постесняется, и в тонких материях разбирается не хуже любого психолога.
-Валер, а ты Ольку поставь. Вот пусть она и подаёт снежинки. И тебе небось легче.
-Мне и так не тяжело, - говорю я и опускаю Олю на пол. Опять Светка очень чётко просекла, чтоб я именно Маринку держал, а Ольгу поставил... или совпадение... Вряд ли кто догадаться может, что мне такому бугаю эта мелюзга нравится... Или всё же не совпадение...
Как же это здорово клеить с девчонками на стены снежинки!
Маринка лёгкая как пушиночка, а болтливая - ужас! Каждую снежинку с Ольгой обсудит, про каждую историю сочинит кто её вырезал и о чём при этом думал... Прям сказочница! Мне бы так уметь соловьём заливаться! Но я лишь поддакиваю, смеюсь во-время, иногда только пару слов ввернуть могу да и то не всегда удачно, но Маринка всегда подхватывает и как-то так мои корявые слова хорошо трактует, что получается очень даже здорово и во-время я оказывается всё сказал. Олька хохочет постоянно. Хорошие они девчонки обе. Обе в пединститут собрались на литфак. Ну вот что они такие мелкие в школе с такими детьми как я делать будут?! Ума не приложу... Им бы в медицинские сёстры. Там укольчик сделать... клизму поставить... хотя клизмы ставить тоже как-то не очень... Я так увлёкся своими мыслями что не сразу заметил, что в зал вошла Инна Карловна.
А когда я её всё же заметил, то чуть не упустил Маринку. Сразу вдруг стало неловко из-за того, что девочку на плече держал. И Маринка тоже страшно смутилась. Она её первая заметила и вообще от испуга как-то сжалась вся, стала ещё меньше. Инна Карловна как профессиональный вампир тут же с ходу определила где можно насосаться доступной энергии и первый свой удар нанесла именно по ней:
-Таааак... бордель в школе устроили! Обнимаемся прям на глазах у одноклассников! Совсем остатки стыда потеряли! А потом аборты в шестнадцать лет! Как звать?
-Ма... ма...- забормотала Маринка не в силах произнести своё имя...
-Мать в школу завтра, - железной интонацией продолжила Инна Карловна, - и без неё не приходи. Пусть узнает что за кокотку вырастила.
Марине этого хватило. Колени у неё подогнулись и она бы точно упала, но её поддержала Оля. Я же стоял как истукан просто окаменев и боялся её поддержать, чтоб ещё раз не прикоснуться к ней. Маринка рыдала в голос и просила:
-Не надо родителей в школу, мы же ничего такого не делали!
-А мне тут ещё не хватало чтоб вы делали! Когда сделаете поздно будет! И кто вас знает, что вы после школы делаете если вы даже здесь!.. в этом священном храме науки!- голос Карловны взвился с особой патетикой, - себе такое позволяете!
Я к тому моменту успел прийти немного в себя и вступился за Маринку:
-Ничего мы себе не позволяем, Инна Карловна. Мы снежинки на стену клеим.
-А с тобой, Волошин, будет отдельный разговор! Я даже сомневаюсь, что после такого тебе вообще можно будет как-то претендовать на поступление в институт физкультуры... Забыл как характеристику у меня просил?! Я, между прочим материал ещё собираю... Вот уж кто мать обрадует! Единственного сына, надежду свою... Ты о матери подумал?! Ей же надеяться больше не на кого! Мужа у  неё нет! - с особой радостью так чтоб слышал весь класс продолжала Инна Карловна, - И ты вот так все её надежды... Вырастила на свою голову амбала!..

-...а ещё, молодой человек, у нас есть замечательные работы местных мастеров! Целые картины из морского природного материала! Изумительные просто пейзажи! Посмотрите! Такие работы в салонах на Арбате тысячи долларов стоят - я сама видела! А здесь Вы можете всё приобрести за сущие копейки! Подать Вам? Посмотрите поближе?.. - ворковал голос...
-Сын, мы уходим, - прервал я рулады. Антон с удивлением поднял на меня глаза:
-Пап, глянь... тут красиво...
-Уходим, - отрезал я.
Антон видимо что-то почувствовав поспешил согласиться:
-Ладно...
-Ну куда же вы?! Вот у нас тут ещё... Молодому человеку понравилось..,- неслось нам вслед.
Не узнала она меня... и слава Богу... Как буд-то ещё тот детский страх шевельнулся в душе... Хотя нет, не страх, а брезгливое такое чувство. Желание побыстрее отойти от слизкой липкой грязи чтоб самому невзначай не прикоснуться и не испачкаться. Нехорошее чувство досады на себя, что вот угораздило вляпаться... Хотя на новом рабочем месте Инна Карловна смотрелась более гармонично. Торговка она. Торговка. И не надо таких близко к школе подпускать. Детей калечить.
-Пап, ты чего? - шёпотом спросил Антон уже на улице.
-Ничего, сын. Всё нормально. Ток сувениры мы не здесь покупать будем...