Пирожки с любовью

Светлана Лось
ПИРОЖКИ С  ЛЮБОВЬЮ


                (по произведению Евгении Серенко «ПИРОЖКОВАЯ»)
 
Пирожки со счастьем,  пирожки с морковью,
Пирожки с капустою, пирожки с любовью!

Свежие, румяные, только с пылу-с жару,
Щедро начинённые и почти задаром!

Пища всенародная каждому по вкусу.
С перчиком и с луком,  с повидлом – на закуску!

Возится хозяюшка с утра до поздней ночи,
Радуется людям, угодить им хочет!

Годы оседают белою мукою,
А она хлопочет, сияя добротою.

«Угощайтесь, кушайте, ешьте на здоровье!
Отведайте на счастье пирожки с любовью!»


  СЕКРЕТ ЕВГЕНИИ СЕРЕНКО


Стишата, конечно, кустарные.  Но есть надежда, что любители высокой поэзии отнесутся к ним снисходительно.  Речь не о самодельных стихах.  Они вырвались  первым впечатлением после прочтения   рассказа Евгении Серенко «Пирожковая».   Почему-то в роли хозяйки пирожковой представилась сама  писательница, что не сразу нашла своё призвание. В довольно зрелом возрасте, за короткий срок, за два-три года Евгенией Серенко написано более восьмидесяти рассказов и миниатюр. В каждом произведении ясно  прочитывается тема  доброжелательного  внимания к обычным людям, что встречаются  на жизненном пути  всем нам.  Люди раскрываются  сердцами  навстречу пониманию и сочувствию,  и оказывается, что в самом простом рисунке человеческой жизни скрывается смысл и мудрость, а общение, даже мимолётное, и соприкосновение с  человеческой душой  приносит радость.  Нет в искусстве  темы интересней, чем   человек.  Этим, наверное, и объясняется читательский интерес к творчеству писательницы  Евгении Серенко.


В каждом   деле есть свой секрет.  Кажется,  узнай  его – и всё пойдёт как по маслу, всё получится.  Ан  нет!  Даже  плохое настроение повара сказывается на качестве приготовленного блюда.    А порой бывает и так, что секрет раскрыт,  а что в нём проку?  Люди-то все разные, что хорошо одному, совсем не годится другому.  Но  человеческое  любопытство берёт своё,   мы   делимся друг с другом  и собираем  секреты-рецепты чего угодно.  Вплоть до работы секретных служб.   Жажда знания секретов сводится, в сущности,  к самому  важному  секрету в жизни любого человека:  в чём секрет счастья?


Разница между ремеслом и призванием очевидна. Призвание – это, прежде всего,  любовь к тому, что делаешь.  Как говорится,  охота – пуще неволи.  То, что сделано «из-под палки»,  не идёт ни в какое сравнение с тем, что  сделано по велению сердца. И неважно, какого сорта работа.  Можно печь пирожки, можно проектировать здания,  можно лечить людей.  Любой вдохновенный труд прекрасен.    То же самое происходит и в творчестве.  Писать на заданную тему может, в принципе, каждый грамотный человек.  Ничего, кроме скуки, такая писанина не вызывает.  В чём секрет умения? Что  делает сухую прозу художественной?  «Что вдохнёт в стихи жизнь? Что сделает красивыми даже самые простые слова?»  –  «Да. Чувство. Вдохновение. Искренность. Любовь. И тогда стихи станут поэзией. Поэзией высшей пробы»  -  из миниатюры «Секрет сомалийских женщин», автор Евгения Серенко.  Вот именно этими самыми качествами и должен обладать писатель.
 

Писательская позиция  бывает   разной: жизнь можно отстранённо  наблюдать и описывать, её можно кропотливо изучать,  можно высмеивать, можно пристально вглядываться  в себя, докапываясь  до самых потаённых  глубин собственного естества. И т.д.  А  можно  жить среди людей,  радуясь  им,  открывая  в каждом обычном человеке что-то такое, что  выделяет его из общей массы.   Сопереживать   в болезнях и житейских горестях так же, как и  тебе сопереживают,  делиться секретами и наблюдениями,  писать  простыми словами искренне  и душевно -  как  люди  разговаривают  между собой  –  без красивостей  и вычурности.  Потому что все мы, по большому счёту, одинаковы.  Потому что писатель такой же человек, как и все другие.
 

Доверительность интонаций, позиция равенства с  собеседником-читателем, внимательность  и любовь  к человеку  характеризуют  прозу  Евгении Серенко.  Циклы  коротких рассказов  «Россия – Родина моя»,  «Над Канадой небо синее…», «Путешествие на остров Кейп Бретон» и  отдельные  произведения «Секреты женщин острова Сент-Винсент», «Секрет сомалийских женщин»,  «Секрет барбадосских женщин»,  «Эльдорадо»  (которые тоже могут быть объединены в  цикл), «Записки социального работника» -  даже названиями сообщают нам кое-что биографическое об авторе и её интересах.


Прирождённый рассказчик,  любознательная  и отзывчивая,   общительная и приветливая,  Евгения Серенко в своих произведениях  создала множество образов,  преимущественно женских. Но,  ни в коем случае,  её проза не является  «женской».  Просто  психология женщины  писательнице ближе и понятней.  У женщин всегда найдутся общие темы для доверительного  разговора.   Это их семьи, их дети, их мужчины. Их мечты. Женщины легче понимают друг друга.  Девочка-подросток,    взрослая девушка,   жена,  мать, свекровь-тёща, сноха, невестка,   любовница, а также  родители и дети, проблемы воспитания, различные происшествия и события личной жизни, рождение и смерть близких  (перечисление тем  может быть продолжено), - все эти семейно-родственные отношения в первую очередь  формируют человека, оказывают влияние на характер и судьбу. Но жизнь современного человека не ограничивается только семьёй.  Мир сотрясают  экономические кризисы и политические  конфликты  между странами и государствами.  Отголоски исторических событий  сказываются  на  судьбах  последующих поколений «Отделить зёрна от плевел». http://proza.ru/2011/04/30/756  Истории народов переплетаются иногда так же, как и жизненные пути людей. Мы живём в обществе и зависимы от его устройства не меньше, чем оно от нас. Нам небезразлично всё, что происходит в мире.  Гражданская тема, тема человека и общества  звучит  в прекрасных рассказах  «Не звонят колокола…» http://proza.ru/2011/07/29/978 ,  «Наденька» http://proza.ru/2012/12/26/1440 .  Высокой духовностью и трагичностью  пульсирует рассказ  «Птичьи следы  в небесах…»,  http://proza.ru/2013/01/12/447 который невозможно читать  без слёз…


И всё же.  Когда нам больно и плохо, мы ищем, в первую очередь, защиты и утешения у родных.  Значение семьи как ячейки общества общеизвестно. Роли распределяются по-разному в разных семьях, но неизменно одно: семья и семейные отношения значат для женщин  больше, чем для мужчин. Они – воины, охотники, добытчики. Первооткрыватели. 
Хранительницей домашнего очага, хранительницей жизни  выступает женщина.  И в рассказах  Евгении Серенко женщины,   беседуя между собой, раскрывают собственные, выстраданные   секреты сохранения мира и счастья между членами семьи. Ведь это так важно  -  чувствовать себя счастливой, нужной, состоявшейся! Счастье – чувство созидательное, животворное. Счастливые  люди  украшают  мир!

 
«Хочешь, я научу тебя быть счастливой? Это просто. Это знает каждая сомалийская женщина, а у них – поверь мне – нелёгкая жизнь. Но они улыбаются». 
Секрет этот перекликается с рецептом женщин острова Сент-Винсент: «Прост наш секрет. Как почувствуешь, что назревает ссора или недовольство, идёшь на кухню и ложку масла – в рот. Десять минут молчишь…   как говорить-то? А за эти десять минут злость уходит…  и в доме – мир».
Секрет барбадосских женщин и вовсе немногословен: «Растворись в любимом!»

 
Простые женские секреты действенны и для другой половины человечества. В особенности, «растворись в любимом». Любимым может быть не только человек, любимым может быть  дело,  занятие, профессия. И если отдаёшься любимому делу целиком и полностью, то результаты получаются  ошеломляющие.  Ведь самое большое счастье – нести  счастье другим! Без любви нет и счастья.  Нет и жизни на земле.  Любовь - самое высокое и действенное чувство, которое возвышает род людской и приближает его к небожителям.


Читаешь и перечитываешь  динамичные и разнообразные по тематике  рассказы Евгении Серенко,  большинство из которых не являются вымыслом.   Часто  писательница  оказывается  одним из  действующих лиц  внутри  рассказа.   Звучат  житейские истории,  переданные не сторонним наблюдателем, а  внимательным и чутким  собеседником,  активным участником разговора.  Даже когда повествование ведётся от третьего лица, автору удаётся так достоверно  передать детали  чужой жизни,  что ощущение личностного повествования не покидает читателя.  Кажется, что писательница говорит  о себе, о том, что случилось лично с нею. Кто-то из искусствоведов сказал о художниках, что каждый  портрет одновременно и автопортрет. Это утверждение применимо ко всем творческим людям.  Личность пишущего  незримо, но ощутимо  присутствует  в его творениях.   И читательское воображение дорисовывает   человеческий  образ писателя.

   
В чём же секрет прозы Евгении Серенко? Нет никаких особых  изысков в композиции, нет языковых новшеств и писательских откровений. Не покоряет  она  ни скрупулезными  описаниями природы, навевающими  определённое настроение, ни цветистыми сравнениями, ни даже обширным словарным запасом или причудливо закрученной фабулой произведения.  Привлекает широкую читательскую аудиторию  то, что на первом месте любого рассказа стоит судьба человека. Не абстрактного, а совершенно такого же, как мы с вами.  Где бы он ни жил и чем бы ни занимался.  Концовки некоторых  миниатюр напоминают  рождественские истории.  Они светлы  и преисполнены наивной, почти детской уверенности  в справедливости  миропорядка.  Хоть  жизнь  далеко не всегда похожа на  пирожок со сладкой начинкой, но душа всегда  хранит надежду.  Ведь жизнь непредсказуема и тем прекрасна!

 
Короткие, простые по форме и  лаконичные  по языку,  рассказы Евгении Серенко отвечают всё  ускоряющемуся темпу  нашего  времени.  Особая женская чуткость, внимание и уважение к человеку и его проблемам,  душевность и искренность  характеризуют писательскую манеру Евгении Серенко. Она никогда не морализирует,  не судит своих героев, не выносит суровых вердиктов. Она не подчёркивает возрастных, имущественных, расовых различий, она ищет и находит в людях то, что их объединяет.  Она  всегда на стороне человека и человечности. Обыкновенного человека, такого как мы с вами, как она сама. Ни праведника, ни грешника.  Человека из народа, на котором стоит и держится любая  религия и  власть.
 

Светлана  Лось
Торонто,  2013 г.