Карнэ Пьера Безухова - 48

Альтаф Гюльахмедов
''Карнэ Пьера Безухова''
карнэ (от фр. carnet — записная книжка)


Пьер Безухов и Декабристы

***

Безухов подкрался к стенам темницы.

- Давай быстрее!

Рылеев торопливо нацарапал гвоздем на оловянной тарелке следующее стихотворение:

''Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за отчизну''.

Он просунул тарелку сквозь решетку, а Безухов, бегло прочтя послание потомкам, прослезился и передал узнику совести новую чистую оловянную тарелку, чтобы держиморды и жандармы не заругались.

- Пиши, друг Рылеев! - прошептал он оглядываясь. - Все как есть до потомков донесу... сам... лично!!! Вот тебе еще тарелка... напиши, что-нить такое:

Храните терпенье... не пропадет, мол, скорбный труд... бла-бла-бла... дум высокое стремленье... любовь и дружба... оковы падут... темницы рухнут, свобода встретит у входа... короче сам че-нить придумай... это Пушкин тебя очень просил напоследок уважить его.

Рылеев пристально глядел во взволнованное лицо Безухова и до боли в пальцах сжимал переданную ему тарелку.

Безухов поправил очки и тоже вгляделся.

- Бледный ты что-то, брат Рылеев... не беспокойся... все будет в лучшем виде. Я уж всем знакомым сообщил, и бинокли да трубы подзорные раздал. Плотники там работают знакомые, мыло для веревок будет самое что ни несть благородное... хранцузское... ''Орфей в Аду'' называется... фирмы Жан Сегюр и сыновья... а веревки я послал Ржевского купить... сам упарился - не успеваю... ну, вроде бы все... покедова... за тарелкой для Пушкина я завтра забегу.

Рылеев продолжал стоять перед решеткой и глядел, как чайки гадят прямо в Неву.

***

''Казнь пяти декабристов - Пестеля, Рылеева, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского - состоялась 13 июля 1826 г. Трое из декабристов - Муравьев-Апостол, Рылеев и Каховский - сорвались с петель, причем Муравьев-Апостол при падении сломал себе ногу. Рылеев произнес при этом: «Им мало нашей казни, им надо еще и тиранство».
Кого он имел при этом в виду, историки трактуют по-разному.