Дорога в детство

Вилькель Нонна
 

     Утренний туман тонкой кисеей накрыл луга, лес и, казалось, хочет их оградить от солнечных лучей. А солнце поднималось все выше и уверенней. И, когда, спустя час,  автобус доставил нас к  цели нашей поездки, то солнце сияло во всей красе. Словно, радовалось вместе со мной, что, наконец, осуществляется моя многолетняя мечта – побывать в городе детства, Приекуле. Яркие детские впечатления и память не давали мне покоя, особенно в последние годы. Ведь прошло ни много, ни мало, а пятьдесят лет с тех пор как мы уехали из этого маленького провинциального городка в западной части Латвии. В те далекие пятидесятые годы прошлого века моего отца направили на работу в город Приекуле директором местного промкомбината. Прожили мы здесь около двух лет. Два года жизни и пятьдесят лет ожидания встречи…
    Уезжала оттуда девятилетней девочкой, а сейчас приехала бабушкой. Давно уже зародилась мысль о необходимости этой поездки, но как-то все не получалось.  Время от времени говорила о своих планах близким и друзьям. Однако, понять это, видимо, может  только человек, у которого случались подобные ностальгические воспоминания.   И вот, наконец, летом 2006 года судьба предоставила мне реальный шанс. Через интернет случилось мне познакомиться с жительницей Лиепаи. Как-то в разговоре с ней я упомянула о том, что полсотни лет тому назад жила вместе с родителями и старшим братом недалеко от Лиепаи, в небольшом провинциальном городке. С тех пор, как мы вернулись в Ригу, побывать там так и не пришлось, но часто мне снился дом, в котором жили, двор, где гуляла с компанией сверстников, улицы по которым ходила в школу…. Люба, так зовут мою новую знакомую, очень живо отреагировала на мой рассказ. Прошло немного времени, и я поехала в Лиепаю, приняв приглашение Любы. С ней-то мы и отправились ранним июньским утром в эту поездку.
    День обещал быть жарким, но мы были полны уверенности, что задуманное исполним - посетим памятные для меня места. Ясно представляя, с какой стороны мы должны въехать в город, я уже знала, где мы должны выйти из автобуса. Водитель по моей просьбе остановил автобус рядом с газетным киоском, недалеко от нашего дома. В эту поездку я взяла фотографии тех далеких лет. Теплилась надежда встретить кого-нибудь из того времени. Поэтому я сразу заговорила с пожилой женщиной у газетного киоска  Ей-то я и показала фотографии. Она с интересом поддержала разговор, но, к сожалению, детские годы нас не связывали. Мы подошли к дому. Сильное волнение охватило меня, когда я увидела окна моего детства. И, конечно, возникло непреодолимое желание оказаться в этой квартире. Мы позвонили, нам открыла, еще не до конца проснувшаяся, молодая женщина. Объяснив причину нашего раннего визита, и, получив разрешение, мы переступили порог  квартиры. О боже, какими же маленькими показались мне комнаты! Я вновь почувствовала себя  девочкой-сорванцом, которая бегала по этим комнатам, а в недальнем саду лазила с мальчишками по деревьям. Вдруг очень ясно представила себе, как выглядели наши комнаты тогда… И только удивлялась, как мы могли вчетвером жить в таких маленьких комнатках. Ада, которая теперь, с семьей живет здесь, с интересом слушала мои воспоминания. Люба, моя попутчица,  для истории, как она сказала, не забывала нас  фотографировать, то возле необъятной тыквы, что лежала на полу во второй комнатке, то у печки, то возле стола, где я разложила, привезенные с собой пожелтевшие от времени, фотографии.
     Из разговора выяснилось, что Ада живет в этой квартире уже 6 лет. Приехала сюда с семьей из Литвы. По ее словам среди соседей по дому не было таких, кто жил бы в этом доме 50 лет назад. Жил, правда, старичок, которому было за 90, но в прошлом году он умер.  Немного поговорив, мы с Адой вышли из дома. За домом, сохранился ряд сарайчиков. Помню, что в нашем  сарае жили петушки и курочки, а также держали мы там кроликов. По утрам курочки с петушком запрыгивали на подоконник, благо мы жили на первом этаже, и стучали клювиками в окно, дескать,  вставайте, кушать пора. В каждой квартире, кроме одной, нашего 8-квартирного дома  были дети. Мои сверстники. В основном мальчишки. Так что компания была шумная и веселая. В свободное от школы время не было конца играм и шалостям. За домом стояла большая развесистая липа, в ветвях которой находился, скрытый от посторонних глаз, наш штаб. Доставляло большое удовольствие забираться в него, решать наши неотложные вопросы, а затем ловко спрыгивать с веток вниз. Сейчас от липы остался обрубок-ствол. Все ветки спилены.
     До сих пор во рту стоит  вкус зеленых яблок, которые набирали в соседнем, не помню, кому принадлежащем саду. Странно, как на всю жизнь остались в памяти запахи того времени: свежесваренная в мундире, картошка, осенние яблоки, свежий хлеб из местной пекарни, хрустящие стаканчики с мороженым. Больше в жизни таких ярких запахов не было. К сожалению, никого из своих дворовых друзей я не нашла. И судьба их по большей части неизвестна. Юра и Аркаша Константиновы, Андрюша и Сережа Хвостковы, Зоя Клементьева, где вы сейчас? Помню Андриса. В день нашего отъезда в Ригу он подарил мне книгу со стихами латышских поэтов “Lido, mans putns”. А спустя несколько лет, от папы узнала, что Андрис подорвался на снаряде, оставшемся с войны. С Надей Васиной долгое время переписывались, ее мама была моей учительницей. А лет 25 тому назад во время своей командировки в Пензу, я встречалась с Надей. На нашу встречу, она приехала из города Сердобска. Всю ночь мы проговорили с ней в номере гостиницы. Вспоминали общее детство, нашу жизнь в Приекуле…
     Прежде за нашим домом и сарайчиками  начинались поля, а сейчас стоят 3-4- этажные аккуратные современные дома. И на месте сада тоже ряд домов. Лишь несколько яблонь сохранилось, как напоминание о прошлом. 
    Была у меня тогда подружка-одноклассница, Вера Шарова. Нашу дружбу мы пронесли через всю жизнь и, по сей день, поддерживаем теплые отношения. Правда, встречаемся с интервалом в 10-15 лет. Последний раз встречались лет 10 тому назад. Живет она сейчас в Тверской области в небольшом поселке. Работает фельдшером. Муж, дочки, внуки…. Обойдя  дом, к которому  я так стремилась, мы с Любой направились в ту сторону, где  с сестрами и родителями жила прежде Вера. Радостно было увидеть, что дом подруги цел и невредим, слева от дороги на пологом холме. Именно таким он и запомнился мне с тех давних пор. Между этим двухэтажным домом и дорогой раскинулся луг над которым плыли ароматы летней травы и цветов. Не сфотографироваться среди этого разнотравья и разноцветья было просто невозможно.
    Для продолжения нашего экскурса в далекое детство мы вернулись обратно к моему дому, что на улице Айзпутес. И тут я увидела бабушку, которая сидя на маленькой скамеечке возле кафе, напротив нашего дома  продавала душистую, крупную клубнику. Я, конечно, заговорила с ней, показала фотографии. Оказалось, что живет она в Приекуле с детства, недалеко от нашего дома. Узнала по фотографии Сережу с Андрюшей, сообщила, что прошло уже много лет, с тех пор, как они уехали в Россию.  И еще сказала, что помнит моего папу. Это было неожиданно и очень взволновало меня. Вспомнили с ней и известного в городе фотографа, Айвара Гужу. К сожалению, он уже давно ушел в мир иной. А какой был мастер своего дела! Несмотря на то, что имел лишь одну руку. Ведь именно он сделал  большой фотопортрет моего старшего брата, который трагически погиб в апреле 1964 года. И сегодня этот фотопортрет висит на стене у нас дома.
     Напротив нашего дома, чуть вправо располагались два пруда. По вечерам все вокруг оглашалось многоголосием лягушачьего хора. В вечерней тишине он был слышен далеко. Когда мы подошли к прудам, то увидели в одном из них двух белоснежных лебедей с маленькими пушистыми лебедятами серо-дымчатого цвета. Когда семья лебедей вышла из воды на берег, мы подошли поближе к ним. Но папа-лебедь не одобрил это и недовольно зашипел. Пришлось нам отступить назад. Немного мы расположили его к себе, когда стали бросать кусочки булки. За ним  приблизилась и мама-лебедь с детьми. Но все равно мы вынуждены были соблюсти дистанцию, чтобы избежать конфликта.
   
      В памяти остались две главные улицы нашего городка: улица Кирова (нынешняя Айзпутес) и перпендикулярная к ней, которая тянулась вдоль железной дороги. Идя по ней, можно было придти на железнодорожную станцию Приекуле, а по дороге зайти в большой (по тем временам) магазин, купить конфеты-карамельки Карнавальные. В столовой, что находилась тут же, готовили удивительный пышный омлет. Напротив станции располагалось небольшое здание с почтовым отделением. А что мы увидели сегодня? Окна и двери станции наглухо закрыты, рельсы возле нее лежат запыленные и грустные от безделья. Окна магазина и столовой заколочены досками, а здание просто обветшало. Поэтому улица очень тихая и одинокая. Пожалуй, сейчас улица Айзпутес единственная живая в городе и самая главная.   
     Пройдя мимо станции и, повернув налево, мы направились к школе, где я училась. Путь к школе шел мимо аккуратных частных домиков. Ухоженные палисадники и ленивые от жары собаки. Помню, что торжественное открытие школы состоялось 1 сентября 1956 года. Это было большое событие для города. Дети, конечно, радовались больше всех. Сейчас и школа показалась мне небольшой. Располагается сейчас в этом здании музыкальная школа и школа прикладного искусства. Несоответствие размеров нынешних с теми, что были в детстве, преследовало всюду. В школе шел ремонт, то ли готовились отметить полвека, то ли просто очередные ремонтные работы. Окна  в современных стеклопакетах. В коридорах повсюду ремонтные принадлежности. Я не удержалась и на оставшейся с учебного года доске объявлений написала: “В этом году школе 50 лет. Бывшая ученица”. И указала номер своего телефона. Зачем? Наверно, хотелось оставить какой-то след от своего пребывания здесь. А вдруг кто и откликнется.
    Уставшая от жары и пути, Люба отдыхала на скамейке возле школы, а я все ходила и пыталась до мельчайших подробностей запечатлеть в памяти увиденное. Сфотографировала осыпавшиеся ступени перед школой, по которым поднималась 1 сентября 1956 года в здание школы. К сожалению, кроме одного рабочего, в школе никого не было. Передохнув, мы с Любой направились в обратный путь.
    Но это еще не был конец нашего маршрута. Пройдя мимо прудов с лебедями, мы направились в сторону достопримечательности Приекуле -  к Шведским воротам. Перед ними раскинулась площадь. Похоже, что именно здесь происходят теперь  праздничные мероприятия. Перед Шведскими воротами две деревянные скульптуры рыцарей средневековья. А недалеко от Шведских ворот, помнится, на холме стояло большое здание Исполкома из красного кирпича. Как и многое другое, здание осталось, но теперь оно уже не кажется большим. Цвет тоже изменился – серый. Сейчас  там находится не исполком, а средняя школа. Вокруг этого здания выросли большие деревья и в отдалении – дома.   Мы зашли в здание. Прошлись по коридорам. Шаги наши гулко звучали среди, покрытых масляной краской, стен.
     Городок небольшой, из конца в конец за полчаса можно пройти. Но солнце уже поднялось высоко, и было очень жарко. Оставалось еще пройти к промкомбинату, где работал папа. Помнится, рядом был небольшой водопад. Сейчас возле водопада заросли деревьев и кустарника. Близко не подойти. Но вода шумит, как и пятьдесят лет тому назад. А рядом старые ветхие здания. От комбината ничего не осталось. Кругом запустенье. Только небольшая механическая мастерская.
    Не помню, была ли раньше больница, но сейчас на той же улице Айзпутес выстроено новое здание больницы, там же и поликлиника.
    Практически, мы обошли весь город. Но поскольку весь маршрут был пройден пешком, да еще по такой жаре, то, естественно, устали. Вернулись к точке отправления, т.е. к моему дому. До отправления нашего автобуса в Лиепаю еще времени оставалось достаточно, поэтому я на прощанье подошла к дому. Помнится, что прежде перед домом были две большие поляны, окруженные низким кустарником, а сейчас от полянок нет следов. Но зато выросла липовая роща. Ничего удивительного, ведь  прошло полвека.   
     В ожидании автобуса, зашли в кафе, перекусили, ведь надо было восстановить утраченные в нашем походе, силы.
     Пора было отправляться в обратный путь. Небольшой автобус в целости и сохранности довез нас до Лиепаи. Взяв дома все необходимое, мы направились к морю. Благо, Люба живет в десяти минутах ходьбы. Как же это было здорово, окунуться в прохладные воды Балтийского моря. Вода смыла усталость. Но зато остались память о поездке, фотографии. Чувство удовлетворенности оттого, что мечта сбылась, не покидает до сих пор. Думаю, что если случится оказия, то непременно еще приеду в этот городок. Город моего детства. Вот только жаль, что не могу поделиться этими впечатлениями со своими родителями. Я уверена, что они с большим интересом и вниманием послушали бы мой рассказ.      

2007 год