Интервью с Равилем Валеевым

Равиль Валеев «Сияй, звезды уже потухшей, свет»

Уважаемые читатели и авторы Проза.ру, предлагаю вашему вниманию интервью, которое было взято на Парнасе 24 февраля 2013г.
Дорогие друзья, рада приветствовать вас! Сегодня у нас в гостях Жемчужина Парнаса - Валеев Равиль Хамитович - Кавалер высшей награды Парнаса – орден «Герой Парнаса»!!!
 
Интервью берет художник, писатель, редактор Попова Марина.

*** Из диалога (комментарии):
Олег Бескровный 17 декабря 2011 в 18:38:
- Равиль, может ты и не Мастер, но уже точно одно - Классик. Красиво все у тебя получается. Есть чему поучиться.
 
Равиль Валеев 17 декабря 2011 в 22:38:
- Олег, меня и мордуют за классичность.
***

Валеев Равиль родился 24 февраля 1953 года в Перми. По образованию инженер-строитель. Обладатель Гран При фестиваля "Чеховская осень 2011" г. Ялта. Лауреат и призёр поэтических фестивалей "Пристань менестрелей" г. Балаклава, «Евпаторийская осень 2010», "Евпаторийский берег муз", "Боспорские агоны", «Большой финал 2011».

"Золотой" лауреат Большого финала 2011 г. сайта "Ковдория", призёр конкурсов на других интернет сайтах. Является сторонником поиска новых и забытых форм стихосложения.

Диплом Золотого Лауреата конкурса Равиль Хамитович получил в номинации "Мне лира для того дана" за верлибр:
 
Памяти Пауля Целана
 
Маленький еврейский мальчик стоит у расстрельной ямы.
Мама держит его за руку и плачет.
Он не понимает, что за грохот и почему все плачут?
Тёти, дяди и даже старший брат.
Такого с ним никогда не было.
Дома всё по заведённому порядку.
Правда иногда выводят в синагогу,
но там всегда читают непонятный Талмуд.
В кутерьме у него пропала шапочка, и его густые волосы ветер раздувает,
как крылья ангела.
Это непорядок, но никто не обращает внимания.
Как интересно!
Потом тишина.
Его придавила мама.
Он смирно лежал под нею и чувствовал, как она остывает.
Когда она совсем остыла, и ему стало холодно, он вылез из ямы.
Как же молилась его мать, что добрые люди спрятали недобитого еврейского мальчика?!
Он пережил войну.
Стал поэтом и преподавал в Вене.
Потом он прыгнул с моста в Сену...
Остались стихи о том, как еврейский мальчик, похожий на ангела,
стоит с мамой у расстрельной ямы.
 
(М.П.):
- Здравствуйте, уважаемый Равиль! Сегодня день Вашего шестидесятилетия! Позвольте от имени Администрации сайта Парнас и себя лично поздравить Вас с Юбилеем! По Восточному гороскопу – 60 лет – полный жизненный круг. И Вам есть о чем сказать своим читателям. Пусть это интервью будет подарком Вам от имени администрации сайта Парнас.

Равиль Валеев о себе:
(Р.В.):
- Здравствуйте, Марина!
Я родился в посёлке Гайва города Перми. Родители работали на строительстве Камской ГЭС. Когда мне было пять лет, семья перебралась на строительство Воткинской ГЭС на реке Каме в районе деревни Сайгатка, где появился новый город, получивший позднее имя - Чайковский. Город рос вместе со мною. По окончании школы поступил на вечерний строительный факультет филиала Пермского политеха. Перед отправкой на срочную службу в Советской армии я женился.

Служил в погранвойсках в районе города Ош, в Киргизии.
Демобилизован досрочно в связи с рождением сыновей-близнецов.
С 1972 года с семьёй проживаю в городе Евпатория Крым.

Я не одинокий:

Любимая со мной глядит,
Как месяц всходит на востоке.
Без этих вроде хрупких плеч
Была бы жизнь совсем другая,
Ведь вероятность наших встреч
Была ничтожная такая.
Совместной долгой жизни печь,
Судьба обычная, простая
Сковали нас в единый меч.
Живём заботы рассекая.
Я не богач и не бедняк,
Копейке каждой оба рады,
Но и при виде райских благ
Не завываем от досады.
Когда поглотит вечный мрак,
На кладбище мы будем рядом,
И для обоих общий знак
За жизнь прожитую наградой.
Работал строителем, учился в Симферопольском филиале строительного института, бегал по пещерам и ходил в евпаторийское ЛИТО.

По окончанию института я всю жизнь был связан со строительством. Работал мастером, начальником участка, инженером технологом, инженером техотдела, инженером ОКСа, начальником отдела снабжения.
 
(М.П.):
- Уважаемый Равиль, случались ли в Вашей жизни встречи, наложившие отпечаток на всю Вашу жизнь?
 
(Р.В.):
- В моей жизни были две встречи, которые повлияли на моё творчество.
Первая случилась в городе Чайковский с прекрасным переводчиком и полиглотом с фамилией Сорокин. Эта встреча во многом повлияла на моё отношение к литературному труду. Этот человек имел несколько дипломов о высшем образовании, владел в совершенстве основными иностранными языками, и подрабатывал в местной газете, печатая свои переводы стихов Элюара, Верлена, Шелли, Рильке и так далее.

На мой вопрос: «Почему Вы не печатаете свои стихи?» Он ответил: « В Поэзии бывает только один Пушкин или Гёте, а остальные, пишущие также, являются жалкими эпигонами и обречены на забвение. Если ты не можешь сказать новое Слово в Поэзии, то лучше не марай бумагу.»

То есть, если поэт не найдёт своего неповторимого лица, смысла писать стихи не имеет.
Вторая встреча произошла в ЛИТО города Евпатории, которое в семидесятых годах вёл превосходный литератор Владислав Анатольевич Бахревский. Он стал из нас делать профессиональных литераторов. Он посоветовал мне: «Если сможешь, то лучше брось писать». Что я и сделал.
Я тридцать пять лет не писал! А потом как прорвало! Школу ЛИТО молодых лет не забыл, а богатый жизненный опыт только углубил мои стихи.

Кроме того, я чётко усвоил, что без изнуряющего труда, над строчками (оттачивая их до совершенства) ничего толкового не получится!

Ещё, несмотря на советы большинства, я стал работать над формами стиха, что позволило сразу выделиться из массы однотипных поэтов.
В 2008 году я вернулся в евпаторийское ЛИТО.

Весной 2009 года неожиданно для меня мне был вручён диплом за третье место в международном поэтическом конкурсе «Лира Боспора» в рамках фестиваля «Боспорские Агоны».
В 2010-2011 годах я стал лауреатом международных поэтических фестивалей «Пристань менестрелей» г. Балаклава и «Чеховская осень» ( в том числе и Гран При). «Золотой» лауреат Большого финала 2010 года на сайте «Ковдория – маленькая страна мечты».
С 2012 года редактор сайта «Парнас». По мнению моих знакомых поэтов, мне повезло с поэтической школой юности и богатым жизненным опытом.

К своим достижениям в области необычных форм отношу: сложное рондо из четырёх строф; встречное (зеркальное) рифмование строфы, создание стихотворных форм «акрокаре», «акрояс», «сложное рондо-секстина».

Имею в поэтическом арсенале: большую русскую секстину, где строка –константа проходит последовательно через все строфы от первой строки до последней (возможность создания такого стиха предвидел Квятковский в «Поэтическом словаре»), восточную стихотворную форму – «муррабу».
 
(М.П.):
- Ваши первые стихотворные опыты после возвращения в поэзию?
 
(Р.В.):
- Практически сразу я увлёкся написанием стихов моноримом (одной рифмой). Было очень тяжело, но дало великолепную школу работы со словом. Это, как плаванье со связанными руками и ногами, если выплыл, то уже ничего не страшно. Из этого периода наиболее интересный коротко строковый сонет:

«Я одинок»

Как мотылёк
На огонёк,
Летит листок
В реки поток.
Я одинок,
Мой путь далёк:
Меня привлёк
К себе Восток.
Сказал пророк:
«Весь мир жесток,
А жизни срок,
Как волосок –
Забил исток
И в миг истёк.»
 
(М.П.):
- Какое направление лирики Вы предпочитаете?
 
(Р.В.):
- Я пишу, как большинство современных поэтов, разноплановую лирику и пейзажную, и любовную, и философскую. Но наиболее интересными для читателя получаются стихи гражданской тематики. Почему-то считается, что поэт в праве поучать читателя, как надо себя вести в той или иной ситуации, я думаю, это глупость (пережиток советского менталитета). Выводы обязан делать читатель, а когда ему их дидактично навязывают, это вызывает негативную реакцию.
Основные мои поэтические награды связаны с номинациями гражданской лирики. Наиболее удачными мне видятся стихи: «Посвящение вдовам чернобыльцев», «Я не одинок», цикл стихов о Голодоморе.
 
(М.П.):
- О поэтических наградах. Впечатление, уважаемый Равиль, Вы – один из тех редких творцов, которых Судьба обласкала своим вниманием при жизни, и в полной мере наградила за творчество. Какие награды Вам наиболее дороги?
 
(Р.В.):
-Марина, Вы правы: я свою первую награду (призёр поэтического конкурса «Лира Боспора» в рамках фестиваля «Боспорские Агоны 2009») получил через полгода после возвращения в ряды пишущей братии. Конечно, для меня особо ценным является «Гран При» поэтического фестиваля «Чеховская осень 2011» в г. Ялта, который был получен в очень упорной борьбе. Очень ценю награды, добытые в анонимных конкурсах: «Золотой лауреат» Большого финала 2011 года на сайте «Ковдория – маленькая страна мечты» и победу в анонимном конкурсе «Этот день Вы приближали, как могли» на нашем портале. К счастью для меня, получение наград любой ценой не превратилось в самоцель, а является лишь подтверждением правильности, избранного мною пути – написание стихов сложной формы, не забывая о наполнении их глубоким смыслом.
 
(М.П.):
- Уважаемый Равиль, Вы являетесь сторонником поиска новых или забытых стихотворных форм. Поделитесь, пожалуйста, с читателями своими мыслями.
 
(Р.В.):
- В странах Запада уже пишут одни верлибры, молодые поэты изучают силлаботоническое стихосложение в качестве прошедшего этапа в развитии Поэзии. И в русскоязычной поэзии в период "Серебряного века" многие крупные поэты активно искали и в классических формах (Николай Гумилёв, Михаил Кузьмин), и в новых формах (Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников, примечание редактора), Владимир Маяковский).

Эти поэтические поиски были прекращены волевым решением ВКПб: "Пушкин - гений русской литературы и это не обсуждается". Кто не понял, тот сгинул в недрах ОГПУ, а потом НКВД.
Поэтическая тематика довольно узка - многие сюжеты и темы даже в отточенной стихотворной технике читателем воспринимаются, как прозаизмы.

Количество стихов, написанных привычной техникой, зашкаливает, поэтому, как мне кажется, чтобы обыкновенный читатель, повторяю читатель, вернулся к Поэзии, а у нас её практически читают только те, кто сам что-то пишет, необходимо новое звучание стихов.
Ярчайший пример приживаемости новых форм - ЯС (японский сонет), который за десять лет существования превратился в почти академическую форму. Мои опыты в создании стихов с зеркальным рифмованием строфы, акроясов, акрокаре направлены на новое звучание строк.
Нежелание воспринимать в качестве Поэзии стихов, написанных в так называемых твёрдых формах, по-моему, от лукавства. Чтобы написать такие стихи, нужно приложить массу труда. Мало того, что стих должен иметь какой-то смысл, но необходимо соблюсти строгие рамки построения принятой формы. А многие не хотят, да и не могут этого сделать. И раз я - самый гениальный и неповторимый - не могу, то значит это не есть Поэзия...
 
(М.П.):
- По словам А.И.Куприна “Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.” А по мнению П. Мериме: «Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.»

Наверное, Вас можно отнести к поэтам, стремящимся своим творчеством передать всё богатство русского языка. Вы создаете новые и обогащаете существующие формы стихосложения, способствуя их внедрению в сознание начинающих поэтов, подавая пример использования самых разнообразных форм стихосложения.
 
(Р.В.):
- Русский язык тем и велик, что, безболезненно принимая в себя инородные слова, очень быстро превращает их в обиходные. Поэтому у меня может быть и завышенные требования к ритмике и качеству рифм, терпеть не могу изобилие глагольных рифм, хотя и сам их иногда применяю.
Пример Пушкина не может служить эталоном для современных поэтов, гений русской литературы жил два века назад и с тех пор словарный запас русского языка намного вырос.

Переход западных поэтов к одним верлибрам, думаю, обедняет Поэзию.
Силлабо-тоническое стихосложение далеко себя не исчерпало. Пушкин для написания «Евгения Онегина» придумал «онегинскую строфу», а в наше время 85% поэтов до сих пор пишут стихи катренами либо смежной, либо перекрестной рифмой. В огромной массе интернетовских поэтов выделится можно, лишь создавая оригинальные стихи, как по форме, так и по содержанию. Путь эпатажа считаю бесперспективным, там все места заняты.
 
(М.П.):
- Что для Вас важнее содержание или форма стихов?
 
(Р.В.):
- И то, и другое являются неотъемлемыми компонентами художественного произведения. Когда у автора нет даже минимальной техники стихосложения, его опусы являются лишь центонами ( стихами, состоящими из цитат других авторов). Если «прогуглить» любую строчку у любого автора, то в море, уже написанных предыдущими авторами стихов, всегда найдётся аналог. Это суровая реальность. Новым, уверен, в Поэзии может быть только путь поиска новых форм и необычных размеров стихосложения. Эталоном на этом пути для меня служит французский поэт 19 века Шарль Кро, который для каждого стиха придумывал свою форму.

И я скорее формалист, поэтому мне и близки имена поэтов Шарля Кро и Михаила Кузьмина. Очень интересны опыты молодого Николая Асеева и Ильи Сельвинского по брахиколону.
 
(М.П.):
- Заглянула в словарь Ушакова:

ФОРМАЛИ;СТ, формалиста, муж.
1. Человек, слепо соблюдающий в своей работе мелкие внешние формальности, проявляющий формальное отношение к чему-нибудь в ущерб существу дела. Бездушный формалист.

2. Последователь, сторонник формального метода, формализма (в искусстве, литературе, литературоведении и др.науках; книжн.).
 
Вас трудно причислить к «бездушным» поэтам, скорее наоборот.
К примеру, возьмем Ваше стихотворение О, как измерить гениальность:

(сложное рондо)
О, как измерить гениальность
Строки, что улетает в небо?
Печали серая тональность
Во рту голодном крошкой хлеба.
Царит в нас прежняя ментальность –
Живём абсурдно и нелепо.
Какой шкалы измерит бальность
Души размер и жизни кредо?
О, как измерить гениальность?
Чьё сердце к горю глухо, слепо,
Кого съедает злоба, жадность,
Как упыри, боятся света.
Их раздражает дико складность
Строки, что улетает в небо.
Порою давит музыкальность,
Но доведя до грани бреда,
Взрывает будни фестивальность,
И не оставит даже следа
Печали серая тональность.
Любой ценой нужна победа,
Никчёмность порождает стадность,
И тычемся щенками слепо –
Нам лживой веры стала сладость
Во рту голодном крошкой хлеба.
О, как измерить гениальность?
 
Прежде, уважаемый Равиль, начиная читать Ваши стихи, думала, что они созданы ради определенной рифмы, определенного поэтического строя. Но, по мере прочтения, вникнув в суть стихотворения, видела завораживающую глубину.

Например, здесь:

«Любой ценой нужна победа,
Никчёмность порождает стадность,
И тычемся щенками слепо –
Нам лживой веры стала сладость
Во рту голодном крошкой хлеба.
О, как измерить гениальность?»

Можно рассуждать и рассуждать о содержании каждой строки...

«Никчемность порождает стадность» - только из культурных людей стадо превращается в народ.

А о лживой вере, о ложных ценностях и так всем понятно, когда происходит подмена этих ценностей, и человек живет во тьме своего невежества, то достаточно крошек духовной пищи, чтобы в душе и сердце голодного духом человека родилась радость!
 
И за кадром – гениальность - и есть духовность.

Или здесь:

«Чьё сердце к горю глухо, слепо,
Кого съедает злоба, жадность,
Как упыри, боятся света.
Их раздражает дико складность
Строки, что улетает в небо.»
 
Слепое и глухое сердце, погрязшее в своих страстях – злобе и жадности, пребывает во тьме. Оно не способно к состраданию, милосердию.

И его может лишь раздражать рифма, поскольку поэт посредством рифмы
из хаоса создает гармонию...

Чем Вы руководствуетесь, уважаемый Равиль, при создании таких произведений? От чего «пляшете»: от формы или от содержания, вернее, темы?
 
(Р.В.)
- Если бы поэт понимал сам, что он творит, то навряд ли его стихи имели бы завораживающий эффект. Конечно, когда писал это сложное рондо, то в первую очередь следил за соблюдением стихотворной формы, а всё остальное было на «автомате» ( работало подсознание).
Да, я строю свои стихи. По другому стихи сложной формы просто невозможно написать, кто утверждает обратное – нагло врёт!

Я, как и большинство поэтов, сначала ищу ключевую фразу, а потом уже начинаю создавать полотно текста. Обычно шлифовка стиха занимает намного больше времени, чем создание чернового варианта. Если раньше меня больше интересовала форма сама по себе, то сейчас, как она помогает выразительнее раскрыть тему.
 
(М.П.):
- У Вас много философских стихов, допустим это:

Сияй, звезды уже потухшей, свет (сложное рондо - секстина)

Сияй, звезды уже потухшей, свет,
Твоё тепло нам согревает души,
Пространство пробивая много лет,
Вселенной постоянства не нарушит.
Хотя тебя давно в помине нет,
Но память наша пламя не потушит.


Наш огонёк когда-нибудь потушит
Ход времени: в нём остановок нет.
У тел поплачут сиротливо души –
Привыкли с ними жить за много лет.
Родня в помин обычай не нарушит:
«Сияй, звезды уже потухшей свет!»


Ты появился, с криком встретил свет.
Твою тревогу грудью мать потушит,
Родится связь, какую не нарушит
Любая сила, крепче в мире нет.
И в череде, что отпустили, лет
Твоё тепло нам согревает души.

Любовь и радость возвышают души,
А жадность наша сводит всё на нет.
Пожар от ссоры злоба не потушит,
Кольцо обид взаимность лишь нарушит.
Нас направляет мамы добрый свет,
Пространство пробивая много лет.

Мечты, любовь, надежды юных лет,
Когда искрится радостью весь свет,
Когда текучкой не забиты души,
Когда порывы трусость не потушит,
Когда не знаешь, что людское «Нет»
Вселенной постоянство не нарушит.

Житейский опыт искренность нарушит,
Молчишь от синяков прошедших лет
И на дыбы не ставишь белый свет.
Печалью отравило время души,
Да, боль стихов спокойствие потушит,
Хотя тебя давно в помине нет.

А может быть, загробной жизни нет?
Никто не доказал за много лет,
Что существует для усопших свет,
Ничто цикл жизни в мире не нарушит,
И растворились в дым родные души,
Но память наша пламя не потушит.

Сияй, звезды уже потухшей, свет.
 
(Р.В.):
- Марина, это этапное для меня стихотворение. По-моему, по форме такого ещё никто не писал.

(М.П.):
- Ваше мнение, уважаемый Равиль, можно ли совмещать творчество и бизнес, творчество и агитационную деятельность?
 
(Р.В.):
- Можно! Если первое - для души, а второе - для заработка, кстати, так живёт большинство творческих людей.

Зачем пишу стихи? Зачем?

Зачем пишу стихи? Зачем?
Нет неописанных проблем,
Нетронутых в прошедшем тем.
Писал фантаст Станислав Лем,
Маг слова Сомерсет Моэм
И братьев Вайнеров тандем.
«Поэт превозмогает тлен!»-
Через века звучит рефрен,
Он, как наркотик наших вен.
Чужих стихов изящных гемм
«Реминисценщиков» гарем
Велик, но, то позорный плен,
А я хочу привстать с колен,
Наверно, чокнулся совсем.
Зачем пишу стихи? Зачем?
 
(М.П.):
- Мне понравилось, как Вы о моем любимом авторе - Сомерсете Моэме написали:
«Маг слова Сомерсет Моэм» - супер! Если бы на Земле остался один такой наркотик – поэзия «Он, как наркотик наших вен.», а настоящие – никотин, алкоголь и наркотики ушли с Земли, сразу бы Рай наступил! (с улыбкой)
 
(Р.В.)
- Чем выше у человека интеллект, тем меньше его мозг нуждается в каких-то стимуляторах. Ещё очень много в жизни человека играет его желание работать. Любому молодому человеку необходимы «приливы» адреналина, но один для этого лазает по скалам или пещерам, а другой в лучшем случае «садится» на стакан. Любой творческий человек знает чувство эйфории от создания предмета искусства. Считаю, именно это самый главный стимул творчества.

(М.П.):
- Уважаемый Равиль, в каком возрасте Вы начали заниматься стихосложением? Помните свои первые стихи?
 
(Р.В.):
- Первые опыты в сочинительстве стихов у меня начались в подростковый период, если память не изменяет, то в классе 5-6. Из того периода помню:

Снег, покрытый настом,
Синяя хвоя.
И на поле чистом
Лишь лыжня моя.

К моменту окончания средней школы я уже сносно рифмовал.
 
(М.П.):
- Существует довольно много видов размера стихосложения, но принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. А Вы, уважаемый Равиль, какие размеры стихосложения предпочитаете? Есть у Вас любимые?
 
(Р.В.):
- 70% русскоязычной поэзии – ямб. 20% - хорей. 10% остальные, включая тактовики (силлабо-тоническое стихосложение). И я не исключение относительно ямба. А того, кто будет утверждать иное, очень легко опровергнуть на примерах его же стихов.
 
(М.П.):
- Чтобы запомнить, что представляют из себя стихотворные размеры существует различные методы, вот один из них:

Хорей:/-
Ямб:-/
Дактиль:/--
Анапест:--/
Амфибрахий:-/-

Хоть и наглядно, но запомнить довольно сложно. Отыскала совсем простой способ для запоминания:
«Хорей (рОза)
Ямб (рекА)
Дактиль (дЕрево)
Амфибрахий (берЁза)
Анапест (бирюзА) »

А как Вам удалось их запомнить? И что Вы бы посоветовали начинающим поэтам?
 
(Р.В.):
- А я бы советовал начинающим авторам не заморачиваться на определении размера, а доводить до автоматизма проверки каждой строки на соответствие размерности предыдущих строк. Только когда поэт перестанет обращать внимание на размерность (сбои ловятся на уровне подсознания), у него освободится голова для создания стихов. Якобы для создания верлибров этого не надо. Неправда. Там ещё сложнее, только верлибр, имеющий размерность совпадающую со смысловой нагрузкой стиха, способен пробить читателя, а если нет ни того, ни другого, то - это просто набор слов!
 
(М.П.):
- По мнению исследователя С.Боброва многие выражения, которые в середине прошлого столетия не признавались литературными, вошли в жизнь и классические формы стиха стали узкими. И на сцену в наши дни все чаще выходит паузованный стих, где зачастую трудно даже уследить основу ритма: двудольную или трехдольную.
 
(Р.В.):
- Любой язык – это живой организм, который непрерывно изменяется. Оригинальные тексты Шекспира обычный англичанин уже не может читать, ведь они написаны на старо английском языке. Это значит, что литература сиюминутна, а «вечные произведения» - миф, который поддерживается благодаря стараниям переводчиков со старого языка на современный.

Что касается классического стихосложения (силлабо-тонического), то оно возникло лишь в 18 веке, а до него виршевики (тогдашние поэты) слагали тонические стихи, кстати, очень похожие по технике исполнения на японские танку, хайку, хокку, только длиннющие и нудные. По-моему, тут не новизна, а возвращение к истокам.
 
(М.П.):
- Уважаемый Равиль, посмотрите, как много среди новых авторов талантливых поэтов! Как Вы полагаете, почему в наше время такой всплеск поэзии? Вас это не смущает?
 
(Р.В.):
- Нет. В моём понятии Поэтом может называться только тот, кто имеет своё неповторимое лицо и может сказать что-то новое читателю, которое читатель поймёт и примет. А певец по чьим-то шаблонам в принципе не может называться Поэтом.

И я не вижу, что сейчас идёт какой-то особенный всплеск Поэзии. Например, последний реальный всплеск общественного интереса к Поэзии был в шестидесятые годы прошлого столетия.
Да сейчас, благодаря Интернету, любой человек, который научился рифмовать строчки, может выложить на одном из литсайтов, а их на данный момент достаточно много, свои опусы на всеобщее обозрение.

Общественный спрос на Поэзию реально не превышает 5% ( мы не говорим о «текстовиках» для модных шлягеров, там своя кухня и к этой кормушке настоящих поэтов не подпускают на пушечный выстрел).

То есть на данный момент сложилась ситуация, когда поэтическая братия варится в собственном соку. Даже поэтические сборники издаются за счёт авторов, и они распространяются опять же в творческой среде.
«Талантливость поэта» - довольно условный термин. Зависть - необходимый компонент творческого набора любого поэта, но в современной ситуации, когда на литсайтах правят бал сторонники «Поэзии души», отвергающие техническую составляющую стихосложения, авторы, ищущие новые пути в технике стихосложения, практически являются изгоями. Вот и возникла ситуация, когда поэтов много, а выделить среди них, имеющих своё неповторимое лицо, практически невозможно.
 
(М.П.):
- Многие поэты пишут в том виде, в каком в их Душах рождаются строки, полагая, что нельзя ничего править, это – святое. Ваше мнение. Нужно ли начинающим поэтам работать над правилами стихосложения? И почему?
 
(Р.В.):
- Любое стихотворение необходимо править, недаром же существует термин «авторская глухота».

Я уверен, что теория «космических порталов» ( стихи порождают высшие космические силы, а автор лишь антенна, улавливающая потусторонние сигналы) исключительно вредная!
Во-первых, автор перестаёт работать над своим мастерством, во-вторых, это насколько надо не уважать себя, как автора, чтобы приписывать свои выстраданные строки каким-то сверхсилам!
В любой сфере человеческой деятельности необходимо мастерство. Мы же сразу видим, где положил плитку мастер, а где дилетант.

Так и стихи, если дилетант может лишь едва донести свою мысль, то мастер ещё удивит и неожиданными образами и виртуозной рифмой.
 
(М.П.):
- Можете ли Вы подсказать, где и как можно учиться начинающим поэтам, тем, у кого нет средств, чтобы оплатить свою учебу?
 
(Р.В.):
- Вот это как раз не проблема. На многих сайтах существуют мастерские для начинающих поэтов, я думаю, что и на «Парнасе» они развернут свою работу (на форуме есть такая тема). У нас очень много замечательных авторов, имеющих опыт такой работы. Вопрос только в желании авторов учиться и не бояться конструктивной критики, она всегда благо для поэта любого уровня.
 
(М.П.):
- На Парнасе есть такие Мастерские. Ваше отношение к творчеству. Зачем люди занимаются творчеством, как Вы считаете?
 
(Р.В.):
- Сначала давайте определимся, какое творчество имеется в виду! Если творчество ради добычи средств к существованию, то это скорее бизнес. Основная масса дилетантов, а к таковым я отношу и себя, так как профи искусством кормят себя, занимается творчеством от своей нереализованности в повседневной жизни. Ну, и минимальный шанс что-то стоящее оставить потомкам.
 
(М.П.):
- Лев Николаевич Толстой сказал однажды: “Какой ужасный яд современная литература!”
Ваше мнение, уважаемый Равиль, о современной литературе, поэзии? В наши дни что-нибудь изменилось?
 
(Р.В.):
- Давайте не путать полки книжных магазинов, заваленных женскими романами, фэнтези, детективами, с литературой! В сети существуют сайты по выявлению талантов в этих жанрах, с их последующим трудоустройством. К сожалению, по моему мнению, нетленка ещё долго будет выкристаллизовываться из необозримого моря сетевой литературы.

Да и сами произведения кроме текста, будут всё полнее наполнятся визуальными материалами (уже сейчас на многих сайтах имеются аудибиблиотеки, где авторы читают свои опусы). Плохо это или хорошо, неважно: процесс пошёл.
Объективно правдивой картины состояния поэзии нет. На многих сайтах правят графоманы, а другие превращены в элитарные клубы по интересам, где правят бал сторонники жесткой борьбы за чистоту русского языка.

Так как ресурсы Интернета необозримы, вот и кочуют авторы по его просторам в поисках своих единомышленников в каком-нибудь уютном сайте.
 
(М.П.):
- По мнению Иосифа Бродского «литература есть наилучшая система формирования человеческого духа». Ваше мнение.
 
(Р.В.):
- Я – человек технического склада ума, то есть, пусть не обижаются «гуманитарии», люблю ясность в изложении любой темы. Что касается «формирования человеческого духа», то роль литературы, как и любого искусства, решающая. Недаром Сталин ввёл термин для литераторов – «инженеры человеческих душ». Беда большинства литераторов моего поколения в том, что они по старинке пытаются учить молодое поколение с позиции умершего строя.
 
(М.П.):
- Уважаемый Равиль, у вас есть литературные герои, которые служили для Вас примером на жизненном пути?
 
(Р.В.):
- В юный период были (в школьный период я был одним из частых посетителей городской детской библиотеки), а в зрелые годы у меня быстро исчезли романтические иллюзии относительно суровой действительности. К счастью, я не попал под влияние «инженеров человеческих душ» советского разлива, а больше читал зарубежных авторов (Хемингуэй, Маркес, Камю, Кафка) Из фантастов, конечно, Станислав Лем. Вот где многослойность произведений зашкаливает!
 
(М.П.):
- С творчеством этих писателей, скорее всего, большинство Ваших современников знакомо, так как и в мое время эти имена были довольно популярны.

За каждым творением стоит личность... И многим читателям интересно приоткрыть завесу, заглянув во внутренний мир любимого автора.

Какие качества характера Вы цените в людях больше всего? И есть ли те свойства личности, что Вы не можете простить никому?
 
(Р.В.):
- Ценят больше всего в людях то, чего у самих не хватает. У меня это верность ( к счастью для меня, моя супруга обладает этим качеством). Творческие люди на удивление порочны и аморальны по своей сути (слово табу для них не существует), но есть грань, за которую ходить запрещает здравый смысл, и я его слушаюсь. Простить можно всё (в смысле человеческих отношений).

(М.П.):
- Лев Толстой утверждал, что “Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого.” А Вы, уважаемый Равиль, как поступаете в случае совершения ошибки?
 
(Р.В.):
- Полностью согласен с классиком, мой жизненный опыт говорит, что исправлять ошибки желательно скорее. Да, я могу в силу своего темперамента вспылить, но, если буду не прав, то обязательно извинюсь.
 
(М.П.):
- Недавно прочитала у Вас стихотворение:

Бросаю семена в грядущее
(королевская песнь)

Поэтам нужно сострадание-
На строки ждут они ответа.
Чтоб не мешало расстояние,
Поют в просторах Интернета.
Душа, что Музою задета,
Во мне рождает в даль зовущее,
Потомкам в качестве привета
Бросаю семена в грядущее.

Щекочет мамино дыхание,
И колыбельная пропетая.
Моё довольное мычание
От папы с мамой силуэта.
От сказки детского балета
Уносит время вдаль бегущее.
Под ностальгию от кларнета
Бросаю семена в грядущее.

Ах, юность! Царствует желание,
И в каждой девушке – Джульетта.
Как взрыв, руки её касание
Рождает строчки для сонета.
Свиданья с милой до рассвета.
О, сердце, о любви поющее!
Я с безрассудностью поэта
Бросаю семена в грядущее.

Творить - моей судьбы призвание,
Сияет мастерство куплета,
Уже достигнуто признание
И узнаваемость портрета,
Но не идёт в карман монета,
Давленье бедности гнетущее.
Сгорая, словно сигарета,
Бросаю семена в грядущее.

Как безучастно мироздание!
Несчастьями грозит комета,
Но отвергая предсказание,
Конца не принимая света,
Согласно пращуров завета,
Пусть не увидеть мне растущее,
Пока земля ещё прогрета,
Бросаю семена в грядущее.
Пусть говорят, что нет просвета,
А я наивно верю в лучшее.
Чтоб расцвела моя планета,
Бросаю семена в грядущее.
 
Уважаемый Равиль, что для вас есть грядущее? И для чего Вы бросаете в него семена? И всегда ли это семена света?
 
(Р.В.):
- Грядущее для меня – это время, когда уже меня не будет, а будут жить мои потомки. Я уже нахожусь в том возрасте, когда конец жизненного пути не за горами.

Бросаю семена в грядущее для того, а вдруг они взойдут? Какими будут эти семена, решать не мне, а потомкам.
 
(М.П.):
- «Пусть говорят, что нет просвета,
А я наивно верю в лучшее.
Чтоб расцвела моя планета,
Бросаю семена в грядущее.»

Чтобы планета расцвела, нужно бросать семена радости и любви... Верите ли Вы, что со смертью тела умрет и ваш Дух?
 
(Р.В.):
- Ну, во-первых, я из поколения воспитанного в духе атеизма, а люди меняющие свои взгляды согласно конъюнктуре - заведомо лживы.
Во-вторых, для поэта важнее успеть сказать что-то нужное потомкам, чем беспокоиться о месте в раю. Кто обеспокоен будущим своей души, идёт в монастырь, а не занимается литературным трудом.
 
(М.П.):
- Почему десятки лет Вы не писали стихов? В чем причина? И что дает поэту силу творить? Почему люди, как правило, не могут управлять своим вдохновением?

Есть исключения. Мой учитель живописи всегда говорил нам, что не стоит ждать вдохновения, нужно каждый день подходить к станку и работать. И вдохновение придет. Возможно, секрет в ритме труда.
 
(Р.В.):
- Не было потребности писать. Когда литератор «высасывает» произведение из пальца, видно сразу. С высоты прожитых лет могу чётко сказать, что творчество ради творчества в принципе бесперспективно.

В любом случае у любого поэта писать стихи – это потребность. Фактор вдохновения присутствует при создании любого стиха, но конечный результат в любом случае зависит от мастерства и трудолюбия автора. Ну, по-моему, планомерно могут работать только прозаики, а вот поэты напрямую зависят от вдохновения.
 
(М.П.):
- Вы любите читать свои стихи близким людям? А они любят Вас слушать? Кто Ваш самый благодарный слушатель из близких людей?
 
(Р.В.):
- Люблю. Самый благодарный слушатель и критик – моя жена. Её заслуга в том, что я состоялся, как поэт, огромна. У меня мощный и надёжный тыл.
 
(М.П.):
- Уважаемый Равиль, а Вы уверены в том, что пишете то, что принесет людям пользу, осветит их день светом радости и надежды?
 
(Р.В.):
- Я не принадлежу к самонадеянным людям, которые уверены, что всё написанное ими гениально. Дай, Бог, чтобы хоть частичка моего поэтического наследия была востребована потомками.
 
(М.П.):
- На Ваш взгляд, уважаемый Равиль, не поступают ли творческие люди эгоистично, выплескивая на читателя все свои эмоции и страсти, порой загоняя своего читателя в безысходность, вместо того, чтобы облегчить своему читателю страдания, которых в наш темный век у каждого и без этого достаточно много?
 
(Р.В.):
- Творческие люди в принципе эгоцентричны. Читателю нужны не только светлые хоралы, у людей любимое занятие – копаться в чужом грязном белье. Поэтому востребованы и Кафка, и Джойс, ну и поэты, выворачивающие наизнанку свои комплексы.

(М.П.):
- На примере одного известного автора-современника. Он стал яростно заниматься религиозной агитацией и борьбой с инакомыслящими, и сразу перестал писать. Дар будто улетучился. Знаю пример и из жизни художников: талантливый художник ушел в бизнес, и способность творить исчезла. Ваше мнение, уважаемый Равиль, можно ли совмещать творчество и бизнес, творчество и агитационную деятельность?
 
(Р.В.):
- Конечно, можно! Если первое - для души, а второе - для заработка, кстати, так живёт большинство творческих людей. В этих примерах ничего удивительного. И тот и другой всерьёз занялись новым делом, а духовные ресурсы у любого человека ограничены.
 
(М.П.):
- Есть интересный пример, хотя сюда он мало подходит, но чем-то мне напоминает тему. В Горном Алтае у самой дороги бил ключ с серебряной водой.

Предприимчивый бизнесмен решил сделать на этом ключе деньги. Взял в аренду этот кусок земли. И построил маленькую чудесную избушку на месте ключа, чтобы люди могли входить в домик, и за деньги покупать целебную воду.

В день открытия серебряная вода исчезла из источника, и все труды предпринимателя пропали даром...
 
(Р.В.):
- Этот пример чётко показывает, что божественное и стяжательство несовместимы.
 
(М.П.):
- Ваше хобби?
 
(Р.В.):
- На данный момент – стихосложение является основным хобби. Хлеб насущный я зарабатываю, трудясь в летний период в санатории «Маяк». Я по образованию инженер-строитель и всю жизнь проработал по своей профессии. Когда в период 90 годов произошёл обвал экономики и объёмы капитального строительства упали, меня выручило умение работать руками. Так как Евпатория – курортный город, то я, как и большинство жителей нашего города, в курортный сезон работаю в санаториях, а в межсезонье состою на учёте по безработице. В юности боролся (был кандидатом МС), увлекался спелеологией (лазил по пещерам), теперь иногда хожу в горы по грибы.
 
(М.П.):
- Ваше жизненное кредо, - взгляды, убеждения, основы мировоззрения?
 
(Р.В.):
- Слава Богу, я дожил до пенсионного возраста, а это позволяет мне не предпринимать попыток перевернуть белый свет для добычи славы. То есть прекрасно понимаю, что мои изыски в стихотворных формах многих раздражают. Но пока в этой области не исчерпаю себя, я буду писать, и писать новые стихи, непохожие на других.
 
(М.П.):
- О чем бы Вам хотелось сказать в завершение нашей беседы своим читателям, слушателям?
 
(Р.В.):
- Читателям найти автора, который бы был Вам по душе, а авторам искать своё лицо в литературе. Пусть оно будет сначала даже слегка корявым, но это исправляется трудом. За красотой лица манекенщицы стоит нелёгкий труд визажиста.
 
 Ещё раз поздравляю нашего героя Равиля Валеева с юбилеем! Благодарю всех читателей за внимание! Очень хочется верить, что вам было с нами интересно.
Всех вам Благ, дорогие читатели!
 
Беседу вела Попова Марина.
 
 Ссылка на страницу Валеева Равиля на Стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/estet2


Рецензии