Как я искала работу

Ольга Вольф
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно…

 Вступление

Найти работу трудно. Так же трудно, как и спутника жизни, с которым ты мог бы прожить вместе много-много лет по обоюдному желанию. Чтобы и ты ей подходил, и она тебе подходила, и все были бы довольны в итоге. Ну, а если не получилась взаимная "любовь", то желательно, чтобы имелась возможность не испытывать хронических отрицательных эмоций. И чтобы за это еще платили, - чтобы и на масло хватало, и немножко оставалось бы еще на икру. И очень хотелось бы - самореализоваться.

Сначала

К этому моменту своей жизни я успела сменить несколько специальностей – я была учительницей, референтом, журналисткой, специалистом по связям с общественностью, торгпредом  и прочее. Это перечислены только записи, что занесены в мою трудовую книгу. А на самом деле занятий, которые я пыталась освоить на профессиональном поприще – много больше. Вообще – то я работаю с 14 лет. Просто в этом возрасте никто мне трудовую книжку не стал заводить. А так бы  там строчек еще  прибавилось. Курьер, например. Или «оператор пейджинговой  связи».  И ни в одной из этих профессий я не могла «найти себя» и успокоиться на этом.  Началось все со школы..

Педобраз*

На четвертом курсе филфака, переведясь на заочное,  я направилась в среднеобразовательную школу, намереваясь заработать на кусок хлеба. Меня взяли, но дали мне там, двадцатилетней девчонке,  восьмые классы, отказные в третьем поколении. Объясню. В любом учебном заведении за возможность работать с детьми из благополучных семей, а значит, и имеющих относительно хорошую успеваемость, идут целые войны.  Никто не хочет работать с двоечниками, дурно воспитанными (или совсем невоспитанными), плохо одетыми и не умеющими себя прилично вести детьми.  А тем более подростками. Поэтому  подобных субъектов, живущих с ранних лет на задворках общества, стараются слить в один класс, чтобы сразу поставить на них крест и дотянуть как-нибудь до восьмого, после чего благополучно отправить по техникумам, колониям или просто на улицу. Кому нужны чужие дети!! Тут бы своих вырастить. Поэтому бои за нормальных учеников идут не жизнь, а на смерть. Подковерная возня налицо. А тут приходит из института девочка, испытывающая радужные надежды и полная готовности  на педагогической ниве собрать самые тучные плоды.  Вот и дали мне самых что ни на есть отпетых детей. Некоторые из них в 14 лет читали по складам. Что уж говорить о большем. От классного руководства этими самыми детьми отказалось уже три педагога. И этих самых детей я полюбила. Я вела беседы с их родителями, приглашала предков на уроки,  поила учеников у себя дома чаем в любое время дня и ночи, помогала делать им уроки, разговаривала с ними обо всем на свете, ходила с ними в кино и в походы, и так далее.   Взамен эти дети полюбили меня тоже (не все, конечно), а поэтому совершенно не слушали меня на уроках. Потому что совсем – совсем не боялись. Я была для них своим человеком. Зарплаты за столь самоотверженный труд мне хватало на один поход на рынок за продуктами. А так как мы с мужем были студентами, и  нашей молодой семье нужно было обзаводиться своим каким-никаким имуществом, и что - то еще при этом есть, то из школы мне пришлось уволиться.   И  я пошла в сетевой маркетинг.

Сетевой маркетинг

Приехала к нам в город (как принято сейчас говорить, - «пришла на наш рынок») одна забугорная супер-пупер продвинутая корпорация и стала по европейской  схеме продавать свою продукцию  бывшим советским людям. То бишь, - нам с вами. Для нас такой стиль работы был в диковинку. Поохав и поахав, я решительно  бросилась туда (в компанию) как в омут головой. Дело пошло.  От быстрых успехов и заоблачных для меня по тем временам заработков у меня по молодости лет быстро сорвало крышу, и я стала смотреть на мир, как мне казалось, с высоты своего положения. Выражаться я стала высокопарно, деньги считать в одиночку, не учитывая мнения окружающих (мужа, то есть), и строить грандиозные планы на будущее. Например: купить «Лексус». Затарившись продукцией своего работодателя под горло, а так же обеспечив ею сверх меры всех своих родственников и знакомых, а так же родственников знакомых и знакомых знакомых, я  притормозила и задумалась. Строить сеть не получалось. Т.е. люди, которые бы могли зарабатывать уже на своих знакомых и родственниках, не находились, а значит, и процента с их продаж я получить не могла. Зато у меня отлично получалось загружать себя по горло и работать дням и ночами без продыху. Постепенно те самые знакомые и родственники, с помощью покупательской  способности которых лично я могла заработать денюшки, заканчивались. Мне надоело таскаться по бездорожью, городам и весям с тяжеленными чемоданами; 1 января, когда весь город погружен в глубокий сон, в 40 градусов мороза  к 9.00 ходить на совещания. И я ушла. Все равно я этот заработок рассматривала как временный и никаких иллюзий по этому поводу не испытывала. «Срубила по быстрому «бабла», и устремилась дальше, - в неизведанное светлое будущее.

Телевидение

И тут - ПАРАММ!!! На перекрестках судьбы передо мной нарисовалась моя хорошая знакомая Татьяна.
-А я на телевиденье работаю, - сказала она, - на новом канале. Правда, там совсем-совсем не платят. Хочешь тоже попробовать?
Я хотела. На новом канале, располагавшемся в двух темных комнатках полуподвального помещения, шмыгали какие-то подозрительные личности. Главный редактор, поблескивая очками, выделил мне оператора и велел ехать делать репортажи. Какие, - он не уточнил.
На следующий день я, сделав дурацкую прическу и накрасив губы помадой цвета фуксии, отправилась на съемки. Целый день мы  таскались с камерой по раскаленному городу и приставали на улицах с глупыми вопросами к прохожим.  Такими как: «Что интересного за последнее время произошло с вами?», и прочее.
На что после просмотра отснятого материала редактор заявил:
-Посмотрели твой материал. Посмеялись от души. Но это не комедия, а новости. Поэтому никуда не годится. И вообще, я считаю, что в кадре тебе лучше носить очки.
- Но я не ношу очков.. (это было неправдой).
- Придется.
В общем, никакой работы у меня на этом канале не получилось. Потому что, - и правда не платили. Совсем. Т.е. – работать надо было бесплатно. Пока. Как долго это «пока» продлится – никто не знал.  Не было там и никаких трудовых книжек и прочих подобных «глупостев». Всю выручку от рекламы главный редактор, видимо, брал себе ))))). На сегодняшний день это раскрученный и популярный у нас в крае канал, на что ушло всего-навсего каких-то 15 лет. И иногда я сейчас с регулярной периодичностью жалею, что не осталась там тогда работать. Правда, как бы я жила все эти годы совсем без денег, - неизвестно…. ))))))

Потом мы с мужем решили, что  - а не пора ли уже нам обзавестись потомством? В чем весьма и преуспели.
Ясно, что раз будет ребенок, его нужно на что-то поить, кормить, одевать. И я в «интересном положении» пошла опять устраиваться на работу. Решила, что раз уж у меня в кармане диплом педагога, то и трудиться надо по специальности. И отправилась в детский дом инвалидов на вакансию учителя и воспитателя одновременно.

 Детский дом инвалидов

 «Да дорогая ж ты моя!» - закричал мне с порога директор, и распахнул приветственные объятия. Оказалось, такие, как я, там нужны как воздух. И ждут меня на работе на следующий же день после того, как я принесу справку от гинеколога о том, что я не собираюсь в ближайшем будущем в отпуск по уходу за ребенком. «А то придут, поработают немного, и в декрет. А на фига мне это надо? Еще декретные плати...» - интимно пожаловался мне директор, искренно сожалея о впустую потраченных государством деньгах на пособия меркантильным бабам, которые и поработать то еще как следует не успеют, а уже туда же  - размножаться! «Я, конечно, понимаю, что это противозаконно – объяснил мне директор.  – Но я беременную все равно не возьму». Сделав сочувственную мину и покивав головой: «Да, да…Понимаю…», я ретировалась. И больше туда никогда не возвращалась. Как оказалось впоследствии – и правильно сделала. Потому что потом туда устроилась моя подруга, и таких мне ужасных ужасов об этом месте понарассказывала…

Завскладом

Жить надо было как-то все равно.
- Пойдешь вот по этому адресу – протянул мне бумажку отец,  - там тебя на работу возьмут.
-Ура! – подумала я, и понеслась в указанную организацию. Кем меня туда возьмут, у папы я спросить забыла.
И там меня правда взяли. В бухгалтерию. С дипломом «учитель русского языка и литературы» и без опыта работы. Чтобы им за это не прилетело по загривку от трудинспекции, в трудовой книге они мне написали казенное слово  «завскладом». И стала я «завскладом». Изнывая от скуки, в этой конторе я благополучно просидела положенные до родов несколько месяцев. Запомнилась мне там только бородавка на щеке моей сослуживицы и мыши, беспрепятственно бродившие по полу. Еще,- какие-то цифры в  пожелтевших от времени и пахнущими пылью и опять же мышами фолиантах. Слушая регулярные истошные женские вопли: «АААААА!!! Мышь!! Мышь!! Она побежала туда!!»,  - я мышей совершенно не боюсь, - я смотрела на часы и считала минуты до окончания рабочего дня. Зато в этой конторе я встретила свою задушевную подругу Светку, нежная дружба с которой продолжается у нас и посейчас.

Следом за рождением первого ребенка мы решили, что неплохо бы было обзавестись и вторым.  Потому что старший, подумав, нам сказал: (почти как в мультике, честно-честно!) «Я тут подумал… В общем, нам где-то совершенно необходимо второго ребенка раздобыть…» Не люблю откладывать дела в долгий ящик. Поэтому в перерыве между декретными отпусками я практически не работала. У меня были дела поважнее.

Журналюга

Когда подрос второй сын, я двинулась на «амбразуру». И не куда-нибудь, а в региональное представительство известнейшей и популярнейшей в России газеты. Первой, кого я увидела на крыльце знаменитого издания, была гарна дивчина в глубоком декольте и сигаретой в зубах.
-Аааа… - выдохнула она, пустив дым.- Заходи.
Оказалось, что декольтированная дивчина – замредактора, начальник отдела периодики, и по совместительству любовница учредителя сей газеты (она этого не скрывала). Я зашла. Я была согласна на любые условия – даже работать без зарплаты. Лишь бы меня взяли.
-Ну, напиши чё-нибудь.., – сказали мне, - а мы поглядим.
 И я стала писать. Писала я быстро. Потому что больше ни о чем думать не могла. Посуда в раковине стояла немытая, дети были заброшены у мамы, а муж вообще забыл, как я выгляжу. Но цели я своей добилась. Я была трудоустроена корреспондентом газеты с таким громким именем, которое служило пропуском не только на официальные мероприятия, но и на частные. И начались командировки. Работать меня направили в отдел рекламы, что означало, что мне нужно было писать дифирамбические статьи про всех, кто готов за это заплатить немаленькую сумму. Я ездила-ездила-ездила, вернее, - летала. В основном в Норильск, потому что там «сидел» наш главный заказчик – «Норникель». После многочисленных командировок этот тот мрачный, морозный, черный город стал сниться мне в кошмарных снах – как будто я бегаю, бегаю, бегаю по лабиринтам темных его улиц и не могу найти выхода. Но в мой карман потекли денежки. Не закапали, а именно потекли. Все шло благополучно, пока  наша главредакторша, которая перешла к этому времени в этот статус из положения любовницы учредителя, прочитав мой очередной опус,  не выдала следующее: »Ну и что ты тут написала!!! Да это никто читать не будет!! Кому это интересно! Да за такие деньги пахать надо!!» - после чего сообщила начальнице нашего отдела, что с этой минуты в Норильск будет летать она. Частично я была с ней согласна – вряд ли кому-то было интересно читать про какой-то там комбинат, пусть и очень крупный, если «кто-то» там не работал. Но я была несогласна с потерей хороших знакомств, приобретенных в этом городе, и связанного с этим, гонорара. В итоге она решила меня «слить», так же, как уже однажды сделала с предшествующим ей главредактором.
  После заявленных ею прав на публикации хвалебных статей о «Норникеле» с начальницей моего отдела случилась истерика. Вообще-то истерические припадки с ней случались регулярно. Такие как: ссора с невесткой, выяснение отношений с неуплатившими заказчиками, разбушевавшийся воспитательный начальнический пыл и прочее. В этот раз она орала на все здание, захлебываясь  слезами и соплями: «Да я за этого клиента со своим мужем десять лет трахалась!! (так и сказала). А из-за тебя я сейчас все это потеряю!! (имелись ввиду проценты от публикации ей, как руководителю проекта)». При чем тут был муж, она не объяснила. Выслушав все это, я отправилась домой. Все равно с нее сейчас толку не было никакого.   Дома, поразмыслив о превратностях судьбы, я решила подать заявление об увольнении. Работать с истеричкой и карьеристкой, пользующейся в личных целях кроватью учредителя, мне больше не хотелось. Сидеть же там без заказов после происшедшего больше не имело смысла.  И я опять ушла.

Вновь журналистка

В следующую газету. Это было уже издание попроще, не с федеральной репутацией, но довольно известное у нас в крае. Наконец-то я дорвалась до именно той работы, о которой мечтала! Это было социально значимое творчество в чистом виде! Владелец газеты снисходительно усмехнулся моему энтузиазму и выделил мне стол в довольно уютном кабинете с допотопным компьютером. Мол, - пиши! Чего же тебе еще?!...
И я опять стала писать. И снова с энтузиазмом. Присутствуя на планерках, я взахлеб рассказывала о своих планах и была увлечена до чрезвычайности. Главный редактор меня обожала. Коллектив был прекрасный. Меня окружали талантливые, приветливые люди. Офис был выше всяких похвал. Все было великолепно. В этой газете появились на свет мои лучшие журналисткие работы. Я  была так счастлива, что совсем забыла думать  о деньгах.  До того момента, когда я за третий месяц напряженной и продуктивной работы я опять не получила такие маленькие и смешные деньги за серьезное, грамотно поданное и прекрасно литературно оформленное социальное исследование, что просто лишилась слов. Гонорар за несколько опубликованных разворотов подряд был столь жалок, что в это просто не верилось… Тогда у меня наконец-то хватило ума поинтересоваться у коллег: «А что, и у вас так?». У них тоже оказалось так, или еще хуже. А как же они тут все работают? – растерялась я. На что они живут?... И мне расхотелось работать… Совсем. У меня опустела голова и опустились руки. Я поняла, что при всем желании не могу себе позволить роскошь работать за такие деньги, пусть и на любимой работе. На этом мои отношения со СМИ на некоторое время  закончились..

После таких разочарований во вторую древнейшую профессию не тянуло. В школу тоже по известной причине не хотелось. И я решила сменить сферу деятельности. Я пошла учиться. Закончила  дополнительное образование с красным дипломом, где  в графе «специальность» значилось: «офис-менеджер, администратор». Что ж, неплохо, - решила я, и вновь  окунулась в пучины кадрового подбора. В итоге я остановила свое внимание на двух фирмах, где требовался работник моей квалификации. Контора номер раз меня поразила новеньким роскошным ремонтом и абсолютной безлюдностью. В сверкающих коридорах не было ни души. Даже охранников. Хотелось крикнуть – ааауууу! И услышать в ответ лишь эхо.. Но, - не случилось. Двенадцатая дверь по счету бесшумно отворилась, и там мелькнула жизнь. Там двигались какие - то люди. Вернее, женщина среднего возраста с перманентом на голове. Она и оказалась «службой подбора персонала». Глянув в мои документы, тетя поджала губы.
 -Ну и что Вы пришли? Вы вообще видели, ЧТО нам требуется?!!
- ????
-Нам нужна девушка до 28 лет! А Вам сколько!!
- Тридцать. А мои деловые качества вас не интересуют?
Окончания беседы я не помню. В общем, я удалилась, чувствуя себя абсолютно униженной и ни на что не годной тридцатилетней старухой.  Следующим этапом моего трудоустройства был отборочный конкурс на замещение вакантной должности, который проводило в несколько этапов довольно крупное у нас в городе производство. С претендентами беседовали психологи, делали какие-то тесты, назначали встречи с какими-то людьми. В итоге этих манипуляций со мной телефон зазвонил и женским голосом сказал, что я принята на работу. Не успела я подпрыгнуть до потолка, как в течении пяти минут следом позвонили снова.
-Это начальник службы персонала фирмы «бла-бла-бла» (та самая дама, которая посчитала меня старухой).
-Слушаю.
-Грубо говоря, грубо говоря, выглядите Вы неплохо. Начальник посмотрел Ваше резюме. В общем, приходите на собеседование завтра во - столько-то.
-Нет, спасибо, что-то не хочется.
-Да Вы что!!! Вас сам начальник хочет видеть! Вы это понимаете!
-Отлично понимаю. Я не хочу работать в организации, куда меня приглашают, учитывая не мое образование и опыт работы, а оценивают человека как лошадь – по экстерьеру.
-Да Вы понимаете, что Вы говорите!! Против Вас Сам Директор не против!
-Привет ему от меня, - ответила я и положила трубку.
Надеюсь, глупой бабище досталось от Его Величества Начальника за то, что она упустила столь ценного работника в моем лице ;)))).

Помгендир

Помгендир – это я. Переводится – помощник генерального директора. Я сижу в светлом, заполненном цветами помещении. Меня окружают телефоны, компьютеры, факсы, сканеры и т.п. Все входящие ко мне заискивающим тоном спрашивают «можно?». Напротив меня сидит милейшая женщина, делопроизводитель Натпет. Мы с ней в прекрасных отношениях. Я сижу вся в переливах солнечного света и жмурюсь. Через стенку со мной за своим столом сидит тот самый генеральный директор. Он очень интеллигентный, никогда в жизни не повышает голоса, и у него синие глаза.  Продолжать в том же духе можно было бы и дальше. Но не имеет смысла. В красивой обертке оказалась горькая конфетка.
 
В общем, проработала я на этой должности год. За этот год со мной произошло много чего – и конфликты, и интриги, и дружба, и попытка его замами, здоровыми сорокалетними мужиками, уволить меня  и прочее, прочее. Ушла я не по этой причине. А потому что жадность этого…эээээ….. , скажем так, частного собственника, не знала границ. Никто никогда ни разу не видел от него ни премии, ни добавки к зарплате, и даже в командировки ездили крайне редко, потому что он отказывался оплачивать гостиницу, а суточные давал 100 р. в день.  Будучи весьма довольным моей работой, как особе, приближенной к императору, то есть к себе,  гендир не прибавил к моей маленькой зарплате за весь год ни копейки. Он говорил обо мне, что я могу ВСЕ. На все роптания он отвечал: «Предприятие убыточное, зарплату платить не с чего», но тем не менее покупал на производство новые итальянские и немецкие линии. И я поняла, что и тут, даже работая с полной самоотдачей, нечего ждать милостей от природы. Т.е. – от работодателя. Все равно не дождешься. К маленькой зарплате приплюсовалась ревность его любовницы и унижение меня из-за этой ревности. В итоге всего этого я ему сказала: «От вас уйду не только я. От вас, с таким отношением к специалистам, уйдут все». Это было высказано не в сердцах. Просто я знала, что происходит в коллективе. И оказалась права. Ушли все. В буквальном смысле. Администрация предприятия предпочла нанимать неквалифицированный низкооплачиваемый персонал, нежели платить достойные зарплаты выкопрофессиональным специалистам. Во всяком случае, их не волновало, что в первую очередь страдает качество выполняемой работы и конечного продукта. Я не себя имею ввиду. Но уходить из сложившегося коллектива, имея там определенный авторитет, мне было жаль. Амбиции требовали удовлетворения, и я уволилась для того, чтобы стать..

Замгендир

Т.е. – замом генерального в одной небольшой фирме, занимавшейся продажей пищевой упаковки. О работе здесь и вовсе сказать нечего. Этот самый очередной гендир оказался банальным алкоголиком, с которым работать было невозможно. Но благодаря тому, что я там была некоторое время, меня заметили  из Москвы, и предложили должность в их  Новосибирском филиале.

Региональный руководитель продаж
Я, конечно, согласилась. На этой работе (не в полной мере), удовлетворилась моя потребность путешествовать. Я много ездила, общалась с людьми. Мой непосредственный начальник оказался достойным человеком, образцом настоящего мужчины, о человеческих качествах которого я остаюсь самого высокого мнения. Задача у меня была одна – принести прибыль владельцу. А уж каким образом.. Чтобы достигнуть цели, люди, работающие в продажах, не брезгуют ничем. В ход идут и «откаты», и шантаж, и фальшивые обещания и кумовство, и чего там еще есть? И прочее, прочее, прочее.. В условиях жесточайшей конкуренции и полного отсутствия норм какой бы то ни было морали в этой области деятельности выжить на своих условиях невозможно. Или ты их, или они тебя. А что вы хотели - дикий капитализм! Но и «хождение по трупам» часто не помогает. Объем продаж, повысившись, благодаря давлению на дистрибьюторов втрое в этом месяце, в следующем падают в три раза, потому что потенциальные покупатели  не в состоянии поглотить то количество товара, которое пытаются им всучить.  В эти условия игры волей-неволей оказалась втянута и я. Не могу сказать, что это мне доставляло удовольствие…

Но деваться было некуда. Пришлось вертеться-вертеться-вертеться. Никаких там тебе коллектива, хороших отношений, радости за успех ближнего, корпоративного духа. Человек человеку – волк.  Объединила нас всех только возможность заработать деньги.  Такая моя развеселая жизнь продолжалась не очень долго. Грянул экономический кризис. Конкуренты моей фирмы сожгли один из ее заводов. Все собралось к одному, и контора поняла, что нужно производить сокращения и увольнять, иначе они не выживут. Меня попросили написать заявление по собственному желанию, выплатив мне в качестве утешительного приза приличную сумму. Я, не раздумывая ни минуты и хлопая в ладоши, быстренько уволилась. Уж больно надоело мне грызть глотки одним (конкурентам) и подлизываться к другим (покупателям). И я опять оказалась свободна, как ветер в поле. Но счастье продолжалось недолго. Через два месяца я опять устроилась на работу. На этот раз..

Из огня да в полымя

Чтобы стать главным специалистом по связям с общественностью одного оччччень серьезного государственного заведения, облеченного большой ответственностью и  немалой социальной значимостью. Бюрократия, косность, подковерная возня, равнодушие к тому что делается (в том числе и самой идее существования этой структуры), показуха, истинная дружба,  прислуживание, благородство, любовь, верность своему делу и т.д., – этой большой структуре оказались присущи все пороки и достоинства, характерные для человеческого общества. Но так как это все-таки государственная структура, то большинству было абсолютно наплевать, что там происходит на самом деле. Поэтому пороки сильно перевесили.
Там мне предоставился шанс проявить себя с самых разных сторон. Я видела горе и слезы отчаянья. Радость избавления и светлые слезы радости. Страшную смерть и возможность жить заново. Я спала на земле. Я ходила в горы. Однажды меня чуть не угробили подвыпившие сослуживцы ))))). Я влезала на скалы  и опускалась под землю. Мои отношения со СМИ возобновились. Меня публиковали в большом количестве на всю Россию. Я смогла полюбить свое дело настолько, насколько это вообще возможно для увлеченного человека. Смысл работы сильно перевешивал доход, который она приносила. Но это не имело решающего значения.

Но и тут не срослось. Слишком уж были высоки ставки. Интриги, кляузы, сплетни,  и пр. сделали свое дело. Если ты на виду,  - это неизбежно. Побарахтавшись в грязи, где я оказалась благодаря «доброжелателям» некоторое время, я поняла, что захлебываюсь. Не захотелось никому ничего доказывать. Искренно сожалея  о расставании с некоторыми коллегами, заслуживающими подлинного восхищения и уважения, я уволилась.  Чтобы вернуться…

Не сразу, конечно. В перерыве между ЭТОЙ работой и ЭТОЙ работой я успела: закончить два курса обучения по специальностям «графический дизайн» и «рекламно-полиграфический дизайн». Ну и поработать, конечно же. 

Дизайнер

После получения допобразования я отправилась трудиться графическим дизайнером. И была сразу «осчастливлена» открытием, что эта работа не имеет к творчеству (к чему я так стремилась) почти никакого отношения. Умение придумывать и создавать новое там практически не нужно, а оказывается,  требуется свойство другого рода -  угодить клиенту.  Как выяснилось, специфика труда дизайнера в нашем городе такова:
Нужно сидеть  за компьютером не вставая, с 9 утра до 7 вечера, не имея возможности оторваться от монитора, чтобы перекинуться парой фраз с коллегами (хозяева запрещают служащим говорить друг с другом, потому что они им не за это деньги платят). Особенно тяжело переносить полное отсутствие физической нагрузки. Мышцы мучительно требуют движения. Спина затекает. Ноги немеют. Шея ноет. А попа толстеет. Но  встать и размяться  нельзя – объем работы не позволяет расслабиться. Частник, то бишь, - владелец  фирмы, очень бдит, чтобы люди, которым он платит зарплату, ни в коем случае не бездельничали. И пытается выжать из них максимально все, что только возможно. Часто времени не оставалось  перекусить. Сильно усложняло дело отсутствие у меня телепатических способностей.

Отдаю клиенту  выполненный заказ, выполненный согласно техтребованиям:
- Вот, пожалуйста.
- Не то. Не так.
- А как?
- Не знаю, но не так.
Приношу второй вариант:
- А теперь так?
- Нет.
- А как нужно?
- Не знаю. Вы же дизайнер, вот и придумайте.
- Но вы хотя бы скажите, чего вы хотите, а я сделаю.
- Я хочу, чтобы было красиво. Как у Иван Петровича на вывеске. И как в рекламе «Ауди».
Приношу третий вариант
- Пожалуйста, вот как в рекламе.
- Похоже, но не так. Сделайте тут красную обводку, на желтом фоне, и зеленые листочки пустите. И еще шрифт поставьте сюда и сделайте его жирнее.
- Если я поставлю сюда листочки, для шрифта того размера, который хотите вы, не останется места. Оранжевый шрифт будет плохо виден на желтом фоне.
- Меня это не волнует. Мне нужны листочки и жирный оранжевый шрифт на желтом, и еще чтобы все это хорошо было видно издалека.
- Но вы же понимаете, что это взаимоисключающие вещи.
- Я плачу вам деньги, поэтому сделайте, чтобы это было возможно. И пришлите мне это на утверждение в хорошем качестве по почте.
- По почте такой объем данных в высоком разрешении переслать невозможно, это можно сделать только на файлообменнике.
- Я плачу вам деньги!
- Но законы физики для всех одинаковы.

Или

Клиент:
- Почему картинка такая размытая?
Я:
- Ваш исходник такого качества. Если вы хотите четкое изображение этого размера, вам необходимо сделать  фотографии в высоком разрешении. Картинка, скачанная из интернета, таким разрешением обладать не может. Обратитесь на платные хостинги в крайнем случае.
- Да вы что, хотите сказать, что я буду тратиться на сессию, когда весь интернет картинками завален? За что я плачу вам деньги? Кто из нас дизайнер, что вы не можете сделать из него четкое изображение?
И так далее…

И так далее, так далее, так далее. Хозяева истерично орали, бедный сисадмин стрелялся из-за невозможности выполнить технические требования клиента, я стрелялась оттого, что орут хозяева, и что заказчик не понимает таких вещей, как пропорция, сочетание цветов, качество разрешения, что нельзя взять чужое изображение и выдать его за свое, и что за свое нужно платить.  Подобные сцены повторялись с завидной регулярностью.
Картину завершала мизерная зарплата (строго следят за тем, чтобы не переплачивать бездельникам).
В общем, - я поняла, что знания в этой области мне были нужны, трудоустройство – нет. Ни в одной из трех рекламных фирм я не увидела разницы. Прощай, должность графического дизайнера. Наша встреча была ошибкой.

Приключения продолжаются

В маленьком офисе меня встретила женщина, не лишенная приятности во внешности и в обхождении, - владелица небольшой фирмы, занимающейся пиаром. Начался заход на второй (третий, четвертый, пятый) круг:
Невозможность оторваться от рабочего места, отсутствие времени на все, кроме работы; отсутствие каких бы ни было впечатлений и жуткая гиподинамия; разговаривать запрещено, истерики хозяйки по поводу и без, и все это завершалось зарплатой, ни в коей мере несоразмерной вложенным усилиям. Прощай, частная фирма пиара. Адью! В гробу я видала такую работу. Чтобы птица пела, нужно хотя бы платить ей за это деньги, раз уж она все равно в клетке сидит.

Неспокойная моя натура продолжала колбаситься – мне нужн был труд интересный, подвижный, творческий, без сопутствующих процессу сплетен и подковерной возни. По истечении всего  времени я начинала понимать, что такой работы не существует…

Мой хороший друг, смотря на все это, изрек:
- В мире есть два вида деятельности:  когда убиваешься в лепешку, днюешь и ночуешь в конторе, ненавидишь, что ты делаешь, но ходишь на работу, понимая зачем – из-за денег. Есть работа, где ни хрена не платят, но ею интересно заниматься - для души. Ты все ищешь, чтобы было и то и другое. Пойми, такого не бывает. Поэтому никогда ты ее не найдешь – работу своей мечты.

Назад, в будущее

Тут мой телефон зазвонил и заговорил голосом из прошлого. На государственной службе, откуда я уволилась с такими непростыми чувствами, по мне соскучились и звали назад. Я согласилась. Там меня ждала масса незаконченных дел и проектов. По прошествии полугода благополучной работы мой начальник ушел в отпуск. Я невозмутимо пожелала ему хорошего отдыха. На следующий же день его заместитель поклялся от меня избавиться любыми известными ему методами. Для этого из других начальников разного уровня (заместитель директора, заместитель директора другой и «наш» интриган) собрался совет, где на повестке дня был поставлен вопрос: как это сделать. Был выработан подробный и четкий план действий, о чем мне и доложила разведка. Сисадмину было приказано читать мою личную переписку и приносить копии в штаб. Вся моя работа тут же отбраковалась как неугодная, процесс сопровождался всей палитрой нецензурных слов, существующих в русском языке и эмоций, начиная с ледяного сарказма и заканчивая неприкрытой враждебностью. В общем, началось опять то, от чего я бежала в первый раз. Чудес, к сожалению,  не бывает,  и я уволилась в этот раз уже с непроходящим чувством гадливости, на этот раз навсегда. Оставайтесь при своем. В своем… Вернулся мой начальник. И позавидовал мне. Тому, что меня ждет свободный и огромный мир. Ему тоже там приходилось несладко..

Следующие полгода я работала в «Комсомольской правде». Где мои статьи регулярно публиковали, но в штат так и не взяли, хотя все время обещали это сделать. Там я открыла для себя новую любопытную область деятельности – радиожурналистику, где у меня все неплохо получалось.  Мне  нравилось там работать, но отсутствие записи в трудовой книге стало напрягать.

На круги своя

И вот я вернулась к тому, с чего начала. Я вернулась в педагогику. Учу детишек и чувствую их живую отдачу. Я не сижу в конторе, и меня не угнетает гиподинамия. Я занимаюсь живым творческим трудом, веду концерты и представления, много рисую (навыки графического дизайнера сильно мне пригодились, к тому же это неплохой дополнительный заработок). Тут никто не читает мою личную переписку, и не собирает военные советы против меня. Когда я иду по коридору, "мои" дети при виде меня улыбаются и бросаются обниматься. Я просто живу и просто работаю, не чувствуя к своей деятельности и к начальству никакой неприязни. Я невозмутима и спокойна, как горное озеро, за унизительную символическую плату, на которое расщедрилось государство учителям.

Эпилог

 По словам моего приятеля, я работаю для души. Это так и есть. Потому что поняла, что ни за какие деньги не способна выполнять работу, к которой не лежит душа. Поэтому принимаю подачки от государства в виде зарплаты, и жду лучших времен. Ведь надежда умирает последней.

P.S. Все, описанное здесь я воспринимаю как награду судьбы. Все что со мной произошло, прибавило мне ума, опыта и понимания, что нет ничего случайного, и что я счастливый человек – все, чего мне хотелось так или иначе, жизнь мне предоставляла с щедростью.  Стоило мне захотеть вернуться на госслужбу, и меня туда позвали. Заниматься связями с общественностью и быть в центре событий – вуаля! После бурных приключений хотелось тихой пристани, - и тут же она попадалась мне на пути. Однажды, идя в очередной раз мимо радиостудии одной из радиостанций, располагающейся недалеко от моего дома, я подумала – а должно быть, как интересно работать на радио – нужно уметь говорить грамотно и свободно, а я это умею. И тут же мне предлагают заняться радиожурналистикой. Все, чего бы я не пожелала, тут же сбывалось со мной. И перед тем, как попасть на свое окончательное место работы, я подумывала о том, что хорошо бы туда вернуться. И тут же оказываюсь на месте учителя и организатора. Так что грех на судьбу жаловаться.
Всю свою жизнь я стремлюсь к самым разнообразным впечатлениям, в том числе и в трудовой деятельности. Все, чего я хотела, я получила сполна. Так что – СПАСИБО, ПРОВИДЕНИЕ!

* педагогическое образование