Дружба

Сандросян Павел
                -Дружба-               
               

      В кооперативном доме 4-го микрорайона, в квартире молодожен семьи Караевых, шли оживленные приготовления к встрече друзей. Хозяин квартиры Низами, уже несколько месяцев неустанно суетился перед свадьбой. Те, кто знает, что такое «кавказская свадьба», поймут его состояние. Это ритуал всевозможных подарков жене, ее родителям, родствен-никам, даже подругам. И всем нужно угодить. Потом свадьба на несколько сот человек, с празднично украшенной машиной, музыкантами, которые на сегодня должны уметь
исполнять народные и современные песни и танцы, специально приглашенный платный тамада - не забывающий ни молодых, ни родственников, ни друзей, ни вино, ни веселье. К счастью все сложности позади.
      Молодая жена Назякят, накрывала на стол. Десятилетняя разница в годах, как-то
сглаживалась в их добрых отношениях. В них даже чувствовалась какая-то схожесть, хотя Назякят была стройна, как «кипарис», а Низам- братишка, как его звали между собой, будучи похожим на свою мать, был среднего роста, толстоват, но довольно подвижный.
      Еще в раннем детстве он лишился родной матери, потом утонула красавица-сестра, затем утрата – отца, следом семейные неурядицы. В результате коммунальная квартира, где он в одной комнате проживал с мачехой и родным по отцу братом.
      Однако сейчас, он чувствовал прилив сил, все удавалось: его хобби – большая библио-тека, трехкомнатная квартира, на которую он работал все сознательную жизнь и из-за отсутствия которой не мог жениться раньше. И сейчас, послесвадебная встреча с друзьями по старому двору, где прошла юность и, хотя это было связано с дополнительными хлопотами, но все же, доставляло ему удовольствие. 
      Послышался звонок в дверь. Сказав Назякэт, чтобы она открыла, Низам пошел перео-деть рубашку. Наспех распечатав новую сорочку и надев ее в спешке, он вспомнил о галстуке, который порядком ему надоел на свадьбе, решив не надевать его, вышел из спальной к друзьям.
       Впереди, раздевшись в прихожей, шли только обрученные Павел с Ниной, уже женатые Яшар с Таранной и Гриша с Эльмирой. Относительно крупные свадебные подар-ки были уже сделаны и друзья просто пришли навестить молодожен. Заметив, что через не продолжительное время, после свадьбы, дома нет цветов, Павел, преподнося молодой жене прекрасные каллы сказал, что такую красивую женщину всегда должны украшать цветы, чем вызвал благодарную улыбку Назякят и некоторое смущение  Низама. 
       Женщины устремились помогать на кухню, хотя молодая хозяйка и отговаривала их. Мужчины прошли в гостиную.   
        Подойдя поближе к Низаму, Яшар, заговорчески доставая из-под полы пиджака пакет с грецкими орехами, курагой и изюмом, отдавая его ему, вроде тихонько, но так, чтоб нам было слышно, прошептал: «Старики востока утверждают, что в супружеской жизни, муж-чинам это помогает - укрепляя эрекцию, прислушайся к совету старших и пожеланиям друзей – ешь на здоровье».
       Низам улыбнувшись, приняв и положив пакет в сервант, тихо промолвил, что за всем стоит Бог, рассудит же нас время.
       - А это, произнес Гриша, вынимая из кармана бронзового ослика с перекинутыми через спину хурджунами - солонками, напоминающие маленькие бочки, наш скромный подарок, чтобы соль и перец, вместе с обилием пищи, никогда не покидала этот стол.
       Ну, что ж, спасибо, как раз соль и перец женщины еще не подали к столу, а ослик мне всю жизнь будет напоминать о Вас. Зная эрудицию и тонкий безобидный юмор Низама, все весело рассмеялись, именно такой неординарный ответ мы от него и ждали.   

                - 2 –


 
     Хозяин дома стал усаживать гостей и, разливая по бокалам шампанское, призывал к спокойствию.
     По сложившейся традиции, встал Павел и, сделав паузу в ожидании тишины, начал говорить, глядя на Низама: «Новая сорочка тебе к лицу, но будь внимательнее, малень-кими упаковочными иголками, можно больно уколоться» - сказал с поддевкой Павел, доставая из-за воротника Низама, в спешке одетой сорочки, забытую иголку.
     «Что эти иголки, по сравнению с теми колкостями, которые я ежеминутно получаю от Вас» - парировал Низами, тем самым вновь вызвав веселый смех.
      «Мы пытались через предметы, выразить внимание к Вашей семье, продолжал Павел, проявляя чувство дружбы, но дружба понятие нематериальное, к ней невозможно прикос-нуться руками, как к подарку, ее можно только ощущать.  Зная русскую пословицу, «гость в дом, Бог в дом», можно предположить, что мы собраны провиденьем, для более тонкого восприятия чувства дружбы и прочувствовав это ранее, сегодня мы пришли к друзьям.
   Зная, что вся Советская история развития Закавказья, определяла дружественные отношения между народами, где у их истоков стояли Шаумян, Фиолетов, Азизбеков, Джапаридзе, армянин, русский, азербайджанец и грузин.  Хотелось бы вспомнить прекрасное изречение «Лучшее, что есть в жизни человека, это его дружба с другими людьми».
      - Ты вполне мог бы быть платным тамадой – сказал Низам.
      - Это изречение не мое, кажется Авраама Линкольна – ответил Павел, не парировав шутку Низама шуткой.
      - «Я предлагаю тост за дружбу. Наши взаимоотношения испытаны многими годами. Мы жили рядом, росли вместе и, хорошо понимаем друг – друга. Зная, что мы дети раз-ных национальностей - азербайджанского, армянского, таты, объединенные посредством русского языка и чувства локтя – дружеского плеча, можем сказать, что всегда, как братья несемся друг к другу на выручку, живя общими интересами. Наши народы исторически всегда проживали рядом, дополняя своей национальной культурой, самобытность друг – друга, перенимая лучшие традиции и имея межнациональные браки, имели совместное потомство. То есть то, что будет потом, после нас. Когда все народы объединяться и будет один народ и один язык, как до Вавилонского столпотворения. Ведь все повторяется, как день и ночь, а значит, повторится нечто, что вновь объединит народы».
      - «Несколько дней назад, мы приобрели в лице Назякят, еще одного друга. Назякят, делайте все, чтоб наша дружба крепла, была сильней, ибо сила наша в единстве, а едины мы в дружбе. За дружбу».

P.S. Этот вечер нашего возмужания, произошел почти сорок лет назад. Примерно через пять лет, после него он был записан и брошен в папку. Обнаруженные записи, подвигли Павла вернуться к происшедшему, оценивая все через призму прожитых лет.            
      За это время распалась страна, гражданами которой они были, но, ни распад союза, ни произошедший армяно-азербайджанский конфликт, не повлияли на их добрые взаимо-отношения. И ни о, какой не приязни, между ними, не могло быть и речи, и слова, сказан-ные в тот вечер, были искрение, что нашло подтверждение и в последующих действиях.
     Примерно через десять лет, после памятного вечера, Низама работая на складе, в поисках средств содержания семьи, повторно угодил в тюрьму. Повторно, потому что еще в школе защищая друга по классу, в отчаянии схватил со стены огнетушитель и, обдав пеной обидчиков, был наказан исключением. Следом, связавшись с дворовыми, попал в не хорошую историю, кражи вроде в шутку у следователя в отделении милиции макинтоша, за что и поплатился свободой.   
                - 3 -
 

   Не зная об этом, Павел ужаснулся, приехав с семьей на отдых в Баку из России, где работал в Ессентуках. Весть о том, что Низам находиться в заключение, буквально потрясла его и, желая хоть как-то поддержать его в беде, он попросил Яшара организо-вать с ним свидание.
       Яшар, быстро созвонился с бывшим институтским товарищем, работавшим зам. начальником милиции в городе Али-Байрамлы, где поблизости находилась колония. Кстати, этого нового для нас товарища, тоже звали Низами. По договоренности Яшара, мы выехали буквально на следующий день. В ту поездку по предложению Яшара, с нами поехал Роман – парень из нашего дома, он же инструктор райкома, что в ту пору было очень значимо, друг и одногодка Низама. Тот самый Рома, который будучи еще комсо-мольским работником, ходил с ребятами перебрасывать через забор в спичечном коробке анашу Низаму, когда он сидел в Кишлинской тюрьме.   
        Заехав в городской отдел милиции Али-Байрамлов и, познакомившись с замом, мы сразу оценили его возможности, так как после его звонка, без всяких проволочек, была разрешена встреча в тюрьме, хотя в этих учреждениях, получить добро даже на лишнюю передачу для заключенного, всегда сложно.
        В комнате для свиданий, куда привели  Низама, было очень неуютно и, обидно за друга, освобождение которого было не в наших силах. Передав привезенные кутабы и спросив о самочувствии, мы предложили ему помощь, которую смогли бы оказать.
   Низам, очень обрадовавшись неожиданной встрече и не особо рассчитывая на результат,  все же сказал, что через месяц в тюрьме будет выездное заседание суда, и если дать судье установленную по «таксе» взятку в пятьсот рублей, то оставшийся год, скостят за хорошее поведение. Добавив, что дома у жены сейчас нет таких денег и рассчитывать не на что. Яшар первый откликнулся на просьбу и, спросив: «у кого какие деньги с собой», стал доставать свои. На протянутые Павлом все его деньги - двести двадцать рублей, Яшар доложив еще двести восемьдесят, передал их Низами. Тот, спрятав их в носок, тихо побла-годарил, хотя чувствовалось, что благодарность переполняла его. Посидев еще немного вместе, зная, что свидания ограничены во времени, расцеловавшись, они встали. Павел почувствовал, как защемило сердце, когда Низами - братишка, заложив руки за спину, прошел в боковую дверь.    
         Потом было застолье в кафе на природе, организованное новым другом Яшара – Низами, зам. начальником милиции, куда приехал и их друг юности Адыль, ранее прожи-вавший на квартире, в нашем доме, когда учился в торговом техникуме. Адыль и раньше был очень чувствительным и расплакался от неожиданной встречи с нами. Иначе не могло и быть, он хоть и, недолго прожил во дворе, но будучи добросердечным, быстро вошел в круг близких друзей, и хотя  не был бакинцем, сносно владел русским, обретенным от русской матери.
         День в колонии, тоже был одним из эпизодов нашей жизни, когда мы,  бескорыстно, по  повелению сердца спешили друг к другу на выручку. Это было всегда, и в пору юности и в период зрелости, в уличных драках за истину, когда стояли друг за друга не по национальному признаку, а потому, что он парень из нашего дома. При игре в карты, подтасовывая своему и в институтах, сдавая экзамены, друг за друга, пользуясь тем, что фотографии тогда,  не всегда четко пропечатывались, были первыми помощниками и на наших свадьбах, где как правило, рядом с женихом, несли ношу его первого друга. Всего не перечислить, главное, полагаясь на друзей, мы всегда были уверены в поддержке и в том, что даже в ущерб себе, друг сделает для тебя все возможное, не зная тогда еще афоризма Арустамова – «Дружить - значит ущемлять себя».   


                - 4 -


         Однако, последующие события, разорвали добро терпимые отношения между нашими странами, что конечно отразилось и на людях. Всколыхнув низменные чувства национализма, молодые радикал – реформаторы стран, не задумываясь, чем может
закончиться очередной их «изм» от фашизма в пропаганде расового превосходства одного народа над другим, посеяли семя вражды между государствами, предприятиями, семьями   
и людьми. Не зная истины – «Посеешь ветер, пожнешь бурю» и потому, у этих кликуш или разрушились их семьи, или сами они, уже ушли в мир иной. Мы же встречаясь, в меру сил продолжали помогать друг другу, поддерживая отношения.
      Но толи возраст, с которым проходит юношеский максимализм, толи ранний уход из жизни Караева Низами, который будучи большим интернационалистом и чуть старше, собирал нас. Развод и переезд Гриши в Штаты, а Эльмиры в Израиль, Павла и Нины в Москву сделали общение редким и мало возможным.
       С годами мы отдалялись и, развиваясь иначе, теряли точки соприкосновения. Среда поглощала нас языком, культурой, духовностью, хотя  дружеские отношения между нами, людьми разных народов, всегда вспоминаются с любовью. Думаю, что тогда нас объеди-нял русский язык, через кириллицу, европейская веротерпимая культура и  общность интересов. Мы дети разных национальностей, были верными друзьями, как дети в ангельскую пору до семи лет, не ведающих различий между людьми.
        Наверное, так и должны жить люди, стремясь к совершенству, а любовь, как главная заповедь, должна стать для всех просто обязанностью. Что нам делить, мы - христиане и мусульмане, признаем, что наши предки с Арарата, то есть прародители у нас общие. Однако, разделившись за века, не раз сорились, возможно, чтоб вновь объединиться через язык, в котором скрыта наша общность и, сделав усилие, попробовать лучше понять друг-друга, услышать.
        Так, у армян звучит слово «спас», что означает пост по-русски, через него «спас» - аются народы русским словом - постом, действием, что есть  форпост для бесов, который разделяет нас. Азербайджанское слово «адам» - обозначает «человек» по-русски и рас-крывает начало бытия от Адама, а если по слогам, то «ад» и «ам». Здесь в слове русском последующее действие и отгадка, «Ад»«ам» был поглощен, съеден, что значит - «ам» и за грехи отправлен в «ад», тут словом и именем его судьба определена.
          Две буквы – «ар» - означают «на» в армянском и этим открывают значение азербай-джанского слова женщина - арвад, что означает дословно по - армянский в звуке, на, «получи плохое», так как «вад» плохое. Название азербайджанского слова, смыслом в армянском, определило последующие события Адама и Евы, имея ввиду искушение его через нее и змея.
          «Аз»ербай«джан» в нем «аз», что значит русским звуком первый, но главное тут «джан» и по-армянски, где есть даже такое имя – Джан-ик и азербайджанский означающее - душа. Удивительным образом, подчеркивая общность души этих народов, при религиозных отличиях сложившиеся за последующие годы. Ведь персы до принятия мусульманства, были христианами. Есть исторический факт, когда святых мучеников братьев-послов из Персии Мандала, Савела и Исмаила, за отказ поклоняться языческому Богу, обезглавил Византийский император Юлиан Отступник (361 – 363), этих мучеников ежегодно почитает православная церковь и это не единичный случай.
          А у грузин, принимая для сравнения, гвино - вино, от армянского гини - вино, где буква «г» пропала в русском, оставив лишь вино. Рассматривая буквы, чтоб в звуке найти общность, слышим в русском слове грузин – «руз». Оно в азербайджанском, но руза - означает благодать и слышно слово роза, что ум по-украински, ведь «з» и «с» сливаю-щиеся звуки. И ради справедливости, надо отметить, что грузины, приняв православное

                - 5 -


вероисповедование, по истине – благодатны и умны, что верой объединены с могучим соседом, братом христианским, с великим Богоизбранным русским народом. Возможно   
близость с русскими, заключена в названии народа – грузин, откинув букву «г», что видели примером в слове гвино, тут слышится – русин, народ, проживающий на западе Украины. Народ, по сути - русский – русины, православные, отличны чуть созвучья.
     По истине, Господь создал славян, народ славный и звуком слова - русский, где      
дважды буква «с», соединяет в союз народы, что пребывая в северных широтах, сиянием северным, ночами белыми и снегом освещаясь, дух - порождая светлый, знает – на севере без братства жизни не бывает - в единстве сила.
    И сегодня, мы наблюдаем, что многие мусульмане принимают христианство и даже больше, монашество, как известный поэт песенник в 1980 годы Онегин Гаджи-Касимов.
Народ объединяется кириллицей, где звук, как часть славянской души их соединяет в единодушие. Зная об этом и понимая влияние русского слова, нынешние правители Тур-ции и Азербайджана пытаясь оторвать и разобщить народы, перевели азербайджанскую письменность, составленную при СССР на основе кириллицы, на латиницу. Но все же, пока многие азербайджанцы и турки, вынуждены работать в России, говорят и пишут по-русски, через кириллицу формируя свой образ мышления, объединяются этим с Богоиз-бранным народом – русским, частью которого, будучи изначально православными, они тоже являлись и невольно становятся.
     А то, что русские исторически, как собирательный народ, избран Богом, не может быть двух мнений. Ведь все повторяется и как по Ветхому завету, Господь даровал израильтя-нам землю, так и без промысла Божьего, обладать такими территориями, как у российско-го народа – России, не возможно. И подтверждая это, славяне, не зависимо от себя, наре-чием своим объединяют, неся глаголицей ключ к пониманию не только русских слов. И слово «дружба» несет в себе отгадку первой буквой «д», что значит в глаголице - добро. Но есть созвучья букв и слов сочетания, которые в синонимах сокрыты. Так дружба – друг - рук, еще одна рука, она дается от друга к другу людям, по духу близким и здесь без Бога не бывает, друг часто ближе нам, чем брат. Бог в слове дружба любовью незримо пребы-вает буквой, через него дружба. И братство присутствует  буквой, и первым станешь, через следующую букву «а», хоть «а» и последняя буква в слове «дружба».
   Однако «а» - в цифровом обозначении единица – в древнем алфавите, чем тянет в первых. На брата  опираясь, поддерживая друг – друга, в единстве, в братстве в борьбе стояли, выживали и поднимались не только те, кто вместе росли, но и правители страны. Наглядно это, когда правили секретари – Сталин, Микоян, Орджникидзе – они с Кавказа. Затем плеяда украинцев – Хрущев, Брежнев, Тихонов. И Ставропольцы – Суслов, Кула-ков, Андропов, Горбачев, и тут же выходцы с Урала Рыжков, Лигачев, Ельцын. Сегодня Питерцы у власти – Собчак, затем Путин и Медведев. Они дышали воздухом одним и чувствуют друг друга лучше. Здесь главное, чтоб все работало на интересы страны и соответствовало  гласу народа, ведь он «глас Божий» - не разделяя, соединяя  и зная, что больше делая во благо народа, в час нужный, все как один встанут друг за друга, братство, дружбу, народ, страну – дорожа дружбой.

                Баку - Ессентуки - Москва
                Павел Сандросян  1974 - 2013 гг.