Инерционный авторитаризм образования

Вера Третьякова
   Прошло три месяца со времени публикации очередной главы из «Манифеста гуманной педагогики» на этой странице сайта. Взяла тайм-аут, «якобы» чтобы побольше узнать о гуманной педагогике и вообще подумать на эту тему. Короче, отложила «до лучших времён», по сути, оправдывая свою мыслительную лень какими-то неотложными делами.
   Но вот недавно получила рецензии на две ранее опубликованные главы Манифеста. Надо было отвечать, поскольку эта тема не предполагает (лично для меня) вежливых отписок.
   И я подумала, что «лучшие времена» не в будущем, они - сегодня, «здесь и сейчас».  Только в настоящем времени, мыслями и поступками, человек творит  своё будущее.

   Итак, продолжаю публикацию отдельных глав Манифеста. Глава «Инерционный авторитаризм образования» в тексте следует после главы "Нам только кажется, что силы, с которыми  мы сталкиваемся, непреодолимы".


                Инерционный авторитаризм образования

Великий мыслитель В.И.Вернадский писал: «В современной общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые уже более не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научные знания поколений, исчезнувших в прошлом».

Такой отжившей свой век идеей в нашей общественной и социальной конструкции является педагогический авторитаризм.

В мире образования властвует инерционный авторитаризм. Это веками сложившаяся практика воспитания и обучения, основанная на принуждении и насилии, на принципе «кнута и пряника». Он обнаучен в педагогической теории, отражен в учебниках педагогики и методических пособиях. Он признаётся официальной педагогикой, на основе которой разрабатываются: содержание и методы, школьные учебники, уроки и вообще вся образовательная система, в том числе приказы и инструкции органов власти и предпринимаемые ими реформы. Философской основой авторитарного педагогического сознания является материалистическое восприятие мира. Оно и диктует главную задачу: вооружить молодое поколение всего лишь неким формальным набором так называемых «образовательных стандартов». В этом и мыслится суть подготовки молодого поколения к жизни. Но так как считается, что Ребёнок по своей природе противостоит намерениям заботящихся о нем взрослых, то педагогической нормой становится принуждать его подчиняться воле своих воспитателей и учителей.

Авторитарное педагогическое мышление руководит деятельностью подавляющего большинства учителей, воспитателей, методистов, работников образования, школьных психологов, родителей. В силу традиционной устойчивости и повсеместности за авторитарным подходом признаётся очевидность «педагогической истины». Хотя является фактом, что эта «истина» порождает глубокий кризис в образовании, становится источником конфликтов во взаимоотношениях между воспитанниками и их воспитателями, учениками и учителями, детьми и взрослыми. Как выразился психолог Д.И.Фельдштейн: дети рядом с нами, но не внутри нас, мы рядом с ними, но они не впускают нас внутрь себя.

Нам нужно защитить детей не только от насилия внешнего мира, но и от себя тоже, если мы – авторитарно настроенные учителя, воспитатели, родители. Нам необходимо отдалить себя от ложной истины авторитарного подхода к детям.

В авторитарном процессе школьники, конечно, получают некий уровень воспитанности и развитости, многие из них действительно вооружаются прочными знаниями, проявляют талант и могут прославиться. Но в этом ли торжество Истины?

Наши воспитанники и ученики могли бы прожить свои школьные годы, свое детство и юношество куда более радостно и содержательно. Они могли бы стать куда более совершенными гражданами и раскрыли бы наиболее многогранно свою богатую духовную и естественную природу.
И это счастье коснулось бы почти всех, если бы их мир образования был пропитан духовным гуманизмом.


           Предыдущие публикации по теме "Манифест гуманной педагогики":

  1. «Путь в будущее»:  http://www.proza.ru/2012/11/06/1700
  2. «Педагогика для детей Света»:  http://www.proza.ru/2012/11/08/1675
  3. «Педагогическое созвездие слов»:  http://www.proza.ru/2012/11/10/1367
  4. «Победить себя»:  http://www.proza.ru/2012/11/17/1781
  5. «Нам только кажется, что силы, с которыми  мы сталкиваемся, непреодолимы»: http://www.proza.ru/2012/11/25/1266