Азбука Розанова - от Байрона до Бэкона

Юрий Прокуратов
Не понимаю, почему меня так ненавидят в литературе.
Сам себе я кажусь "очень милым человеком".
Люблю чай; люблю положить заплаточку на папиросу
(где прорвано). Люблю жену свою, свой сад (на даче).
Никогда не волнуюсь… и никуда не спешу.
Такого "мирного жителя" дай Бог всякому государству.
Грехи? Так ведь кто же без грехов.
Не понимаю. Гнев, пыл, комья грязи, другой раз
 булыжник. Просто целый "водоворот" около дремлющей
у затонувшего бревна рыбки.                Розанов

* * *               

БАЙРОН
БАКСТ
БАКУНИН
БАЛЬМОНТ
БАРКОВ
БАТЫЙ
БАШКИРЦЕВА
БЕБЕЛЬ
БЕЙЛИС
БЕЛИНСКИЙ
БЕЛЫЙ
БЕНКЕНДОРФ
БЕРДЯЕВ
БЕХТЕРЕВ
БИРОН
БИСМАРК
БИЧЕР-СТОУ
БЛОК
БОБОРЫКИН
БОГРОВ
БОКАЧЧО
БОКЛЬ
БОМАРШЕ
БОРИС ГОДУНОВ
БРЕШКО-БРЕШКОВСКАЯ
БРЮСОВ
БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ
БУЛГАРИН
БУРЦЕВ
БЭКОН

* * *

БАЙРОН, ДЖОРЖ (1788—1824), английский поэт-романтик.

«Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство,
одного часа довольно, чтобы оно развеялось в прах».
                Байрон


До 50 лет смотришь Байроном, но после 50 лет думаешь, что полезнее быть Петром Петровичем Петухом: «Ну, а каких-то карасей я сегодня вытащу из пруда».
Конечно, это скучно, если без общих идей. Но ведь карасей таскать можно с очень общими идеями.
______________________
Без Гёте, без Байрона, без Шиллера и также без Толстого цивилизация не дополучила бы некоторого составного и необходимого цвета в себе; она сама бы стала меньше; несколько не доразвилась бы, не дородиласъ бы, разница неизмеримая со всемирной читаемостью, даже со всемирными восторгами!

* * *

БАКСТ ЛЕОН (1867 - 1924), русский художник-модернист.

«До сих пор я бьюсь за то, чтобы не покинуть Париж...
Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».
                Леон Бакст

Бакст (художник), членсодомского кружка, издававшего «Мир искусства», женился на Третьяковой. Пошли неясные слухи, что он неладно себя чувствует, болен и проч. Приезжают в СПб., и я пошел к нему: я не узнал этого цветущего юношу-деву, всегда веселого, жизнерадостного, цветущего, поэтичного (они все поэтичны): дрожащий, полусумасшедший, наполнный страхом, что он скоро умрет, ничего со времени женитьбы не нарисовавший (он живописец) – он был тень прежнего Бакста, «скорбный листок» над постелью больного. Вид его был ужасен: буквально – прежнего Бакста не было! И вот по совету какого-то умного врача, сказавшего: «Если Вы  в себе ничего не цените – оставайтесь с женою; но если Вы о себе сознавали какое-нибудь значение, если вообще Вы думаете, что погибнуть Баксту = это не то, что выплеснуть стакан воды в окно – Вы спасая себя, должны разлучиться с женою». И он – разлучился (однако родился у них ребенок) и сразу воскрес, опять «он», опять милый «Лев Самойловмч». (Из письма Розанова к Флоренскому, 1908 г.)

* * *

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1814 - 1876), революционер, теоретик анархизма

«Учителя, профессора, родители — все члены этого общества,
все более или менее развращены им. Как же могут они дать
ученикам то, чего нет в них самих?»
                Бакунин


Позвольте помечтать о будущем не одному Бакунину, но и царю.
_______________
Иди, Бакунин: рви контракты  на собственность. Твоя революция - чепуха: но если мы в самом деле имеем в груди “нарисовать вторично всю Дрезденскую галерею” - валяй старую под пушки.
Ах, Бакунин: и я бы с тобою, если б не чувствовал, что мы старикашки и никак из нас “Дрезденской галереи” не выйдет, а только слюнявая размазня.
Глупы мы с тобой, Бакунин: а посему будем сидеть смирно. Ты-то совсем дурачек, и потому смирно не сидел, а я поумнее и сижу скрючившись, и нюню в кулак.
______________________________________
И не различишь, который теперь Нечаев и который Азеф ” Обоим друг Бакунин...

* * *

БАЛЬМОНТ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1867- 1942), поэт.

«Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго
изуродовала мою нервную систему».
                Бальмонт


Музыка нашей поэзии в ноты свои любовно занесет его имя. Совсем рахат-лукум.
_______________________
Хочу быть дерзким,
Хочу быть смелым. (Бальмонт)

Господи: да он постоянно пьян... (Розанов)
______________________
Это какой-то впечатлительный Боборыкин стихотворчества.
Да, - знает все языки, владеет всеми ритмами, и, так сказать, не имеет в матерьяле сопротивления для пера, мысли и воображения: по сим качествам он кажется бесконечным.
Но душа? Ее нет у него: это - вешалка, на которую повешены платья индийские, мексиканские, египетские, русские, испанские. Лучше бы всего - цыганские: но их нет. Весь этот торжественный парад мундиров проходит перед читателем, и он думает: “Какое богатство”. А на самом деле под всем этим - просто гвоздь железный, выделки кузнеца Иванова, простой, грубый и элементарный.
 Его совесть? Об этом не поднимай вопроса.

* * *

БАРКОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ (1732 – 1768), поэт, считается автором неприличных стихов

Господин Барков не ошибся: он только слишком откровенно выразил истину, которую полезнее скрывать или, точнее, полезнее не печатать, а держать просто в уме как очевидность. Роман, стихи и «упоение женщиною», подготовляют все-таки в конце концов вот это коротенькое – «задери ноги». И только. Значит, какая же цена стихов и повестей?  В половине - это обман, завлечение слабого и глупого в сети;  в половине Барков, да еще упрощенный и огрубленный до степени, непереносимой даже для Баркова. Барков, обрызганный духами. Так уж лучше без духов.
- жениться можно. Но читать стихи и романы нельзя. Непозволительно и грех.
- А жениться?
- Можно. Вполне. Это Барков без духов, но с приданным. Мысль о приданном все-таки скрашивает…


* * *

БАТЫЙ(1208 – 1255), внук Чингисхана, хан Золотой Орды

И сказал ему Батый: «Даниил, почему ты раньше не приходил?
А сейчас пришел — это хорошо. Пьешь ли черное молоко,
наше питье, кобылий кумыс?» Даниил сказал:
«До сих пор не пил. Сейчас, раз велишь, выпью».
Тот сказал: «Ты уже наш, татарин. Пей наше питье!»
                Галицко-Волынская летопись


Батый – наша первобытная дикость.
Фельдфебель не страшен России; но в высшей степени могли повредить Батый и Талейран.

* * *

БАШКИРЦЕВА МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА (1858—1884), французская художница украинского происхождения, автор знаменитого дневника.

«Мои фотографические портреты никогда не передадут меня,
в них недостает красок, а моя свежесть, моя бесподобная белизна
составляют главную мою красоту».
                Башкирцева


Секрет ее страданий в том, что она при изумительном умственном блеске - имела, однако, во всем только полуталанты… И она все меркла, меркла неудержимо...


БЕБЕЛЬ АВГУСТ (1840 – 1913), основатель социал-демократии в Германии.

"Женщина есть первое человеческое существо, попавшее в рабство.
Женщина стала рабой еще тогда, когда рабов еще не существовало".
                Бебель


Я диву дался, читая лет 6—8 назад.., как “в дому соц.-дем." - “парламентария”, Либкнехта или Бебеля, “был сервирован завтрак”. Ели не как Розанов с семьей — творог (не более раз 6-ти в зиму 1917—1918 гг.) и без сметаны: “кушали, можно сказать, рябчиков с золотых блюд”. Даже — фазанов с серебряных тарелок. “Что за диво”. Я читаю и не верю. “Может ли быть”, “ведь соц.-демократия умирает с голоду”, “ведь это страдальцы за народ”, за “нищую братию”. Но Максим Горький, “бедный” Максим Горький, тоже знает, “с каких ему тарелок кушать”,

* * *

БЕЙЛИС МЕНАХЕМ МЕНДЕЛЬ ТЕВЬЕ (1874 -  США), приказчик кирпичного завода в Киеве, обвиненный в ритуальном убийстве подростка Андрея Ющинского

Бейлис или Александр II выше, священнее, неприкосновеннее?
Вдруг евреи не только сами закричали, но вымучили у русских крик:
- Бейлис выше Александра II.
_______________________
Боже мой, Боже мой, Боже мой: неужели Россия не проснется, не очнется. Убита. Убивают Россию, и никто не слышит.
Еще немного сна - и она будет убита. Убивают Россию, среди бела дня (как Андрюшу)... Убивают Россию, и никто не понимает.
________________________
Никто не догадался, что в Киеве мы перенесли вторую страшную Цусиму: где были “единством Израиля” разгромлены наши нравственные силы, наши идеи, наши все идеалы, наша “народность”, наша демократия.
__________________________
Была радость о Бейлисе по всей России, а на Андрюшу никто и не оглянулся.
__________________________
Живите, евреи. Я благословляю вас во всем, как было время отступничества (пора Бейлиса несчастная), когда проклинал во всем. На самом же деле в вас, конечно, “цимес” всемирной истории.

* * *

БЕЛИНСКИЙ ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1811 - 1848), литературный критик.

«Белинский есть самое смрадное, тупое и позорное
явление русской жизни».
                Ф. Достоевский



Страшная и смертная часть Белинского заключается именно в недостаточной даже для его времени остроте глаза, остроте восприимчивости вообще, и в недостатке остроты ума и вкуса... Было в Белинском что-то подслеповатое, близорукое; как будто несколько золотушное...

Двухсотлетие рождения Белинского если и будет когда-нибудь праздноваться, то уже с таким ощущением археологичности, старины, чего-то «быльем поросшего» и всеми забытого, что жутко и представить себе.

…«Цветного»-то чего-нибудь, колоритного, «под чем кровь течет» — Белинский органически не выносил. И это-то и лежало таинственным корнем под тем явлением, что он до самой смерти остался каким-то в сущности неразвитым ребенком, неразвитым почти физиологически; не то — монахом, не то — на пустынном острове, не то — пансионером всеобщего российского пансиона.

Дух его, ум его, деятельность его не имела «трех измерений»: она вся лилась в плоскости и была плоска сама по себе! неодолимо!! фатально!!!

* * *

БЕЛЫЙ АНДРЕЙ (БУГАЕВ) (1880 – 1934), поэт, писатель

«Начало культуры коренится в росте индивидуальности;
ее продолжение в индивидуальном росте суммы личностей,
объединенных рассовыми особенностями».
                Андрей Белый
_________________________
Хрящевые рыбы вкуснее, чем костистые… Бог создал только одних хрящевых, костистых же вообще не создавал.
Истаяние костистых в хрящевые… это «retour» (возвращение) судьбы и истории…
В стихе вдруг появилась нежность. Не Некрасов, а Бальмонт, Не Писарев, а Андрей Белый. Появился Блок.

* * *

БЕНКЕНДОРФ АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ (1783 - 1844), шеф жандармов

«Прошедшее России было удивительно, ее настоящее
более чем великолепно, что же касается ее будущего,
то оно выше всего, что может нарисовать себе самое
смелое воображение».
                Александр Бенкендорф


... 8 блистательных точек, как ясные пуговицы на мундире, конечно, украшают Россию. Прежде мундир был однобортный, а теперь – когда и девицы пошли «туда же, где женихи» (довольно естественно), мундир стал двубортный: 8 пуговиц на одной стороне и 8 пуговиц на другой стороне.
Так украшается наша Россия, все преуспевая. Это предвидел уже Бенкендорф при Николае Павловиче: «Прошлое России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что касается до ее будущности, то оно превосходит все, что самое светлое воображение может себе представить».

* * *

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874 – 1948), русский философ

Фашизм является... парадоксальным возвратом к иудаизму
                Н. Бердяев
_____________________________
Г. Бердяев… потащился в Париж, чтобы что-то там прочесть о религии русским отрицателям. Собрались на лекцию все «наши»… Ну конечно, прежде всего Луначарский. Не слыхали? Напрасно. Знаменитость не меньше Прудона. Затем даже «пожаловал» сам Хрусталев-Носарь. Уж не знаю, несли ли его на руках или везли в карете на лекцию. Ну и затем Троцкий? Тоже не слыхали? Ума палата. Все, конечно, загалдело и заревело, как только вышел Бердяев со своей «религией»…Талантливый писатель, очень. Многие страницы читаешь и думаешь, как хорошо это в философском отношении и, вообще, как блестяще литературно… Г. Бердяев исследует религию, как Реклю исследовал все страны, не выезжая из Парижа. Цветок религии ему неизвестен: но он он прочел только много ботаник, где описываются всякие душистые цветы. И он убедился в необходимости и важности для общества этого цветочного запаха. Это результат выкладок разума. С этими выкладками он поехал в Париж «укрощать зверей»… Что ему нужно было от людей, принципиально и навеки от нее отторгшихся?
Я боюсь, что от России до Парижа г. Бердяев сильно простудился, хватил озноба на лекции, не от одних свистков, но и от того, что вообще сделал ненужное дело.
Для религиозной проповеди это совершенно бесплодная аудитория, врожденно бесплодная: и г. Бердяев оттого так уронил свое сокровище, что судил о нем как Реклю о всех странах. Он не плодовод в религии, а ее ученый географ…

* * *

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857 – 1927), невропатолог, психиатр


«Если больному после разговора с врачом не стало легче,
то это не врач».
                Бехтерев

Мой совет читателям: проверять врача по книгам. Потому что они "не знают часто Лондона". Эта дикая ошибка Анфимова, Бехтерева и Наука погубила на 15 лет нашу жизнь, отняв мать у детей, и "столп дома" - у дома.
_________________________
Величественный шарлатан, с такой германской походкой, погубил и мамочку, объявляя себя (в "указателе") врачом по нервным болезням, 5 лет ездя к страдающей "чем-то нервным" и не понимая, чт; означают неравномерно расширенные зрачки. Видел их 5 лет и не понимал - что это? почему?

...Карпинский 1-й сказал, и уперся, отверг нелепый диагноз Бехтерева ("Уверяю вас, что ничего нет") и схватился лечить 14 лет запущенную болезнь. Дай Бог ему всего доброго. Карпинский - доброе, прекрасное имя в моей биографии, благодетель нашей семьи. Как Бехтерев - погубитель.
___________________________
Ax, Бехтерев, Бехтерев, - все мои слезы от вас, через вас...

Если бы не ваш "диагноз" в 1896 (97?)-м году, я прожил бы счастливо еще 10 лет, ровно столько, сколько нужно, чтобы оставить детям 3600 ежегодно на пятерых, - по 300 в месяц, чт; было бы уже достаточно, - издал бы чудную свою коллекцию греческих монет, издал бы Египет (атлас с объяснениями), "Лев и Агнец" (рукопись), и распределил и сам бы издал книгами отдельные статьи.

* * *

БИРОН ЭРНСТ ИОГАНН(1690- 1772), фаворит императрицы Анны Иоанновны и обер-камергер ее двора

Вот только что на днях появилась брошюрка - исследование "по неизданным документам" о суде и "деле" Артемия Волынского, патриота времени Анны Иоанновны. Оказывается, Бирон разгневался на него не потому, что этот кабинет-министр спорил с ним в правительстве по поводу Курляндии и русско-польских отношений, как передают об том учебники, а потому, что, видя немецкое засилие при русском Дворе, Волынский тайно препятствовал браку сына Бирона с принцессою Анною Леопольдовною, что открывало бы потомству Бирона русский путь к царскому престолу. И то, как "препятствовал" этому Волынский? Не более, чем выразив радость принцессе Анне Леопольдовне по поводу того, что из двух предложенных к ее выбору женихов, молодого Бирона и принца Ульриха-Антона, она остановилась на последнем, а при взгляде на первого заплакала. И вот Бирон объявляет Анне Иоанновне, что "при Дворе быть ему или Волынскому"... Кровь леденеет при дальнейшем изложении. Как, попав в зубчатые колеса машины полою платья, человек втягивается в нее медленно и смалывается в куски, так погиб несчастный Волынский... Какие-то люди были тогда ужасные: медленные, неуклюжие, неумолимые. Машина... Начальник тайного розыска объявляет кабинет-министру, что императрица велела ему "не приезжать ко Двору". Поняв, что это значит, Волынский поехал во дворец Бирона, но Бирон не вышел к нему, хотя он два часа ожидал его милости. Начался суд... Даже не понятно, о чем, почему? Волынский был обвинен в умысле и словах, обнаруживших, что он, Волынский, желает взойти на всероссийский престол!! Даже не дали труда придумать что-нибудь правдоподобное, вероятное. "Все равно, - хочется кушать". Напрасно Волынский говорил, что никто от него таких слов не слыхал и ничего подобного он в душе не имел: его присудили посадить на кол живьем. "Но по всегдашнему милосердию своему, монархиня, прочтя постановление суда, решила, что такая смерть слишком люта, и смягчила приговор: виновному, вырезав язык, отрубить правую руку и голову". И вот, описывается, как в Петропавловской крепости ему вырезали язык, и, завязав рот полотенцем, дабы удержать кровь, наполнившую рот, вывезли на Мытнинскую площадь - ту, где мы все столько раз проходим и там теперь играют дети, - взвели его на эшафот и в торжественной обстановке, прочтя приговор, отрубили сперва правую руку и потом голову!

 О, как счастливее людей коровы! Даже те, что ведут на убой...

…Что же тут трястись над летописями и вздыхать и прочее, - как приглашали славянофилы? Можно только если читать, как делается в годовой церковной службе с Евангелием, выбирая одни "зачала". Вот был Рюрик - слава; победил Димитрий Донской Мамая - слава; охотился Владимир Мономах на туров - поэтично и слава! И Петр, и "сии величественные Иоанны" - ну, конечно, слава, слава до задыхания, до одышки, до хрипоты. Но побегали днем, покричали "ура", легли в постель, закрыли глаза... и приходит Артемий Волынский, с полотенцем на рте, по которому красные пятна.

 - Ему язык вырезали! О, что в том, что при Полтаве победили: живому человеку язык вырезали...

* * *

БИСМАРК ОТТО фон ШЁНХАУЗЕН (1815 – 1898), государственный деятель

«Никогда не воюйте с Россией! Потому что на любой ваш
умный план у русских найдется какая-нибудь непредвиденная
вами глупость, из-за которой этот план потерпит поражение».
                Бисмарк
_____________________________
То же Бисмарк: конечно, только в один момент, т.е. в одну эпоху жизни своей, из нескольких, Бисмарк имел свое настоящее лицо: это – лицо во власти, в могуществе; в торжестве; а – не там, где он старый, обессиленный кот…
_______________________
Когда наш добрый царь Александр III был приглашен к обеду Германского Императора, то по этикету ему был подан список приглашенных гостей. Он посмотрел и вычеркнул «Бисмарк»… Спокойно и не волнуясь, не запрашивая ни дипломатов, ни церемонимейстеров. Как Самодержец Российской Державы. Этикета нельзя было нарушать, нельзя было отказать Гостю и Императору. И создатель Германии отсутствовал.
- «Не хочу сидеть за одним столом с Бисмарком»… «Я позван и мне будет неприятно». «Вы меня спрашиваете по этикету, с кем мне приятно, и я отвечаю чистосердечно, что с этим – неприятно». Вот и все.
- И Бисмарк не был приглашен.
- Царь не стеснялся выразить Берлинскому двору, что лицо Бисмарка ему противно, потому что противен Бисмарк как человек… не вступая в пререкания, «гений» он или нет.
Александр III, как известно, совершенно не выносил лжи и лживости в людях. А Бисмарк был весь ложь и лжив.

* * *

БИЧЕР-СТОУ ГАРРИЕТ (1811 – 1896), американская писательница

«Побои и ругань как опиум: по мере снижения чувствительности
приходится удваивать дозу».
                Бичер-Стоу

«Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу произвела переворот, вызвала волнение в цивилизованном мире.
____________________
Мы страстно ненавидели «дворян», хотя едва ли знали хоть сколько-нибудь близко пусть бы даже одного-днух дворян. Точнее — мы о них «хорошо очень знали», но как негр Бичёр-Стоу о «земледельцах-плантаторах»: знали издали, отвлеченно, что «от них все зависит, и они всем распоряжаются», и ни малейше не надо видеть «их скверные рожи», чтобы знать, что все тяжелое, что нас давит (а что в ту пору не давило,— и дей-ствителъно давило?), устроено их кознями и бездушием.


* * *

БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1880 - 1921), поэт.

«По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят».
                Александр Блок


С лицом мертвеца, - соглашаюсь, красивого мертвеца, - и загробным голосом поэт Блок читает о землетрясении в Мессине и связи этого землетрясения... с русскою интеллигенцией. Не совсем об этом, а о том, что чувствует или должна чувствовать русская интеллигенция от землетрясения. Кажется так. Мысль не была ясна, но было очевидно, что именно землетрясение и именно интеллигенция являются двумя полюсами, куда устремлена мысль Блока или куда устремлены его два глаза, недвижные, испуганные. Публика захолодела от ожидания. Вот мертвец заплачет или завопит. Но мертвец сел на стул, точно в гроб упал.
                1909, “Литературные симулянты”, В. Розанов

* * *

БОБОРЫКИН  ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ (1836 - 1921), писатель.

«Ничего в российской империи не делается путного иначе,
как посредством... ад-ми-ни-стра-ции!»
                Боборыкин


Замечательно, что «русское чувство», будучи очень сильно у народа, очень слабо в образованном или, вернее, в полуобразованном обществе. Славянофилы, по уровню начитанности, по знанию языков… были наиболее образованными в России: и русское чувство в них было очень сильно. Но это был тонкий слой, лежавший на самом верху. Под ним сейчас же начиналась страшная толща общества полуобразованного, которое с великим восхищением начало носить иностранное имя, придуманное для него г. Петром Боборыкиным, - «интеллигенция». Оно составило всю массу читателей наших полуграмотно-семинарских журналов… Все безвкусие, вся грубость какая занесена была в русскую литературу, была занесена этими журналами, в которых малообразованные писатели вдохновляли еще менее образованных читателей. И вот этот слой был совершенно лишен русского сознания и русского чувства.
Под ним лежал уже народ, в котором опять «русское чувство» было очень сильно.
____________________
По фону жизни проходили всякие лоботрясы: зеленые, желтые, коричневые, в черной краске... И Боборыкин всех их описывал: и как шел каждый, и как они кушали свой обед, и говорили ли с присюсюкиванием или без присюсюкивания.

Незаметно в то же время по углам "фона" сидели молчаливые фигуры... С взглядом задумавшихся глаз... Но Б. никого из них не заметил.
__________________________________
С тех пор “прогресс” стал все ускоряться. Открытия следовали за открытиями, а философские книги стали сочиняться каждый год. Они всех научили легкому существованию, так  как и сами “без души” не испытывали никакого затруднения в существовании. Они жили долго, как Боборыкин, писали много, как Боборыкин, их читали все, как Боборыкина, и они “водрузились” везде, как Боборыкин....

Не страдали, кушали и уловляли души человеческие...
__________________________
Самое важное в Боборыкине, что он ни в чем не встречает препятствия...

Боборыкина "в затруднении" я не могу себе представить. Всем людям трудно, одному Боборыкину постоянно легко, удачно; и, я думаю, самые труднопереваримые вещества у него легко перевариваются.

* * *

БОГРОВ ДМИТРИЙ  ГРИГОРЬЕВИЧ  (МОРДЕХАЙ ГЕРШКОВ) (1887 - 1911), убийца Столыпина, повешен.

«В общем же все мне порядочно надоело и хочется
выкинуть что-нибудь экстравагантное…»
                Дмитрий Богров
 

Забавно было видеть, как торговцы, торговки, швейцары гостиниц, извозчики, “так прохожие” - в самом деле чувствовали себя виноватыми в смерти Столыпина: “Опростоволосились мы”, “не усмотрели”, “не сберегли”.
- Да как же бы ты, брат Иван, дежурящий в коридоре гостиницы “Националь”, стал “уберегать Столыпина” в театре?! Ты что-то городишь невместное...
- Ну как!.. Он гость был наш... Такая честь, приехали все... А мы не сберегли... проворонили!
Нельзя  переубедить. Стоят на своем. Из Петербурга, когда приходили вести о тоске киевлян, мне это казалось выдумкой корреспондентов или неприятным притворством на месте. Но нет: в самом деле тоскуют и чувствуют “срамом своей земли”, “преступлением города”.
- Не как! У нас случилось! Грех города!!.
- Да в чем “грех”? Летела ворона над городом и уронила свою нечистоту на город: какая же его вина в том?! Чудаки!..
- Ну как!..
Я уж не разубеждал... Но не понимал, как они “местным умом” не видят, что преступление притащилось к ним отуда-то, из России ли или, всего вернее, из Петербурга, и обмарало их город... что Богров - местный житель, то ведь это ничего не значит: не убил же он потому, что “в Киеве родился”, а убил потому, где учился, “развивался”, начинялся “идейностью”; все же “идеи” русские - из Петербурга; и он есть ученик Петербургского университета. Петербург и нанес эту гадость на Киев, как он вообще разносит по всей России; и разносит потому, что он - бессолнечный, что в нем - болота; вечно дождь идет, и все сыро и холодно
- Так промозгли все, что хоть около бомбы погреться.

Петербург не мог завести никаких благородных утешений, никакого изящного веселья, не мог выдумать никакой яркой краски на жизнь, колокола у него маленькие, звон пустой, души человеческие без  звона, глаза у жителей, как у рыбы, вместо литературы - сатира, дедовское он все проиграл в карты и пропил, грудишки у всех впалые, плеченки узенькие. Да это уже само по себе есть “нигилизм”, физиологический нигилизм, из которого родился естественно и духовный нигилизм, как ненависть вообще “ко всему порядку вещей”...                В. Розанов, “Киев и киевляне”

* * *

БОКАЧЧО ДЖОВАННИ (1313 - 1375), итальянский писатель

«Лучше согрешить и покаяться,
чем не согрешить и раскаиваться».
                Бокаччо


 (вспомнил «Декамерона»)
– Что такое монастырь и монахи?
– Место блуда и блудливые люди. Он сказал. Боккачио. Знаменитый Боккачио. Зна-ме-ни-тей-ший. О нем исследования на немецком языке, на французском языке, на итальянском языке. А на русский язык его перевел зна-ме-ни-тей-ший Александр Веселовский, академик из академиков.
– Я понимаю, что Боккачио «сказал»: но соборы молча говорили мне о другом: о молитве, посте, страдании, – о героизме...
– ?.. Об этом Боккачио не рассказывал.
– Но ведь это есть, соборы-то?
– Ну, до них надо доехать, чтобы видеть, а Декамерона сюда присылают. За 10 франков... Уморительно. Все бабы и монахи. Все монахи и все бабы. И остроумие о том, как могучего «беса» монах ввергает в «ад» бабы... ха! ха!.. ха!
– Го! Го! Го!., (толпа евреев).
– Вот это христианство...
– Вот она церковь...
___________________
Онанизмом вообще замечательно пронизана европейская история. Весь «Декамерон» – плод онанизма Бокаччио и написан для онанистов-читателей. Вся французская живопись – это галерея женских тел в разных позах – плод фантазии, мужского онанизма.

* * *

БОКЛЬ ГЕНРИ ТОМАС (1821—1862), английский историк и социолог-позитивист.

«Встарь богатейшими странами были те, природа которых
была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те,
в которых человек наиболее деятелен».
                Бокль
________________________
Потом Нижегородская гимназия. Там мне ставили двойки по латыни, и я увлекался Боклем! Даже странно было бы сравнивать «Минина и Пожарского» с Боклем. Бокль был подобен «по гордости и славе» с Вавилоном, а те свои князья, - скучные мещане «нашего закоулка».
_________________________
«Иностранец» есть протест наш, есть вздох наш, есть «свое лицо» в каждом, которое хочется сохранить в неизмеримой Руси.
- Ради Бога – Бокля!! Поскорее!!!
Это как «дайте нашатырю понюхать» в обмороке.
___________________________
Пангерманизм вытекает из взгляда немцев на себя как на «исключительную расу», так сказать, в человечестве. Мысль – старая. Когда я ее слышу или о ней читаю, мне всегда приходит на память одно длинное примечание в знаменитой «Истории цивилизации в Англии» Бокля. В примечании этом Бокль приводит наблюдения одного путешественника по Германии. Суть их в следующем. Путешественник говорит, что, прожив некоторое время в Германии и познакомившись с разными классами и профессиями в ней, приходишь к удивительному выводу, что высшая интеллигенция Германии, - не в нашем русском смысле «интеллигенция», но в европейском и всемирном, - до того резко отделяется от основного населения страны, т.е. собственно от народа в ней, точно это два племени, две породы разного корня и происхождения. И насколько интеллигенция германская, в лице философов, ученых и высших людей общества кажется превосходящею всякую другую европейскую, настолько же простое население ее тупее и грубее французского, английского и пожалуй всякого европейского….
Мне кажется, они таковы, что всякий, присмотревшись к тому же предмету, - найдет то же. Теперь я обращаюсь к идее «высшей расы». Раса – в крови, а не в цивилизации, не в истории. Раса есть физиологическое данное и народное данное. Теперь, каким же образом может быть «высшею расою» и сыграть в будущем роль какого-то нового мирового «эллинизма», т.е. на этот раз уже «германизма», - племя, которое по беспристрастному и совершенно незаинтересованному наблюдению просто-напросто есть племя тупое и грубое, тупее и грубее среднего европейского населения? Ведь греки покорили мир не Платоном и Софоклом, ведь не это называлось «эллинизмом»: «эллинизмом» называлось «что-то такое, что есть в Афинах и чего нет в Риме, тонкий аромат народности и цивилизации, аромат улиц и садов, шумных собраний и торговой площади, а вовсе не библиотеки и музеи Эллады.Словом, - покоряет народное, житейское и бытовое, а не то чтобы интеллигентный класс. С этой точки зрения и при свете этих рассуждений притязания немцев кажутся той безвкусицей, какою вообще всегда славилась немецкая неуклюжесть….
…Правительство, конечно, утилизирует эту идею, ибо выгодность ее слишком очевидна для правительства: на будущий «эллинизм» ему дадут пушек и денег, и рекрут сколько нужно, и служить все будут отлично, и работать отлично, и повиноваться – отлично же. Но для Европы и вообще для истины – смехотворность этого притязания очевидна…
…Германия вся есть великий огород, но в ней не нашлось уголка для сада… Народ туп: и этого ничем не поправишь… Кто городил и садил вечно и всегда только «огород» и никогда не почувствовал небесной скуки о саде – тот тем самым и не есть всемирный народ, а только очень обширный и упорядоченный уезд… Сравните римских пап с потсдамскими пасторами – и вы опять согласитесь со мной, с Боклем и его мудрым примечанием. (1908 год)

* * *

БОМАРШЕ ПЬЕР ОГЮСТЕН (1732 – 1799), французский драматург

«Обычай часто является злом».
                Бомарше

У Пушкина повсюду в исторических припоминаниях есть это удивительное искусство воскрешать прошлое, и помощью самых незаметных средств: он поставит, напр., неупотребительное уже в его время "афей", и точно вы находите в книге новой печати старый засохший цветок, екатерининский цветок, и чувствуете аромат всей эпохи.

 Скучая, может быть...
Ты думал дале плыть.
Услужливый, живой,
Подобный своему чудесному герою,
Веселый Бомарше блеснул перед тобою…

 Опять какая точность! "Блеснул"... Действительно, при огромном значении, Фигаро-Бомарше не имеет вовсе в истории литературы такого фундаментально-седалищного положения, как, напр., Дидеро…
какой-то эпизод, быстро сгоревшая магниева лента, вдруг осветившая Франции ее самое, но и затем моментально потухшая, прежде всего по пустоте Фигаро-автора.

* * *


БОРИС ГОДУНОВ (ок.1552 – 1605), русский царь

«И мальчики кровавые в глазах».
                А. С. Пушкин «Борис Годунов»

Не забудем, что Никон был из мордвы; что Жуковский имел в себе частицу турецкой крови, Державин – татарской. Татарской крови вообще чрезвычайно много влилось в русские типы, а это кровь, именно – упорядоченная. Татарской крови был и Годунов, один из упорядоченнейших царей московского периода, из способнейших.
_______________________
В России «патриаршество» было установлено по желанию и проискам Бориса Годунова, чтобы найти в «патриархе» себе опору при возвышении.


* * *

БРЕШКО-БРЕШКОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА КОНСТАНТИНОВНА (1844- 1934), участница народнического движения.

«Чем сильнее давила Империя,
тем хуже ей отзывалось».
                Брешко-Брешковская
 

Ее хождение в народ (в роли оспопрививательницы) кончились плачевно... по деревням Прикамья пополз слух, что в народе ходит сама царица! Вместе с Гершуни организовала самую, экстремисскую группу в партии эсеров, членом ЦК которой она, “Бабушка русской революции, ноднократно избиралась. С 1919 года - в эмиграции.
И вот кого революция приспособляет к убийству, - то их, после предварительного воспитания, на месяц, на два переправляют за границу к этой “бабушке”, уже древней старухе теперь, которая нашпиговывает несчастного юношу или девушку такою специфическою ненавистью..., она “благославляет на подвиг”, юноша переезжает границу, ему дают бомбу или отравленный кинжал, и он “погибает смертью храбрых”...
Эта Ведьма хорошо знает свою роль, но так закурена жидовскими фимиамами, что ей и в голову не приходит, что ее роль лежит неподалеку от роли Азефа: приуготовлять к виселице.
И вот она охорашивает и охорашивает барашков.

* * *

БРЮСОВ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1873—1924), русский поэт

«Ты — женщина, и этим ты права».
                Брюсов


"Немецкая булочная Розанова". Ну, так и есть: все булочники "Розановы", и, следовательно, все Розановы - булочники. … Я думаю, "Брюсов" постоянно радуется своей фамилии.
________________
Я недавно прочел длинное и сложное стихотворение г. Вал. Брюсова, посвященное Эросу: и готов был заплакать от его неудачи…

* * *

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1871 - 1944), философ, богослов, публицист.

«Мужеобразная женщина производит столь же уродливое
впечатление, как и женоподобный мужчина».
                Сергей Булгаков


Удивительно, есть бесконечно полезные люди и которых глубоко уважаешь, точнее – ценишь утилитарной ценою «для отечества». Но для себя как-то не нужно. Отчего это? И как это грустно.
_______________________
С.Н. Булгаков только этим и страдает, что ему ни vulva, ни  fall, не «милы»: и это обеспложивает его сочинения, и он «что ни пиши – все равно» Ни тепло, ни холодно. Очень благонравен и совсем без панталон.
________________________
Булгаков честен, умен, начитан и рвется к истине.
 Теперь - к христианству.
 Но он не имеет беды в душе, ни бедствия в жизни. Он не восклицал никогда - "тону!" - среди ужаса. Он профессор, а не обыватель; ученый, а не человек. А христианство (думается) открывается именно "немудрым земли" в особых точках и в особые минуты. И, кажется, проникнуть особенно глубоко в не свои темы ему не удается.

* * *

БУЛГАРИН ФАДДЕЙ ВЕНЕДИКТОВИЧ (1789 – 1859), писатель, журналист

«Пристрастная критика есть материал удобрения;
но этот материал, сгнивая, не заражает ни зерна,
ни плода, а напротив, утучняет ниву».
                Булгарин


Скажите: Греч, Булгарин и Клейнмихель сделали ли для образованности русской столько вреда, как Добролюбов, Чернышевский и Писарев.
 Но имена сии и по сю пору «сияют»: тут и Бонч-Бруэвич, и Рог-Рогачевский, и Иванов-Разумник стараются. «Хрю» все старается и везде ползет.
 «Хрю».

* * *

БУРЦЕВ ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ (1862 – 1942), публицист, разоблачитель агентов охранки

Бурцев: который 15 лет открыто и всеевропейски точил нож на Россию, обливал клеветой Россию: «по случаю войны» почувствовал патриотизм и раскаяние, попросился в Россию, и ему, как преступнику, предложили ехать в Сибирь.
 – «Преступник» – значит, «наш», сообразили Пропер и Керенский. И вот – аудиенция, и вот разговор и «помилование», и статья в «Биржевке» в день открытия Думы.
 Бурцева, Бакая, Рысса я не могу представить иначе, как лежащими на спине на солнышке, которые раскорежились ногами и руками и говорят:
 – Смотрите: вот МЫ... Как на нашем брюшке светится солнышко. И поводят глазками, ручками и ножками.
 И вся Россия смотрит.
 И смотрит министр внутренних дел.
 ...Тень Герцена меня позолотила.

* * *

БЭКОН ФРЕНСИС (1561 – 1626), английский философ

«Чтобы управлять природой,
надо ей подчиниться».
                Бэкон
________________________
Или Бэкон первый министр королевства, приближенный короля. Кажется бы, «никогда»…и в своем роде «Витте» нового времени… Но это «виттевство» было только частью его биографии, до того несущественною, что он даже «взятки» брал, не различая, куда кладет, в свой карман или казенный. – «Все равно», в «мировой карман». Это - просто неряшество философа, ибо не в «обстановке» же для «приемов» он нуждался. Он зарылся, будучи министром, в положение наук своего времени, в положение ее методов; он изучил и распределил на категории самые заблуждения наук, господствующие научные предрассудки, суеверия мыслящего ума, его безотчетные, невольные и ошибочные тяготения… И произвел огненную критику этих форм человеческого заблуждения, зачеркнул все сущие при нем науки и из своей дьявольской башки извел неопределенно длинный ряд совершенно новых наук, до того далеко идущий, что множество из «пожеланий» Бэкона, его предложений и мыслей – не осуществлено и не разработано даже до настоящего времени! Все знания своего времени «похерив», он начал совершенно новое знание (…) даже еще среди продолжающихся споров о том, «сколько ангелов может уместиться на острие иголки».

«Невозможное для человеков возможно для Бога» и Бог повелел быть Бэкону.Розановы. Ну, так и есть: все булочники