Dino Crisis vs Jurassic park

Евгений Зудин
В этой статье я бы хотел сравнить два продукта творчества разных авторов и разработчиков - знаменитый фильм "Парк Юрского периода" и малоизвестную в России игру от CAPCOM "Дино кризис". Меня не интересовал сюжет и графика, а тем более игра актеров, и прочее. Все, что я буду сравнивать здесь - это лишь поведение динозавров и их "реалистичность" в целом.

Как ни странно, несмотря на то, что "Парк Юрского периода" создавался совместно с командой настоящих специалистов, включая в том числе и Джека Хорнера; а "Дино кризис" по ходу, является лишь его бледной копией, несмотря на это, поведение динозавров в игре гораздо реалистичнее. Но, обо всем по порядку.

Сюжет "Парка Юрского периода" знаком всем. Нет нужды повторяться.

Поэтому, начну с краткого описания сюжета "Dino Crisis". В принцыпе, здесь мы сразу находим множество отсылок к "Парку..." - все тот же незатейливый сюжет о некоем сумасшедшем ученом, который сделал что-то, в результате на острове появились динозавры. В данном случае, в роли мистера Хаммонта выступает Эдвард Кирк - сумасшедший, но гениальный ученый, который открыл некую абстрактную 3 энергию, которая, с его же слов "... заменяет область пространства на его же, но из другого времени". Рецепт получения динозавров здесь, как видим, освершенно иной, но суть не меняется. Мы имеем сумасшедшего доктора и остров, кишащий динозаврами.

Главных героев (отряд десантников в главе с Гейлом) отправляют на остров с целью захватить доктора, который считался погибшим 3 года назад. Как подозревали спецслужбы, на острове док разрабатывал некое разрушительное оружие.

В числе десанта и наша героиня - Регина. Возможно, она была бы привлекательной, и даже сексуальной, если бы ее модель состояла из более чем 3 бит.

Герои десантируются, и собираются в определенном месте. Их задача - найти и скрутить доктора Кирка. Выясняется, что охраны нет, но, это не особо радует, потому, что охрану слопали динозавры. И начинается война с рептилиями, в перемешку со всякими ловушками, загадками, и бесконечной погоней за доктором, который, как оказалось, бегает даже быстрее подготовленных десантников.

Безусловно, по качеству компьютерной графики, эта игра - полный ноль. Но, меня интересует именно поведение динозавров в ней.

Начать хочется с первого динозавра, с которым мы имеем дело в игре, и с которым хорошо знакомы все по "Парку...".

Так называемый Велоцираптор. На самом деле, что Парковский, что Кризисный "Велоцирапторы" имеет очень мало общего с реальным и Гугель вам в помощь. Но, ничего, будем рассматривать его как некий абстрактный, еще не открытый вид Дромеозаврид.

Что сразу поражает в "Парке..." - так это прежде всего ум Раптора, его находчивость, обдуманность действий. В фильме, они способны открывать двери лапами, скоординированно нападать, не теряться в сложной обстановке.

Для сравнения, Раптор из игры. Основная опасность в игре - его скорость, а также - живучесть и настырность. Но, никак не ум. В игре они крайне тупы. Они бросаются на героиню, и будут сражаься, пока не погибнут. Запертые двери вышибают, не открывают. На лицо: тупость, скорость, сила.

Я не хочу сказать, что в игре Раптор ведет себя 100%, как вел бы настоящий. Но, похоже, его поведение ближе к истине, чем то, что показанно в Парке.

Начнем с того, что некий сферический Раптор в ваккуме - это прежде всего, рептилия. НЕ ПТИЦА. Строение мозга - рептилийного плана. Интеллект самых умных представителей семейства схож с интеллектом некоторых примитивных птиц. Не более, банально, до собаки ему ооочень далеко. Мозг представлен большой обонятельной луковицей , неплохо развитыми центрами от зрительных нерово, и прочих органов чувств. Но, отдел обработки информации не так велик. Более того - ни одной извилины. То и есть - типичная апгрейдная рептилия. Такому уму, как показан в Парке просто не откуда взяться. Животное явно было гораздо и гораздо тупее, чем это там показано.

Для многих рептилий, в силу строения их мозга, характерно следующее поведение: РАЗДРАЖЕНИЕ - ОТВЕТ. Если вы имели дело с гопниками, то понимаете, почему в среднем, тупорылый гоп набьет морду не то что интеллегенту, но часто и начинающему боксеру. Потому что у него нет мозгов, а есть только рефлексы, которые матереализуются в дейтсвие мгновенно! Так же и большинство рептилий, едва почувствовав раздражение - реагируют, на задумываясь хватая в пасть все, что похоже на добычу. Логично предположить такое же незамысловатое поведение для Раптора (даже сферического и в ваккуме).

Более того, такой стериотип в поведении отчасти подтвержден ископаемым данными. Известна находка крупного травоядного - Тенонтозавра, рядом с которым обнаруженны 6 (ШЕЕЕСТЬ!!!) скелетов Дейнонихов, которых, очевидно, убило это полутонное животное, отчаянно защищаясь. Что мы имеем в итоге? Явно - неспланированное, не скоординированное нападение по принцыпу "Кто куда ухватит", совершенное очень даже недалекими существами, которые, видя смерть своих сородичей один за другим, все равно, лезли в бой.

Это сильно отличается от образа "суперразумного" Раптора, который пытается нам навязать художественное, а теперь уже и документальное видео.

На самом деле, эта находка очень даже напоминает сюжеты "Днокризис" - Раптор тупо пускается в атаку, борется до конца, грохается, и умирает. Таким образом, ПОВЕДЕНИЕ животного ближе к реальности в игре "Dino Crisis" чем в фильме "Парк Юрского периода", где этого незаурядного по интеллектуальным возможностям животного ставят на уровне чуть ли не людей.

Теперь рассмотрим другого, не менее известного персонажа.

Ти-Рекс, или Тираннозавр. Его облик, в общем то, в Парке близок к реальности. Но, что мы имеем в плане поведения?

Если говорить о поведении Ти-Рекса из "Парка Юрского периода", то, можно сказать, что ПОЧТИ ВСЕ, показанное от начала и до конца едва ли было близко к реальности. Сценаристы неплохо постарались над обликом, но, видимо, совсем не "влезали в шкуру" динозавра, и не думали его мозгами.

Приведу лишь несколько примеров.

Самая первая сцена. Он трогает передней лапой эллектрическую оградку с целью проверки наличия тока. Прежде всего, едва ли тупорылая рептилия, такая как Ти-Рекс будет вообще это проверять. Если он ранее убедился, что ток есть, зачем снова пытаться проверить это? Он же не в курсе, что из-за урагана могли произойти сбои. И, самое важное - анатомически для Тираннозавра это сделать было бы трудно, если возможно вообще. Передние лапы ящера так малы, что не способны дотянуться до его собственного рта. Для того, чтобы пощупать ими оградку, Тираннозавр был бы вынужден подойти вплотную, и куда-то спешно деть свою огромадную голову - или загнуть вбок, или вверх. Что было бы неудобно, и он едва ли при этом видел бы, где находиться его рука. Вывод: даже если бы он решил проверить наличие тока, он бы прикоснулся мордой. То, что Тиран касается именно лапой - издержки антропоморфизма мышления создателей (мне удобно, значит и он поступил бы также).

Антропоморфизм проявляется и дальше. Видно, что перед нами не Ти-Рекс, а человек (ибо управляет им не инстинкт, а сценарист). Тираннозавр пихает машину носом. Хотя, кажется, более естественно дял Ти-Рекса был бы укус. Вероятно, он бы попробовал машину на зуб, а не стал бы ее толкать, как слон. Далее - он переворачивает машину. Зачем? Разве есть у Тираннозавров такой инстинкт? Думается, в случае серьезной атаки, его действия были бы жесткими и однобокими - укус. При этом, не надо бояться что он повредит себе зубы. Как показали биомеханические опыты, даже при минимальном расчетном укусе Тираннозавр смог бы изуродовать машину.

Далее - заблуждение относительно того что "Тираннозавр видит только то, что движется". Это , конечно, не так, и современные ученые даже не выдвигали такой гипотезы.

Разозлившись, он толкает машину с дороги. Казалось бы, откуда у Тираннозавров такая система поведения? Не было у них такого инстинкта - толкать добычу или врага носом. Смысла нет. А тем более - направлять это движение  - мозгов нет. На лицо антропоморфизм: я бы не укусил , значит и он - не должен. Я бы толкал, значит и он должен. Понимаете, о чем я? Поставьте на место Тираннозавра здоровенного великана - человека. И его действия станут более логичными (кроме сцены сжирания Дженнаро).

Сцена, где он гониться за джипом - пожалуй самая раскритикованная сцена из фильма. А, зря. Как раз, здесь Ти-Рекс делает то, что ему и положенно - гониться за добычей. Мы точно знаем, что они это делали. А про скорость в фильме не уточнялось.

Его третье появление - охота на Галламимуса. Тоже все очень нереалистично в плане этологии. Во - первых, изобразили бы лучше сцену охоты на Брахиозавра, и то было бы реальней. В погоне за такой быстроногой мелочью Ти-Рексу не на что расчитывать, да и особого желания это едва ли могло вызвать. Все дело в том, что если знать анатомию Тираннозавра, то ясно - понятно, он прямо - таки заточен для убийства крпуной добычи, но никак не для погонь за всякой мелочью. На эту тему можно говорить долго, но скажу вкраце: из пушки не стреляют по комарам.

Четвертая сцена - появление в главном холее - полнейший бред, как со стороны Рекса, так и со стороны Рапторов.

Прежде всего - само неожиданное появление - как ТАКУЮ тушу не заметили до самого последнего момента ни напарник первого Раптора, ни Алан Грант, который, казалось, смотрел прямо туда! Он просто материализовался, видимо) Далее - Ти-Рекс хватает Раптора, а второй Раптор, видимо, решив, что он камикадзе - прыгает на него, расчитывая, видимо, на то, что загрызет и убьет его) Естественно, Тиран снимает его, и бросает прочь. Я думаю, что , с учетом всей глупости Раптора, он не стал бы кидаться на Тираннозавра даже если бы он убил его лучшего друга. А Тираннозавр, сняв Раптора с шеи, просто съел бы его, а не кидал в сторону. И, маленький штрих. Падающую на него красную ленту динозавр скорее всего, тоже словил бы.

Как мы видим, в фильме "Парк Юрского периода" Тираннозавр ведет себя неестественно. Едва ли настоящие ящеры вели бы себя так.

Самое интересное, что в Динокризисе, как раз таки он себя ведет более правдоподобно!

Первая сцена - видеоролик, в котором Рекс сжирает Купера. При этом, преследуя человека на достаточно высокой скорости, динозавр не промахивается, и ловко его хватает - отсылка к развитому стереоскопическому зрению этого вида, и она не одна.

Идем по сюжету дальше. Второе появление Ти-Рекса в игре он разбивает окно в просторной директорской комнате, и пытается поймать глав героиню пастью. Напомним, орудие действия - пасть. При этом, делает он это достаточно быстро, и уклониться чрезвычайно трудно. Довольно реалистично, учитывая, что Кризис не скопировал из Парка ерунду насчет "Не двигайся, тогда он тебя не заметит".

Третье появление - попытка поймать героиню по дороге в радиорубку. На мой взгляд явная отсылка к развитому стереоскопическому зрению и неплохой реакции Рекса. Пробежать дистанцию можно только если бежать непрерывно, с самого начала. То и есть, шансов дано ровно столько, чтобы этот эпизод вообще можно было пройти. Хватает Ти-Рекс очень быстро и ТОЧНО.

Четвертое появление - нападение на вертолет.

Тираннозавр проламывает бетонный забор носом. В принципе, это тоже не очень похоже на правду, скорее всего, он бы сделал это как-нибудь по другому. Но, затем разработчики исправились. Далее - ящер смотрит в сторону людей, и... Делает то, что ему и положено - отворачивается. игнорирует людей, как добычу. Он заинтересован большим объектом в воздухе совсем рядом. Ти-Рекс бьет его головой, но не носом (!) а затылком, что куда как вероятнее могло использоваться как таран. Далее - он хватает вертолет за хвост, молодец, как ему и положено - зубами, вертит в пасти, и случайно ударяя о асфальт, разбивает. Сила, конечно, запредельная, но поведение таки на порядок ближе к реальности, чем в Парке! Во - первых - плюс за удар затылком, а не носом, во вторых - плюс за укус и мотание, ну и разумеется. плюс за предпочтение крпуной добычи.

Тиран злиться на неудавшиеся попытку съесть вертолет, и нападает на Регину. Возможно так же с целью отогнать от того, что мог считать своей добычей, а так же в силу пере направления своего раздражения на нее. (Пере направленная агрессия - не удалось схавать вертолет, надо вылить злость на том, кто рядом). Вроде бы с точки зрения этологии все правильно, даже лучше чем в Парке, который консультировали реально спецы.

Пятое поведение - разбитый генератор.

Ти-Рекс выходит из здоровенного грузового лифта, увидев Регину, не долго думая, идет на нее, пытается словить, разшибает своей безмозглой башкой генератор, получает 100005000 вольт, и падает без сознания, а может быть, как раз и от осознания, осознания своей безграничной непроходящей тупости.

В принципе, довольно реалистично, учитывая не очень то высокую мобильность животного, вес его башки, разбить генератор ему раз плюнуть. Вот только удивительно, что он выжил, потому, что этого генератора хватило бы чтоб обеспечить током какой-нибудь поселок. Ну, да ладно, дуракам везет.

Пятое появление зависит от игрока. Тварюка будет либо преследовать вас в воде по обводному каналу, либо в порту, либо по дороге к вертолетному ангару. Проявляя при этом чудеса тупости, силы и живучести (ведь, не будь у него двух последних качеств он наверное вымер бы гораздо раньше).

Ти-Рекс в целом в игре оказан довольно таки настырной тварью, и более чем вероятно, он таким и был. Судя по многочисленным заживших переломов на костях известных скелетов, животное было - таки удивительно живучим, чем отчасти компенсировало свою тупорылость. И, разумеется. строение "мозга", ну, если это можно так назвать. Мозг Тирана - это такой приемник для сигналов органов чувств, который не особо утруждая обработкой, давал импульс к действию. Он не будет ходить вокруг, да около джипа, раздумывать о том, что перед ним, и стоит ли нападать. Нет, он бы отреагировал сразу - или полный игнор, или атака. Если и исследование то с помощью того, чем он привык общаться с внешним миром - зубами.

Таким образом, в ДиноКризисе Тираннозавр ведет себя ну почти что как настоящий Тираннозавр, насколько это можно судить по ископаемым останкам. Возникает таки идея, что японцы изучили эту мат часть, и весьма глубоко.

В целом, все имеющиеся юниты - динозавры в Кризисе показаны тупыми. Какими им положено быть. Но, сильными. Даже очень. Борьба с большинством не вызывает сложностей из-за стереотипного поведения и тупой атаки в лоб. Конечно, есть и масса своих неточностей, в частности, озверевшие на людей Птеронадоны, коим положено хавать одну только рыбу, но, в целом, поведение куда более приемлемо, чем попытка Парка сделать из динозавров людей.

Они не были людьми. Поэтому, если вы собираетесь, например, писать свое произведение, подумайте над этим. Динозавры - не люди. Но, они по своему интересны и своеобразны. Это же касается любых других существ древности. Сперва нужно изучить этологию, элементарно, почитать Лоренца, посмотреть пару фильмов НГО, ну хотя бы это.

А то ведь и современные передачи , в этом плане, оставляют желать лучшего. Графика за последние десятилетия улучшилась, а вот поведение... В "документальных" передачах нам показывают людей в шкурах динозавров. И, тот кто сравнит их поведение с поведением реальных хищников (см хотя бы "Дневник большой кошки") тот со мной согласиться.