В чем состоит исторический прогресс? Периодизация

Лев Балашов
В ЧЕМ СОСТОИТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС?

Критерий исторического прогресса: ПРОГРЕСС В ДЕЛЕ СВОБОДЫ. Конкретно это выступает в виде усиления-дублирования естественных биологических органов: органов чувств, действия и движения, психики-мозга и т.п.

Прогресс в скорости и в возможностях передвижения: приручение лошади, изобретение колеса, колесной повозки, лодки, парусного корабля, паровоза, железной дороги, парохода, автомобиля, самолета, вертолета, космической ракеты, космического корабля.

Прогресс в возможностях действия: овладение огнем (генерирование тепла, приготовление пищи, изменение формы материала), изобретение стрелы и других метательных снарядов, изобретение пороха, машин и механизмов (водяной и ветряной мельниц, ткацкого станка, самопрядки и т.д.), паровой машины, электрогенератора, электродвигателя, динамита, атомной бомбы, атомного реактора.

Прогресс в возможностях физического развития: возникновение и развитие физической культуры и спорта.

Прогресс в возможностях профилактики болезней и их лечения: возникновение и развитие медицины, в частности, изобретение антибиотиков, пересадка сердца и других органов.

Прогресс в способах добывания пищи и добывания-выращивания различных материалов для одежды и т.д.: охота с применением орудий, скотоводство, земледелие, современное сельское хозяйство.

Прогресс в возможностях получения информации: зрительной: изобретение очков, телескопа, микроскопа, подзорной трубы, бинокля; внечувственной: ультразвука, радиолокации, радиотелескопов.

Прогресс в возможностях сохранения и передачи информации: изобретение членораздельной речи, письменности, переход от иероглифической к буквенной письменности, изобретение глиняных плиток, бумаги, книгопечатания, телеграфа, телефона, радио, кино, телевидения, проигрывателей, магнитофонов, ксерокопирования, видеотехники.

Прогресс в возможностях сохранения, передачи и переработки информации: изобретение ЭВМ, персонального компьютера, интернета.

Прогресс в возможностях эмоционального общения: развитие искусства и художественной литературы.

Прогресс в возможностях познавательной деятельности и общения: возникновение и развитие науки.

Прогресс в возможностях интеллектуальной деятельности и общения: развитие философии.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

Я предлагаю делить человеческую историю на четыре больших периода:
1) первобытный период: присваивающе-производящий;
2) аграрно-ремесленно-торговый (начиная с неолитической революции до конца XVIII в.);
3) машинно-информационный (с конца XVIII века — с момента изобретения паровой машины — до примерно середины-конца XXI века);
4) космический.

ПЕРВОБЫТНЫЙ ПЕРИОД

Первобытный период — присваивающе-производящий период. Это не только эпоха присваивающей деятельности, иначе первобытные люди ничем не отличались бы от животных. Особенностью первобытных людей по сравнению с высшими животными было то, что они присваивали себе природные богатства с помощью изготавливаемых ими различных орудий деятельности: огня, рубила, топора, ножа, лука, копья, сети и т.д.

Поэтому правильнее охарактеризовать деятельность первобытных людей как присваивающе-производящую. Присваивающая деятельность — это охота, рыболовство и собирательство. Производящая деятельность — это изготовление простых орудий труда, оружия и предметов быта, использование огня для приготовления и консервирования пищи.

Первобытные формы объединения людей еще близки к стадам-стаям животных: это семьи, общины, роды, племена, племенные союзы. Если семьи и общины во многом напоминают семьи-стаи-стада высших животных, то роды, племена и племенные союзы — это уже чисто человеческие объединения. Они основаны не только на родстве, общности происхождения, но и на общности языка. Язык, членораздельная речь — мощное орудие общения людей, их взаимодействия в разных видах деятельности.

В первобытном обществе можно выделить два больших периода:
1) присваивающе-орудийный, доогненный
2) огнеделательный (последние примерно 500 тысяч лет, по некоторым данным — 1 миллион лет).

ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ

Овладение огнем настолько важно для становления человека, что его смело можно назвать одной из первых революцией в истории человечества. Овладение огнем резко увеличивает производительность человеческого труда, увеличивает досуг, усиливает общение людей и тем самым расширяет возможности развития членораздельной речи. С помощью огня приготавливается пища. Это позволяет уменьшить объем принимаемой пищи, повысить скорость ее приема, увеличить ее эффективность, консервировать. Вареная или жареная пища дольше сохраняется, что позволяет создавать ее запасы. Благодаря огню человек обогревает себя, свое жилище, т.е. огонь делает его менее зависимым от холода, дождя и снега. Отсюда важное следствие: человек резко увеличивает ареал своего расселения, осваивает северные территории. Благодаря огню человек обеспечивает себе более безопасное существование, поскольку огонь отпугивает хищников, других животных, насекомых. Благодаря огню человек с большим успехом изготавливает и совершенствует орудия труда, орудия охоты и предметы быта. Огонь в виде костра, домашнего очага объединяет людей, создавая постоянный и тесный круг общения. А это способствует развитию членораздельной речи.

Овладение и пользование огнем, — может быть, самый главный фактор изменения антропологического типа человека, прежде всего относительное-абсолютное уменьшение челюстной части и относительное-абсолютное увеличение объема мозга. Благодаря применению огня коренным образом меняется техника приготовления и приема пищи. Если раньше человек ел мясо и растения в сыром виде и ему нужны были сильные челюсти и зубы, то благодаря огню отпала необходимость в сильных челюстях и зубах. Они постепенно уменьшались в размере, атрофировались. С другой стороны, благодаря применению огня техника приготовления и приема пищи значительно усложнилась, что способствовало развитию умственных способностей и увеличению в объеме головного мозга.

Благодаря огню человек лишился волосяного покрова. Труд сам по себе этого сделать не мог (ведь есть некоторые виды животных, которые находятся в состоянии трудоподобной активности, например, бобры, белки, птицы, и тем не менее они имеют густой покров). Постоянный обогрев с помощью огня позволил людям селиться в местах с холодной зимой. Искусственно был создан перепад температур: у домашнего очага тепло-комфортно, а за пределами дома холодно. Выходя из дома люди стали одеваться, сначала в звериные шкуры, а затем изготавливая ткани и тканевую одежду. Искусственный покров в виде одежды и привел в конце концов к потере естественного волосяного покрова. Физический труд сыграл здесь не пусковую роль, а роль ускорителя-катализатора процесса.

Пользование огнем развивает ловкость, манипуляционные способности человеческой руки, способствует развитию орудийной деятельности. Ведь огонь — нечто весьма переменчивое, капризное, опасное. Человек должен быть ловким, уметь работать руками и всем телом, чтобы поддерживать огонь, держать его в определенных рамках и добиваться от него нужного эффекта. По поводу орудийной деятельности следует сказать особо. Ничто так не принуждает человека постоянно пользоваться орудиями, как огонь. Ведь голыми руками его не возьмешь. Нужно держать в руке палку, рогатку или что-нибудь подобное, чтобы поддерживать и использовать огонь. Нужно заготавливать для огня хворост, что-то вроде дров. Значит, надо манипулировать руками, ломать-рубить прутья, ветки, стволы. Даже охота на животных с использованием дубинок, рогаток и метательных орудий не так универсальна-постоянна как пользование огнем. Огнем учатся пользоваться все, от мала до велика, и мужчины, и женщины, и взрослые и дети. Далее, для приготовления мясной пищи на огне человек вынужден учиться разделывать туши убитых животных, а для разделывания он волей-неволей осваивает режущие и рубящие инструменты (нож и т.п.).

Благодаря владению огнем человек значительно расширил свои представления о свойствах различных предметов.

Почему животные не овладели огнем, а человек овладел? Какой степени развития человек должен был достигнуть, чтобы перестать бояться огня и овладеть им?

Чтобы овладеть огнем человек должен был пройти большую школу пользования орудиями. Палка, дубинка, рогатина в руке человека должны были стать обычными-привычными орудиями деятельности. Только после того, как рука привыкла держать в руке палку, человек перестал панически бояться огня и стал сначала любопытствовать, манипулируя палкой в зоне огня, на кострище, а затем ограничивать-поддерживать его в определенном объеме для обогревания и защиты от непрошенных “гостей” — животных, а затем для приготовления-консервирования пищи. Палка в руке позволяет установить конструктивный контакт человека с огнем, найти компромисс между живым и антиживым, обладающим разрушительной, убойной силой. Палка в руке — это зримая постоянная-контролируемая дистанция между человеком и огнем.

АГРАРНО-РЕМЕСЛЕННО-ТОРГОВЫЙ ПЕРИОД

Второй большой период человеческой истории, следующий за первобытным — это аграрно-ремесленно-торговый период (начиная с неолитической революции, примерно от 9-6 тысячелетия до н. э., и до конца XVIII века). Совершается переход от преимущественно присваивающих форм деятельности, когда человек в основном присваивал готовые продукты природы (животных, растения), к сельскохозяйственному производству (скотоводству и земледелию), ремесленничеству и торговле.

Возникает разделение труда: между скотоводством, земледелием, ремесленной деятельностью, торговлей, государственно-политической и жреческо-религиозной деятельностью, между физическим и умственным трудом, между инженерной, научной, художественной, философской деятельностью.

Формы объединения людей приобретают характер территориальных — возникают и развиваются государства. На смену родам, племенам и племенным союзам приходят народности и нации с их своеобразными обычаями, традициями, материальной и духовной. культурой. Устная речь дополняется письменной. Письменность развивается от пиктографическоей, идеографической, иероглифической к буквенной, от рукописной к книгопечатанию.

МАШИННО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Третий большой период истории можно охарактеризовать как машинно-информационный [1]: с конца XVIII века (с момента изобретения паровой машины) до примерно середины-конца XXI века, когда появятся первые поселения людей в космосе. Люди объединяются не только в отдельные государства, но и в межгосударственные союзы, в мировое сообщество наций.
Основной особенностью третьего периода является необыкновенное усиление всех человеческих способностей: прежде всего физических, благодаря машинной технике, и умственных, благодаря информационной технике.

Машинная техника этого периода отличается от орудий труда, простых машин и механизмов предшествующего периода тем, что ее силовые, энергетические параметры не лимитируются мускульной силой человека, некоторых животных (быка, лошади, осла) или силой падающей воды и ветра. Напротив, от десятилетия к десятилетию они растут в очень высокой прогрессии — от силы пара к ядерной силе. Подъемная сила двигателей космических ракет равна уже десяткам и сотням миллионов лошадиных сил. (Первый полет человека в космос 12 апреля 1961 г. состоялся благодаря ракетной системе, подъемная сила которой была равна 20-и миллионам лошадиных сил!)

Информационная техника — не только письменность, полиграфия, почтовая связь, но и электрический телеграф, телефон, радио, граммзапись, магнитофон, телевидение, видеотехника, ЭВМ, компьютерная техника. Эти информационные средства значительно усиливают психические и умственные способности человека на всех стадиях информационного процесса (получения, сохранения, переработки и передачи информации).
Машинная техника и информационные средства — эти материальные усилители человеческих способностей — являются, с одной стороны, результатом развития человека, его творческих способностей, таланта, гения, а, с другой, сами необыкновенно развивают его, все его способности.

Третий период — эпоха становления массового образования и обучения, массовой физической культуры и спорта. Постепенно люди переходят в своем большинстве от растительно-рутинной жизни, освященной веками и тысячелетиями сельского труда, к жизнетворчеству: научному, художественному, изобретательскому, управленческому, философскому...

————————————
[1] Есть определенная условность в названии этого и других исторических периодов. Их содержание настолько сложно, многогранно, что в принципе невозможно охарактеризовать их двумя-тремя словами. Это всегда будет упрощение и, следовательно, некоторая условность. В самом деле, называя третий исторический период машинно-информационным мы значительно упрощаем-уплощаем  его характеристику. Духовная составляющая периода остается как бы за кадром. Разве можно в рамки машинно-информационного втиснуть Бетховена и Гегеля, Л.Толстого и П.И.Чайковского, Д.И.Менделеева и А.Эйнштейна?!

КОСМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Четвертый большой период — космический. Начало эмбрионального развития космической цивилизации (в недрах машинно-информационного общества) можно датировать 1957-1961 годами, когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли и состоялся первый полет человека в космос.

Ближайшее будущее человечества — космическая цивилизация. Человек сначала будет осваивать околоземное пространство, затем околосолнечное и далее — галактическое пространство. Он значительно изменится как живое существо, приобретет самые разные биологические формы. Часть космического человечества (а может быть и всё человечество) откажется от живорождения и будет выращивать потомство в искусственных биологических условиях.

Освоение космического пространства будет сопровождаться дальнейшим прогрессом науки, техники, искусства и других форм культуры.

На смену общей судьбе человечества как земного сообщества живых существ придет множественное сосуществование космических цивилизаций, где-то объединенных, где-то только взаимодействующих друг с другом, а где-то изолированных друг от друга.

На смену конвергенции культур, народов, земного человечества придет дивергенция космического человечества. Следствием этого будет то, что темпы развития-становления разных космических цивилизаций будут весьма различными.

(продолжение темы "Философия истории")