Экономика, Культура и Религия. часть 1V

Раддай Райхлин
БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ  (1595 - 1657) И ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ НА УКРАИНЕ.

Современники событий и, в частности, Натан Ганновер19 описывают еврейские
погромы во времена Богдана Хмельницкого. Среди книг самое видное место
занимает «Пучина бездонная» (полная история преследований евреев и зверств казаков
Богдана Хмельницкого. Автор книги Натан Ганновер был ортодоксальным раввином и
каббалистом. Натан с семьей жил в Заславле и там чудом спасся бегством в 1648 году во
время зверских погромов казаков. После этого Натан вел кочевую жизнь - жил в Праге,
затем в Италии (в Венеции), где он изучал Каббалу. Был раввином в Ливорно, потом опять
переехал в Восточную Европу. Сначала в Валахию, затем был раввином в Молдавии, в
Ясах и Фокшанах, потом попал в Моравию, в Венгерские Броды, где также был раввином,
здесь он и погиб во время погромов 14 июля 1683 года от турецкой пули, когда он
совершал молитву в синагоге.
В его книге дано описание польской власти и государства того времени, его отношений к
казакам и украинским крестьянам, автор также указывает на причины, которые привели
к вспышке казачьего бунта. Он дает подробную картину еврейской жизни в Польше.
Благодаря «Пучине бездонной» Натан Ганновер считается одним из лучших историков
семнадцатого столетия. «Пучина бездонная» была издана в Венеции на иврите в 1653
г., а затем переиздана во Франкфурте в 1678 г., в Варшаве в 1823 г., в Львове в 1877 г., в
Кракове в 1896 г. и 1914 г. На идиш эта книга вышла в Амстердаме в 1666 году, затем
несколько раз переиздавалась. Тексты из книги «Пучина бездонная» читали в синагогах
накануне дня 9 ава. Натан Ганновер имеет также большие заслуги в области языка идиш
- он создал 4-х языковый словарь «Сафа брура» (Ясный язык) – итальянский, идиш,
иврит, латынь. Книга была впервые издана в Праге в 1660 году, благодаря ей сохранены
ряд редких слов, применяемых в то время в идиш. Им также написано несколько
произведений по Каббале.
Натан Ганновер излагает последовательность событий приведших к геноциду евреев в
тогдашней Польше. «Я назвал эту книгу «Пучина бездонная», так как в этом названии
заключен намек на ужасное бедствие…» - так пишет о книге сам Натан Ганновер. Он
винит в трагедии не только казаков, но и крымских татар, вступивших с ними в союз
против Польши ради наживы. А вот как формулирует автор возможность спасения
евреев: «И сказал им по своему обычаю православный народ: Кто хочет остаться в живых,
пусть изменит своей вере и пусть напишет…, что он отказывается от Израиля и от его
бога».

Натан бен Моисей Ганновер — еврейский религиозный деятель, хахам, историк, писатель. Раввин в Яссах.
Великая синагога Изяслава, где начинал учить Натан Моисей Ганновер. Ганновер получил талмудическое
образование, занимался лурианской каббалой под руководством рабби Шимшона бен Песаха.
Его отец, раввин Моше Ганновер, был убит в городе Остроге в 1648 г. во время восстания Хмельницкого.
В это время Ганновер жил в доме торговца по имени Аврахам в качестве «ученого зятя» в Изяславе. При
приближении войск повстанцев семья его бежала из местечка. После скитаний по общинам Европы
Ганновер поселился в Венеции, где продолжил обучение в школе рабби Давида Валенсина. В 1653 г.
жил в Ливорно, откуда снова вернулся с каббалистом Натаном Спирою в Венецию и занимался в школе
братьев Мониан. Из литературного наследия Ганновера наиболее известно небольшое по объёму
сочинение «Пучина бездонная» — хроника исторических событий 1648 г. В названии используется игра
слов: первое слово на иврите может также означать Грецию, символизирующую православие.

19

Правдиво показано автором положение украинцев, приведшее к бунту: «Православный
народ стал все больше нищать, сделался презираемым и низким, и обратился в крепостных и
слуг поляков и даже, особо скажем, у евреев.… Остальная беднота православного народа
была порабощена магнатами и панами, они омрачали их жизнь тяжкими работами… и
наложили на них паны большие подати, а некоторые паны подвергали их тяжким и горьким
мучениям, побуждая их перейти в папскую веру. И так они были унижены, что почти все
народы, и даже тот народ, что стоит ниже всех,- здесь Натан Ганновер имеет в виду
положение тогдашних евреев,- владычествовали над ними20». Также и казачество в
Запорожской сечи, охранявшее границу Польши от татар, постепенно лишалось своих
привилегий, предоставляемых Польшей. Последствиями были восстание Наливайко в 1602
году, затем восстание под руководством казака Павлюка в 1639 году. Бунтовщики разрушили
много синагог и убили несколько сот евреев. Оба восстания были жестоко подавлены
польскими войсками. Затем автор переходит к описанию бед, причиненных бандами Богдана
Хмельницкого в 1648-1652 годах в Украине, Литве и Польше. Натан Ганновер указывает на
большие богатства, сосредоточенные в руках казачьего сотника Хмельницкого, его
многочисленные стада находились в районе Чигирина. Попытка сына гетмана
Концепольского, владевшего Чигирином, присвоить богатства Хмельницкого привели к
тому, что Хмельницкий обратился к крымским татарам, предупредив их о возможном
нападении на них поляков. В итоге, 26 мая 1648 польское войско с двумя гетманами было
пленено, и в этот же день пришла весть о смерти польского короля Владислава. С правой
стороны Днепра поляки и евреи бежали в города Полонное, Заславль, Острог, Немиров,
Тульчин, Бар, поскольку эти города были укреплены. Один из польских руководителей,
князь Ярема Вишневецкий, отступал со своим войском по направлению к Литве, а вместе с
ним бежало около 500 евреев, каждый со своей женой и детьми. Те же жители местечек,
которым убежать не удалось: - «погибли смертью мучеников от различных жесточайших и
тяжких способов убиения, у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а
некоторых, — после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по
ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам,
недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных
муках, до того как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в лоне их
матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот
и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали
им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а
других, насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из
еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа
мучительного убийства, которого они бы не применили; использовали все четыре вида казни:
побивание камнями; сжигание; убиение и удушение». Часть евреев татары уводили в плен,
женщин насиловали и забирали в наложницы. Только небольшая часть евреев спаслась,
приняв под угрозой смерти христианство. Несколько общин сдались татарам и их потом
выкупили из плена, собрав деньги на это по всей еврейской Европе и Турции. Автор Натан
Ганновер подробно останавливается на захвате казаками Немирова, Тульчина, Полонного,
Заславля. Большое внимание уделено мужеству и сопротивлению евреев, враждебности
крестьян и случаям предательства поляков. Рассказано о манифестах Хмельницкого,
призывавших к уничтожению поляков и евреев. Против евреев в манифестах выдвигались
развернутые обвинения. Не только социальное противостояние и религиозная рознь, но и
личные счеты Хмельницкого, стоявшего во главе большого восстания, трагически
отразились на судьбе украинского еврейства, которое подверглось массовому истреблению.

Автор книги «Пучина бездонная» Натан Ганновер 400 лет назад фактически излагает в ней то, что в
данной работе четко и ясно изложено и конкретизировано. А именно, различие между Христианством,
базирующемся на аскетизме, и Еврейской религией, запрещающей аскетизм. Это различие ведет к тому, что
христиане беднеют, а евреи богатеют.

20

Восстание сопровождалось изощренными жестокостями по отношению к жителям
захваченных городов. Особую ненависть повстанцев вызывали католические священники,
монахи и евреи, которых обычно истребляли поголовно. В ходе войны особый резонанс в
еврейском мире вызвало истребление евреев Немирова и Тульчина (июнь 1648 г.).
Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан обвинил казацкое войско Богдана
Хмельницкого в этнических чистках и преднамеренном убийстве 300 тысяч евреев на
Правобережье Украины.
Многие были пленены и проданы в рабство крымским татарам. В конце 1648 г. число
полоненных было столь большим, что неслыханно упали цены: татары меняли шляхтича
на коня, а еврея - на щепотку табака. Второй раз цены на рабов упали осенью 1654 г. по
весну 1655 года. XVII столетие было временем страшных испытаний и потрясений для
еврейского народа.

Годы 1614-1616 были годами преследования евреев в Германии в городах Франкфурт на
Майне и Вормсе.

Евреи, к XVII-му столетию расселились по многим странам Европы - от Голландии на
севере до Турции на юге и от Франции и Италии на западе до Украины и Прибалтики на
востоке и уже начали заселять американский континент.

Еврейская литература о погромах

Жанр исторических хроник, документально фиксирующих события того времени, при
наличии массового книгопечатания и грамотности евреев, приобрел исключительное
значение, как источник информации. Исторические хроники, опубликованные в 17
веке, составлялись, в основном, раввинами – свидетелями событий. В тех странах, где
жизнь евреев не подвергалась в данный момент большой угрозе, публиковались книги,
рассчитанные на все еврейское сообщество, широко разбросанное по миру. Отсюда
возникновение нового фактора в еврейском книгопечатании. Если книга издавалась
на идиш с ориентацией на Восточную Европу, то через короткое время эта же книга
переводилась на иврит для евреев Западной Европы и Турции. Естественно, что книги
исторического жанра, с учетом их актуальности, публиковались на обоих языках, и этот
период стал временем равноправного литературного существования иврита и идиш. Такая
тенденция сохранялась в течение нескольких последующих столетий.
Помимо уже упомянутого произведения «Пучина бездонная» Натана Ганновера имеется
множество других свидетельств.
Еще один из интересных моментов заключается в том, что бежавшие от преследований
банд Богдана Хмельницкого евреи попадали в Западные страны (Голландия, Германия
и др.), где еврейское население говорило на языке идиш. Идиш прибывающих беженцев
к тому времени отличался содержанием значительного числа славянизмов, которые
становились достоянием языка идиш евреев всей ашкеназийской Европы.
XVII столетие также характеризуется созданием многих исторических стихов - «песен
плача». Жанр исторической песни позволял донести до самых удаленных общин от места
произошедшей трагедии ее содержание со многими подробностями. Поскольку песни
создавались и распространялись быстрее чем книги, то они выполняли в тот период роль
газет. Мотив песенного исполнения указывался в начале стиха. Это была обычно мелодия
популярной еврейской или немецкой песни, известной евреям. До настоящего времени
дошло несколько десятков исторических песен на идиш того времени. Многие из них
имели и дублирующий текст на языке иврит. Содержание песен - известия о погромах,
эпидемиях, пожарах, изгнаниях, т. е. трагические страницы в жизни общин Восточной
Европы. Крайне важно отметить, что сами очевидцы событий становились авторами

указанных стихов и в этом их ценность как исторически достоверного документа.
Создание исторических песен опиралось, как на немецкий опыт произведений такого
типа, так и произведения на иврит в духе «плача». Поскольку использовались для их
пения знакомые еврейские или немецкие мелодии, то ритм стиха и размеры строк должны
были соответствовать музыкальному сопровождению. Песни отзывались на события в
Польше, Украине, Литве, Германии, Голландии, Чехии. В исторических песнях важное
место находили вопросы еврейской морали.
Одна из важнейших исторических песен создана в 1616 году «Мегилат Винц» (свиток о
Винце) Эльхананом Бен Авраамом из Франкфурта на Майне. Речь в этом произведении
идет о восстании немецкой черни во Франкфурте под руководством Винсента Фетмилха
в 1614-1616 годах, во время которого недовольство немецких бюргеров - господством
группы аристократов в городском совете, их отношением к нецеховым ремесленникам,
католикам и протестантам, коррупцией, продажностью судов вылилось, как это было
всегда, в еврейский погром. К моменту погрома во Франкфурте насчитывалось 3000
евреев. После ограбления еврейских жилищ их вынудили покинуть город. Это было 22-
23 августа 1614 года, а уже 28 февраля 1616 года евреям разрешили вернуться обратно,
и в тот же день руководитель восстания Винсент Фетмилх был казнен. Очевидно,
такое развитие событий вдохновило на создание указанной песни в том же 1616 году.
Песня написана как на иврит, так и идиш, причем текст на идиш проще и конкретней.
В течение 17и 18 столетия эта поэма публиковалась несколько раз. В Праге в 1648
году опубликован «Плач об уничтожении общин Украины». Автор – Юсеф Бен Елизер
Липман. Беженец, бежавший с Украины от погромов Хмельницкого.

Лже-мессия Шабтай Цви в 1666 году внес еще одну трагическую страницу в испытания
евреев того времени.
Собственно, выраженная здесь вера в помощь божественных сил, распространившаяся
среди евреев, и породила появление лже – Мессии, и песня, посвященная Шабтаю Цви,
также появилась в 1666 году, напечатана она была в Амстердаме и создана евреем из
Праги. Еще одна историческая песня посвящена пожару в городе Вормсе в 1694 году. В
том же году произошло еще одно событие в Праге, также положенное в основу песни.
Речь идет о еврейском парне, который постоянно бегал к гоям, желая принять крещение.
Стремление парня объясняется тем, что его отец - богатый купец, 4 раза вступал в брак, и
в их доме имели место постоянные скандалы. В ответ на стремление сына принять
христианство его отец избивает его до смерти, и парня хоронят на еврейском кладбище.
Находится ябедник, который сообщает об этом местным властям. Власти посылают
комиссию врачей, которая вскрывает могилу и устанавливает факт насильственной
смерти. Купца, его жену и их кухарку бросают в тюрьму. Купец повесился в тюрьме, жену
его пытают, также обвиняя в гибели парня. В основе этой жуткой истории лежит
подлинный факт. Песни доносят до нас картину событий жизни евреев XVII века, их
заботы, беды, печали. Это бесценные документы того времени21. Большое место в истории
евреев XVII столетия представляют также исторические хроники. Шабтай Бен Меир Ха -
Коэн еще один автор исторической хроники того времени. Он знаменитый талмудист,
раввин, автор ряда религиозных публикаций, жил в Литве. Во время еврейских погромов
казаков Богдана Хмельницкого в Литве бежал из Вильнюса (Вильно) в Польшу. Там был
раввином вплоть до самой смерти. Написал работу «Свиток тьмы», (Амстердам, 1651), где
нашли отражение трагические события 1648 – 1649 годов, и создал молитвы памяти жертв

21

На сайте «Средневековые исторические источники Востока и Запада» дан библиографический обзор
еврейских источников по истории Украины XVII столетия, где также уделено внимание историческим песням
- важному источнику истории еврейского населения Украины, Белоруссии и Польши того времени.

казацкой шляхты. «Так в месяце тишри22 5408 г. (1648 г.) были убиты десятки тысяч.
Расстелив по земле, на улицах и проулках священные свитки, бунтовщики поверх них
резали своими саблями и кинжалами семью за семьей, ученых и мудрых, стариков и
старух, мужчин и женщин. Братьев убивали на глазах сестер, сыновей — на глазах их
отцов. В воды ритуального бассейна, очищенного от всякой скверны, было брошено
тысяча пятьсот чистых детей, и они, еще трепещущие и шевелящие губами, были
засыпаны землей. Ища в бегстве спасения от смерти, многие умерли в пути, в близких и
отдаленных местностях. Во всех поселениях не найдешь дома, в котором кто-нибудь бы
не умер. Перестали даже сшивать саваны и приготовлять гробы, а стали класть в ямы по
двадцать-тридцать трупов«. Ценность его «Свитка тягот», как исторического источника,
уступает «Пучине бездонной» из-за того, что он не был прямым свидетелем
происходящего на Украине в 1648 году (находился в это время в Вильнюсе). На идиш
перевод был осуществлен Аликумом Бен Яковом и этот перевод был опубликован в
Амстердаме в 1700 году. Вот как пишет Шабтай Ха – Коэн о намерениях
убийц: «Множество бунтовщиков и тьма татар, живущих невдалеке от этих мест,
собираются вместе, говоря: “Давайте уничтожим народ израильский и не оставим даже
следа его”. Шабтай Ха – Коэн призывает: «Да отомстит Господь …за всех убитых в эти
годы: за праведных мучеников, за ученых и мудрых, за гаонов, вооруженных в доспехи
учености и раввинов, за канторов, служек, синагогальных певчих и за юношей и девушек,
малых мальчиков и девочек, за почтенных учителей и их юных учеников». Еще одним
крупным произведением того времени на эту же тему является хроника Меира бен
Самуэля из Шебржешина ”Тяжелые времена”, изданную в 1650 г. в Кракове, куда автор
бежал от погромов.
Можно познакомиться с русскими переводами23 исторических хроник «Пучина
бездонная», Натана Ганновера, « Свиток тягот» Саббатая Гакогена, ”Тяжелые времена”
Меира бен Самуэля ”. Однако этими тремя документами не ограничиваются издания
того времени по указанной трагической теме. Масштаб злодеяний был столь огромен
и ужасен, что он обусловил создание еще ряда хроник. В частности, можно назвать,
хронику Габриэля бен Егошуа Шусберга под названием ”Дорога к покаянию”, изданную
в Амстердаме в 1651 г., (“Врата покаяния”) Габриэля бен Иошуа напечатанные в
Амстердаме в 1651 г., «Грязь тины» хроника Самуила-Файзел Натана была впервые
напечатана в Венеции приблизительно в 1659. Целый ряд хроник посвящены войне
Польши со Швецией (1654-1655 годы) и Тридцатилетней войне (1618-1648), от которых
также страдали евреи. Раввин из города Познани Генох Бен Авраам составил описание
гонений, которые претерпели евреи от шведских захватчиков в 1654–1655 гг. Мемуары
Ашер бен Элиэзер (1598-1634) из эльзасского города Рейсхофена описывают период
Тридцатилетней войны (1618-1648).В этих мемуарах имеется весьма интересные
факты, связанные с действиями выкреста в 1626 году, который выступил по сговору со
священниками с ложными обвинениями против евреев24. И только вмешательство Папы

23

Средневековые исторические источники Востока и Запада
Дело Бейлиса цветет и процветает. Де;ло Бе;йлиса — судебный процесс по обвинению еврея Менахема
Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского
духовного училища Андрея Ющинского 12 марта 1911 года. Процесс состоялся в Киеве (Российская
империя) 25 сентября — 28 октября 1913 года и сопровождался, с одной стороны, активной антисемитской
кампанией, а с другой — общественными протестами всероссийского и мирового масштаба. Бейлис был
оправдан. Предполагается, что истинными убийцами были скупщица краденого Вера Чеберяк и уголовники
из её притона.

24

римского предотвратило новую беду, грозившую евреям Австрии и Чехии. Сведения о
ряде исторических хроник того времени можно найти в материалах института иудаики
(Киев). Прошло более 350 лет с момента начала кровавых погромов, возглавляемых
тогдашним украинским казачеством.

Погромы евреев никогда не стихали, но их количество и масштабы чрезвычайно выросли
в конце XIХ-го века. В 1905 году появились русские правые националистические
организации «Черная сотня» и «Союз Русского Народа», которые устраивали политически
мотивированные погромы. Именно этими организациями был организовано в Киеве «Дело
Бейлиса» приобретшее, как и «Дело Дрейфуса» во Франции широкую мировую
известность.

Евреи, жившие согласно Российским законам в черте оседлости по этой причине не
могли заниматься сельским хозяйством. Мелкое кустари и ремесленники евреи не шли
на фабрики в ряды пролетариев. Так левые анархистские и марксистские организации
рассматривали евреев как классовых врагов – еще один хороший повод их убивать.

Социалистическая революция 1917 года смела последние законные способы защиты
евреев. Украинские военачальники бесконечно грызлись между собой, но были едины в
одном – убей еврея. Симон Петлюра – еще один герой современной Украины. Президент
Украины, пользующийся поддержкой США, издал распоряжение местным властям
устанавливать памятники Петлюре и называть в его честь улицы. По курьезному
совпадению, Украина подписала Международную Конвенцию о Признании Приговоров
по Уголовным Делам. В 1926 году французский суд оправдал еврея, убившего Петлюру,
на беспрецедентных в современной юриспруденции основаниях: по решению суда,
этот еврей действовал только из мести за свою семью, которую вырезали петлюровцы.
Таким образом, выясняется, что украинский национальный герой есть ни кто иной, как
осужденный за массовые убийства.

В 1905 году полиция разоружила еврейские отряды самообороны, чтобы расчистить
убийцам дорогу в еврейские кварталы. Нынешний президент поддерживает теплые
отношения с украинскими националистами, которые проповедуют радикальный
антисемитизм.

В конце августа 2006 года состоялся визит в Израиль представителей Украинского
реестрового казачества (УРК) во главе с гетманом, член - корреспондентом Академии
Наук Украины, Анатолием Шевченко, генеральным судьей УРК Игорем Козловским
и киевским атаманом Вячеславом Тарасовым. Во время встреч в Израиле гетман
Анатолий Шевченко выразил поддержку со стороны украинского казачества борьбе,
которую ведет народ Израиля. Находясь в Иерусалиме, в музее «Яд ва - Шем» гетман
попросил прощения у еврейского народа за злодеяния своих предков. Главный раввин
Израиля Шломо Амар поблагодарил казаков Украины за смелые и конструктивные
шаги, направленные против антисемитизма и ксенофобии. В Израиле надеются, что
хотя история взаимоотношений между казачеством и евреями полна тяжелых страниц,
ныне украинские казаки будут способствовать улучшению этой ситуации на пользу
украинскому и еврейскому народам.
Летом 2012 года в Израиле гастролировал Кубанский казачий хор. Труппа из 80 человек.
В свете всего изложенного выше – событие значащее.

Тем не менее, Богдан Хмельницкий является национальным героем в современной
Украине. В стране, избалованной вниманием США, поддерживаемой Израилем и

стремящейся к членству в ЕС. Тысячи украинцев получили правительственную награду,
Орден Богдана Хмельницкого. Школьники знают его, как великого борца с евреями,
которые притесняли несчастный украинский народ. В XVШ-м веке Пилип Орлик,
украинский полководец, позже принявший ислам, написал конституцию. Сегодня
украинские студенты изучают ее, как образец раннего демократического либерализма.

Потом пришли фашисты. Украина, ведомая своей извращенной моралью, приняла
денежную компенсацию от Германии за убийства евреев. Конечно, именно немцы
организовали истребление. Однако выполнялось оно, в основном, руками украинцев.
Украинское правительство ежегодно проводит отвратительно лживые памятные
мероприятия у мемориального комплекса «Бабий Яр», известного места массовых
убийств. Но при этом ни слова не говорится о том, что палачами были сами украинцы.
Или о том, что они сдавали евреев нацистам и смеялись, глядя на евреев, идущих на казнь.
Необычной чертой украинских погромов является то, что чаще всего они были
санкционированы властями.
Евреев не спасут ни тренировки по рукопашному бою, ни даже ношение огнестрельного
оружия. Бедные, зачем вы остаетесь там, обреченные на позор и смерть?