Школа, Зоя, Китай - 1948

Николай Шурик
         
                13 сентября исполнилось 90 лет со дня               
                рождения Героя Советского Союза Зои
                Космодемьянской, легендарной
                комсомолке-разведчице повешенной немцами          
                29 декабря1941 года в деревне Петрищево
                Московской области.   

               



    В конце декабря 1948 года я впервые был на Новогоднем вечере. Русская школа в городе Дальнем* была одна, а учеников было столько, что количество классов доходило до буквы «И». Как не велик был актовый зал, имевший балкон и галерку, на концерт смог попасть только актив. Комсорги и вожатые из 8-10 классов, председатели и звеньевые пионерских отрядов 3-7 классов, ну, а от нас – мелкоты, были старосты и командиры октябрятских звездочек. Могли быть еще командиры санитарных дружин и, понятно, учителя.  До сих пор помню тот восторг и радость, которые мы испытывали на концерте, особенно, при выступлении «наших». А что Вы хотите, если классов в школе было около ста, попасть в число выступавших в общешкольном концерте было очень не просто. Помню и отчаянные наши аплодисменты, после которых несколько дней ладошки были припухшие и болели.

           Мама терпеливо выслушивала, как я взахлеб рассказывал об этом концерте, о тех выступлениях, что мне особо понравились. Рассказал и о том, что в школе организуется концертная бригада, которая будет с выступлениями ездить по госпиталям. И кто-то из «артистов» со своими номерами туда попадет….  А потом начались первые мои школьные зимние каникулы. Наверно, 2 или 3 января мама меня спрашивает: «А что, ты бы сам не хотел быть в той концертной бригаде?»   Честно говоря, я даже подумать не мог об этом, и промямлил: «Разве так может быть?» Мама засмеялась, глядя на мое растерянное лицо, и заверила, что все может быть, только надо будет поработать. Что там поработать, да ради такого дела я готов все зимние каникулы заниматься этим…

           Для моего номера мама выбрала поэму "Зоя" Маргариты Алигер, посвященную Зое Космодемьянской. Боюсь, что и эта детализация многим уже ничего не скажет. А тогда, тогда все в Союзе знали и эту поэтессу и подвиг партизанки, замученной и расстрелянной фашистами, и получившей посмертно звания Героя Советского Союза.  Поэма была очень длинная, мама специально отобрала текст, который относился к ее подвигу.  Вот первый куплет этой композиции, c которой потом мы с мамой работали:

Стала ты под пытками Татьяной,
Онемела, замерла без слёз.
Босиком, в одной рубашке рваной
Зою выгоняли на мороз...

            И началась работа. Если, кто и не читал "Пигмалион", то фильм или музыкальный спектакль «Моя прекрасная леди», думаю, помнят многие. Сразу скажу, камни в рот мне не пришлось набирать, чтобы отрабатывать дикцию; тех грубостей, что позволял себе мистер Хиггинс, конечно, не было; но порой я плакал, потому, что мне казалось, что лучше уже прочесть и показать я не смогу. (Мама учила меня не только читать стихотворение, но и таким деталям, как  паузы, выражение лица, поза). Основная сложность, чем грешит большинство детей - спешка при чтении, была преодолена быстро, но остальное...  Порой была мысль, ну, зачем я начал это делать, всё равно не смогу попасть в концертную бригаду. И все равно, надежда, что может получиться и мамина уверенность меня очень поддерживали. В первую же неделю после каникул я неожиданно легко прошел, как сейчас говорят, "кастинг" в нашем классе, а еще через неделю..., не поверите,  я стал участником концертной бригады!  Более того, если с кем-то из участников бригады учительница работала, уточняла, как надо построить номер, то моё выступление было принято целиком со словами: "Вот так и делай!". Мама была рада не меньше моего, она смогла помочь сыну почувствовать себя победителем, исполнить мечту, ну, а сама убедилась в том, что у нее "есть еще порох в пороховницах".

            Но, так получилось, что я смог только два раза выступить в составе этой бригады. Первый раз мы были  в самом Дальнем и все прошло отлично. Во время второго нашего выступления случилась неприятность, в воскресенье нас повезли куда-то далеко (может, в Порт-Артур), на обратном пути пошел сильный снег, машина застревала, и мы вернулись, когда уже было темно. В школе собралось много встревоженных родителей, и после этого в бригаде оставили только учеников 4 - 10 классов. Воспоминания зафиксировали и неожиданную растерянность и боль,  испытанную нами при виде такого большого количества  солдат и офицеров, которым было плохо.  Больные и раненые** были с повязками, на костылях и с палочками, а кто-то так и лежал на кроватях, глядя и слушая нас. Но тем больше была радость видеть их посветлевшие лица после каждого номера и по окончании концерта. Когда врачи, сестры, руководство госпиталя благодарили нас, как настоящих артистов, мы все были полны ощущением важности и полезности нашего дела.


*Порт-Артур и Дайрен (Дальний) являлись центрами крупнейшей военно-морской базы Советского Союза на Ляодунском полуострове в Китае.

**Официально Советский Союз не участвовал в гражданской войне в Китае 1946 -1949 годов.  Были военные советники и инструкторы, оказывалась помощь военной техникой.
«Восстановление железных и шоссейных дорог советской стороной велось в условиях военного времени. Авиация Гоминьдана (Чан Кай Ши) систематически обстреливала и бомбила районы восстановительных работ. Имелись жертвы среди китайских железнодорожников и советских специалистов. В ходе трех больших сражений с СЕНТЯБРЯ 1948 по ЯНВАРЬ 1949 года китайскими коммунистами были уничтожены главные силы Гоминьдана». (Из официальных источников)
По разным данным только на Ляодунском полуострове за тот период захоронено от 580 до 1830 советских военнослужащих и специалистов. Кроме руководства страны и медицинских работников никто не был в курсе  реальной статистики  раненых и погибших в то время.