Моя семья или генеалогические поиски Ч. 2 гл. 10

Владимир Смысловский
     Вскоре Николай Николаевич (1888г) командует 1-й гвардейской пехотной дивизией и в этом же году, к своим ранее полученным орденам, добавляет Прусский орден короны 1-й ст. Уже через пол года после этого события он командует временно гвардейским корпусом. Под его руководством прошли большие маневры корпуса в окресностях Царского Села (август 1889г). Корпус показал хорошую подготовку и поэтому, уже 31 августа 1889 года Николай Николаевич утверждается начальником Гвардейского корпуса, оставляет Виленский военный округ и переезжает в Москву.

         На этом я снова вынужден прервать описание службы Николая Николаевича и вернуться несколько назад, чтобы отобразить, важные для меня, эпизоды из его личной жизни.
Еще в начале описания линии Малахова я говорил, что не все мне известно на данный момент и есть некоторые моменты, которые мной не разгаданы. Надеюсь, что это удастся разгадать еще при моей жизни. Если же нет, то надеюсь это сделают за меня мои дети. Первые загадки касаются второго брака Николая Николаевича, брака с моей прабабушкой.
      Как я писал выше, первая жена Николая Николаевича – Екатерина Карловна Рудольф умерла, но дата ее смерти мне не известна. Одно точно, что это произошло после рождения их сына – Константина в 1866 году. Напоминаю, что в это время Николай Николаевич служил в Виленском военном округе и в частности, руководил юнкерским училищем в самом г. Вильно. Позже он он служил в 27,26 пехотных дивизиях, которые дислоцировались в основном в г. Гродно

   И вот в этот период он видимо знакомиться с представительницей одного из самых богатых и влиятельных родов Литвы и Польши – Лопацинской Зинаидой Владиславовной. Роду Лопацинских я посвящу отдельный раздел.

     С чем связано что Николай Николаевич и Зинаида Владиславовна сразу не сочетались законным браком, я не знаю. Одно известно точно из документов, что «вне брака» ими прижита дочь – Елена родившаяся 4 августа 1875 г. Эта история важна для меня потому, что Елена Николаевна – моя родная бабушка.

   Предполагаю, что Николай Николаевич узаконил свой брак с Лопацинской, после его возвращения с русско-турецкой компании в. г. Гродно (в начале 1879г).  После заключения брака, естественно стал вопрос о приобретении их дочерью Еленой всех законных прав. Данное решение мог принять только император. Вот с этим прошением в 1889 году Николай Николаевич и обращается к Александру 111. Решение было положительным. Вот что записано  в протоколе заседания Правительствующего сената:

  «1890г.февраля 19 дня По Указу Его Императорского Величества, Правительствующий Сенат слушали: записку из дела по прошению Командира Гренадерского Корпуса генерал-лейтенанта Николая Николаева Малахова, о признании дочери его Елены в потомственном дворянстве и о выдаче в том свидетельства……
Приказали: Усматриваю из дела, что определением Правительствующего Сената от 14 июня 1849г. Николай Николаев Малахов, ныне генерал-лейтенант, признан был в потомственном дворянстве со внесением во вторую часть дворянской книги Московской губернии и что именным Высочайшим Указом, данным Правительствующему Сенату 10 декабря 1889 г. , дочери его Елене, прижитой до брака, Всемилостившие дозволено принять фамилию отца и вступить во все права и преимущества по роду и наследию законом принадлежащих, Прав.Сенат руководствуясь Св.Зак.1876г т.1Х Зак. Сост. Ст.39,62 и 11 и приведен тем Высочайшим указом определить: признать дочь генерал-лейтенанта Николая Николаева Малахова Елену в потомственном дворянстве с правом на внесение во вторую часть дв.книги, выдать ей свидетельство на это достоинство, установленным порядком о чем для объявления просителю, по жительству его в Москве, Арбатской части, по Спиридоноскому переулку, в д.Ботмаева, послать указ Московскому Губернскому Правлению подлинное за подписанием правительствующего Сената Пропущено 22, а исполнено 28 февраля 1890 года
Подписи………» (написание сохранено как в документе).

    А вот еще один документ из архива (РГИА):

       « Правительствующего Сената из 1-го Департамента – в Департамент Герольдии Правительствующего Сената
                ….ВЕДЕНИЕ
   По именному Его Императорского Величества высочайшему указу, данному Правительствующему Сенату в Гатчине Декабря в 10-й день, за Собственноручным Его Величества подписанием в котором изображено: Снисходя на всеподданийшее прошение командира гренадерского корпуса, числящегося по гвардейской пехоте генерал-лейтенанта Николая Николаева Малахова, об узаконении прижитой им до брака с его женою дочери – Елены Всемилостивейше дозволяем сей последней принять фамилию ея отца и вступить во все права и преимущества по роду и наследию законным детям принадлежащие, Правительствующий Сенат приказали: О таковом Высочайшем Его Императорского Высочества указ, для надлежащего исполнения и объявления Малахову Военного Министра уведомить указом, а в Департамент Герольдии Правительствующего Сената сообщить выданием Декабря 29 дня 1889 года.
За Обер-секретаря       подпись
За Помощника Обер-секретаря         подпись»