Эпоха возрождения и шри чайтанья

Андрей Козлов Кослоп
статья 1998 года
ИСТОРИЧЕСКИЙ СИНХРОНИЗМ И РЕНЕССАНС
Слушая лекцию М. Хазина в Магнитогорске, подумал, что наша статья 1998 года об историческом синхронизме актуальна и интересна.  Хазин  объяснил своим слушателям, что появления капитализма связано с кризисом Западной Европы, так что похолодание, неурожаи, чума  создавали катастрофическое положение.
Но результат нашего исследования периода с 1486 по 1533 гг. (этот период представлял собой годы жизни известного индийского пророка Шри Чайтаньи) дал довольно интересный результат.  Толчком для нашей статьи послужила гипотеза некого западного автора, что Колумб отправился  искать Индию из-за легенд о «Золотом Человека» (Чайтанье).  Другая известная в академической литературе версия географических открытий связана с  тем, что  разгром турками Византии создал ситуацию перекрытия традиционных торговых путей. Но мы попытались, насколько это было для нас возможно (сразу скажу, что литературы по интересующему нас вопросу в некоторых секторах нашлось довольно мало) просмотреть ситуацию планетарно и максимально широко.
***
Итак,    1486 году предшествовали события «темного»  спектра: в Европе громыхает Столетняя война,  чума, междуусобицы и иго на Руси, казнь Жанны д,Арк, сожжение Яна Гуса, духовный и экономический спад в Северной Индии, находящейся под владычеством Делийского султаната, в Румынии господарь Влад Цепеш, известный шире как Дракула, до сих пор наводит ужас легендами о себе,падает Византия, цитадель европейской культуры...  Безбожие, насилие, отчаяние тех, кто пытается героически воспрепятствовать этому, беспросветность мрачного средневековья и, как бы мы сказали теперь, "беспредел" характеризуют эпоху, которая предшествовала  периоду, который заинтересовал нас.
В 1486 году рождается (согласно традиции «является») в Западной  Бенгалии Шри Чайтаньи Махапрабху, который станет известен своими религиозными реформами.
Итак, мы решили заглянуть в исторические хроники и посмотреть, что же
происходило на земле между 1486 и 1533 годами, в ту эпоху, когда по мнению
индийских вайшнавов «Сам Верховный Господь» присутствовал на планете.   Наши поиски не оказались утомительными. Расцвет, всплеск, начало, возрождение, перелом, открытия - всё это ознаменовывало интересующий нас период. Нам оставалось лишь собрать все эти факты, избрать некоторый порядок, чтобы предложить эти факты читателю.
***
 Религиозная жизнь этой эпохи вступила в пору своего бурного творчества.
 В России, как выражался Иосиф Волоцкий, "и на торжищах и в домах о вере
любодеяние творяху". Происходят соборы, осуждающие еретиков. Но "заволжские
старцы", напротив, осуждают "осифлян", противопоставляя их неистовости и
"политичности" доктрину "нестяжательства".  Нил Сорский провозглашает
молитвенную жизнь в небогатой келье идеалом христианского поведения и
находит множество сторонников и благожелателей. К ужасу "осифлян" даже при
дворе. Пишутся книги религиозного, фундаментального для русской духовной
истории содержания.
Старец Макарий в период с 1526 по 1542 со своими помощниками
составляет "Читеи-Минеи", свод житий православных святых, по сути дела
энциклопедию русского православия. Иосиф Волоцкий пишет свой "Правитель".
Василий Патрикеев (в монашестве Вассиан) одно за другим пишет публицистические
послания, полемизирующие с Иосифом. В монастырях наряду с религиозными текстами
монахи начинают составлять и переписывать тексты светского содержания, среди
которых помещаются тексты "ложных и отреченных книг". Иосиф Волоцкий и его
сторонники, объявляют "крестовый поход" против распространившихся "глумов", "басен и кощунов".
 Религиозные движения в Западной Европе оформляются в то, что получило название Реформация.
 В 1494 г. монах-доминиканец Савонарола устанавливает республиканский
строй во Флоренции и резко обличает папство.
 В 1517 г. Мартин Лютер оглашает свои 95 тезисов против индульгенций.
 В 1522 г. римский папа Адриан YI признает, что церковь имеет много
недостатков.
 В 1524 г. Ульрих Цвингли отменяет католические мессы в Цюрихе.
 В 1525 г. правитель Пруссии Альберт Гогенцоллер, переходит в лютеранство
со всей своей землей.
 В 1530 г. сподвижник Мартина Лютера педагог и богослов Филипп Меланхтон
составляет Аугсбургское исповедание, вынуждая католиков признать протестантизм в Германии.
 В 1531 г. появляется Англиканская церковь при Генрихе YIII в Великобритании.
 Появляются католические религиозные ордена: капуцинов - в 1525, паулинов - в
1530.
 В 1531 году в Португалии возникает инквизиция.
Игнатий Лайола, создатель ордена иезуитов, вынашивает в эти годы проект своей религиозной идеи.
 В 1532 известный религиозный реформатор Жан Кальвин начинает свою
деятельность в Париже.
 В интересующий нас период попадает крестьянская война в Германии, которая
возбуждалась призывами и откровениями радикального религиозного лидера Томаса
Мюнцера.
 В 1531 г. польский ученый Николай Коперник распространил свою революционную теорию, которая описывала вселенную иначе, чем официальная церковь.
 Но не только Европа испытывает религиозные изменения и потрясения.
В самой Индии наряду с движением Чайтаньи появляется в 1519 г. религия сикхов Бабу Нанака.
 Японский буддизм ознаменовывается тем, что именно в эти годы создается
знаменитая чайная церемония, являющаяся своего рода центральным "таинством"
религиозной традиции дзен.
 В далекой Индонезии на острове Ява также происходит "своего рода возрождение". На поверхность выходят комплексы древнейших, "коренящихся в предклассовом обществе яванцев" воззрений и соответствующих им форм культуры. Наряду с распространяющимся исламом и синкретическими формами шиваизма и буддизма  важнейшим поклоняемым Божеством становится Батару Гуру, Божественный учитель, предводитель Богов (синкретическое божество Будды и Шивы). На востоке Явы в горах возникает величественный религиозный комплекс святилище  Пенангунган.
***
 Государства начинают менять свои устройства и размеры.
 В "наш" период великие князья Иван III и Василий III завершают процесс
объединения русских земель вокруг Москвы. Русские княжества, объединенные
Москвой выходят из вассальной зависимости от Золотой Орды и сами подчиняют себе
Казанское ханство. Великий князь теперь называется "Божией милостью государь
всея Руссии". Старое "Русь" меняется на новое названия "Руссия" или "Россия".
В это же время появляется новый герб России двуглавый орел. Строится
Гранавитая палата, возникает сама Красная площадь и в это же время
отстраивается Кремль в том виде, в котором он известен современному миру.
Псковский "кром" с его впечатляющей Гремячей башней также принял свой
облик тогда - в 1525 г…
Фактически родилось новое государство. В 1497 году появляется первый юридический документ государство Россия "Судебника Ивана III 1497 года". В этом документе закрепляется право крестьян уходить от своих господ за неделю до и за неделю после Юрьева дня. Первая, так скажем, «либеральная» реформа.
 После успешного похода на Казань в 1487 году московские воеводы совершили
походы на Вятку и присоединили к Московской Руси русских вятичей и  арян-удмуртов в 1489 году.
 В 1499-1520 Москва присоединила верховья Печоры и совершила походы за Уральский хребет на Югру.
В 1503 присоединены Черниговско-Северские земли.
В 1510 присоединен Псков.
 В 1514 Москва отвоевала у Литвы Смоленск.
 В 1521 присоединено Рязанское княжество.
 И таким образом московское государство с 1462 г. по 1533 г. увеличило
свои владения с 430 тысяч кв. км до 2800 тысяч кв. км.
Русское государство ощущало свой подъем и устами одного из своих идеологов
Филофея возвещало: "Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати".
Москва провозглашалась правопреемницей Византии, "третьим Римом".
 Трансформировалась и социально-экономическая структура общества. Прежняя
удельная форма владения, являющаяся причиной междуусобиц,  сменилась на
поместную. Земля раздавалась во владение служилым людям. Вместо удельных князей
появились наместники, назначаемые московским князем.
 Подобные центростремительные процессы происходят и в Европейских государствах.
 В 1492 г. испанские Фердинанд и Изабелла завершают реконкисту, разбив
Гранаду, последний оплот арабов в Испании.
 В 1500 г. объединяется Франция. В это же время Генрих YII Тюдор кладет
конец войне Алой и Белой Роз в Великобритании.
 В 1520 г. Карл V коронуется римским папой, став императором "Священной
Римской империи". Карл также становится королем Испании, Австрии, Нидерландов.
В 1530 году войска Карла захватывают сам Рим.
 В Азии - тоже самое. Шах Исмаил основывает династию Сефевидов в Персии и в
1502 утверждает шиизм как государственную религии.
 Правитель османской империи Селим Первый с 1516 по 1517 удвоил свои владения, присоединив Египет, Алжир, Сирию. Его приемник Сулейман прорвался в Европу, захватив Белград, Будапешт, Хорватию. Он присоединил Армению, Персию, в 1529 году даже осадил Вену. Его правление было названо турками "золотым веком"
Сулеймана.
 В 1504 году знаменитый Бабур стал правителем Кабула (Афганистан). А в 1526 г.
Бабур основал империю Великих Моголов на территории Пенджаба и Делийского
султана, которая в будущем расширялась и просуществовала до середины 19 века.
 В Китае в интересующую нас эпоху упразднялась политико-административная
система уделов. Централизация усиливалась за счет того, что ванам и "сторонними родичам" раздаются "усадебные поля". Императорский клан в 14 веке  состоит из 58 человек, в начале 15 век - 127 человек, в 1529 г. возрастает до 7939 человек. Таким образом, и в своеобразной социальной структуре Китая происходят укрепительные, устремленные к централизации процессы.
 Но не только большие, но средние и маленькие государства переживают свою
"пору расцвета".
 В Княжестве Литовском в 1529 г. принимается 1-ый Литовский статут, возникает
шляхетская республика.
 В Молдавии Стефан III Великий (1457-1504) добивается неограниченной власти.
 Достигают расцвета Флоренция и Венеция.
 В 1490 году конголезский король Нзинга Нкву принимает христианство.
В 1493 году нигерийская империя Сонгаи достигает расцвета. Эфиопский монарх Лебна Денгель (1508-1540) достигает "впечатляющих успехов в деле восстановления
могущества и престижа эфиопской монархии".
 На рубеже 15-16 веков в Западной Сибири образуется из объединенных племен манси Вогульское княжество Пелым.
 Но не только цари и правители, "униженные и оскорбленные" тоже дожидаются
своего "звездного часа".
В Германии происходит уже упомянутая крестьянская
война под предводительством Томаса Мюнцера.
В Венгрии восстание под предводительстовм Дожи.
В Молдавии - восстание Ивана Мухи.
На южных окраинах России и Украины по Днепру, Дону, Волге, Тереку и Яику появляются общины  казаков.
***
 Как же в это время ведет себя культура? Как развиваются литература,
искусство, философия?
Александр Сергеевич Пушкин в своей статье "О ничтожестве литературы русской"
восхищается фонтаном западного ренессанса конца 15 века: "Европа наводнена была
неимоверным множеством поэм..." и т.д. и т.п. Российская же словесность, как
видно из заголовка, не внушила великому поэту энтузиазма. Но африканский
темперамент Пушкина заставил его поспешить с выводами. Уже в конце XIX века
становится ясно, что русская литература конца 15 века был всплеском
распространения светской письменности на Руси. В издании "Памятники литературы
древней Руси" том, посвященный второй половине 15 века, оказался самым обширным,
почти все представленные в нем памятники относились к последней трети 15 века,
некоторые тексты пришлось перенести в следующий том.
Многие их этих литературных текстов связаны с именем  Федора Курицына, распространителя светской письменности, любителя и переписчика.  Особый интерес вызывает у нас, конечно же,  его "Слово о рахманах и предивном их житии". По мнению исследователя Я.С.Лурье это "не просто рассказ о счастливых землях, а скрытая за ним утопия, и притом самая радикальная из утопий, известных на Древней Руси". Вот так выглядела в текстах эта мечта о стране без царей и вельмож: "В них же нет ни четвероногих, ни земледелия, ни железа, ни храмов, ни риз, ни огня, ни злата, ни сребра,
ни вина, ни мясоедения, ни соли, ни царя, ни купли, ни продажи, ни свару,
ни боя, ни зависти, ни вельмож, ни татьбы, на разбоя, ни игр... ".  В "нагомудрецах-рахманах" этого текста мы, конечно же, узнаем индийских  брахманов...
 В эту эпоху пишет свои иконы Дионисий, которому "присуща необычная яркость,
праздничность, изысканность, которых он достил, применяя такие приемы, как
удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали
иконы или фрески".
 Вокруг Москвы собираются труппы скоморохов с Петрушкой, медведями и т.п.,
зарождая своими представлениями русские театр, эстраду, цирк.
 Европейские достижения этого периода даже не требуют пояснений. Это
Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти,
Челлини, Иероним Босх, Питер Брейгель, Альберт Дюрер, Лукас Кранах,
Джорджоне Барбарелли, Тициан Вечеллио.
 В Англии складывается цикл баллад о Робин Гуде. Томас Мор пишет свою
"Утопию", произведение породившее социалистическую традицию.
Эразм Роттердамский создает свою "Похвалу глупости", откуда начинается не только современная сатира, но и свободная от схоластики философия вообще.
 Франсуа Рабле дает жизнь неувядающему своим карнавальным юмором роману
"Гаргантюа и Пантагрюэль".
 Пико дела Мирандола, итальянский мыслитель, восклицал оптимистически:
"О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что
пожелает, и быть тем, чем хочет!".
Корнелиус Агриппа, напротив, охлаждает своих читателей максималистским пессимизмом.
Никколо Макиавелли освобождает науку о политике от пут теологии, "поставив её на реальную основу – изучение самой действительности". Всё разнообразие мнений порождает Ренессанс этой необычной эпохи.
 И самое, наверное, важное. Печатаются книги! В 1500 году более 1300 штук
печаталось в Париже, Кельне, Венеции, Риме. 500-1000 штук печаталось в Лондоне,
Базеле, Вене, Неаполе, Лиссабоне, Гранаде, Барселоне, Копенгагене, Стокгольме.
Около 500 - во Флоренции, Нюрберге, Лейпциге. Белорус Георгий Скорина в
1517-1519 г.г. печатает в Вильно "Библию" на славянских языках. В 1512-1513
первые пять армянских книг издаются Акопом.
 В Китае художник Вэнь Чжень-мин (1470-1559) создает свободную эскизную
манеру письма.
Мыслитель Ван Янмин создает учение, которое получает "славу
международной философской школы".
 Японец Сэссю (1420-1506) создает знаменитую традицию монохромной живописи.
Суко, основоположник чайной церемонии, обучает ей сёгуна Асикагу Есимасу,
который был великим покровителем искусств.
Знаменитый японский театр Но
достигает к началу 16 века своих совершенных форм, но вдруг застывает
в канонической традиции, прекращает порождать новые пьесы и существует уже
без импровизаций как древний экзотический театр, впрочем, продолжающий трогать
и удивлять сердца зрителей до сих пор.
 Узбекский поэт Навои создает в Герате свои знаменитые диваны...
 В империи османов Сулеймана "процветают искусства, литература, архитектура,
ремесла, такие как ковроткачество и изготовление изразцов..."
***
 Мир ещё разбит на множества далеких и неведомых стран, но первая и
решительная брешь в этой разрозненности мирового сообщества пробита.
 В поисках ничего бы то ни было, а именно, Индии португаплец Барталомеу Диаш в 1487 г., обогнув мыс Доброй Надежды, вышел в Индийский океан.
В 1492 году Христофор Колумб вышел из Барселоны, намереваясь достичь Индии, следуя в западном направлении. Он не достигнет Индии, но он откроет Америку.
В 1497-1498 г. португалец Васко да Гама отправился в Индию и, наконец-то добился успеха.
В  1497 г. Джон Кабот первым среди европейцев увидит Ньюфаунленд.
В 1499 г. Америго Веспуччи назовет "Америкой" неизвестную землю.
Педру Алвариш Кабрал в 1500 г., отплывая от Лиссабона в поисках Индии, откроет Бразилию.
В 1512-1520 Магеллан и Элькано совершают кругосветное путешествие.
В 1520 г. испанец Эрнан Кортес разобьет императора ацтеков Мантесуму II и покорит Мексику.
В 1530 г. Франсиско Писсаро устранит претендующего на трон инков Атагуальпу и
покорит Перу.
В 1531 году будет основан Рио-де-Жанейро.
 Не только европейцы путешествуют и открывают. Полинезийцы маори именно в
эту эпоху приходят и обживают свою Новую Зеландию.
 Не только отдаленные экзотические континенты открываются европейцами. Многие в Европе даже не подозревают о существовании Московии. Немецкий рыцарь Поппель, немецкий дипломат С.Герберштейн, итальянский путешественник Джовани Тревизано "открывают" для Европы Московскую Русь.
***
 Вот такие события происходят в мире между 1486 и 1533 гг.. В 1533 году Шри Чайтанья оставил эту планету, уйдя, согласно традиции,  в Божество Тотагопинатх в
Джаганатхапури, городе на берегу Бенгальского залива...
 В 1533 году внезапно умирает государь Руссии великий князь Василий III.
Придворные интриги бояр Глинских и Шуйских колечат психику юного Ивана
Грозного. Позже начинаются грозные годы опричины.
В Париже Варфоломеевская ночь.
В Англии казнят Томаса Мора.
На юге Европы в Италии казнят Джордано Бруно.
 Пылают костры инквизиции.
На место веселым Робину Гуду и Пантагрюэлю приходят трагедии Шекспира и печальный Дон-Кихот.
Карл V отрекается от своей священной императорской короны.
Эфиопский монарх Лебна Денгель, как безумный шекспировский Лир, скрывается от врагов в своем бывшем королевстве.
Ренессанс превращается в барокко, появятся материалистическая наука, атеизм, произойдут революции и смуты...
***
Материалов, касающихся этого периода на Востоке, мало. Но очевидно, что таковой материал есть. Просто историческая  традиция  считает Восток объектом «факультативным».  Незападническая парадигма позволила нам  посмотреть на ситуацию иначе. И ответ  по поводу дискутируемой среди историков темы синхронизма получился положительным. Проблема с отрицательным взглядом на синхронизм связана со стремлением в синхронизме увидеть «равномерность развития». Конечно же, в разных географических зонах происходят процессы со «своей спецификой», но период Эпохи Возрождения, то есть период, когда мир только начал «глобализироваться», только начал выходить из периода феодальной «стабильности»,  как юность «Нового времени» позволяет увидеть синхронизм. Разное географическое положение, разный климат, разная удаленность от человеческой прародины и древнейших цивилизаций делает цивилизации очень разными. Например, мобильность  и опережающий характер развития Западной Европы может быть объяснен чрезвычайно  изрезанной береговой линией, (читать нашу статью  http://www.proza.ru/2012/03/09/357  ) которая в древности служила естественной транспортной артерией. Специфика географического положения  России связана с её равнинным положением,  протяженностью границы с соседями и суровым климатом, что в совокупности  повлияло на  общинный, «социалистический» характер  российской цивилизации, где редкая населенность и «особый» ландшафт предполагают постоянное этническое смешение, превалирование экзогамных тенденций над эндогамными.   
Ситуация Западной Европы предполагает  опережение в техническом развития. Русская равнина предполагает опережающий процесс социальной интеграции.. .  И так далее - своя ситуация в иных регионах,  но это уже другая тема…
При всём этом, как мы увидели, синхронизм  всё же имеет место.   
                27 февраля 2013



 А.Козлов
http://www.ojasvi.kiev.ua/text/dif/epoha.htm
(будет новый поправленный вариант)