Схоластическая критика

Эдуард Тубакин
   Схоластика - начетничество, догматизм, калам, гелертерство, умствование, талмудизм.
Словарь русских синонимов.

   Часто "схоластику" употребляют в качестве синонима пустого словословия, бесцельной игры понятиями, жонглирования словами и терминами при ВЫХОЛОЩЕННОСТИ СМЫСЛА.

   Проблема сетевой критики заключается:
1) в обсуждении "провальных" и текстов, которые можно "вытащить". В первых отсутствует предмет для критики, вторыми должны заниматься редакторы;
2) критикующие или желающие критиковать путают работу критика с работой корректоров и редакторов;
3) ухватясь за одно, два-три предложения пытаются привязать критикуемое произведение к своему жизненному опыту.
 
   Мне, честно, не понятно, зачем обсуждают произведения, не представляющие художественной ценности. К ним я отношу различные зарисовки из реальной жизни, досконально пересказывающие эту самую жизнь, дневниковые записи, слезоточивые заметки и прочую информативную муть типа, "у меня родились двойняшки". Еще более дико наблюдать "безумства храбрых" соглашающихся "разобрать" данные наборы букв. Разбирать нечего, и разговор скатывается к насмешкам над беспомощной стилистической конструкцией, отсутствием логики и личностью выродителя, вставшего на защиту своего "больного монстра".

   Вторую группу текстов тащат изо всех сил, проявляя, порой, чудеса эрудиции и грамотности. На пересчет идут запятые, тире, интонационные знаки и даже мелодико-строевой ритм произведения, словно за каждый пропущенный пунктационный знак автор посулил критику плату золотом. Вот тут и разворачиваются схоластические баталии. Начинают определять стиль, направление, жанр, потенциальные возможности текста, если бы там дописать, а то убрать. Критик предстает в роли конкистадора, которого обманул индеец, подсунувший вместо ценной породы симилор. Тот блестит, переливается и... фальшивит. В поисках подлинника начинают пустопорожние разговоры. В итоге правят, утешают, соболезнуют. Автор грозится прийти в следующий раз, написав на основе выправленного шедевр (и приходит, и не раз, и не два). Невдомек ни тому, ни другому - литературщина не имеет глубоких тем, идей и смыслов. Другими словами сказать: трудно искать в темной комнате черную кошку, особенно, если ее там нет. Это все равно, что обсуждать кулинарную книгу или советы по рыбалке. Если автор задумал издавать сию эпупею, не мешайте ему, сдайте на поруки корректорам и редакторам. Они профессионально переведут ее в удобочитаемый формат, а менеджеры, может быть, успешно продадут. Если автор сугубо сетевой и не хочет публиковаться, лучше сразу похвалить или поругать его творение, но ни в коем случае не критиковать и отойти в сторону.

   Третья грань проблемы есть критики-разночинцы. Критики-электрики сетуют на искрение в сетях, критики-крестьяне - на неурожай озимых. Философы обсуждают океанические течения, петербуржцы спорят с ленинградцами, бородатые с бритыми, забывая об одном - серое вещество критика должно обладать необыкновенной энциклопедичностью, умозрительностью и возможностью абстрагироваться от собратьев по перу, тьфу, клавиатуре.

   Напоминаю тем, кто запамятовал. Литературная критика - один из видов литературного творчества, подразумевающий оценку, истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного направления.
БСЭ, 1969-1978 г