Экономика, Культура и Религия. часть Ш

Раддай Райхлин
AСКЕТЫ И АСКЕТИЗМ


Здесь в качестве определения аскетизма заимствуется сказанное в популярной Википедии
– свободной энциклопедии:
Аске;за (от греч. ;;;;;;; — «упражнение»), аскетизм — вид духовной практики,
преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных
обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь
определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности.
Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур. Аскет —
человек, практикующий аскезу. В более широком смысле аскетизм — образ жизни,
характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь;
крайняя скромность и воздержание. Конкретно эти самоограничения проявляются в
постах, нищете, отшельничестве, самоистязании.

Аскетизм появился примерно пятьсот лет до нашей эры. Первоначально, судя по
древнегреческой литературе (см., например, трагедию Еврипида «Ипполит»), он
осуждался, однако постепенно набирал силу, и стал частью большинства религий.
Внедрение аскетизма шло как добровольно, так и насильно вместе с основанной на нем
религией.
Почему же мы обратились к этому широко распространенному явлению?- Дело в том, что
аскетизм является основой, главной частью многих религий. Такая религия понуждает к
аскезе и пропагандирует аскетизм.

Единственная религия, которая с самого начала запрещала, и запрещает аскетизм, была
Еврейская религия (Иудаизм). Она категорически запрещает аскетизм во всех его формах.
Этот элемент в Еврейской религии отсутствует. Жизнь дана человеку для наслаждений,
и он должен ей наслаждаться. Например, практикующуюся у аскетов полную раздачу
своего имущества нищим, Еврейская религия комментирует так: нам не надо еще одного
нищего. На праздники еврею для радости положено напиться. Еврей, когда молится, не
падает на пол и не бухает лбом в пол, а встает на ноги.

Запрет аскетизма приводит к тому, что исчезает очень важный для сплочения общества
элемент. Еврейское общество ограничено в степени своего сплочения. Это ограничение
препятствуют образованию в обществе, как диктатуры, так и големов. За всю историю
евреев среди них ни разу не возникла диктатура. Если ж диктатура возникала, как,
например, во времена правления в Израиле Бен Гуриона (был аскет), то только на основе
социализма – коммунизма, но не Еврейской религии.

Далее на фигуре 1 приведено изображение Будды в аскезе (изображение в лаосском
храме).

Фигура 1.

КОМУ НУЖЕН АСКЕТИЗМ

Здесь должно объяснить психологию тех, кто нуждается в аскетизме. Тех, кто становится,
например, интернационалистом, и восстает против своих братьев в противоположном
лагере - националистов.
Человек - общественное животное и чувствует сплоченность своего общества
посредством «чувства локтя». Это дополнительное чувство, которое не входит в обычный
перечень чувств. Подобно тому, как у человека появляется чувство голода, это «чувство
локтя» можно назвать словом «хевраав»15. Когда сплоченность общества падает, и оно
превращается по определению Эмиля Дюркгейма16 в аномию, чувство хевраав возрастает
и достигает уровня, когда у человек появляется чувство «фрустрации» (на иврите –
тискуль). Фрустрация в свою очередь ведет к бифуркации. Одна ветвь бифуркации ведет
к самоубийству, которое Эмиль Дюркгейм назвал «аномным»17. Другая ветвь ведет к
агрессии. Агрессия будет направлена против того общества, которое не может обеспечить
своему члену необходимую ему сплоченность.
Для большей наглядности, действия «чувства локтя» или хевраав проиллюстрируем
посредством чувства любви.
Предположим, некий мужчина влюблен в девушку. Вот нравится ему эта блондинка
Мэрилин Монро! Однако, для девушки этот мужчина не представляет никакого
интереса. Любовь без взаимности. У мужчины появляется чувство фрустрации, которое

Хевраав – сочетание двух слов языка иврит: хевра – общество и раав – голод. «Голод по обществу».
Эмиль Дюркгейм (фр. David ;mile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917,
Париж, Франция) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и
структурно-функционального анализа, один из создателей социологии, как самостоятельной науки.
17 Читайте книгу: Эмиль Дюркгейм «Самоубийство».



ведет к бифуркации: депрессия – агрессия. Депрессия мужчины может привести его
к «эгоистическому самоубийству». Агрессия будет направлена против «бездушной
девушки». Девушка может пострадать.
Различие между приведенным здесь примером безнадежной любви и описанным
предварительно действием хевраав в том, что у любви имеется конкретный объект, и
агрессия направлена против этого объекта – девушки. В случае хевраав объект имеет
весьма расплывчатые очертания. Этот объект называется «сплоченность общества» и
доступ к нему имеется только у вождя общества. Чтобы повысить сплоченность общества
вождю, как правило, следует прибегнуть к репрессиям.

Такая хевраавная агрессия создает петлю положительной обратной связи. Вместо
повышения сплоченности общества она ведет к ее еще большему снижению сплоченности
и распаду общества. Так, те члены общества, которые нуждается в его сплочении,
становятся анархистами и интернационалистами. Вот на этой стадии им на помощь
приходит аскетизм. Аскетизм столь сильно подавляет личность и лишает ее всех
потребностей, что она, личность, исчезает. Человек полностью превращается в
бездушного голема.
Марксистская этика рассматривает аскетизм, как неразумную и неоправданную
крайность, как следствие неверных представлений о моральном идеале и пути к нему.
Она исходит из принципа «все во имя человека, для блага человека». Однако марксизм
осуждает и другую крайность - невоздержанность в удовлетворении потребностей,
ненужную роскошь, сведение жизни к погоне за наслаждениями.
У аскетов не было никакого своего имущества, никакой частной собственности. Да,
олигархия наслаждалась жизнью, гуляла, но все это принадлежало обществу, стране.

Примитивность мышления вопреки утверждениям и пропаганде всех аскетов о «высокой
духовности аскетизма».
Глубокое подавление личности позволяет очень крепко сплотить големов в
общество и создать диктатуру. Аскетизм фактически создает все духовные скрепы
общества: «мораль», законы и пр. По этой причине все религии, базирующие на
аскетизме, формируют диктатуру или иначе Чрезмерно Сплоченное Общество (ЧСО).
Свойства и характеристики ЧСО рассматриваются отдельно и в частности на примере
Ислама.
Главный недостаток аскетизма и базирующейся на нем религии в том, что он
препятствует не только экономическому и культурному, но и полному развитию
общества. Действительно, что надо нищему? Что надо голему? – НИЧЕГО. Даже когда
аскет из кожи лезет, тяжело физически работает, то работает он не для того, чтобы что-то
создать, а для того, чтобы подавить свою душу. Это разновидность подвижничества. Граф
Л.Н.Толстой пахал на пашне. Для чего? Кому это нужно? Аскет Лев Троцкий создавал
трудовые армии.

В дальнейшем, говоря об особенностях аскетизма, мы будем подразумевать, что они
имеются также у аскетического общества.
В качестве примера, мы перечислим некоторые стереотипы аскетов в истории: в СССР –
Лев Троцкий, Иосиф Сталин, в Германии – Адольф Гитлер, в Израиле – Бен Гурион.


КАК АСКЕТ ОДЕВАЕТСЯ


Одним из признаков аскетизма является одеяние аскета. Уже один внешний вид аскета
дает возможность экстраполировать и делать заключения о его характере.

Посмотрите, как аскет одевается. Он одевается весьма просто, примитивно. Граф Лев
Толстой носил толстовку. Толстовка вошла в моду. Никаких украшений. Это «просто
и примитивно» сводится к тому, что аскет носит либо армейскую форму, либо что-то
похожее на форму. Посмотрите, как одеты монахи или монахини в монастыре. Тряпье.
Однако в такое тряпье одеты все монахи и монахини. Как солдаты в армии. Вот такие
формы носили после большевистской революции 1917 года большевистские комиссары и
олигархи. Первоначально вождь СССР Иосиф Сталин (и все его соратники) носил сапоги,
гимнастерку и шинель. Через тридцать лет, под конец жизни И.Сталина он переоделся в
мундир фельдмаршала.
Сравните, как одевались Иосиф Сталин и Адольф Гитлер. Оба носили военную форму:
сапоги, гимнастерку и шинель даже, когда не служили в армии. Оба были жестокие
диктаторы. Оба были жгучие антисемиты. Следует заметить, что они имели прямо
противоположные идеологии. Сталин был марксист – интернационалист. В то время как
Гитлер был национал-социалистом.
Здесь вновь следует вернуться к аскетизму и аскетам и перечислить его «преимущества»:
1. Аскетизм даёт независимость – от тяги к роскоши. «Умерщвление плоти»,
2. Аскетизм обеспечивает готовность – пожертвовать собственными интересами ради
общей цели. «Альтруистическое самоубийство»18.
3. Аскетизм даёт освобождение – от сильных эмоций и страстей. «Умерщвление
плоти».
4. Аскетизм даёт толчок – к личностному росту. «Превращение в голема».
5. Аскетизм, как отказ от излишней роскоши и привязанности к плотским
удовольствиям, даёт уважение – со стороны окружающих. «Окружающие - такие
же големы».
6. Аскетизм позволяет сплотить аскетов в диктатуру - Чрезмерно Сплоченное
Общество (ЧСО).

Евреи и Еврейская религия всячески поносятся, именно, поскольку им запрещен аскетизм
и следовательно разрешается делать то, что аскету запрещено. Так возникает зависть,
переходящая в антисемитизм.

РАЗДЕЛ ПОЛЬШИ МЕЖДУ РОССИЕЙ , АВСТРИЕЙ и ПРУССИЕЙ.


Польский престол не передавался по наследству. После смерти короля собирался
дворянский сейм, избиравший главу страны. Это давало известное преимущество мелкой
шляхте и князьям церкви, перед которыми заискивали кандидаты на престол. После
избрания зависимость короля от шляхты продолжалась. После смерти короля Стефана
Батория на польском престоле один за другим сменялись слабые короли. Наступил период
шляхетской вольницы, а точнее анархия или еще точнее аномия.
То была эпоха религиозной вражды и нетерпимости, когда две христианские церкви
боролись за обладание Европой. Религиозная нетерпимость между христианами
только подогревала ненависть к евреям. Городские управы ограничивали права евреев
на торговлю и вместе со священниками подстрекали толпу устраивать погромы:
евреев убивали, а их имущество грабили. Кровавый навет, обвинение в осквернении
святых даров, — все было пущено в ход. Слабые короли ничего не могли поделать
— они слишком нуждались в покровительстве католической церкви. Только крупные
землевладельцы понимали, что евреи могут быть полезны и не давали их в обиду. В
результате общины, находившиеся в королевских владениях, распадались, и евреи

18

Читайте книгу: Эмиль Дюркгейм «Самоубийство». Альтруистическое самоубийство – это самоубийство на
благо общества.

переселялись из них на земли крупных графов. Многие, бежали на Украину, которая
в то время принадлежала Польше, стали управляющими имении польских панов и
благоденствовали до страшного кризиса, разразившегося в 5408 (1648) году.