Шаблонные люди

Ната Пащенко
На одном из уроков литературы в школе рассматривалась тема родины и патриотизма. И вначале такого урока учитель задала 2 вопроса: «Любите ли вы родину? и Что для вас родина?» Если первый вопрос был адресован всему классу сразу и ответом на него послужили несколько вялых «Да…», то второй предназначался каждому ученику индивидуально. Только вот вместо ответа, большинство просто сидели с замороженными лицами, опустив пустой, без единой мысли взгляд на парты. Некоторые, у кого в головах кипела хоть какая-то мозговая деятельность, пытались давать робкие ответы, но все они получили жесткую критику от учительницы. Даже возник небольшой спор, в котором преподаватель, пытаясь получить нужный ей ответ, указала одному молодому человеку, что раз он любит родину, то должен что-то для нее сделать, на что парень ответил, что даже не говорил о своей любви к родной стране. Конечно, после этого он получил что-то вроде выговора на тему, как ужасно не любить свою страну.
В конце концов, фактически бессмысленно потратив 15-20 минут занятия, учитель, назвав своих учеников скучными и бездушными людьми, сама ответила на поставленные ею же вопросы. Оказывается, учащиеся должны были сказать, что очень любят родину и что самым главным для них должна быть ее защита и сохранение ее культуры. Конечно, это так, но есть и несколько возмутительных моментов на этот счет.
Во-первых, у каждого человека есть свое мнение: для кого-то приоритетным в жизни – его личной «родиной» - является, семья. А кто-либо другой вообще придерживается мнения, что невозможно из всех стран отдавать предпочтение лишь одной. Да, эти позиции в чем-то несовершенны и далеко не все их разделяют, но это точка зрения и взгляд на жизнь в целом, которые есть у определенного человека и отличают его от подавляющего большинства. Почему же тогда все эти точки зрения были отвергнуты немедленно, не дослушав до конца?..
Во-вторых, как имея шаблонный и стереотипный взгляд на  мир, можно дать что-то другим? Самое неприятное в этой ситуации то, что идеализируя свою точку зрения, преподаватель не воспринимает всерьез, пусть и не всегда ровные и гладкие мнения и выводы своих учеников, а лишь критикует и даже высмеивает их. И после этого, еще искренне недоумевает, почему же нет той запланированной шаблонной «живой» беседы, в которой все как один высказывают одну и ту же точку зрения, только разными словами, а на деле сидят лишь пустые, закрытые в себе существа, которые, кстати, во многих других ситуациях проявляют себя как яркие и по-своему интересные личности! Может быть, конечно, эти пустота и равнодушие вызваны усталостью в середине учебного года, когда, отсидев 5-6 уроков, для школьников единственной верной и жизненно необходимой философией являются сытная еда и крепкий сон. А скорее всего, это просто вызвано откровенным нежеланием вести какие-либо интересные беседы со «станочным шаблоном» - так называемым идеалом, чьи жизненные утверждения и взгляды написаны на сухих страницах энциклопедий и справочников. Кроме того, этот самый идеал не только представляет свое видение мира, но еще и фактически навязывает его! Но насколько правильно представлять к изучению и подробному рассмотрению только 1 идеологию, воспитывая при этом лишь одинаковое восприятие действительности абсолютно разными людьми?
К большому сожалению, в нашем мире, стране и городе очень много таких «штампованных» людей. Да, о некоторых вещах непросто сказать по-новому, но все-таки каждый человек – личность, и нет ничего страшного в том, что порой мнения людей не совпадают, меняются взгляды на мир и переставляются приоритеты. По-настоящему страшно, когда человек теряется во всех этих шаблонах и установленных правилах, не имея при этом своей собственной точки зрения, и каждый его день проходит серо, скучно и однообразно. А ведь наша жизнь уникальна именно своей разносторонностью, и нельзя быть запрограммированной машиной, которая не видит дальше, чем на 100 метров вперед!..