НЕТ

Вячеслав Бондаренко
Нет.
            Почему  такое название? Скорее всего( а причины могут быть разные),потому что речь идёт о вещах, поступках, которые хотелось бы если не вернуть( такое не возможно) , а изменить  хотя бы в своей голове, в своём отношении. Чтобы не мучится сомнениями и угрызениями  : а ведь могло бы быть иначе. Вот это  «могло бы быть» и  звучит как желание другого в прошлом и отрицание того, что с нами когда –то произошло. НЕТ-пытаюсь я себе что-то доказать. ДА- признаюсь я себе, и по телу пробегают мурашки от  картины, которая вновь перед глазами. Интересно вообще устроен наш организм. Мы смотрим  душещипательную передачу- слёзы на глазах. Я как-то  случайно, вне школьной программы , прочитал  «Молодую Гвардию» Фадеева. У меня во время чтения от описания отдельных эпизодов дрожь по телу пробегала. Не ожидал , честное слово. Или песня какая-нибудь-тоже душу царапает. Но это- всё вдруг -можно выключить радио или книгу закрыть.А в жизни всё же по другому. Ситуация приходит  , занимает своё  место во времени и там остаётся. Даже если о ней знаем только мы. В единичном числе. Вы. Я. Отрицай-не отрицай, а есть.И ведь эту ситуацию мы готовим  сами, своим житьём -бытьём. Может даже и в настоящий момент. И думаем при этом-обойдётся.  НЕТ. Не обойдётся. Будет.  Если не поменяться. Но в том то и беда- готовимся к грандиозному и значимому, а спотыкаемся  и бьёмся на мелочах., Вроде –бы на мелочах.
                Я любил яичницу.   А яйца подорожали. Перестройка, инфляция , рынок и всё такое. Я послушал на работе умелых и хозяйственных тётенек и решил завести курей. Благо жил в собственном доме со своим двором. Сыпь корм и давай воды вовремя- делов-то. Но всё оказалось  немного сложнее. Сначала мне продали  двух элитных, дорогих, но старых куриц. Они своё уже отнесли.  Тогда я решил сам вырастить себе несушек. Поехал на рынок, нашёл машину с птицефабрики и купил с полторадесятка  уже взрослых цыплят.  Как оказалось  курица там была одна. Остальные –петухи. Выяснилось это только через месяц. А что Вы хотите- везде блат. Курочек раньше раздали .По своим людям. Ну да ладно. Буду выращивать мясо, раз взял. Тем более курятник строил,  старался. Вот только собака  соседская между сараем и забором ощенилась и щенки пролезали сквозь штакетины и подъедали  куриный корм.Который , кстати , тоже подорожал. Приходилось их гонять  с дворика. Они смешно убегали, иногда  путали штакетины, застревали , суетились, мешали друг другу. Восемь штук. Но всё было до следующего раза. Они росли и кушать им хотелось. А тут еда-рядом. Мои гонения становились всё строже и жёстче , пока мне не надоело всё и я устроил на них облаву. С сачком для рыбы. Представляю их ужас. Мы отвезли их к леснику на остров, где они никому не мешали. Надеюсь, что полгода до зимы хватило им для адаптации.       Один щенок оказался проворнее других или пугливей, но  спрятаться где-то за сараем ему удалось. Так что на остров он не попал , а так и остался жить на птичьих правах между стенкой сарая и забором. Прошёл год, щенок  стал взрослой дворнягой. Сказать-превратился во взрослого пса- неверно.  Маленького роста, крепенький, поджарый, короткошёрстный. Интересные у нас были отношения. Меня он признавал как хозяина , во всяком случае хозяина двора.И боялся, опасался , остерегался. В общем, к себе не подпускал. Сказалось тяжёлое детство, когда я их веником  из курятника выгонял. Никогда не поворачивался спиной. Я его пытался приручить, но…..Протянутая мной рука никогда не коснулась его шерсти.Ближе двух метров он не подпускал. И в то же время он яростно облаивал всех, кто пытался посягнуть на нашу территорию, на двор. Он просто никого не подпускал.Причём делал это с какой –то особой злостью и яростью. Отогнать его мог только я или члены семьи. Мало того-он расширил охраняемую территорию и облаивал уже всех, кто проходил мимо двора. А проходило много людей и не только днём ,но и ночью. Дело в том, что дом стоял на берегу реки и мимо калитки проходила  дорога на берег, к лодкам. Нападениям и облаиванию подвергались и рыбаки любители  и браконьеры. Браконьерам это было вообще не к стати. Они шли в два ночи в темноте к своим лодкам, а тут такой шум подымался.  В защитника двора летели и камни и палки , сыпались ругательства. Бесполезно. Если кинул в собаку камень-она запоминает и ещё злей к тебе становится. Так что страсти разгорались, обстановка накалялась. На мои попытки отогнать пса он отвечал вроде бы согласием, отходил, слушался, а затем опять бросался в бой.  Ты, мол, хозяин, но у меня своё мнение и своя работа. Иногда он даже дрался с собаками, которые сопровождали рыбаков.   Конечно,ему доставалось с его то комплекцией. Но хозяева уходили к лодкам, собаки убегали за ними и как-то всё обходилось. У всех были свои дела. У рыбаков, у меня. Мне пришлось принять ситуацию,тем более что я считал, что собака-то не моя. Я его подкармливал, он жил в моём дворе(хотя мог войти и выйтив любом направлении-что и делал),но  я как-то отстранился от принятия его своей собакой.Понятно, что так сложилось. Ну подорожали яйца и всё такое. Уже и кур всех съели. И мать его уже давно куда-то убежала , не раз наверное родив ещё .А пёс остался. Жил без ласки хозяйской, вечно настороженный даже по отношению ко мне( а чего бы яхотел?),но с такой преданностью , что готов был драться и лаять и кидаться на всех без разбору. Конечно, это ненормально, скажут многие.  Собака кидается на людей, агрессивна и т. п. Это понятно. Но я не об этом.
Всё кончилось в один из летних дней, где-то после обеда, ближе к вечеру. Я был во дворе и услышал очередной лай пса , окрики людей и лай и визг других собак.Собаки дрались . И в этот раз очень серьёзно. Где-то за забором, на берегу. Обычный шум. Когда я всё же решил выйти посмотреть , услышал как собаки вроде удаляются.
Никогда не забуду эту картину. Навстречу мне на четырёх лапах, шатаясь , протиснулся в створ калитки мой пёс. У него была разодрана шея, шерсть в крови, один глаз у него висел.Его просто изодрали собаки. Он  дошёл каким-то чудом  эти пятьдесят метров до меня, чтобы попрощаться со своим хозяином. Он смотрел на меня одним уцелевшим глазом и такая тоска была у него в этом взгляде…..Я смотрел на него и непонятно было, кто у кого просил прощения. Я видел, что он умирает, он знал это.Но ему надо было увидеть меня.Попрощаться. Нет, нет, нет…Да. Это всё.
Пёс  развернулся и ушёл умирать. Больше я его не видел.
   Сколько раз за всю свою последующую жизнь я думал- что я должен был сделать, что бы он остался жить? И когда  уже ничего нельзя было  изменить? Не знаю. Наверное, в самом начале, когда я их выгонял из курятника. Но до них ли было тогда? Надо было выживать, семья , работа. Вот яйца подорожали. И не только.Не знаю. Ответ уже не ищу, тем более что уже ничего не изменишь. А чувствую себя предателем. Ведь я жил в ситуации с псом больше года. Времени не было? Возможно. Но на другое времени хватало?    И  сколько таких ситуаций сейчас в моей жизни?Что надо сделать  сейчас, чтобы  потом  дрожь по телу не пробегала от безысходности и не хотелось изо всех сил прошептать: нет…