Моя семья или генеалогические поиски Ч. 2 гл. 11

Владимир Смысловский
         И снова я возвращаюсь к службе моего прадеда. Прибыв к месту службы в Москву, он получает под командование Гренадерский корпус в состав которого входили:
• 1-я гренадерская дивизия
o 1-я гренадерская бригада
; 1-й лейб-гренадерский Екатеринославский полк
; 2-й гренадерский Ростовский полк
o 2-я гренадерская бригада
; 3-й гренадерский Перновский полк
; 4-й гренадерский Несвижский полк
o 1-я гренадерская артиллерийская бригада
• 2-я гренадерская дивизия
o 1-я гренадерская бригада
; 5-й гренадерский Киевский полк
; 6-й гренадерский Таврический полк
o 2-я гренадерская бригада
; 7-й гренадерский Самогитский полк
; 8-й гренадерский Московский полк
o 2-я гренадерская артиллерийская бригада
• 1-я кавалерийская дивизия
o 1-я бригада
; 1-й лейб-драгунский Московский полк
; 1-й уланский Петроградский полк
o 2-я бригада
; 1-й гусарский Сумский полк
; 1-й Донской казачий полк
o 1-й конно-артиллерийский дивизион
• Гренадерский мортирно-артиллерийский дивизион
• Гренадерский саперный батальон
• Гренадерский корпусной авиационный отряд Русского Императорского Военно-воздушного Флота.

   Получив под командование огромное воинское подразделение, он даже, начиная с 1891г., эпизодически временно исполняет обязанности командующего Московским военным округом. Так это записано в послужном списке Малахова. Но если взять даты этого «временно исполняющий» то фактически он постоянно исполнял обязанности командующего МВО.

    Из знаменательных событий этого периода надо отметить получение в мае 1892 года Сербского ордена Такова 1-й ст. и в этом же году орденом Св. Александра Невского (второй по статусу орден Российской империи). В  феврале 1893 года к этим орденам добавился Бухарский орден восходящей звезды 1-й ст.

  6 декабря 1895 года Высочайшим приказом Николай Николаевич был произведен в генерал от инфантерии. Продолжает пополнятся новыми орденами и его «иконостас» - Бриллиантовые знаки ордена Св.князя Александра Невского (май 1896г), Румынский орден Большой крест (февраль 1899г), Болгарский орден Св.Александра 1-й ст.(сентябрь 1899г), орден Бухарской звезды золотой и с алмазами.

Формально Николай Николаевич командует Гренадерским корпусом до 1903 года, хотя, как я писал ранее, он практически постоянно исполнял обязанности командующего МВО. Дело в том, что официально, на тот момент, командующим Московским военным округом был генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович (пятый сын Александра 11 и супруг великой княгини Елизаветы Федоровны). Начиная с 1903 года Малахов являлся помощником командующего Московским военным округом.

    В 1905 году в феврале месяце Сергей Александрович погиб от рук террориста Каляева и уже официально на должность командующего округом был назначен Малахов Николай Николаевич. Чтобы понять, какая ответственность легла на плечи  уже пожилого генерала сообщу только следующие данные:
В Российской империи Московский военный округ образован 6 августа 1864 года на территории 12 центральных губерний. В состав Московского военного округа входили следующие губернии: Московская, Тверская, Ярославская, Вологодская, Костромская, Владимирская, Нижегородская, Смоленская, Калужская, Тульская, Рязанская и Тамбовская. Округ занимал территорию более 1 млн. 138 тыс. квадратных километров. А это территория Англии, Германии и Франции вместе взятых.
 
     Революционные волнения 1905 года застали Николая Николаевича в должности командующего МВО и естественно эти события не могли не коснутся его.
Вот что пишет Балязин В.Н. в своей книге «Московские градоначальники» (Москва из-во ТЕРРА 1997г):
   « В ноябре Витте доложил царю: В Москве полная анархия власти. Мне совершенно неизвестен тамошний командующий войсками  (Н.Н.Малахов – В.Б.) – можно ли положиться на его энергию и предусмотрительность?»
На докладе Витте Николай 11 написал « Сегодня я назначил генерала Пантелеева генерал-адьютантом с поручением отправиться в командировку вместо Дубасова. Последнему следовало бы немедля приехать в Москву, где он встретиться с Пантелеевым……. Старик Малахов достойный и твердый генерал».

      А вот что писал В.И.Ленин в своей статье «Уроки московского восстания»:

    9 декабря 1905 года на Б.Серпуховской улице шедшая на помощь дружинникам колонна солдат была окружена карателями. Ленин пишет: «Малахов окружил солдат драгунами, а мы окружили Малаховых бомбистами. Мы могли о должны были сделать это, и с-д печать давно уже (старая «Искра») указывала на то, что беспощадное истребление гражданских и военных начальников есть наш долг во время восстания».

      Таким образом Николай Николаевич выполнил свой долг перед царем и Отечеством!
17 января 1906 года практически закончилась служба Николая Николаевича. Сего числа он «назначен стоять по Военному министерству в Санкт-Петербурге». За спиной 60 лет безупречной службы, за что и получал награды. Мне часто задавались вопросы по поводу количества наград Николая Николаевича. Детально не могу сказать, но видимо около 30. У него не было только ордена Андрея Первозванного – высшей награды Российской империи.

   Умер Николай Николаевич 4 апреля 1908 года и похоронен, согласно документов, на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. Не смотря на усилия мои и двоюродного брата, саму могилу мы не нашли, не смотря на то, что ножками обошли чуть ли не половину старых захоронений. Связано это видимо с тем, что само кладбище находится на Васильевском острове и по краю его протекает река Смоленка, которая при сильных разливах заливала часть кладбища и соответственно часть могил просто размывала. За сотню лет это происходило не единожды и скорей всего могильный холм был смыт половодьем. Что же касается архива самого кладбища, то оно находится в таком же плачевном состоянии как и все архивы России.
 
   Его вдова – Зинаида Владиславовна пережила мужа . Последние документальные сведения о ней относятся к 1917 году. Среди списков жителей Санкт-Петербурга за 1917 год значится вдова генерала от инфантерии – Малахова Зинаида Владиславовна проживающая по ул. Кирочной (центр СпБ).
    Не смотря на то, что основная часть моего рассказа посвящена службе Николая Николаевича, он воспитал и пятерых детей.

  На фото - Николай Николаевич с Зинаидой Владиславовной в кругу семьи 1907г

Продолжение следует