Афоня. Колокола

Лариса Бесчастная
            
            Начало: http://www.proza.ru/2013/02/08/33
            
            
            4.
            
            На растущей луне декабря в серые хляби мятущейся между заморозками и оттепелями зимы вязкими сумерками втиснулась самая долгая ночь года – ночь морока и смятения духа, ночь торжества тьмы и тревожного ожидания конца света…
            Афоня тоже ждал – но не обещанного апокалипсиса, а своего взбунтовавшегося друга, ждал вопреки всякой логике третий день подряд. Ждал и не верил, что тот появится: ведь Поэту незачем было уже идти мимо перекрёстка, где его ждали.
            Влажные сумерки облизывали прохожих и втягивали, глушили шумы улицы. На продольной трассе мелькали скользкие тени, дорога, которая пересекала её, тонула в клочьях тумана и в наползающей тьме.  Фонарь упорно озирал окрестность слезящимся от въедливой мороси оком, всё ещё надеясь на встречу с другом… и не зря!
            Поэт, как привидение, вынырнул из группы гомонящих подростков и помахал Афоне рукой – и тот засиял таким мощным световым потоком, что люди по обе стороны дорог остановились и в изумлении уставились на фонарь.
            – Вижу, вижу, дружище, ты искренне рад мне, – весело воскликнул Поэт, пересекая границу густеющей теми и снопа света. – Да и я не забыл о тебе. И знаешь, Афоня, я ведь принёс тебе новые стихи. Несмотря на «бонус»… – он нервно хохотнул и, артистично раскинув руки, поклонился нечаянной публике. – А ты тоже не оплошал, друг, собрал полный зал зрителей для одинокого поэта…
            – Шизик! – добродушно хмыкнул один из двух держащихся наособицу подростков, в которых Афоня признал свидетелей первой встречи его с Поэтом. – Фонарь в друзья записал! – и он повертел пальцем у виска для наглядности.
            – Это точно, офонаревший, – менее доброжелательно поддакнул ему сотоварищ. – Они, поэты, все чокнутые.
            – Не все! – возразил патлатый парень с гитарой, выступив впереди небольшой хорошо разогретой компании, только что вывалившейся из углового дома, чтобы весело встретить обещанный конец света. – Не перевелись ещё вполне нормальные поэты. Которые песни сочиняют.
            Парень попытался затянуть песню «Таганка», но спьяну сбился и выплеснул досаду на довольного наличием публики чтеца:
            – Ну, и чего ты лыбишься, доходяга? Поэт, блин! Дружок фонарный! Да ты и сам, как фонарь! Весь сгорбился!
            – Вы совершенно правы! – обескуражил парня покладистостью Поэт и, пока тот искал нужные слова для поддержания тонуса, поспешил с декламацией удачно вписывающегося в тему стихотворения:
            
            Два сгорбленных унылых фонаря,
            как две души безвременно заблудших,
            смотрели скорбно, ночи мрак коря,
            в глаза домов вдоль улицы заснувшей.
            Брела, сама с собою говоря,
            потерянная навсегда старуха,
            и слышно было: «Всё, всё было зря!
            Вновь торгаши, убийцы и разруха…»
            Навстречу, сквернословя и смеясь,
            шли два самодовольных юных хама,
            в ночных тенях лежала, затаясь,
            дорога – та, что не тянулась к храму.
            А где-то колокол, немой, без языка,
            притиснутый тяжёлой тьмою больно,
            смиренно часа ожидал, пока
            взметнётся к небу молодая колокольня.
            Над городом, увязшем в бреднях снов,
            там, в  преисподней ночи где-то,
            уж бился сквозь тугой ночной покров
            росток упорный неизбежного рассвета.
            
            По мере озвучивания этих строк голос чтеца креп и наливался чувством, слушатели сосредоточенно внимали ему, а, когда он замолчал, в воздухе повисла пауза, прервать которую попытался один из подростков: «Это на кого ты там намекал, шизик? Кто у тебя «два самодовольных юных хама?». На него зашикали и воодушевлённый вниманием Поэт, не медля, приступил к чтению следующего творения:
            
            Война неявная и зримая.
            Я криком ярым в небо рвусь:
            да что же деется, родимые?!
            Вся саранча и вонь – на Русь!
            Всё обожрали, испоганили,
            посеяли разврат и блуд,
            над Родиной Святой шаманили
            и вздели, как на кол, на уд.
            Кромсают деток души чистые,
            стирают в них Заветы рода,
            лгут, отвращают их неистово
            от веры, правды и народа.
            
            Накал, страсть и особая натянутость нерва стихов захватывала слушателей и атмосфера «зала» под открытым небом заметно тяжелела. Даже Афоня это почувствовал и предупредительно завибрировал ареалом свечения, да только Поэт уже не контролировал себя – он спешил выложиться, будто это был последний час его жизни. Стихи сыпались один за другим, повязанная его волей немногочисленная публика зароптала, задвигалась – но никому и в голову не приходила мысль, что можно просто уйти…
            
            – Мир надвое расколот – звонко выкрикнул Поэт, стараясь заглушить ропот,
            – в каждом Князь и рать
            зовут нас меж собою воевать –
            и колокол стучит, как молот.
            Добро и зло на вечную борьбу
            рвут души каждого из нас
            и прячутся в темницах наших глаз,
            и знаки вещие секут на лбу…
            
            – Какие знаки?! – прервал «концерт» истерический выкрик подруги гитариста. – Зачем знаки?
            – Знаки жертвы, – на полном серьёзе ответил Поэт и без какого-либо смягчения ситуации отчеканил новые стихи:
            
            Кровь жертвы пролилась,
            что злу приносит бес,
            и ночью запеклась
            на саване небес.
            И вопль повис в ночи,
            сплетясь с восторгом зла,
            и рог, как нож, торчит
            у злобного козла.
            Слезою лунный блик
            на город грешный пал,
            и каждый в это миг
            в чистилище попал…
            
            – Ааааа! – закричала девица и зажала уши руками. – Замолчи! Сеня, сделай что-нибудь! Пусть он замолкнет!
            Против ожидания Сеней оказался не гитарист, а стоящий в тени амбал с тяжёлой челюстью, удерживающей во рту снующий из угла в угол окурок. Он выдвинулся вперёд и, лениво сплюнув, с неприкрытым презрением пророкотал:
            – Слышь ты, доходяга, валил бы ты отсюда. Видишь, женщина просит? Не стращай, не рви душу! Катись к… Бениной матери на лёгком катере. И быстро, пока я добрый!
            Сеня казался спокойным, но Афоня почуял, как глубоко внутри этой глыбы закипает ярость, обещающая дикий необузданный взрыв, и упреждающе заморгал, но разгорячённый Поэт не пожелал признать, что сила не на его стороне. Он выпрямился и натянулся струной: 
            – Не рвать вам душу? А что вы знаете о душе? О том, как она заходится от боли, когда чует больше, чем знает? А известно ли вам, как она мается и рвётся в клочья оттого, что не может понять,  почему так больно от простого видения или слова?
            И тут над толпой взвился ломающийся голос одного из подростков:
            –  Бей его! Вжарь шизе покрепче, чтоб поумнел! – и Сеня медленно двинулся на Поэта.
            Тот машинально отступил к Афоне, в самое яркое пятно света. И, выкрикнув «Да есть ли у вас души?!», заговорил стихами:
            
            Сон-явь! Тьма! Навь!
            Ор. Топчется толпа –
            по стадному глупа, свирепа.
            Я у позорного столпа,
            а небо безнадежно слепо –
            всё неожиданно, нелепо…
            
            Опешивший от такой дерзости Сеня выхватил у патлатого дружка гитару и угрожающе занёс её над головой. Тем временем освобождённый от ноши гитарист успел зачерпнуть из-под ног грязи со снегом и швырнуть её в хорошо освещённую цель – прямо в лицо. «Снежок» расплылся на щеке Поэта и тот, отскочив в сторону, успел уклониться от атаки Сени. Удар пришёлся по фонарю, гитара хрустнула и… всё погрузилось во мрак!
            Из шока участников инцидента вывел полный животного ужаса крик зачинщицы драки:
            – Конец света!!!
            Несколько минут паники, сдобренной смачным матом, топотом и мельтешением теней с горящими зажигалками – и всё стихло…
            
            
            Мрак был полный. Погасли не только все фонари, но и окна домов. Даже растущая луна скрылась во тьме. Афоню всего трясло – но не от боли – боли он не чувствовал. Его трясло от ужаса, разлившегося окрест. И от тревоги за друга.
            Он прислушался к вибрациям в своём теле и немного успокоился: Поэт тут, рядом. Обнимает фонарь и, уткнувшись лбом в его бок, горячо молится:
            
            …Спаси и сохрани
            сих неразумных чад!
            Не выдай, не толкни
            Ты их в кромешный ад.
            Помилуй и прости
            деянья не благие,
            и Душу обрести,
            о, Боже, помоги им!
            Молю Тебя, Отец,
            отвороти от мщенья
            и наших злых сердец
            смягчи ожесточенье…
            
            – Так, так, всё правильно, сынок, – подбадривал его старческий голос, – молись об умягчении злых сердец. И покайся. Гордыня обуяла тебя, вот и соблазнил ты их на грех…
            – Да, да, матушка! – соглашался Поэт. – Забылся я в самостоянии своём. И спровоцировал их на отпор. Нельзя было их дразнить…
            – И мучить… Не надо было мучить их, сынок. Они же свои. Не готовы ещё они к твоему Слову. Всякая душа созреть должна для урока, только тогда она отзовётся. Давай я тебя провожу домой. Где ты живёшь?
            – Спасибо, матушка, не надо… – чуть слышно отозвался Поэт, отрываясь от фонаря. – Я сам доберусь… как-нибудь…
            – Храни тебя Господь! – по-молодому звонко крикнула ему вослед старушка и, осенив ускользающую тень крестом, посеменила к перекрёстку.
            
            
            5.
            
            Две последующие не менее долгие ночи перекрёсток был погружён во тьму и редкие прохожие угадывались лишь по расплывчатым теням, блуждающим огонькам сигарет и колыханию жмущегося к домам и заборам тумана. Изредка подмигивали дороге подслеповатые фары спешащих в тёплые закуты машин, да обиженно всхлипывали взбаламученные их шинами лужи. Было сыро, ветрено и тревожно.
            Афоня впал в кому и уже ничего не ждал – не ждал ничего хорошего, ибо понял ещё в прошлый раз, что, оставшись один на один с «бонусом», Поэт точно пропадёт.
            И как в воду глядел!
            Автомобиль, несущий новое потрясение, вынырнул из густого тумана неожиданно, как зверь из засады, в ранние сумерки следующего дня. Длинный салон песочного цвета, затемнённые окна и клочья тумана по бокам  и на фарах почему-то так испугали Афоню, что он буквально наэлектризовался ожиданием беды. К тому же густой туман настолько плотно окутал улицы, что кроме этого надвигающегося рыжего монстра ничего не было видно.
            Подъехав к перекрёстку, «монстр» фыркнул и свернул налево, куда недавно, читая свои стихи, указывал Поэт, но вдруг остановился и дал задний ход. Дверцы его раздвинулись и первым, что увидел Афоня, был знакомый до мурашек в оке вязаный шарф, затем из полусумрака показалось бледное и радостное лицо друга:
            – Афоня! Они разрешили мне попрощаться с тобой!
            Кто они?! Если бы наш герой разбирался в метках служебного транспорта и  умел читать, он бы вгляделся в надпись на борту автомобиля и понял бы, что перед ним карета скорой психиатрической помощи, а двое мужчин в голубых шапочках, сдерживающие рвущегося к другу Поэта – медработники.
            – Мужики, не держите, – обиженно, как ребёнок, попросил Поэт, – вы же обещали! Это мой самый верный друг…
            – Не гони, паря, вместе выйдем, – усмехнулся тот, что моложе, – мы тоже маленько с тобой пофонареем. Верно, Михалыч?
            – Непременно пофонареем, – без улыбки согласился Михалыч, придерживая Поэта. – У вас десять минут, уважаемый. Оно хоть и плюсовая температура, а всё ж зима на улице.
            Поэт быстрым шагом направился к другу и, обняв того, зачастил взволнованно и бессвязно:
            – Обесчестили… видишь, я был прав… я всегда чую беду… они давно это задумали… ну, а кому мы нужны? Мы, поэты… душу рвать? На нас не разживёшься… А я нормальный, Афоня! Просто чужой… Я буду скучать по тебе… мы два одиноких фонаря… помнишь? Тот с гитарой орал… – он засмеялся. – А я ему: иду на вы! Только им всё по барабану… Нигилисты. Обесчестили, сдали… И что? Стихи ведь можно писать где угодно! Только бы они не кончились! – он задышал глубоко и часто – и как-то сразу успокоился: – Пусть, пусть всё остаётся, как есть. А знаешь, Афоня, ведь мир, где не нужны поэты, обречён… на глухоту, на изоляцию от небес. Потому что поэты первыми узнают о пророчествах. Они как переводчики, вестники, посредники, пророки…
            Всю эту сбивчивую оправдательно-наступательную речь внимательно выслушал стоящий чуть в стороне «конвой» Поэта, и, когда тот, прижавшись щекой к столбу, затих, более молодой из медиков склонился к коллеге:
            – Михалыч, а давай мы его тут потеряем… Он вполне нормальный… – дробный хохоток говорящего тут же поставил под сомнение собственный предварительный диагноз, – разве что не от мира сего, слегка придурочный. Но ведь для мира он вовсе не опасен… так, божья коровка. Поехали! Пусть себе фонареет. А своим скажем, что это был ложный вызов…
            – Нельзя, Фёдор. Он или тут замёрзнет или таки на самом деле с ума сдвинется. Ты же видел его квартирантов. Эти ни перед чем не остановятся. Его нужно изолировать, спрятать от мира. Мир для него опасен. По крайней мере, пока…
            – Жаль… – вздохнул Фёдор. – У него красивые, душевные стихи. А в психушке его быстро от них вылечат. Быстро и радикально.
            – Значит, такая у него планида, – мрачно заметил напарник. – Зато жив останется. – Михалыч вздохнул и добавил:
            – Сумасшедший мир! Ещё неизвестно, кто безумней. Те, которые в психушке, или эти… квартиранты и им подобные. А насчёт поэта не заморачивайся. Я поговорю с главврачом. Он поймёт. И обязательно поможет. Потому что образованный и с понятием. Он мне интересный случай рассказывал про другого поэта. Про Хлебникова. Тот, будто, в гражданскую войну сам в психушку пришёл – спрятаться, чтобы никого не убивать. И психиатр прикрыл его, спас…
            – Всё-таки умнеющий ты мужик, Михалыч! – восхитился Фёдор и возложил тяжёлую длань на плечо подопечного. – Пойдём, болезный, пора двигать. «Такси» ждёт.
            Поэт оторвался от столба, задрал подбородок и плеснул обречённым взглядом в око фонаря:
            – Афоня, я вернусь! Наверное… пока не знаю когда. Но я буду читать тебе стихи оттуда. На ветер, на волну… Я знаю, ты услышишь!
            – Услышит, услышит, – пряча глаза, пообещал Фёдор, отрывая поэта от столба. – Ты же видел, он тебе подмигнул. Да пойдём же, чёрт тебя подери!
            Медик врал! Афоня не мог подмигнуть, потому что фонарям ещё не дали питание. Он был слеп и нем. И подавлен. Но не глух! Он слышал удаляющиеся голоса, хлопки дверок машины и урчание её мотора. Его бока ещё хранили тепло ладоней друга, а уже всё стихло.
            Афоня долго слушал напрягшуюся тишину и вдруг каким-то непостижимым образом, внутренним зрением, увидел подъезжающий к жёлтому зданию лечебницы автомобиль, меж закрытых створок которого свисал и волочился по грязному снегу защемлённый край шарфа Поэта.
            И Афоня заплакал…
            
            
            6.
            
            – Мама, посмотри, какие хрустальные слёзки у фонарика! Он плакал. Ему больно?
            Афоня очнулся от забытья после бессонной ночи и увидел ребёнка – того самого мальчика, сияющими глазами которого он любовался в день звёздного часа Поэта. Рядом с мальчиком стояла женщина, и оба они смотрели вверх, на живописные сосульки, свисающие с колпака нашего героя.
            – Ну что ты, сынок! Как ему может быть больно? Он же просто фонарь! Неживой.
            – Нет, мама! Он живой! Я знаю. И дядя поэт называл его Афоней. Это же человеческое имя?
            – Имя – да, человеческое. Потому что поэты всегда что-нибудь странное выдумывают. Они не от мира сего.
            – Одноногий, одноглазый, одинокий… – пропел мальчик и засмеялся. – Он хороший!
            – Кто? Поэт?
            – Да. И Афоня. С ним можно говорить по душам. Так дядя поэт сказал.
            – Перестань выдумывать! – построжала женщина. – Какая душа у уличного фонаря? Он же металлический.
            Мальчик вошёл в сноп света:
            – А это? Разве это не душа? Ты же говорила, что душу нельзя взять в руки, что она прозрачная, светлая, тёплая и лёгкая! – он искупал ладошки в струящемся свете. – Она такая у Афони! Самая настоящая душа!
            – Глупыш ты мой, – умилилась мать, – и фантазёр. Не дай Бог станешь поэтом! Это очень больно, быть поэтом…
            Мальчик радостно засмеялся:
            – Обязательно стану! И буду дружить с Афоней!
            – Ну, хватит! – почему-то рассердилась женщина. – Пойдём в Храм, а то опоздаем на исповедь и причастие. И не увидим, как после литургии будут колокола освещать…
            
            
            К полудню мороз окреп, и воздух стал прозрачным и звонким.
            Давно отключили ток, но Афоне не спалось. Он слушал дыхание улицы и вспоминал Поэта, затерявшегося в конце необихоженной дороги, и смех мальчика, увидевшего душу фонаря и пообещавшего ему свою дружбу.
            Сегодняшний день казался нашему герою особенным, началом чего-то нового, и связано это было не только с мальчиком, но и с оживлением улицы, ведущей к Храму. Шёл Рождественский пост, и жители микрорайона с раннего утра стекались к спасительным таинствам исповеди и причащения. И к освещению колоколов...
            Где-то там, в устье улицы вершится Таинство…
            
            
            Пронзительная синева чистого неба навевала умиротворение и уверенность в скором преображении перекрёстка. Ожидание чуда росло с каждой минутой, и, когда Афоня услышал первый звон колоколов, ветер, рассыпавший эхо этого звона окрест Храма, донёс к нему голос Поэта:
            
            След звезды отлетевшей душой
            ранит небо ожогами памяти,
            и в рассеянном в космосе пламени
            сгинет всё, что дано мне судьбой.
            Пылью станут стихи нерождённые
            и любви недосказанной речи,
            и закружит в скитании вечном
            одиноко душа обнажённая…
            
            Светлая грусть охватила Афоню и застывшие на морозе слёзы его ожили и заблистали надеждой: ничто не исчезает бесследно! Стихи Поэта услышат и запомнят небеса и сронят их чистую печаль росами на землю, и доверят ветрам искрящиеся светом глаголы, и разнесут те их по белу свету, и посеют в души юных поэтов – а те уж точно достучатся до глухих сердец!
            
            
            7.
            
            Фонарь стоял на перекрестье двух дорог: Торговой и Храмовой.
            Долгое время он исправно освещал обе.
            А выбор дороги оставался за Человеком…
            
            
            
            
            
Предыдущие главы: http://www.proza.ru/2013/02/19/159
Иллюстрация: фото фонаря - Сергей Балвский - http://www.proza.ru/avtor/serega9
                Коллаж с компьютерной графикой – от автора сего опуса