I. Современным миром правит секс!

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга первая
СТРАДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
роман




ЧАСТЬ II

В ЗАТМЕНИИ


I
Современным миром правит секс!

     Ольга пошла на тренинг. Был его заключительный день, и она пригласила Артура на выпуск.
     Артур и Ольга возобновили общение месяц назад. Однако еще задолго до этого они только переживали процесс расставания.
     В один из выходных дней зимы, в середине января, когда роман с Анной у Артура только разгорался, Ольга перевезла от него свои вещи, а через несколько дней после этого Артур холодно сообщил ей, в какой день нужно прийти и подать заявление о расторжении брака.
     В загсе на Артура с немым укором посмотрела сотрудница, принимавшая заявление, и Артур под ее взглядом чувствовал себя одним из тех негодяев, которые бросают своих жен, когда те перестают им нравиться. У Ольги был подавленный вид. Артур также переживал и сомневался в том, что он делает, однако действовал по инерции, которую сам задал.
     – Придете за документами через месяц, – сообщила им сотрудница. – Обязательно нужно прийти... Можно кому-то одному из вас, иначе брак не будет расторгнут, и заявление вам придется подавать заново.
     Выйдя из загса, Ольга упрекнула его: «Как ты мог?» и на глаза у нее навернулись слезы. Не раз она потом говорила ему: «Как ты мог так поступить, ведь я тебя так любила, так тебе радовалась!» От таких слов и от вида слез своей жены, с которой он прожил столько лет, у Артура защемило сердце. Но он не дал обратный ход, потому что считал свою семейную жизнь не сложившейся и были моменты до этого, когда он порывался разорвать отношения. Он забрал свидетельство о расторжении брака в назначенный день.
     Артур никогда не думал, что у него сложится такая жизненная ситуация. Он думал, что жизнь у него будет проходить ровно и без эксцессов. Теперь же он ощущал себя героем какого-то романа, и ему казалось, что все эти события происходят не с ним, а с кем-то другим. Было какое-то едва уловимое чувство неверия в происходящее.
     В детстве, когда родители били его ремнем, он почему-то думал, что непременно будет счастлив и женится один раз. В такие моменты – после побоев – он всегда чувствовал себя никому не нужным и в первую очередь им, своим родителям. Он также чувствовал, что все, что он слышал от них, когда они были спокойны, был обман, а правдой было именно то, что он был им не нужен. В такие минуты он вспоминал сказку о Златовласке, которую он то представлял себе своей мамой и наяву протягивал к ней свои руки, то своей возлюбленной – и тогда ему было стыдно за себя: он думал, что Златовласка никогда не будет с ним, ибо она жила в красивой сказке в хороших условиях, а его постоянно бьют и унижают.
     Ольга позвонила ему в конце января, и было это как раз в то время, когда Артур прошел тренинг и у него состоялась прощальная беседа с Анной в японском ресторане. Ольга попросила Артура приехать, ей захотелось поговорить. Артур сказал, что приедет, и был уже в пути, и именно тогда он в отчаянье остановился, чтобы позвонить Анне, и говорил ей в трубку, что обожает ее.
     Ольга вышла из дома и села к нему в машину. Она была в подавленном состоянии и смотрела на Артура, словно боясь, что тот прогонит ее.
     – Привет, – сказала она, волнуясь.
     – Привет, – ответил Артур.
     Артур редко проявлял свои чувства снаружи и с детства все скрывал в себе: если была боль, он ее терпел, если радовался чему-то, то не всегда так, как это делают многие дети, искренне и задорно хохоча. Будучи таким бесчувственным, стеснявшемся проявлять свои чувства снаружи, Артур часто думал об отце, с которым ему так и не удалось наладить глубокие искренние отношения. Артуру нужны были глубокомысленные разговоры, а отец его был чувствительным и простым. С точки зрения Артура, проявление отцом беспокойства о нем всегда представляло собой некую утрированную заботу: во время телефонных разговоров отец всегда ограничивался вопросами здоров Артур или нет, сыт ли и все ли у него в порядке, и, получая от Артура ничего не значащие ответы «здоров», «сыт» и «все нормально», прощался, что Артура всегда раздражало, ибо такие отношения между отцом и сыном представлялись ему поверхностными и второсортными. Позже Артур осознал, что это вовсе не отец, а он сам был таким бесчувственным, ибо тот всячески хотел участвовать в жизни Артура и как умел интересовался его жизнью, но Артур был замкнут. Артур с детства хотел иметь старшего советчика, на которого он мог бы смотреть как на образец, брать с него пример, с кем бы мог делиться своими проблемами, и кто бы давал ему жизненные советы. Но такого человека у него не было. В детстве, когда он с родителями некоторое время гостил у родни на юге, таким человеком был двоюродный брат, Сашка, который был старше на три года. Но из взрослых единственный человек, с которым ему было всегда интересно и кто подходил бы на эту роль, был его дядя, дядя Саша – родной брат матери, однако тот был далеко, так как жил со своей семьей в другом городе, находившемся за тысячи километров.
     В этот вечер Ольга рассказывала Артуру о своей жизни после расставания.
     Она говорила, что очень стеснена, проживая в одной комнате с матерью, тогда как в другой обосновались ее брат с подругой. Все из них были словно скорпионы в банке – так нетерпимы друг к другу.
     – Мне даже негде уединиться, – жаловалась Ольга.
     Она была в отчаянье и спросила его о тренинге. Артур порекомендовал ей пойти на него и обещал помочь.
     Артур и Ольга расставались без эксцессов, в отличие от многих супругов, нервно выясняющих отношения и борющихся за совместно нажитое имущество. Артур отдал Ольге все, что она хотела, оставив у себя лишь один автомобиль. Ольга даже не требовала разделить его стоимость, как сделали бы многие алчущие девицы, страстно желающие отвоевать у бывшего мужа как можно больше.
     Это был первый раз, когда они говорили друг с другом так, как прежде, когда были вместе. Они разговаривали так, как разговаривают спокойно расставшиеся друг с другом зрелые люди. Они были вместе восемь лет, многое пережили вместе и хорошо знали друг друга. Вместе, без участия родителей, они выбирали костюм и подвенечное платье на свою свадьбу, вместе планировали ее, вместе копили на свадебное путешествие. Артур помнил, как во время этого путешествия в Италии женщина-гид, обращаясь ко всем и глядя на худенькую Ольгу, одетую в голубую юбку и маечку на бретельках, говорила: «Вот, девушка в этой одежде, словно Мадонна. Голубой цвет – цвет Мадонны». Помнил Артур, как они ходили по Венеции уставшие, как испытывали близость на кровати с подвесными занавесками во Флорентийском отеле, расположенном в доме XV века, или как самостоятельно ездили по прибрежным курортным городам Хорватии, купаясь в море и прохаживаясь по узким средневековым улочкам. И еще многое, многое и многое.
     Часто бывает так, что после долгих отношений вспоминается только хорошее, а плохое отходит на второй план и постепенно забывается.
     Сидя на переднем сидении в машине, она с сожалением заметила:
     – Какой у меня все-таки был хороший муж!
     В этот вечер они расстались, вновь наладив между собой отношения, как старые друзья.
     Ольга стала звонить Артуру все чаще. Они стали помогать друг другу в мелочах и в существенных вещах. Артур знал, что у него была хорошая жена, и теперь еще больше сознавал это. Ольга была хорошим искренним человеком и настоящей женщиной.
     Теперь Артур понимал, что по человеческим качествам Анна никак не шла в сравнение с Ольгой, и как в таких случаях часто говорят, желая подчеркнуть разницу, не стоила даже мизинца на ее пальце.
     В тот день, когда надо было ехать на выпускной вечер к Ольге, Артур поменял у машины колеса с шипованными покрышками на обычные, предназначенные для летнего времени, и отвез машину на мойку. Он также купил Ольге одну розу, намереваясь подарить ее на выпуске.
     «Все-таки иногда тренинги полезны, – думал теперь Артур. – Они могут дать человеку возможность нащупать ступеньку и сделать первый шаг на пути восхождения к познанию самого себя. Хотя для некоторых они опасны»…
     Он стоял перед Ольгой, а из ее закрытых красивых карих глаз текли слезы. Открыв глаза, она подошла и обняла его. Он обнял ее в ответ и прижал к себе. Ольга была в юбке и блузке, поверх которой был наброшен палантин. Он наблюдал ее со стороны, видел, как она общалась с другими, и подмечал, насколько в отличие от других девушек она была женственна, а движения ее были искренними, не наигранными. Она спросила, не против ли он того, чтобы ей еще немножко задержаться и пообщаться с другими? Артур среди этих мыслей, безусловно и как всегда, был не против.
     Разница в возрасте у Артура с Ольгой составляла шесть лет. Они друг другу подходили во многом. Они хорошо понимали друг друга, у них были одинаково правильные взгляды на общечеловеческие жизненные ценности. Хотя в начале их отношений было некоторое непонимание и трения, но это все устранило одно простое решение, один простой жест. Ольга как-то передала ему слова одной женщины, с которой она работала: та на заре отношений Ольги с Артуром сказала, что, несмотря на разногласия, в таких случаях важно принять решение, хочешь ли ты быть с человеком или нет, а разногласия – они неизбежны. Артур помнил, что некоторые черты характера ему в Ольге не нравились, и он по этому поводу даже раздражался, но, тем не менее, мирился с ними. Вот именно это все и называется принятием – чего, собственно, часто не хватает людям в жизни, в человеческих отношениях: принятия себя и особенно других, такими, как есть.
     В этот вечер он довез ее до дома. Она переоделась и вернулась в машину.
     – Я хочу секса, – сказала она.
     Артур, признаться, хотел того же. Они поехали выбирать место, где остановиться и время от времени наблюдали одинокие машины, приютившиеся в укромных местах. Страсть захватила их, и они вновь наслаждались этим процессом, как делали ранее, будучи вместе.
     Глядя на современный мир, создается впечатление, что им правит секс: люди живут в погоне друг за другом, выбирают себе половых партнеров, совокупляются, иногда даже где придется, меняют партнеров, и все начинается заново. И эта гонка никогда не заканчивается. Она способна закончиться только тогда, когда уже будет невмоготу в старости, или когда сознание человека выйдет на новый уровень.
     – Ты знаешь, что ты хороший любовник? – промолвила Ольга.
     Ольга и Артур всегда подолгу разговаривали друг с другом. Так было и в этот раз, когда они удовлетворенные, обнимали друг друга.
     – Жизнь – странная штука, – задумчиво произнесла Ольга.
     Артур в душе соглашался с ней. Время от времени он чувствовал себя песчинкой в галактическом водовороте, которую бросает из стороны в сторону, и которая остается там, где ее прибьет. Впрочем, вероятно, все люди являются такими песчинками, что бы они о себе ни думали, и что бы там им не проповедовали различные учения. Лишь изменив сознание, можно изменить отношение. «Только не надо безответственно вторгаться в чужую жизнь», – так Артур думал об Анне, которая из своей прихоти притянулась к нему, женатому, вполне спокойно живущему мужчине, вырвала его из своего жизненного круга и выбросила за ненадобностью, как это делает маленький безответственный ребенок с надоевшей игрушкой, который во взрослом состоянии отличается от себя самого в детстве только тем, что «вдруг понимает, что ошибся» и норовит поскорее ретироваться, чтобы его не наказали. Именно такой теперь представлялась Артуру Анна. Но так же он думал и о себе – глупце, поддавшемся на ее уловку.
     Артур и Ольга после добрачного периода стали жить в квартире Артура вместе со свекровью. Сколько семей живут таким образом, и сколько проблем, как пишут психологи, из этого возникает в современных семьях! В древние времена было привычно жить одной патриархальной семьей, однако современная утилитарная цивилизация предъявляет к человеку новые требования и, вероятно, рано или поздно человечеству следует расставаться с пережитками. Вот только беда в том, что часто социальная и государственная система не подготовлены к такому шагу, ибо ею не всегда создаются условия для обретения свободы людьми, многие из которых мечтают о независимости и давно готовы к ней. Сколько, например, в стране и в мире свободных земель, пригодных для освоения, и сколько мужчин, глав семей, способны построить своим семьям дома на этой земле, если бы она была доступна и своевременно и на благо людей использовалась!
     В общем, эта проблема также коснулась Артура и Ольги. Отношения их в этой связи то портились, то вновь налаживались, но воспоминания о ссорах бередили душу. На протяжении нескольких лет они не разрешили своей жилищной проблемы и не завели ребенка. Ольга долго искала себя в жизни, но никак и не могла найти, да и Артур порой чувствовал себя скверно, ощущая пустоту и бессмысленность своего существования.
     Теперь Артур с Ольгой сошлись снова, как ему казалось на более высоком и осознанном уровне. Анна же жила своей, и, как казалось Артуру, беспробудно глупой и бессмысленной жизнью, преследуя лишь ей одной ведомые цели. Он слышал, как она общалась на работе с другими девушками и обсуждала с ними места, где можно встретить и познакомиться с нужными мужчинами. Теперь он отчетливо вспомнил, как однажды под Новый год Анна поясняла кому-то на работе, обсуждая свои похождения: «Там встречаются такие мальчики, которые не про нас».
     «Вот, видно, в чем дело! А говорит, что не хочет отношений ни с кем. Лучше бы сказала мне честно: “Не хочу отношений с тобой, я тебя не люблю” и так далее в том же духе. Это сделало бы ей честь. А так – нет», – думал он, но в то же время с горечью сознавал, что требовать этого от такой женщины, как Анна, было невозможно.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/02/22/2406

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/02/21/2190