Cтраххххххххх!

Эгрант
                Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как
                «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании
                конкретной угрозы для жизни и благополучия человека»



О чём мечтают мальчики в детстве?

Одни хотят лететь в космос, другие хотят иметь собаку, третьи — лошадку. Я же, мальчик из огромного города, с самого детства мечтал о своём доме в деревне. Родители же мои, сами родившиеся в деревне и, как многие деревенские жители того времени, ставшие горожанами, слышать не хотели ни о каком загородном доме.

Я очень рано женился. Своей мечтой детства я пытался заразить и жену. Но она не проявила особенного восторга по поводу своего дома в деревне.
Решили пойти на компромисс. Прежде — городская квартира, потом уже — небольшой домик в садоводстве.

Прошли годы. Мы приобрели за небольшие деньги участочек земли с садом и махоньким сарайчиком в садоводстве, в пригороде Ленинграда, на окраине города Гатчина.

Урррра! Я - землевладелец. Это мой кусочек земли. Я могу посадить траву и ходить по ней и никто мне не сделает за это замечание. Как же это здорово!

Прошло немного времени и построился небольшой домик. Купился "Запорожец". И пошла в садоводстве прекрасная жизнь советского обывателя, окружённого милыми, добрыми соседями. Да, и воры обходили наше садоводство стороной.

Читающий спросит:"А где же тут страх?"

Жизнь была прекрасна!

Но вот волна грабежей докатилась и до нас. Все домики подвергались ограблениям. У меня из сарая украли велосипед. Как-то, ночью, сломали только что установленную на автомобиль антенну. Поначалу, садоводы писали заявления в милицию, потом смирились с этим, как с необходимым злом.

"Подумаешь – страх! Во всех садоводствах было такое бесчинство."- воскликнет нетерпеливый читатель.

Воскресенье. Июль.
На дорожке перед нашим участком остановился молодой мужчина одетый в серый костюм с папкой в руках. Его одежда уж очень не вязалась с ватникокалошным одеянием местных садоводов.
Мужчина попросил разрешения войти на участок и задать несколько вопросов. После рукопожатия, он показал удостоверение следователя Комитета Государственной Безопасности. Улыбнувшись, пытаясь, по-видимому, расположить нас к себе, следователь рассказал, что уже беседовал со многими соседями в домиках которых побывали воры. "А ведь и у вас эти хулиганы повредили машину."- заметил мужчина.
Я был удивлён его информации, поскольку никому не говорил об этом и не заявлял об ущербе.
Мужчина, улыбнувшись: "Вот, видите - а мы, несмотря на это, нашли преступников. А больше у вас ничего не пропадало за последнее время?"
Я рассказал о пропавшем несколькими неделями раньше велосипеде.
"Вот и отлично!"-обрадовался следователь.
Увидев моё удивлённое лицо, он добавил: "Возможно, что вы сможете получить деньги за ваши вещи. Мы поймали группу молодых людей, промышлявших воровством в этом районе."
"А почему вообще ваша контора занимается дачными кражами? Наверное, воры залезли в домик к человеку, к которому уж никак нельзя было им залезать"-предположил я. Мужчина, прищурив, как-то не по-доброму, глаза и, став серьёзным, ответил: " Нет! Просто общая сумма похищенного огромна."
"Да, да!"-подумал я, но не сказал ему, а лишь понимающе кивнул.
"Вам нужно будет заехать к нам в главное управление КГБ в Ленинграде на Литейный и написать заявление.
Вот вам повестка, здесь написано, что вы пострадавший, день и время вашего визита. Вам будет удобно в этот день? И, пожалуйста, возьмите с собой паспорт."

Мы с женой всё равно собирались съездить на неделе в центр города, сходить в кино, в кафе, да, просто поболтаться по Невскому проспекту.
Решили, что в назначенный день, зайдём ненадолго к следователю, напишем заявление. Пусть накажут этих бандитов, да, и деньги (если их вернут) совсем и не помешают.

В назначенный день, к десяти часам утра, как было указано в повестке, мы с женой входили в боковую проходную серого, тяжёлого здания КГБ, прозванного в народе "Большой дом".
Небольшое помещение. Вдоль стен стулья. Две двери. Одна с табличкой"00", у второй, ведущей из комнаты внутрь здания, за трибуной, стоял военный. Взяв у меня повестку и паспорт, он сверил мои данные со списком в листах посетителей. Вернув мне повестку и оставив у себя мой паспорт, офицер произнёс казённым голосом, что я должен пройти внутрь и подняться на второй этаж в комнату 34. И прибавил, что пройти я могу один, а женщина меня сопровождать не может, так как повестка выписана только на меня.
Ну, что же, - пойду один, это же ненадолго. Напишу заявление и вернусь назад.

Второй этаж. С площадки лестницы, через застеклённую деревянную дверь, попадаю в длинный коридор. Слева серая стена с вереницей серых же дверей, над которыми стоят номера. Справа окна, окна, окна. Подоконников нет, на окнах решётки. В коридоре пусто, ни одного стула.
Комната 34. Стучусь. Реакции нет. Стучусь сильнее. Реакции нет. Пробую открыть дверь. Заперто.
Ну что же, бывает. Опаздывает человек. Подожду. Время-то есть. Подхожу к окну. Внутренний "двор-колодец". Внизу, площадь двора разделена высокими стенами на сектора, как клетки в зоопарке. Внутри каждого сектора люди. Кто-то в тюремной робе, кто-то в цивильной одежде. Все люди в движении. Они ходят по кругу в затылок один другому. Внутренняя тюрьма КГБ. Слышал я раньше об этом страшном месте.
Градус моего настроения резко понизился.
Прошло 30 минут после назначенного мне времени.
Стучусь. Нет ответа. За всё это время по коридору прошёл только один военный, который, на мой вопрос, как по Достоевскому - "Что делать?", зло бросил: "Ждите!" "Ну, хоть, где здесь туалет? Скажите пожалуйста".- Спросил я как-то заискивающе.
Ответ был такой: "Для посетителей туалет только внизу, при входе" И добавил что-то недоброе, чего я не смог разобрать.

Проходит ещё пол-часа. Стучусь в соседнюю дверь с номером 35 над ней. Оттуда, как выстрел, громкое:" Кто?!" Открываю дверь. За столом сидит женщина в сером, короткая стрижка. Делаю шаг к столу с протянутой рукой, в которой зажата повестка. Окрик:"Стоять там!" Пытаюсь издалека показать повестку объясняя, что я в соседний кабинет вызван повесткой, как пострадавший, но там нет никого.
Серая женщина:"Так идите туда и ждите!"

Вышел в коридор. Подошёл к окну. Внизу та же картина, что и прежде. Гуляющие кругами заключённые.

Да, на фиг мне эти деньги за украденное? Там жена бедненькая волнуется.

Спускаюсь. Объясняю военному на выходе ситуацию, что следователя нет и я зайду позже.
Он, пропустив, по-видимому, мои объяснения мимо ушей, монотонно отвечает:"Вы должны принести повестку с подписью следователя, что вам разрешено выйти."
Я пытаюсь объяснить, что следователя же нет.
Военный на это:"Вы должны принести повестку с подписью следователя, что вам разрешено выйти".
Я тогда прошу пропустить меня, хотя бы, в туалет, наверху нет же туалета.
Ответ военного:"Вы должны принести повестку с подписью следователя, что вам разрешено выйти."

Поднимаюсь опять на второй этаж. Стою, жду.
Слева серые двери, справа решётки на окнах.
12 часов. Стучусь в двери рядом с номером 34, обходя дверь со злой женщиной. Все двери без ответа. Решаюсь опять постучаться в дверь кабинета с серой дамой.
Крик-выстрел:"Кто?" Вхожу. Та же стриженая тётка. Пытаюсь сказать, что уже 2 часа жду, а если он вообще не придёт?
"Вышел отсюда!"-громко крикнула мегера.
Я извиняющимся шёпотом произношу:"Да в коридоре даже стульев же нет, чтобы сесть".
Ведьма, словно ждала моих слов, бросила: "Ты у меня сядешь!", сделав на лице гримасу, которая, наверное, в этих стенах означала улыбку.

Двери, окна, двери, окна. Стал ходить по коридору, считая шаги, чтобы убить время. Неужели, эту гадину кто-то тоже целует, а может даже спит с ней? Я даже оглянулся по сторонам, напугавшись, что, а вдруг, я это произнёс вслух! Мысли перешли на жену. Как она там? Она находится в неведении, что со мной. Но она, хоть с другой стороны, она на воле! Подумал так и сам напугался своей мысли. Ведь, как тонка грань между тюрьмой и свободой! Всего одна подпись.

Хожу, хожу, чтобы унять дрожь в ногах. Есть не хотелось, но какое же бесчеловечие, не сделать туалет для посетителей. Хожу. Уже 14 часов. Проходящий по коридору военный с погонами лейтенанта, остановился передо мной и обратился ко мне с вопросом, ответить на который однозначно я бы не смог:"Почему вы здесь ходите?" Мне показалось лицо лейтенанта довольно добрым и я начал рассказывать ему свою историю и про велосипед, и про сломанную антенну, и про то, что 34 комната не отвечает.
Военный прерывает меня грубо: "Стойте и ждите. Здесь вам не бульвар для прогулок."
Стою, прижавшись спиной к решётке окна. Стрелки часов показывают уже половину пятого вечера.
Меня бил озноб. Страх, комком подступил к горлу. Дышать тяжело. Ощущение такое, что грудь внутри плотно набита ватой. Из двери в конце коридора стали выходить работники конторы. Они проходили мимо меня, как мимо пустого места, выходя в противоположную дверь и спускаясь по лестнице на выход. Рабочий день закончился.
Тут ужас просто сковал меня. Что же делать? Совершенная растерянность. Как же они так могут. Ведь я же живой, нормальный человек! Зачем же так со мной? Я готов был разрыдаться в голос...

Вдруг, дверь со стороны лестницы отворилась и в коридор вошёл тот самый следователь, которого я прождал целый день.
Он поздоровался со мной, улыбнувшись, добавил: "Ой, как хорошо, что вы меня дождались. Проходите в кабинет. "(В других обстоятельствах я бы принял это за хорошую шутку, но не теперь.) Он открыл ключом тридцать четвёртую, проклятую дверь. Войдя, я обессиленный опустился на стул. Следователь положил передо мной чистый лист бумаги, авторучку и предложил изложить всё, что у меня пропало в письменной форме. Руки тряслись, я не мог писать. Я попросил мужчину записать самому с моих слов, а я распишусь. Он не возражал. Но возникла проблема. От пережитого за день, у меня совершенно выскочил из головы и номер моей машины, да, и марку украденного велосипеда я не смог назвать.

Когда я, наконец, вышел из проходной, то жена, бледная как полотно от страха и неизвестности, шагнула ко мне с вопросом:" Что случилось?"
Я прошёл мимо неё к выходу шепча:"Потом, потом, всё потом. Пойдём скорее отсюда".

Так, молча, пройдя несколько кварталов от "Большого дома", мы остановились. Чтобы успокоить жену и растворить в душе страх, ещё сковывающий меня, я засмеялся сказав: "Вот как хорошо мы провели день. И по Невскому поболтались и в кинишко сходили и в кафэшке посидели. Хотя, фильм ужасов я кажется сегодня посмотрел.......



На фото здание КГБ в Ленинграде. Фото из интернета. Спасибо автору фото..