Плач по институтской библиотеке

Виктор Никитович Астафьев
        С детства я полюбил  библиотеку.  Этот таинственный мир стеллажей, где так много увлекательных книг. Добрая дама, которую мы, пацаны, называли «библиотекарша», с тёплыми, понимающими глазами заполняет мою карточку, записывает выбранные мной книжки, одобрительно посматривая на меня из-за прилавка. Потом чтение до глубокой ночи, а иногда и с фонариком, под одеялом.  Сопереживание отважным героям, радость за благополучный исход, и детские слёзы при трагических ситуациях, и новый поход за новыми книжками.

            Чуть постарше  я  уже стал таким завсегдатаем библиотеки, что мне давали книги из читального зала домой. Прекрасные собрания сочинений Жюль Верна,  Фенимора Купера,  Майн Рида, сборники фантастики. Потом Лев Толстой, Пушкин, Алексей Толстой.И подборки детских журналов. И ещё много-много чудесных книг самых разных авторов.

   В 18 лет я впервые попал в научную библиотеку. Шеренги журналов,  тематические подборки книг,  великолепные издания и скромные брошюры, каталоги и стеллажи, стеллажи. Серьёзные люди сидят за столами,  внимательно читают, делают выписки, иногда вполголоса обсуждают какие-то вопросы.  И запах знаний, тонкий и манящий.

     Потом было много разных библиотек, и огромных, и крошечных, поселковых. И всегда душу охватывало  чувство сопричастности, контакта с теми людьми, которые создали это богатство и подарили его нам.

     Почему я написал эти строки? Собственно говоря, ведь ничего нового я не сказал. Да вот, узнал, что одну из моих библиотек   недавно сожгли...


Они привыкли без боязни
рукам и взглядам доверяться,
для каждой  книги это праздник –
душой и телом раскрываться.

Они привыкли без боязни...
Но  нет  теперь судьбы отдельной –
их предназначили для   казни
в огромной газовой котельной,
небрежно сваленные грудой,
а рядом жаркая могила...
Как жаль, что не свершилось чудо,
и топка жадно их сгубила...

Ну, неужели это было?

Чадили сладко переплёты
и книги в вечность уходили
последним пламенным полётом.... 
А мы когда-то их любили!



  Фото из Интернета