Сочельник

Александр Мисаилов
По своему призыву Андрей Федашко был муравьём (осенник, по службе старше меня на полгода) и трудолюбив был как муравей. Работящий деревенских хлопец со Львовщины, но не из тех, что в Подмосковье называли "колхоз неасфальтированный". Из тех, про коих говорили "деревенская интеллигенция". Дрюня был вежливым, образованным, начитанным, культурным (даже что-то и матершинки за ним не припомню). Знаю, что после службы он выучился во Львовском Университете и стал по жизни школьным учителем. А тогда Дрюня (Дрюля) заведовал подхозом Лютти. Наблюдая за его работой со стороны можно было сказать, что это было какое-то священнодействие, а не обыденная работа подхозника. Подхоз всегда находился в идеальнейшем состоянии чистоты и порядка. Что творилось когда рано утром Дрюня заходил в своё хозяйство (я это наблюдал будучи колуном) - племенной бычара (размером с доброго зубра) Яшка, любимчик Дрюни чёрный хряк Изя, а вместе с ним весь свиной взвод в количестве 32 пятачков (включая отделение сосунков), двух коров, двух взрослеющих телочек и одного махонького телёнка радостным мычанием, топаньем и хрюканьем встречало своего кормильца и воспитателя. Чтобы все успокоились Дрюле нужно было крикнуть команду "СмирнА!". Мне казалось, что Андрюха постоянно общался со своими подопечными как с людьми...
Помню случай когда престало корове телиться. Так Андрюха ночами не спал, каждую ночь бегал проверял - не начались ли роды. Как же он шаманил вокруг коровы, когда та начала мучиться в родах. Похоже он тогда сам измучился не меньше рогатой роженицы - телёнок выходил как-то не так - кажись вперёд ножками. И когда он наконец-то вывалился на свет Божий безжизненным бездыханным мешочком у Андрея намокли глаза, он взял лопату и пошёл копать яму...
Но вернувшись через полчасика он увидел чудо - телёнок, которому Дрюля выкопал могилку в лесу за подхозом, покачиваясь на слабых своих ногах всё ж стоял и с аппетитом чмокал мамкину титьку. Радости не было конца! Гаврюша - так назвал он новорожденного (по кличке телёнка из Простоквашино).
Зачастую часовой, проходя мимо подхоза, мог слышать тихо звучащие народные песни на украинском языке. Казалось с затаённым дыханием все подопечные Андрея слушали своего вожака. При появлении маленького иной раз поздним вечером можно было слышать украинскую колыбельную...

В глибокій долині
Сталася новина
Де пречиста Діва-Мати
Народила Сина
Де пречиста Діва-Мати
Породила Сина

А як породила
Так стала люляти
Люляй люляй мій Синочку
А я ляжу спати
Люляй люляй мій Синочку
А я ляжу спати

Зачекай же мамцю
Хоч одну годинку
Най Я піду та й до раю
Принесу перину
Най Я піду та й до гаю
Принесу перину....

И вот однажды в морозную январскую ночь несу я службу колуна (часовой заставы). Глядь - тень прошмыгула в сторону подхоза, за ней другая, третья. Насторожившись я решил проверить - мало ли чего. Подхожу к подхозу, а из-за ворот вылезает Андрюха.
- Вы чё там? - спрашиваю. А он шепчет:
- Давай с нами...
- Зачем? - шёпотом вопрошаю я.
- Сегодня Сочельник, пойдём слушать...
- Чего слушать?
- В сочельник животные на человечьем языке разговаривают, - шепчет Андрюха, - давай, только тихо!

Притаились мы у окон и давай прислушиваться.
И тишины на подхозе и впрямь не было. "Личный состав" подсобного хозяйства действительно в ту глубокую ночь не спал. Никто не мычал и не хрюкал - но какое-то непонятное и незнакомое звериное шушуканье стояло на подхозе. Человечьего языка никто так и не услышал...

Но мне показалось, что Андрей-то прекрасно понимал о чем шушукаются его подопечные...