И девушки наши в серых шинелях

Галина Терешенок2
               

                Сегодня я тоже солдат,
                Мы сегодня с тобой на войне.
                У меня на груди автомат
                И букет из гранат на ремне.
                И пока не окончится бой,
                Мое нежное сердце как лед,
                Ты любить не спеши, дорогой,
                Для любви еще время придет.   

          К сожалению, для автора этих проникновенных строк  Ирины Кашириной время для любви так и не пришло. Она погибла на полях сражений Великой Отечественной войны. Как и многие другие девушки, одевшие серые солдатские шинели.  Говорят, что у войны - не женское лицо.А у войны вообще нет никакого лица. Война - это прежде всего труд. Физический и моральный, выдержать этот труд под силу далеко не каждому.Этот кровавый кошмар, когда горит всё, даже вода, когда рядом с тобой гибнут друзья, а от любимого человека приходят с другого фронта лишь скупые весточки с удивительными стихами

                Любовь нельзя пожертвовать войне,
                Итак мы слишком много потеряли.
                Есть карточка любимой у меня   
                Той, что меня, я верю, ожидает.
                Сквозь грохот битв, сквозь шквал огня
                Всё растеряв, её я сохраняю.

              Вот такие письма получала на фронте восемнадцатилетняя Зоя Легина. Ведь главное во время Великой Отечественной войны было отстоять Родину, одолеть врага. Все стремились туда, где решалась судьба Отечества.

                И не удивительно, что в мае  1942 года командир одной воинской части созвал на экстренное совещание офицеров и зачитал им директиву старшего командования. В ней требовалось приступить к  подготовке приема девушек - добровольцев, которые должны были заменить бойцов - мужчин, занимающих должности наблюдателей на постах воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также радистов и телефонистов. Эта новость ошеломила всех, но приказ есть приказ и подготовка к приему девушек была немедленно начата.

                Вскоре добровольцы прибыли. Среди них была и Легина.  Зоя Алексеевна до сих пор со слезами на глазах смотрит фильм « А зори здесь тихие»:  « Это   фильм про мою молодость».
                Ранней весной сорок второго,
                Всего в восемнадцать лет
                Я ушла от родного порога
                Страну защищать от горя и бед.

           Эти поэтические строки Зоя написала под Сталинградом, куда привела ее фронтовая дорога в составе 103 отдельного батальона  воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). И служили в нем почти одни девушки.

                Когда идем повзводно мы далекой стороной
                Шинель моя походная всегда в пути со мной.
                Она всегда как новая - надрезаны края.
                Армейская, суровая, родимая моя.
               
           И   надела солдатскую шинель наша героиня по зову сердца. 22 июня
 1941года Зоя  вместе с подругой прибежала в горком комсомола г.  Орска
 и стала проситься на фронт. Им ответили: « Вам еще нет восемнадцати. Подрастите». Но девушки были настойчивы и добились своего.

                Вспомни, как матери нас провожали
                Туда, где шли смертельные бои.
                Глаза их, полные печали
                Остановить нас уже не могли.

              Вместе с юной поэтессой на фронт отправилось 180 девушек.
 «Подстригли нас под «мальчиков», выдали шинели и отправили на учебу в город Камышанск. Когда мы туда прибыли, старшина, обходя строй, не выдержал: «И що цэ, в чортового батька, за воякы? Цэ ж  диты!» - с грустной улыбкой вспоминает Зоя Алексеевна.

                Вот так вместо слов первых признаний в любви девушки говорили:
 «Юнкерс», «Фоке  - Вульф», «Мессершмитт»,  «Хейнкель».  Они должны были усвоить конструктивные особенности всех самолетов - своих, и противника,- их силуэты: вид спереди, сзади, сбоку. Нужно было научиться различать самолёты по шуму моторов.

                Много и вполне заслуженно пишут и говорят о героях летчиках и зенитчиках, при этом часто забывая скромных тружеников войны  - бойцов ВНОСа. А ведь запоздай донесение о самолетах противника на КП части и летчики не смогут вовремя поднять самолеты и выйти на нужный воздушный рубеж для ведения боя.

                Первое боевое крещение девичий батальон получил летом 1942, когда стоял на охране железнодорожной магистрали Поворино - Сталинград,  главной транспортной артерии, питающей Сталинградский фронт. «Помню, как 1 августа почти 200 фашистских самолетов летели бомбить станцию Панфилово. Стою на посту, страшно, а уйти нельзя - надо передавать в батальон, как идет воздушный бой,  - рассказывает Зоя Алексеевна. Затем задумчиво добавляет - Наверно, хорошо, что мы сразу попали в пекло. Потом легче было».

                В июне 1943 батальон был переброшен на Брянский фронт. К тому времени девчата стали уже настоящими вносовцами и заменили мужчин на командных постах. Стали сержантами, начальникам наблюдательных пунктов, комсоргами рот, командирами взводов. С ноября 1943 года батальон вошел в состав 1 - го Белорусского фронта.

                Что только не приходилось делать девушкам в серых шинелях: рыть котлованы, «ямы подслушивания», оборудовать посты наблюдения, тянуть связь. Немало тяжелых утрат пережила Зоя - во время одного из налетов вражеской авиации погибла и ее лучшая подруга. Но в письмах домой - только уверенность в близкой победе:
               
                Врага разобьем, разобьем непременно
                Обо мне не печалься, себя береги.
                Вернусь я с победой, вернусь непременно,
                Ты только надейся и жди.

                И хотя девушки не ходили в атаку вместе с фронтовыми частями, было немало случаев, когда личный состав наблюдательного пункта вел бой с диверсантами, которые пытались завладеть средствами связи.

                Война - войной, а молодость  есть молодость. И мечтали девчонки о мирной жизни. У каждой в вещмешке лежало платье. И во время дежурств на кухне надевали плтьица и казалось им, что нет войны и они дома.

                10 мая 1945 года девушки вместе с командиром роты расписались на стенах Рейстага в Берлине. Осенью Зоя демобилизовалась и уехала на родину, где вышла замуж за бывалого воина, танкиста Федора Клименко, с которым переписывалась всю войну.

                Любовь нельзя пожертвовать войне,
                И так мы слишком много потеряли…. 

                И жили супруги Клименко в любви и согласии. Работали, растили детей. Каждый год, когда была Зоя Алексеевна помоложе, встречалась с однополчанами, где обязательно звучали стихи Юлии Друниной

                Я пальто из шинели давно
                износила,
                Подарила я дочке с пилотки
                Звезду,
                Но, коль сердце мое тебе
                нужно, Россия,    
                Ты возьми его, как в сорок
                первом году. 
               
                Сейчас у кавалера ордена « Отечественной войны» Зои Клименко здоровье уже не то, что было раньше, возраст берет своё, но она всё так же пишет стихи

                Мы вместе прошли по дорогам войны,
                По дорогам кромешного ада,
                И дружбе солдатской доныне верны.
                Верны, как у стен Сталинграда!