Патриот - это профессия. Последнее слово

Виолетта Федотова
        Вы спрашиваете что такое фенология? – Да вы просто забыли.
        Вы знали это с раннего детства, с того момента как поняли, что весна – это крепенькие и такие клейкие листочки березки, и  все зеленое, куда ни глянь,  и какие-то большие птицы, летящие высоко в небе. А лето – это бабочки, стрекозки и  козявки в поле, или в городском парке, это цветы и птички, дождик и речка. Осень – это золотые листья клена, грибы  и ягодки в корзинке и снова большие грустные птицы в небе. Зима – ну, как же? – это все белое и кружево заиндевелых веточек на  кустах во дворе, а ближе к весне – длинные сосульки с крыши. Вот и все. Наблюдайте. Записывайте календарные даты сезонных событий – и вы – фенолог. Вы – наблюдатель.
         Если взглянуть на все это посерьезнее, то настоящая фенология – это не только наблюдения, это и научное осмысление этих наблюдений. Так уж повелось, что наблюдают одни, а анализируют  результаты наблюдений  другие.
        Фенология отвечает не только на вопрос «Когда?», но и «Где?». И действительно, всякий знает, что мать-и-мачеха,  к примеру,  раньше зацветает на пригретых солнцем пригорках, а ее подружка в тенистом месте где-нибудь в городе - зацветет позже. А уж если говорить обо всех на свете мать-и-мачехах, то и подавно мы заметим разницу в датах, отмечающих это прекрасное весеннее  явление.
        О многом может рассказать нам природа. Наверное, не зря существовали народные приметы о таких сезонных явлениях, как листопад, или зацветание определенных видов растений. Теперь вопросами прогнозирования занимается  индикационная фенология, позволяющая по растениям-индикаторам определять нужное время для сезонно-зависимых работ. Как много любопытного можно было бы рассказать о сезонных, то есть фенологических  явлениях.
        Впрочем, я увлеклась – сказывается 40-летняя причастность к науке.
        Только вот, что еще скажу. Чтобы вся система «Наблюдатель-Ученый» работала слаженно, ещё в 19в. была придумана Добровольная сеть корреспондентов-фенологов, которые ежегодно присылали данные своих наблюдений в Русское Географическое общество, тогда еще Императорское. И вот что удивительно: Эта сеть добровольных соучастников науки просуществовала до наших дней.
         И только в январе 2013г. она прекратила свое существование благодаря … не буду называть имена этих людей. Они в Москве. И в Петербурге.
         
          Перебирая письма моих корреспондентов, я пришла в отчаяние, - так мучительно больно было переживать за людей, посвятивших и посвящающих свою жизнь благородному делу. Старики, учителя, агрономы, дети… Вот читайте.       

        «Золотко моё, Виолетта Георгиевна, пишет вам из села Тростняки Лукерья Макаровна. В этом годе муж у меня помер. Ужо 95 ему стукнуло. Он ранее смотрел за природой. Как помирать стал, так  все вас поминал и мне наказал. Теперь я буду смотреть. Он меня учил. Бывалочи, как за водой пошлю, так через час воду и принесет. Говорит «наблюдать надо было», все сок у березки  нашей смотрел. Сын-то наш тоже ему помогал смотреть. Как отец-то уедет в город, так ему наказывал смотреть. Токмо нет у меня бланков, что присылали. Напишите мне письмо с бланками. Буду смотреть за природой и наблюдать. Как наш батька нас учил. Уже и правнуки умеют. Шибко любят наблюдать. Будем тепереча вместе смотреть за природой.  Вы давно нам  не пишите, а грамоты  евонные я храню, уже как 25 годков он наблюдал. К вам посылал. Только никто теперича не поздравляет как ранее.. Напишите, а то я не знаю, надо ли природу нашу смотреть и наблюдать.
Фенолог Лукерья Макаровна Шитова»

     « Дорогие граждане, мне уже семь лет. Бабушка сказала, что вы наблюдаете за природой. Я тоже хочу наблюдать. Я знаю елку, березу, вербу, ромашку и много еще чего. Когда я вырасту, я буду работать агрономом. Это мне бабушка сказала. А я не хочу агрономом. Я хочу патриотом! Помогите мне наблюдать за природой как вы…
Вася Курочкин, ученик почти 2-го класса»

       «Уважаемые фенологи РГО, к Вам обращается Тимкина Мария Ивановна из Орловской области. Наши школьники много лет вели наблюдения за природой под руководством учительницы географии Р.Н. Кучеровой. Она в школе больше не работает, переехала в другой город, а мне поручили продолжать её работу. Ученики нашей школы (4-6 кл) пока записывают явления  в тетради и вывешивают свои наблюдения на стенд «Жизнь родной природы». Эта традиция в школе уже 15 лет. Со слов Р.Н.Кучеровой  я поняла что сейчас у вас какие-то трудности с пересылкой. Вы предложили воспользоваться электронной почтой, но у нас школа 7-летка, и компьютеров в школе нет, деревня далеко от райцентра  в глухомани. У некоторых в деревне компьютер есть, но нет интернета. (У нас и телевизор-то не у всех). Если бы интернет был, то все равно неудобно идти в чужой дом, да и времени у нас, деревенских, нет. Тогда пришлось бы переписывать наблюдения в компьютер.  Если так можно, перешлите нам образец бланков, а мы попробуем сделать копии в райцентре. Очень просим вас не оставить нас без внимания. Я в школе первый год работаю. Хочу, чтобы дети наблюдали со мной, помогали науке и любили природу своей Родины
С уважением
Учитель географии М.И.Тимкина»
      

      « Дорогие фенологи! Не хотел я с вами ругаться, да видно придется. Вы всегда вовремя посылали бланки в течение 35 лет, и я всегда полностью выполнял все ваши задания. А теперь вот уже пятую записнушку заполнил наблюдениями, а вы все молчите. Вы писали, что я наблюдатель хороший, грамот накопил за годы работы, а теперь, кажется,  уже стал не нужен. А вы то что? Может быть вы тоже уже не нужны нашей матушке России?  Так тогда так и напишите. Нечего стесняться.  Я для себя буду писать. Может внукам пригодится, или кто-нибудь поумнее найдется и поймет как это дело нужно для сельского хозяйства. Между прочим, наш агроном в свое время – в 50-х годах, в какой год не помню, не сеял зерно, когда все в округе сеяли. Так ему по партийке  влетело, что план не выполнил, а он все сигнала ждал – на природные явления уповал. А потом заморозки случись – и позелень-то  у всех погибла, снова сеяли, добро Родины переводили, а он в самый раз засеял, как ему природа сказала, - вот и премию ему осенью.дали за это.
        В общем, я, ваш корреспондент фенолог Игнатьев О.В. очень опечален, что вы молчите. Раньше хотя бы конверты «Фенологическое бесплатное» присылали, а теперь все на свои стариковские деньги вам пересылал, а вы ни ответа, ни привета. Слыхал, что за границей наблюдатели платные, а мы всё за любовь свою к природе работаем. Жалко ее, природу то. А вы нас, видимо,  ценить перестали. Вот и не пойму, будете ли работать со мной? А может уже и нет Географического общества – вот, что я тут удумал, все у нас как-то меняется да не в ту сторону. Пока не буду ничего вам пересылать, но наблюдать буду. Если решите написать, - напишите. А то так хранить обиду на вас и буду, пока не помру, а годков-то мне за 80. Вот и думайте».

             Хорошо, что я сохранила копии этих бесценных писем, таких трогательных, таких живых. Писем настоящих патриотов – вот таких, как их представил маленький мальчик Вася Курочкин, ученик «почти 2-го класса»,  для которого патриот – это профессия.  И он хочет стать патриотом!
            
             Какая судьба ждет этих людей? Что будет с вымирающей наукой фенологией, которая занимала свое место в длинном списке Наук о Земле, которая имеет долгую историю своего развития, связанную с Русским Географическим обществом? 
              Пуст кабинет, где  много лет мы работали. На рабочих столах остались в раскрытых папках унифицированные бланки, специально созданные когда-то для самостоятельных наблюдений, заполненные календарными датами.  И таблицы с цифрами, отражающие многолетние наблюдения, собранные нашими корреспондентами-фенологами, присланные из городов и деревень со  всей огромной территории России.
            ПРОСТИТЕ НАС, КОРРЕСПОНДЕНТЫ ЕДИНСТВЕННОЙ В МИРЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ ФЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ!