Чемпионка

Анна Ванян
    Чемпионы окружены аурой света. Я чувствовала этот свет, и он будто бы защищал их. Я не могла понять, как добиться, чтобы вокруг меня тоже был свет.  Вокруг же меня была   темнота. Как будто в земле прорывала для себя какой-то непонятный тоннель, который никуда не приводил.  Мне казалось, что  ничего  изменить невозможно.
    Чемпионы делали упражнение и не падали, они уверенно чувствовали себя на снарядах, казалось, что они ничего не боятся. Почему же вокруг меня нет света? Я залезаю на то же самое бревно, я делаю по многу раз тот же самый элемент, но я остаюсь все такой же неуверенной  и робкой гимнасткой, которая панически боится выступать на соревнованиях.
   Я наблюдала, как тренируются чемпионы.  Когда на снаряде занималась обычная гимнастка, это была просто девочка, которая повторяла  по многу раз один и этот же элемент. Когда же на снаряде работал чемпион, даже если у него что-то не получалось, мы не могли оторвать от него глаз. Отточенные движения,  суперсложные элементы, легкие почти воздушные линии каждого шага. А сама гимнастка  настолько  артистична, что напоминала таинственную одухотворенную бабочку, порхающую над снарядом.
  Способна ли обычная земная девочка когда-либо превратиться в такую прекрасную бабочку?   «Любая чемпионка – это  обычная девочка, -  улыбнется сказочная фея. -  И ты тоже сможешь стать чемпионкой, если будешь много работать, а главное верить в себя и не опускать рук». 
    В желтых купальниках мы столпились возле Натальи Александровны   и не отходим от нее ни на шаг. Мы очень любим нашего тренера. Шагая на мысочках по маленькому бревну, мы прыгаем одна за другой в поролоновую яму. Счастливые  уже только потому, что прыгнули в эту пыльную огромную яму, набитую мягким, упругим поролоном.  Выкарабкиваемся из поролона, смеемся, тормошим друг друга, как щенята. Наталья Александровна не позволяет нам разыграться, требует, чтобы мы скорее вылезали и садились на лавочку. С акробатической дорожки в яму прыгают взрослые девочки. И надо уже понимать, что гимнастический зал – это не детская площадка.   
    Гимнастический зал в сто раз лучше любой детской площадки. Мы больше нигде не найдем такой замечательной поролоновой ямы, и такой прыгучего батута!
    . Мы совершаем свои первые неуверенные шаги в спортивной гимнастике, а на балконе сидят  родители, и, наблюдают за нами. Они не думают  о медалях. Они счастливы уже просто от того, что нашли для своего ребенка такой замечательный зал и такого замечательного тренера, как Наталья Александровна.
     Для родителей и для малышей этот сказочный мир длится не долго. В спортивной гимнастике проводится жесткий отбор. Каждые полгода новички сдают нормативы. И если девочка не смогла отжаться или  подтянуться положенное число раз, не показала хорошей растяжки, ее отсеивают. Такова спортивная реальность.
    Я была сильной девочкой. На соревнованиях по ОФП я выполнила положенные мне нормативы. Но Наталья Александровна была не очень довольна моими результатами. Удивленная, она  объяснила родителям, что я выполняла упражнения  в полсилы,  и  не   показала до конца своих возможностей. Это были  мои первые соревнования по ОФП. Я помню, как волновалась. До трясучки, до озноба. На отжиманиях вдруг неожиданно остановилась, хотя совсем не устала. Подтянулась на брусьях еле-еле десять раз… А спичагов  на ковре выжала всего лишь восемь. Я заняла второе место. Родители  все равно были рады. Особенно отец. Всю дорогу восхищался, что у него такая сильная дочь.
   А мне  было невесело. Да еще   в автобусе упала к тому же, споткнулась о какую-то железную палку, ударилась губою до крови о спинку сиденья. Отец  метал гром и молнии, похожий на проснувшийся вулкан, а в такие моменты лучше было не попадаться ему под горячую руку -  досталось тогда и водителю, и всем, кто находился в автобусе…
   
    Гимнастический зал «Динамо» был оборудован  современными снарядами. Упругие маты, мостики, шведские стенки, канаты, два батута, две акробатические дорожи, бревна,  разновысокие брусья,  ковры, кольца, параллельные брусья. В этом огромном, сияющем зале искусные тренера ковали чемпионов. И юный динамовец, вставая на первую ступеньку,  с первого дня обязан был шагать наверх,  и только наверх, преодолевая трудности и препятствия на пути к победе.
     Наталья Александровна работала с малышами. Она доводила их  до третьего взрослого разряда, а потом передавала другим тренерам. Если девочка никому не подходила, ее отсеивали.
  «Наталья Александровна не может готовить чемпионов, - размышлял отец, - к сожалению, она работает только с малышами. Анюта! Ты слышала, что в зале скоро появится Аксенов! Это же тренер  Эльвиры Саади! Знаешь, кто такая Эльвира  Саади? Она была олимпийской чемпионкой  в 72 и 76 годах в командном первенстве! А сейчас Аксенов занимается с Мастепановой -  сильнейшей гимнасткой! Чемпионкой Мира! Он посмотрит на тебя и сразу поймет, какая ты сильная!» Отец мечтал, чтобы я понравились Аксенову. А я, слушая отца, конечно, тоже мечтала  об этом.
   Когда заходил Владимир Филиппович,  гимнастический зал преображался. Девочки порхали на снарядах, кружились не переставая, прыгали, кувыркались. Не одна только я мечтала понравиться Аксенову.
   Но Аксенов не обращал на нас внимание. Он работал с Мастепановой, готовил спортсменку к международному турниру «Дружба – 84».  Я украдкой наблюдала за тренировкой чемпионки.  Сосредоточенная, целеустремленная гимнастка, казалось, просчитывала и контролировала каждое свое движение. А тренер, как опытный наставник, анализировал  выполненные элементы с математической точностью, объясняя гимнастке все  ее ошибки. Тренер снимал ученицу на видеокамеру,  а затем в замедленной съемке показывал гимнастке все ее недочеты. Таким образом, гимнастка имела возможность оценить свою работу со стороны, увидеть ошибки, и главное, согласиться с тем, что их необходимо исправлять.
     На играх «Дружба- 84» Ольга Мастепанова завоевала пять золотых медалей! Она стала абсолютной чемпионкой игр. К сожалению, гимнастке не довелось принять участие в Олимпийских играх. (По политическим причинам Советский Союз байкотировал  Олимпийские игры в Лос-Анжелесе).
  После соревнований Аксенов стал присматриваться к новичкам. Он искал для себя нового ученика, наблюдал, просвечивая насквозь   каждую гимнастку, выискивая среди нас будущую чемпионку. Он искал  уверенную и артистичную девочку. И я чувствовала, что не подошла Аксенову.  Среди огромного количества гимнасток он  все-таки выбрал одну. Она была, действительно, артистична. Милая хрупкая девочка, которая почувствовала вдруг на себе огромную ответственность. Ее же выбрал сам Аксенов! Как же она старалась на тренировках! Лезла без остановки на снаряд, работала до седьмого пота, оттачивала каждый элемент. Смотрела на тренера, как на Бога! А мы, простые девочки, немного завидовали ей, конечно! Мы  же понимали, что перед нами теперь не простая гимнастка, а будущая чемпионка! Мы были уверены, что такие люди, как Аксенов никогда не ошибаются. Подобно первоклассным шахматистам, они ведут большую игру. И если  он выбрал   для себя эту девочку, значит, он, действительно, в ней  что-то разглядел.
   Я не знаю, смогла ли та девочка добиться в гимнастике высоких результатов. Но после Ольги Мастепановой, я  не слышала, чтобы ученицы Аксенова выступали на международных соревнованиях.   
      Даже опытному тренеру бывает порой не просто распознать среди огромного количества желторотых птенцов  настоящего чемпиона!