Церковь и общество пути к диалогу

Марина Балуева
Прочла книгу Сергея Чапнина «Церковь в постсоветской России: возрождение, качество веры, диалог с обществом». Автор, по его словам, сделал попытку создать «общий для всех нас образ происходящего», а также «выразить свою тревогу и надежду, связанные с будущим Православной Церкви в России».
 
Скажу сразу: с выводами автора я согласна. Я согласна с тем, что положение мирян в Русской Православной Церкви требует сегодня юридической конкретизации. Полностью согласна. Но «образ происходящего», на мой взгляд, не полон. Впрочем, материал слишком  велик и противоречив, чтобы ожидать с первой попытки точных и однозначных данных анализа. Поэтому, будучи согласна с автором в его выводах, считаю необходимым несколько дополнить «образ происходящего». На мой взгляд, автор в характеристике основных социальных групп, образующих церковь в России  сегодня, напрасно не упомянул «гламурное православие» и близко примыкающее к нему «солидное православие для солидных господ». Эта группа оказывает достаточно сильное влияние и на государственную политику, и на политику официально-церковную. Причем, не самое лучшее влияние, зачастую опошляющее. И уж совсем одиозное влияние оказывают «воцерковленные» представители спецслужб. Со свойственной им решительностью они врываются в область трансцендентного, изображая слона в посудной лавке.
 
Далее, «молчаливое большинство» или «народное православие» автором упомянуты, но не исследованы. Между тем это область интересного, возможно, неожиданного. Тут я полностью согласна с автором в необходимости исследований. Правда, кто будет проводить эти исследования? Заказчиков нет.

 Далее, о креативном классе. Сергей Чапнин говорит, что «поддержка воцерковленной части креативного класса – одна из стратегических задач Церкви» Без этого, по словам автора, не будут решены, ни миссионерские, ни связанные с образованием или общественным развитием задачи. Эта мысль представляется мне слишком по-советски или по-имперски оформленной: опять стратегия по отношению к народу, исходя из заведомой уверенности «что народу лучше». Более по-христиански звучало бы так: Церковь принимает всех, а креативный класс использует свои дарования во благо Церкви.

В заключение хотелось бы еще раз выразить солидарность с автором в его выводах и отослать всех сомневающихся в канонической возможности активности мирян в Церкви к книге АксаковаН.П. «Духа не угашайте». Чтобы не делать лишнюю работу. Там все сказано, все исследовано. Еще в начале позапрошлого века.