Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 2-16

Каменцева Нина Филипповна
Жизнь моя, как осенний листочек.
Роман

Глава 2. «Мои достижения»
Часть 16. «Ты – хрустально хрупкая женщина»

 

     1978 год. Мы встретились, как будто ничего и не случилось. В
присутствии детей никакого даже намёка, но я-то знаю, что наш раз-
рыв был длиною почти в целый год – он только видимость показы-
вал, что заботился, привозил продукты мне и студентам-дипломни-
кам в Харьков. Но никогда не предложил побыть с ним наедине хотя
бы один день в гостинице, или же неделю, как это сделали мужья
Эммы и Лили, которые приехали из Тбилиси навестить своих жён.
А кроме этого, мой отпуск, проведённый в деревне, полностью пока-
зывал, что наши семейные отношения так натянуты – вот-вот скоро
порвётся нить. Он гулял, изменял, и это было уже заметно, был же
бригадиром при большом кошельке, и что же ему не хватало – остал-
ся бы там навсегда. Наверно, всё-таки любовь. И это чувствовалось
во всех отношениях – как он относился к детям и ко мне.
     Сумку он открыл при входе, сказав, что привёз мне и девочкам
подарки – шотландские свитера. Мне стало смешно, ведь шотланд-
ский свитер я купила недавно своему сыну, и то с рук, но когда он от-
крыл сумку и я заметила чехословацкие целлофановые пакеты, мой
смех уже невозможно было остановить. Поняла – его на вокзале в
Харькове развели, как лоха. Он тоже начал смеяться, так как уже до-
гадывался, что и вправду его обдурили. Он начал рассказывать уже
сквозь слёзы и смех, как он сидел на вокзале, что к нему подошёл
человек и сказал – есть в продаже шотландские свитера, несколько
штук. Якобы у него целый тюк по несколько штук, ему подарили, и
он хочет продать. Ашот вспомнил, что я восхищалась совершенно
недавно своей покупкой, ведь в Тбилиси мало что возможно было
достать, и то с рук, и решил в качестве «отмазки» привезти хороший
подарок, который мог бы меня обрадовать. И когда в Харькове муж-
чина открывал свою сумку, чтобы показать, подбежал второй его по-
дельник, попросил у него: «Продай мне два свитера ещё, моей жене
очень понравилось». Тот отдаёт ему два свитера за 300 рублей, также
заворачивает в скомканную газету два пакета свитеров и для Ашота,
говоря: «Положи сразу в сумку, чтобы меня не застукали». Потом он
же сказал: «А может, ещё купишь два? Отдам по сто рублей за шту-
ку». Затем ещё два, по семьдесят пять, и Ашот привёз полную сумку
свитеров на пять тысяч рублей. Тут, конечно, поняли и вы, какие?!
Хлопчатобумажные, стоимостью не больше пяти рублей. Как можно
было так обмануться в его-то годы?! И это была первая ласточка не-
приятностей. Началось прямо с первого января – эта потеря денег.
Ничего другого я не ожидала – год будет не из лёгких.
    Наступил вечер. Дети уже спят. Мне же надо было с ним обсудить
детали нашей дальнейшей жизни, и что могло нас так отдалить друг
от друга, ведь мы любили как будто бы недавно, и у нас была креп-
кая семья. Он притянул меня к себе и стал целовать. Я остановила,
сказала: «Я хочу с тобой обговорить все детали нашей дальнейшей
жизни». Я поставила свой ультиматум – больше он не поедет один за
пределы Грузии и не будет искать работы, ни в России, ни на Укра-
ине. Он на всё был согласен: «Только один раз съезжу, перегоню ма-
шину и вернусь сразу же». Оставался дома один месяц, потом купил
билет и вылетел за машиной. Я подумала, что он не сдержит своё
слово. Но он сдержал, и через несколько дней Ашот приехал уже на
машине. Меня удивило это, но обрадовало. Я думала, когда он пере-
станет выезжать на Украину работать, начнётся у нас новая жизнь
– не гонка за роскошью, а любовь и спокойствие.
   Я продолжала работать. Он утром отвозил детей и делал всё так
быстро, чтобы успеть меня тоже довезти до работы. Он нас стал опе-
кать, как маленьких детей. Неужели он стал меня ревновать, ведь
такого я никогда не замечала, даже в ещё совсем молодые годы?.. По
вечерам и по утрам стал таксовать на своей машине, приносить до-
полнительный заработок в семью. Уже улетели наши все перелётные
птицы (гастарбайтеры), я так называла тех, кто на сезон выезжал
работать, а он даже не думает. Купили в Сухуми билеты и хотели
вместе повезти детей на море, ведь я с ним никогда ещё не отдыхала
нигде. Ашот спустился вниз во двор. У нас рядом в соседнем кор-
пусе был продуктовый магазин, и там же продавали сигареты. Он
туда поехал на машине, и на перекрёстке я услышала сильный удар.
Оказалось, что Ашот столкнулся с другими «Жигулями» и повредил
машину, ремонт которой обошёлся нам в большие деньги. Но не это
главное – накрылся наш совместный отдых, о котором я так мечтала.
Он остался дома, а я повезла детей опять одна в Сухумский санато-
рий. И в этот же день вечером села на поезд и возвратилась под утро
обратно. Я понимала, что пришла беда – открывай ворота, и знала,
что этим всё ещё не окончится.
      Только к приезду детей успели починить машину – на то время
всегда какой-то запчасти от машины не хватало в Тбилиси. Но я на
время устроила мужа в тубдиспансер на «Газик» – возить инженера
по технике безопасности ВСС ЗКВ железной дороги. И тут только
Ашот как бы проснулся после глубокой спячки – стал смотреть на
меня другими глазами. Как я смогла столь многого добиться за та-
кой короткий срок?! А он время, выделенное на сдачу его экзаме-
нов, потратил зря и остался здесь, в Тбилиси, не бригадиром, как он
был на Украине, а просто водителем. Конечно, это тоже профессия.
Что было бы, если не было водителей? Но его просто это коробило.
Он постоянно слышал в том кругу, где работал, про меня положи-
тельные отзывы, поэтому ему становилось всё больше не по себе.
    Он даже по-другому стал смотреть на меня. В нём проснулся вулкан
любви, который раньше где-то затаился и умолк. Но сейчас он ревёт
с новой силой, и с лавиной страсти он топит меня в ночной любви,
осыпая поцелуями. Что мне ещё надо было? Любящий муж, хороший
отец. Он выполнял все поручения детей: возил и привозил в школу,
на фигурное катание Роберта пять дней в неделю, и всех троих к ре-
петитору по музыке. Роберт в учёбе был очень самостоятельным. У
него был письменный стол с идеальной чистотой, не присущей маль-
чикам. Он никому не разрешал садиться за его письменный стол, тем
более – там поставить чашку чая или кружку с молоком. В ящиках
всё было сложено аккуратно. У девочек был один письменный стол
на двоих. Они его делили поровну. Всегда Марина занималась пер-
вой, а затем она же занималась с Лилей. Учёба у всех удавалась, но
когда Ашот был дома, Марина всегда звала его на помощь – он об-
ладал терпеньем всё подробно разъяснить... И если одно слово дочка
встречала, не понимая, то пока отец не объяснит, не читала дальше.
И можно было бы назвать год удачным, если бы не звонок утром в
воскресенье. Там был Вано и не знакомый мне человек, они сказали:
«Ашот сделал аварию на своей автомашине «Жигули» на трассе за
городом в аэропорту».
     В такой трассе, как «хайвей» (автомагистраль), был единствен-
ный переход в сорока шагах от этого места. А утром после свадьбы
возвращались люди, хорошо поддатые, и один из них, пьяный дед,
решил перейти хайвей именно здесь, ведя за руки двоих детей. Впе-
реди по первой линии шла фура, по второй грузовая машина, а по
третьей линии двигался на своей машине Ашот. Конечно, он даже
не заметил проходящих вдоль трассы пешеходов. Но дед, видно, ре-
шил сократить свой путь – перебежал после большой фуры и авто-
буса, столкнувшись с нашей машиной. Одному ребёнку помог Бог,
наверно, он рывком выпустил руку деда и перебежал, а второй сразу
же скончался на месте, деда отвезли на скорой помощи в больницу.
Приехало много милицейских машин. Люди со свадьбы напали на
водителя и стали его бить. Хорошо, милиция прибыла вовремя – мог-
ли бы там и убить Ашота, хотя он был не виновен в этой аварии. Поме-
рили тормозной путь, взяли кровь сразу же у водителя на анализ и по-
просили дохнуть в трубочку. Надели наручники и повезли в участок.
     Я сразу же переоделась, и мы вместе поехали туда. Я и Вано
встретились с адвокатом, который сказал, что вины Ашота здесь нет,
но есть смертельный случай: «Так что сами урегулируйте всё с се-
мьёй пострадавших». Он дал информацию, где найти их, и адрес.
Оказалось, они были приглашенные на свадьбу гости из армянской
деревни – там они переходили улицу, где хотели. И что зять, муж
сестры Ашота, из той же деревни родом. Всех они знали. И уже по-
ехали вести переговоры. Сыновья сказали, что ночью скончался так-
же дед (подтвердилось наличия алкоголя у деда). А дети его, хотя
и взрослые были, говорили: «Он был наш кормилец, а сейчас мы
остались одни без дохода, и нет даже средств, чтобы похоронить».
На то время мы не имели больших денег. Весь год Ашот работал, но
не заработал даже той месячной зарплаты, которую он имел ранее
на Украине.
    Каждый день к нам домой приходила родня, как бы соболезнуя,
но ничего не предпринимали. Правда, Ашота отпустили под залог
и взяли расписку о невыезде за пределы города Тбилиси. На работе
все узнали, но только качали головами. Я вынесла на продажу все
золотые украшения, чтобы иметь средства хоть немножко на суще-
ствование, потому что даже его машина была до суда арестована и
стояла у них на стоянке. Каждый день застолье у нас, но нет решения
вопроса. В это время мой главный врач поехал к своему другу в ми-
лицию и узнал, что Ашот не виноват, и лишь надо большие деньги
тем людям, которые сейчас претензии выставляют, хотят после смер-
ти своего отца обогатиться. На всё надо было 18 500 рублей. Для
сравнения – это в то время почти три машины «Жигули». Я поехала
на такси к его сестре, которая на то время была самая богатая среди
нас. Я ей сказала прямо: «Не стыдно молодого человека посадить,
твоего брата. Мне безразлично, где вы достанете деньги. Мне они
нужны, и в течение двух лет я отдам. Могу взять и под проценты. А
кто имеет и не принесёт – пускай потратят на гроб». Может, это было
сильно сказано в порыве горя. Но вечером его мать занесла 1000 ру-
блей, потом пришла его сестра, принесла 2000 рублей, и на второй
день ещё 2500 рублей, сказав, что взяла у соседей. Мне совсем было
в то время безразлично, у кого она брала. Она мне помогла – и лёд
тронулся. В деревне были похороны за наш счёт, и оставшуюся сум-
му мы передали сыновьям.
     Дело было закрыто из-за отсутствия улик. Ашот был полностью
оправдан. Год 1978 был для нас – как линия горизонта, отделяющая
нас от хорошей жизни. Я не побоялась повесить на себя долг, лишь
бы был он рядом. Он меня любил, и я тоже. Я хотела быть его женой
до конца моих дней. Он же мне давал на это большую надежду.
~*~
  Шуточная импровизация (в главной роле - сын). Раздели тебя и правда, как лоха.

      Учился сын в институте  на стационаре в городе Харькове. Я ж не "жалела" для своего дитя - квартира, деньги, машина,  всё ему...  На праздники  такой закон в семье - чтоб обязательно все были дома. Так сына ждём под Новый год... И, наконец, в дверь звенит звонок...
В руках большая сумка у отца. Раздута, как волейбольный мяч... Спросила я: «Ты грязное белье  постирать  привёз домой?» «Привёз подарки! – говорит - Шотландских свитеров вам,  для всех ! Всех размеров!!!» А я и хохотать, знала, что денег у него достаточно
осталось, но, может, на один, на два, но на несколько? Не понятно. Обиделся сынок, повесил нос.

      По одному из сумки достаёт... А сам рассказывает, что стоит, за все расходы в ресторане платит. Затем  стоит он уже в аэропорту. Второй этаж около ресторана... Довольный, поел киевских котлет, оставив чаевые на всех... А, что? За всё плачу, ещё час до посадки... Тут подбегает мужик: «Ты с Кавказа?»  Наверное, заметил, как я ел "обильно" в ресторане и в больших купюрах всё оплатил.

- А что, не видно по глазам?
- Друг, может, выручишь ты нас? У нас внизу огромный тюк с товаром, шотландских свитеров уйма там.... А денег нет перекусить... А, может, купишь что у нас?

      Меня привлекло слово "шотландских".... Вспомнил, какой был свитер у меня! Для меня с большим трудом достала Мама... И щедрость он свою проявил, и два свитера, каждый по триста, купил он для сестёр своих!!! Тут же на лестнице расплатился, и в чехословацких пакетах, целлофановых, затискали в сумку... Тут к нам подельник подбегает...

- Слушай, я вчера купил два свитера красивой расцветки, из шотландских... Продай ещё, пожалуйста, мне для семьи, к празднику Нового года....

      Так и решили, побежал тот принести. Смотрю,  несёт большой мешок. Две штуки!... Он по триста ему продал. И, обратившись снова, говорит:

- Осталось совсем уж ничего..  А может, их в подарок ты возьмешь? Уже по сто пятьдесят отдам... Возьми, дружок, будешь вспоминать!

Ну что, дурак я, взял по триста.

- А сейчас за триста – два.

И отсчитал опять крупными купюрами, а тот прилип - не хочет отступать. И предлагает на триста - уже четыре... Значит, по семьдесят пять!? Я что, дурак!?  А как не взять.?.. И подельник возвратился, сказав, что ..."точно такие жена уже купила на праздник по триста...". И он меня, как лоха, обводит вокруг пальца, а может я остаток весь по пятьдесят купил?! И я всё думаю, неужто промахнулся?...

      Опять сижу на скамеечке в аэропорту. Вижу, бабка вяжет свитер... И я к ней присаживаюсь поближе: « Вы что-нибудь понимаете в пряже?»  Она сквозь очки  на меня... Я ей кусочек свитера показал... И тут меня, как кинет в жар... Шотландские, чего ж тогда в чехословацких кульках? Сомнения убивали, два часа полета. Потом, когда меня встречали, мои сомнения развеяла только мама.

- Раздели тебя и правда, как лоха....
http://www.stihi.ru/2011/07/30/2419
 

Любовь - это то, что найдёшь в себе,
Где в мелкой частице души твоей,
Порхает мотылёк, нежится в груди.
Ты на минуточку хотя бы с ним живи...

И ты почувствуешь любовь внутри,
Ты ожила, и лучше его не найти,
Ты чувствуешь уже - не обойти...
А только согласись, где он, там ты...
http://www.stihi.ru/2013/02/07/7980


Хрусталь, какое хрупкое стекло!
Душа хрустальная осколком бьётся,
И только в жизни так зовётся,
Где бьётся - счастьем отзовётся...

Но в этой жизни всё не так оно,
Осколок душу ей стал царапать,
И медленно по капле течёт кровь,
Напишет на белом листке - любовь...

Она не так легко досталась ей.
 http://www.stihi.ru/2013/03/23/10712
 ~*~
Продолжение романа          http://www.proza.ru/2013/02/22/740
Начало главы №2              http://www.proza.ru/2012/10/20/1990
Начало романа               http://www.proza.ru/2011/03/16/208

2013

© Каменцева Нина Филипповна, 2013
Свидетельство о публикации №213022100253
 http://www.proza.ru/2013/02/21/253