Цветы с кладбища

Инга Соль
Я бы хотела рассказать одну историю произошедшую со мной в 2000 году в Финляндии.
Я работала на кладбище, это была сезонная работа, мы сажали и поливали цветы, стригли газоны, подметали дорожки и сгребали старую сухую  листву.Работали парами, у каждой пары был свой участок, который они обихаживали. Кладбище  было довольно старое, встречались захоронения конца девятнадцатого века,  это были высоченные черные каменные тумбы с обновленными золтистыми гравировками .В центре кладбища в тени вековых лип стояла старинная лютеранская  деревянная часовня, где по субботам отпевали покойных. Могилы располагались четкими рядами, обычно это были гранитные плиты , но встречались и кресты.
 Конечно я слышала раньше , что с кладбища ничего брать нельзя, но не придавала этому большого  значения. Живя в России я знала,  что люди воруют цветы с кладбищ и
 потом еще торгуют этими букетами и кто-то их покупает потом.
Вообщем я считала, что это бабкины сказки и страшилки для детей. Был солнечный майский  день, мы работали с Кирсти в паре, попалась очень старая могила сороковых годов. Она была сплошь заросши желтыми нарциссами, а нам надо было посадить бегонию.
Кирсти взяла лопату и отрубила половину куста нарциссов , так как они мешали и сказала мне , что их надо выкинуть в контейнер.


 Потом , когда работа закончилась я поехала домой на велике, проезжала мимо того контейнера нарциссы лежали сверху и я решила взять их домой и посадить на балконе.

Они сразу прижились и обильно зацвели. Мой кот почему-то не взлюбил их и пытался грызть. Прошла неделя. На работе я очень уставала, так как работали по восемь часов и спала я очень крепко.
Так вот под утро где-то в пять или пол пятого меня разбудил старческий кашель, который раздавалсь прямо надо мной, а в комнате я была одна, мои дети спали в детской. Такой крепкий сон был под утро, но я начала медленно просыпаться не внезапно, а как- то постепенно, мне подумалось, что за кашель?

Но он не повторился.
Я пошла на работу и днем на кладбище думала об этих пугающих утренних звуках.
Прошло два дня , к нам в гости приехала племянница, ей было восемнадцать лет,в Филяндию она приехала первый раз. Я постелила ей в гостиной на диване.В ту же ночь кашель раздался снова под утро и опять разбудил меня.
Я проснулась , встала , походила по квартире, но никого постороннего не было естественно и быть не могло.Мой  кот спал у балкона дети тоже спали и Наталья племянница на своем месте в гостиной. Я вернулась в свою постель и снова уснула и вдруг опять в квартире раздался хриплый старческий кашель. Я проснулась и долго ворочалась раздумывая о странных звуках.
На работе весь день думала про ночное проишествие и поглядыва я на старую могилу у куста черемухи, откуда были выкопаны те нарциссы. Когда я  пришла домой с работы,  спросила у Натальи слышала ли она что-нибудь ночью. Она сказала да,  какой- то старик ходил и кашлял по комнате, шаркал ногами, она была вся мокрая от ужаса, но его она не видела , слышала только звук его голоса и шарканье.
 Я ей сразу все рассказала про цветы и мы тут-же взяли их, сунули в пакет вместе с землей и мигом поехали на велосипедах  на кладбище. Я сразу нашла ту старую могилу под кустом  со старой серой гранитной плитой и стершимися  буквами. Какое - же было наше удивление - ведь там была женщина и она умерла после войны, а в квартире кашлял мужик или дед.
Этим же вечером Наталья уехала, а через пару дней церковь устроила пикник для русских с выездом на природу чаепитием и сауной.
В сауне я встретила свою старую  знакомую  Хельми.

Она спросила меня, знаю-ли я о том, что мой сосед снизу Сампо умер.Я ответила,что нет.Потом она сообщила , что он умер не дома,а в больнице, я ей сразу назвала тот день, когда он пришел первый раз и она подтвердила, что это была именно та ночь.
Наконец я поняла, кто у меня был тем ночным гостем.Мой сосед снизу, дедушка  под девяносто  лет, с белой бородой и длинными седыми волосами. Он был точной  копией карельского народного героя старого мудрого Вяйнемейнена из Калевалы,  кантелист, собиратель и исполнитель древних рун. Как позже я узнала был довольно таки известным человеком в Суоми.
Когда мы ехали обратно, я оказалась в машине с лютеранским попом, симпатичным  синеглазым мужчиной лет сорока.По дороге я все рассказала ему, он был очень удивлен и слегка шокирован услышанным. Он сообщил мне, что подобных случаев в его практике еще не было.
Потом он поднялся ко мне в квартиру и молился, что-бы Сампо меня больше не беспокоил, он больше не приходил.
Впоследствии я не раз размышляла об этом мистическом случае и не могла понять каким образом те цветы были связаны со смертью соседа или это было всего лишь совпадением коих немало в нашей  удивительной жизни или тайной, которую нам никогда живущим в этои мире не разгадать.
Так попав на работу на финское кладбище я первый раз в своей жизни столкнулась с неведомым, с   кусочком того непознанного, что пока для нас за гранью понимания.