Преславная виктория

Роберт Качев
                300-летию Полтавского сражения посвящается


                «...А о Петре ведали бы известно,
                что ему житие свое недорого, только
                бы жила Россия и российское благочестие,
                слава и благосостояние».
                Пётр I

     Когда в 1707 году шведы начали поход на Москву, Западная Европа не сомневалась в быстрой победе скандинавов. Никто не подозревал, что судьба двух европейских стран — России и Швеции решится в окрестностях маленького украинского городка Полтавы. Шведская армия считалась сильнейшей в Европе. Веру в удачу Карла XII укрепляли десятки его победоносных сражений в войне с датчанами, саксонцами, поляками и русскими.
 
    Северную войну Россия начала в 1700 г. за возвращение захваченных Швецией в начале семнадцатого века исконно русских земель и за выход к Балтийскому морю. Русская армия, осадившая крепость Нарву, была неожиданно атакована шведами и, несмотря на трёхкратное численное превосходство, потерпела тяжёлое поражение, потеряв 8 тысяч человек и почти всю артиллерию. Однако Пётр I энергичными мерами восстановил армию. Были сформированы новые полки, орудия отливали из церковных и монастырских колоколов — вдвое больше, чем было потеряно под Нарвой. Уже через год, в декабре 1701 г., драгунские полки Б.П. Шереметева одержали первую крупную победу над шведским корпусом при Эрестфере. В 1701 — 1704 гг. русские войска нанесли шведам ещё несколько поражений в Прибалтике, овладели крепостями Нотебург, Ниеншанц, Дерпт, Нарва. Став твёрдой ногой в устье Невы, Пётр I решил перенести войну в Польшу. В 1706 г. А.Д. Меншиков нанёс поражение шведским войскам под Калишем. Но ещё за месяц до этой победы союзник России саксонский курфюрст (он же польский король) Август II тайно заключил с Карлом XII сепаратный мир, отказавшись от союза с Россией. Отныне у шведского короля оставался лишь один противник, и вся тяжесть борьбы обрушилась на одну Россию. Сознавая те бедствия, которые придётся испытать России от неизбежного теперь нашествия, Пётр I пытался предложить Карлу XII мир, оговаривая для себя лишь сохранение Петербурга - «окна в Европу» и соглашаясь отдать все остальные свои завоевания. Однако Карл, считая это следствием боязни, предъявил самые унизительные условия, на которые Пётр I не мог, конечно, согласиться.

    Осенью 1707 г. Карл XII с 35-тысячной армией выступил в поход на Москву. Двигаясь к русской границе в направлении Могилёва, шведы нанесли поражение войскам генерала А.И. Репнина при Головчине. Но это была последняя крупная победа Карла XII. Вскоре шведы столкнулись с упорным сопротивлением русских войск, которые нанесли ряд ударов по передовым отрядам противника. Дальнейшее наступление на Смоленск грозило большими потерями. Тактика, избранная Петром I, сводилась к уничтожению всех жизненных запасов на пути движения неприятеля, разрушению коммуникаций и постоянным набегам кавалерии на его тылы и фланги.

    Карл XII, испытывая трудности с обеспечением войск и не дождавшись в Могилёве шедшего из Риги с большим обозом продовольствия и боеприпасов (8 тысяч повозок) шведского корпуса генерала А. Л. Левенгаупта, принял решение отказаться от наступления на Смоленск и повернул на Украину, надеясь на выступление Турции и крымского хана против России, а также на поддержку гетмана Мазепы.
    Гетман Левобережной Украины И.С. Мазепа пользовался безграничным доверием Петра I, одним из первых был награждён высшим российским орденом Св. Андрея Первозванного, он был крупнейшим землевладельцем Украины, которому принадлежали более 100 тысяч крестьян на Украине и свыше 20 тысяч крепостных в России. Мазепа уже давно вступил в тайный сговор со шведами. Изменник обещал Карлу XII большие запасы продовольствия, оружия и боеприпасов и, кроме того, выставить в помощь шведам 50 тысяч украинских казаков.

    28 сентября (9 октября) 1708 г. юго-восточнее г. Могилёва у деревни Лесная «летучий корпус» русских войск под командованием Петра I разбил двигавшийся на соединение с главными силами шведов корпус генерала Левенгаупта. Ночью, бросив артиллерию и обоз и посадив остатки пехоты на обозных лошадей, шведы отступили. Пётр I  назвал победу при Лесной «матерью Полтавской баталии». Это была первая крупная победа русских войск над первоклассной регулярной шведской армией. Она сыграла большую роль в укреплении морального духа русской армии, показала выдающиеся полководческие качества Петра I. Сражение оказало серьёзное влияние на дальнейший ход войны. Разгром корпуса Левенгаупта лишил Карла XII необходимых ему подкреплений, продовольствия и боеприпасов, сорвал его план похода на Москву.

    На Украине шведского короля ждали новые разочарования. Гетман Мазепа, уже открыто перешедший на сторону шведов, вместо обещанных 50 тысяч казаков привёл с собой не более трёх тысяч. Шведы двигались в г. Батурин, где находилась резиденция гетмана, но, опередив их, Меншиков штурмом взял Батурин, уничтожив все запасы, на которые надеялись шведы, и вывезя из города около 300 пушек.
    Положение шведов стало критическим. Армия их уменьшилась, боевые припасы иссякали, надежды на восстание в Малороссии (обещанное Мазепой) не удались, Турция всё не решалась объявить войну России. Послушавшись совета Мазепы, Карл XII принял решение осадить Полтаву, где, по утверждению гетмана, находились большие запасы продовольствия и снаряжения. Король надеялся этим заставить Петра I поспешить на выручку гарнизона и принять битву. Попытки взять Полтаву с ходу не удались, началась осада, длившаяся 63 дня. Гарнизон города (около 7 тысяч человек, из них треть составляли вооружённые горожане) во главе с комендантом полковником А.С. Келиным успешно отбил несколько штурмов, в которых шведы потеряли примерно пятую часть своей армии. Силы осаждённых всё же слабели, и на военном совете Пётр I принял решение дать генеральное сражение.

    Главные силы русской армии (42 тысячи человек, 72 орудия) перешли на правый берег реки Ворскла. 25 июня (6 июля) 1709 г. Пётр I расположил армию на позиции у деревни Яковцы (в 5 километрах севернее Полтавы), разместив её в укреплённом  лагере. Зная по опыту предыдущих сражений, что противник будет стремиться разбить русские войска сквозной атакой холодным оружием, Пётр отвёл главную роль в предстоящей битве артиллерии. Именно  она должна была обескровить и деморализовать армию скандинавов. Орудия установили со всех сторон, перекрывая и дублируя абсолютно все участки и подступы, не допуская непростреливаемого пространства. Главная заслуга в этом принадлежала генералу Я.В. Брюсу, чей талант и точный расчёт помогли артиллерии сыграть исключительную роль. Поле перед лагерем было укреплено десятью редутами, находящимися на расстоянии ружейного выстрела друг от друга. За редутами расположилась кавалерия под командованием Меншикова. Замысел Петра состоял в том, чтобы измотать и ослабить шведов в бою на линии редутов, а затем разбить их в открытом бою.

    Ещё за десять дней до сражения Карл XII был ранен в ногу. Рана оказалась серьёзной, и всё это время короля носили на специальных носилках, что производило тяжёлое впечатление на шведских солдат, веривших в неуязвимость своего короля. Высший командный состав шведов был буквально парализован тяжёлым ранением Карла. Возможно, этим объясняются допущенные опытными шведскими генералами грубейшие ошибки — недооценка сил русской армии и недостаточная разведка поля боя, которые дорого обошлись королевской армии.

    27 июня (8 июля) в 2 часа ночи шведские войска (около 20 тысяч человек) под командованием фельдмаршала Реншильда двинулись к русским позициям. Не желая сковывать маневренность своей армии, король взял на поле боя только 4 пушки, рассчитывая на быстроту и внезапность атаки. Но внезапная атака не удалась, так как шведские колонны попали под перекрёстный огонь из редутов и были остановлены конницей Меншикова. Теперь шведы были вынуждены или штурмовать редуты, или прорываться между ними под огнём русских. Им удалось захватить только два редута. Меншиков просил подкрепления, но Пётр I, придерживаясь замысла сражения, приказал ему отойти. В шестом часу шведы, наступая за отходившей русской конницей, попали своим правым флангом под сильный ружейный и пушечный огонь из русского укреплённого лагеря, понесли большие потери и в панике отошли. В это же время правофланговая шведская колонна, отрезанная в ходе боя от главных сил, по приказу Петра была уничтожена конницей Меншикова в Полтавском лесу. Около 6 часов утра Пётр построил армию впереди лагеря в 2 линии, расположив в центре пехоту под командованием Шереметева, на флангах — конницу Боура и Меншикова, в первой линии пехоты развернулась артиллерия под командованием Брюса. Шведская армия построилась против русской также в линейном боевом порядке. В 9 часов шведы пошли в наступление. Встреченные сильным огнём русской артиллерии, они ринулись в штыковую атаку. В ожесточённой рукопашной схватке шведы прорвали центр первой линии русских. Но Пётр, наблюдавший за ходом битвы, лично возглавил контратаку батальона Новгородского полка и отбросил шведов. Во время этой схватки в царя попали три пули, но он оставался невредим. Одна пробила шляпу, вторая попала в седло, а третья — в нательный крест. Вскоре русская пехота стала теснить противника, а конница охватывать его фланги. К 11 часам шведы начали отход, превратившийся в паническое бегство.
    Около трёх тысяч шведов с фельдмаршалом Реншильдом и первым министром Карла XII графом Пипером сдались в плен, остальные бежали к Днепру.
    Вступив после боя в Полтаву, Пётр I снял шляпу перед комендантом Келиным в знак признания его заслуг в героической защите города.

    30 июня (11 июля) 1709 г. у села Переволочна на левом берегу Днепра деморализованные остатки разбитой шведской армии под командованием Левенгаупта без боя сдались отряду русской кавалерии генерала Меншикова. Только двум тысячам шведов и казаков во главе с Карлом XII и предателем Мазепой удалось переправиться через Днепр и бежать в турецкую крепость Бендеры.
    Шведы потеряли 9234 человека убитыми и 18746 пленными, всю артиллерию и обоз. Потери русских - 1345 убитых и 3290 раненых.
    Полтавское сражение предопределило победоносный исход длительной Северной войны и подняло международный авторитет России. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна.

                Р. Качев

Иллюстрация из интернета.

14.07.2009 г.