Типажи московского метро

Феликс Эльдемуров
Это те, с кем мы сталкиваемся, волею-неволею и не только в метро, но и вообще на улицах и в помещениях крупных городов, например:

  – человек, который одновременно идёт во все стороны. Очень распространенный тип. Главное отличие: его невозможно обойти ни справа, ни слева; телепатически реагируя на любое ваше движение, он самым невероятным образом всякий раз оказывается на вашем пути.

  – человек, который желает пройти вас насквозь. Сходен с предыдущим. Целеустремлен. Бывает очень недоволен, когда вы не уступаете ему дороги, в особенности если вы двигаетесь в общем потоке, а ему позарез необходимо пройти поперек. Вариант: человек перебегающий. Туда-сюда, туда-сюда.

  – торопыга, он же медлитель. Дышит возмущенно вам в затылок, его лицо выражает недовольство тем, что вы движетесь столь медленно, в то время как ему явно хотелось бы побыстрее. Но… попробуйте пропустить его вперед! Он сразу же сменит свои движения на плавные и неторопливые и поплетется впереди вас этак медленно рассекая воздух. И будет очень возмущен, ежели вы, в свою очередь, постараетесь его обогнать.

  – болломуд или мальчик с больными яйками. Присаживается на скамейку вагона широко расставив ноги и занимая по три места для сиденья зараз. До сих пор никому не известно зачем он так делает: боится помять свои джинсы? или у него действительно кое-что там побаливает? Или же он попросту самоутверждается? Странный способ…

   –  он же, летом, человек в шортах. Преимущественно мужского пола. Предпочитает рассесться на скамейке, широко расставив ноги. Присутствующие могут всецело насладиться изумительным запахом его потного и ароматизирующего на весь вагон «хозяйства».

  – человек прилипчивый. Он достает вас всюду, лишь бы к вам прижаться. Причина непонятна. Либо он привык к сельским особенностям транспорта, где царит непреходящая давка. Либо вы для него весьма привлекательны и он желает познакомиться ближе; да только почему-то помалкивает. Он может быть и другого пола, и того же, что и вы. Так или иначе, он достанет вас всюду, даже если вы находитесь в другом конце вагона.

  – "старый коммунист", он же несгибаемый. Он известен всем и обладает многими лицами. Наиболее распространен типаж из песенки «как мы штурмом брали, как плечом толкали, как мы успевали раньше всех». У него седые виски, долженствующие знаменовать, что таких, как все остальные, «он в  41-м к стенке ставил»; хотя и родился вряд ли ранее  50-го. Очень болезненно реагирует, когда ему осмеливаются заметить, что, мол, не фашисты тут перед тобой.  Менее, но тоже достаточно часто распространена разновидность, чутко реагирующая на национальные вопросы. Заведись где в углу вагона или перрона заварушка, в которой особи, кричащие «Москва для москвичей!» обступают какого-нибудь растерянного пришельца с Кавказа или Таджикистана, он тут как тут, чтобы начать выяснять «и чего они сюда понаехали».

  – утрамбовщик или толкатель. Напоминает предыдущего, но помоложе возрастом и кулаками. Обычен в часы пик. Выбирает момент пока основная часть публики уже вместилась в вагон и лихо трамбует ее сзади.

  – человек затычки или задумчивый. Обычно женщина, но подчас попадаются особи явно нетрадиционной ориентации. Обычно, в одиночку или в компании таких же типажей застывают в проходе и очень возмущаются, когда на них натыкаются и мешают вести между собой спокойную задушевную беседу.

  – пингвин. Габаритных размеров особа в длинном пальто и двумя сумками по бокам. Передвигается короткими шажками, с одышкой и беспомощным взглядом в отупевших от суеты и забот, свинцового цвета очах.

   – усидчивый. Что бы ни случилось, кто бы ни находился возле – безмятежным и счастливым взором просто смотрит перед собой, всем своим видом выражая простую мысль о том, что он свято прощает всем, кто пытается его осудить или привлечь его внимание к какой-нибудь старушке или дамочке с ребенком.

   – спящий. То ли он после дневной, то ли после ночной смены? Имеет привычку резко срываться с места и, расталкивая остальных, прорываться к дверям за секунду-другую перед их закрытием.

   – кричащий и бросающий. Обычен на эскалаторе. Убежден, что брошенным им предметом никого не заденет и, тем более, не проломит голову. Радостно кричит, свистит и воет, полагая, что это естественное поведение в коллективе соплеменников.

   – прыгун. Это на входе в метро, все их видели, объяснять не надо. Неужели в Москве так много народу, которые не наскребут денег на проезд? Или это превратилось в вид спорта? Непонятно.

   – машинист-лесоповальщик. Привык бревна возить. При его манипуляциях с двигателем и тормозом все пассажиры одновременно то бросаются в хвост вагона, а то и в его начало. Вообще-то, полезные манипуляции, которые вынуждают людей извиняться друг перед другом и тем возвышаться в собственных глазах.

   – попрошайка. Весьма скорбная личность, с обязательной картонкой и, начертанной фломастером, одним и тем же почерком по всей Москве, всем известной надписью. Мы все им что-то должны, зато они не должны никому. Время от времени уклоняется от всех, болтая по мобильнику с работодателем.

   – миллиционерик. Или поллюционерик. Его узнать легко: цыплячья шейка, шинелька не по росту, взгляд испуганный. Обычно блуждают строенным, шатающимся рядом, не зная чем себя занять и старательно уходя и уклоняясь от малейших ЧП, тем более от «агрессивно настроенных групп граждан».

   – бомж. Очень спокойный и последовательный человек. Под вечер выбирает в вагоне скамеечку, снимает ботинки и тихо-мирно, поджимая ножки, уезжает в парк ночевать…

   – впереди уверенно перед вами заступающий. Всегда следит, в каком именно отрезке платформы вы ожидаете поезд. Он вам хорошо знаком. Это он занимает очередь за вами в магазине или в билетной кассе, всякий раз становясь не просто сзади, а этак сбоку и чуть-чуть впереди.

   – целеустремленный. Его счастливый взгляд устремлен вперед и вверх. Он не наблюдает вокруг никого и ничего из суетного мира. На его физиономии крупными буквами нарисовано вдохновение, побуждающее его к непрерывному полету только вперед, к заветной цели, через тернии (то есть, нас с вами) к звездам.

   – разговорчивый. Очень приятная и внушающая доверие личность, радостно присаживающаяся рядом и загружающая вам по полной программе своими речами о политике правительства, а также яркими воспоминаниями о том, как она в советское время вкалывала в бухгалтерии московского хлебозавода номер пять. Если вы в этот момент устроились подремать, послушать музыку, почитать газету, забудьте и почитайте счастьем, что вас ожидает весьма приятное времяпровождение с удивительным человеком.

   – оратор. Сходен с предыдущим субъектом, только в его невольных собеседниках оказывается весь вагон, а во время ожидания поезда – эскалатор и вся платформа метро. Отличим по громкому голосу и четкой жизненной позиции, которую он неустанно проповедует человечеству.

   – человек пристально глядящий. Обычно грустен, на его лице явственно написаны разочарование в жизни и потеря веры в человечество. Холодным, потускневшим взором он, не смыкая глаз, следит за каждым вашим движением. В ответ вам хочется помахать рукой, похлопать в ладоши, однако, смею вас уверить, его реакция сведется лишь к тому, что его взгляд станет еще более осуждающим… А может, его просто пристрелить, чтоб не мучился, а?

   – по эскалатору вверх бегущий, он же «альпинист». Казалось бы, какая разница, доберешься ты до конца эскалатора за три минуты или за три минуты и пять секунд? Расталкивая при этом своих невольных попутчиков?.. Вообще-то, еще лет так    назад вверх никто не бегал. Как и не становился в исключительно правый ряд при подъеме. Возможно, где-то на земле существует цивилизация альпинистов, которая и занесла в Москву эту интересную моду.

   – тот, кто желает занять ваше место. Очень мил, ненавязчив, эластичен, дипломатичен, легко помещается в кармане вашей верхней одежды. Такому так и хочется предложить: а у меня еще место на шее осталось!

   – замирающий при входе в вагон. А куда ему спешить? Он уже в вагоне и очень обижается, когда его начинают подталкивать сзади те, кому, в принципе, тоже хотелось бы в вагоне оказаться.

   – монумент (в особенности, с сумками). Близок предыдущему. Обычен при вокзалах. Войдя в вагон, тут же останавливается посередине, швыряет свои баулы  и… «и стоит сотни лет!», невзирая на то, что кому-то мешает.

   – ловкий и сообразительный («хитрый китайский мальчик»). Компанейский парень. И сам впереди всех проскользнет и, присев, ладошки по сторонам расставит – для приятелей, дескать: занято!

  – опирающийся задом на поручень при входе. Этот особенно велик и многозначителен. Когда-то поручень снабжали чем-то вроде подушки, ныне этого не делают. Посему объемистая задница, что нависает над вашим лицом и норовит присесть на плечико – это обычный момент для сидящего ближе к выходу.

   – любитель родео на приступочке. Он же тормоз. Считает, что усидит на гладкой приступочке во время торможения и набора скорости поездом. Отличается обычно разбитым и неоднократно носом.

   – дама с хвостом. Становится спиной к вам и начинает вертеть головой, туда-сюда, туда-сюда, не особенно придавая значения тому, что постоянно задевает вас по лицу отдельными выступающими частями своей прически.

   – бабушка с сумкой на колёсиках. Причем, сумка (и кто в ней только сидит?) обладает, очевидно, своим разумом, волей и желанием. В особенности, когда наезжает на носки ваших и не только ваших ботинок.

   – засыпающий на вашем плече. Мирное, миролюбивое и доверчивое существо, любимое дело которого – присесть рядышком и прикорнуть на вашем плечике. Дескать, ну что вам стоит, поможите заснуть человеку. В ответ на замечания очень много извиняется, после чего всё повторяется сначала.

   – аккуратный – с сумкой на соседнем сиденьи. А еще лучше, с двумя сумками, справа и слева. На пол их он, естественно, никогда не поставит, поскольку запачкаются. Всем своим видом, раскинув руки, даёт остальным пассажирам урок самоутвержденья.

   – осторожный или от вас отсаживающийся. И чем вы его так испугали?

А вообще, существуют еще:  продавец, музыкант, «корейские демонстранты» (те, что ходят исключительно рядами), заблудившиеся  («Эт куда это я иду???») и многая, и многая прочая…