Неправильный мужчина 3

Виталий Овчинников
 НЕСТАНДАРТНЫЕ ПОСТУПКИ

«На стандартные жизненные ситуации мы отвечаем такими же стандартными своими поступками, предсказать которые совсем несложно.  Но на нестандартные жизненные ситуации мы отвечаем нестандартно,  в меру своих морально этических норм и правил»
       Народная мудрость.


                Прилетел я домой где-то в середине июля. Вызов в институт у меня был уже  в кармане, к вступительным экзаменам я готовился основательно, да и моя  прежняя школьная подготовка  давала о себе знать, поэтому чувствовал я себя довольно уверенно.  Времени до начала приемных экзаменов у меня было  больше, чем  достаточно, и я решил немного задержаться дома.   На недельку. Все таки дома я не был целых пять лет. Поэтому на другой день, после завтрака я поехал в аэропорт в  предварительную кассу   за билетами.  Люблю делать все заранее, а не в последний день.
                В те времена народу по Союзу ездило много.  И поездами, и самолетами, и пароходами.   Дешевизна билетов поражала. Но тогда мы об этом не знали. Это уже потом, когда транспорт  в  стране стал частным, мы за голову схватились от цен на билеты. А тогда все было и казалось нормальным.  Поэтому  километровые очереди в кассы  предварительной продажи билетов  не поражали и  считались вполне  естественными. 
                Поэтому я спокойно занял очередь в кассу и приготовился к долгому стоянию.  Так оно и вышло. Где-то часа через три я взял билет на один из Московских  рейсов  самолетом  Ту-154  на нужный мне день  и спокойно отправился к выходу из  здания аэропорта. И здесь я увидел парня, сидящего на скамейке недалеко от двери. Вид у него был такой, что я остановился около него. Вы видели когда-нибудь мертвого человека в живой оболочке? Внешне человек еще живой, но внутренне его уже нет. Внутренне он умер.  Полностью и окончательно мертвый и потерянный  для себя человек.
                Несмотря на свою внешнюю  общительность и организованность, я был в жизни очень неуверенным в себе парнем. Поэтому я делал все, буквально из кожи лез, чтобы побороть эту свою природную стеснительность. И порой лез сознательно туда, где мне не надо было бы  быть в данный момент и где меня ждали одни лишь проблемы.  Так и здесь.
                Вместо того. чтобы пройти мимо этого парня и заняться своими делами,  я сел около него, расстегнул свою спортивную сумку и начал копаться внутри нее, как бы ища чего. Парень на меня внимания не обратил. Тогда я повернулся к нему и спросил:
              -- Извините, у вас закурить не найдется. Забыл взять из дома  сигареты.
                Он повернулся ко мне:
             -- Что? Вы что-то сказали?
                Я повторил:
              -- У вас закурить не найдется?
               Он недоуменно посмотрел на меня, соображая о чем идет речь, потом сказал:
            -- Да, да, конечно есть. Возьмите.
               К этому времен я уже курил.  Во всю курил. И закурил я как-то незаметно, словно   невзначай. У нас в экспедиции курили все. Поэтому в избушке, где жили буровики и где жил я,  дым всегда стоял коромыслом.  Хоть топор вешай. Курили все и по многу. Курение было одним из форм отдыха человека. А отдыхать всегда хотелось комфортно. Либо сидя за столом, либо лежа на койке. Но никак не на улице.
                Выходить на улицу подышать свежим воздухом я еще поначалу  пытался, но потом перестал. И дышал воздухом курильщика вместе со всеми курящими несколько лет.  То есть, привыкал к курению и уже  почти что  курил.
                И когда во время одной  коллективной выпивки по случаю дня рождения нашего начальника, когда он поставил нам, живущим в тайге далеко от всего мира, целых две бутылки спирта,  я основательно «закосел» от  этого, выпитого мною в большом количестве  и  впервые в жизни  спирта,  и  по пьянке закурил, то мне плохо не стало. Мой организм уже привык к постоянному потреблению сигаретного никотина в виде табачного дыма  и принял выкуренную мной сигарету спокойно. Мне зааплодировали все присутствующие  и торжественно приняли в лоно курильщиков, для чего  налили мне целых пол стакана   неразведенного спирта. Я залпом выпил этот спирт, залил обожженное  горло водой,  после чего лихо закурил протянутую услужливыми  руками  моих коллег и вроде бы друзей  сигарету  и вскоре  отключился.
                Нам  почему-то всегда хочется, чтобы тем неблаговидным делом, которым мы сами  по каким-то причинам занимаемся, занимались бы  и другие. Если я курю, то пусть курят  и другие. Если я пью, то пусть пьют и другие. Если мне жена изменила, то я соблазню жену друга.  И от сознания  того, что я  делаю  другим плохо,  мне самому становится лучше. Точнее, как бы лучше.
                С тех пор я курю. Курю постоянно. Не много, всего лишь пачку в день, но курю. Курю, в основном болгарские сигареты с фильтром. «Пегас», «Родопи», «Стюардеса», «Опал», а и из наших, конечно же, «Ява».  Самые популярные сигареты моей юности. Ими геологов  в основном-то и снабжали. А так, по жизни,   курили обычно,  какие есть, какие достанешь, какие купишь, какие  придется. Вплоть до махорки, когда ничего курить не было. Особенно славилась среди геологов «моршанская» махорка в прямоугольных упаковках грязно коричневого цвета. Если в ее пачку положить кусочек сырого картофеля и выдержать сутки, то цигарка из нее была очень даже ничего!
                Мы вышли с парнем на улицу к площади  перед аэропортом и закурили. Есть одна особенность процесса совместного курения – курево  внешне как-то сближает курильщиков  и располагает их к откровенности.  Поэтому курить и разговаривать  - это основа основ взаимного  общения курильщиков. Если при курении не общаться ни с кем, то удовольствие от курева наполовину снижается. Как кто-то сказал. что в темноте, когда не видишь выдыхаемого изо рота дыма, желание курить пропадает мгновенно.
           Может быть, может быть. Не знаю. Здесь для кого как. Но мне лично, в моей жизни   приходилось курить в абсолютнейшей темноте на глубине полтораста метров под землей и желание курить в кромешной темноте глубоко под землей у меня тогда не пропадало.
              Я затянулся, выпустил изо рта дым кольцами, а у меня это хорошо получалось,  и спросил:
             -- Тебя как зовут? Меня Виталий.
            -- Меня  Николай, -  ответил он
                И мы пожали друг другу руки. И здесь я спросил его напрямую,  без обиняков. Ведь мы были уже знакомы.:
             -- Что с тобой случилось? На тебе лица нет.
               История оказалась обычной, банальнейшей до жути  и  типично транспортной историей тех времен.    Парень ехал из Бодайбо, являющегося  в те времена   одним из центров  процветающей тогдашней  Сибирской золотодобывающей промышленности, и  расположенного  в Северо-Восточной части Иркутской области.  Ехал парень    по телеграмме о смерти отца, живущего в одной из деревень Рязанской области.   По таким документам билеты на проезд тогда давали вне очереди.
                Но кто у нас кого и когда пустит вне очереди, если сам стоишь в этой чертовой очереди  черт те знает сколько и нервы у тебя напряжены до предела от этого сверхдолгого стояния. Конечно же никто и конечно же никого. Даже, если вроде бы и пускают, потому что парню по закону надо, но все равно с места никто  не сдвинется. Тебе надо, ты и лезь. Я то здесь причем?
                И парень полез к кассе, раздвигая и расталкивая стоящих в очереди. Пока лез до кассы, у него вытащили из кармана куртки  бумажник с деньгами. Сунулся в кассу, а бумажника в кармане нет. Хорошо, что паспорт отдельно от бумажника в кармане пиджака лежал. А то бы  и документов у него не оказалось.
               И что ему теперь делать?  Что предпринять? В городе у него знакомых никого. Денег у него теперь ни копейки. И что дальше? А дальше – хоть кричи, хоть  вешайся, хоть в Ангару бросайся  со  знаменитого  Иркутского моста – ни что не поможет!.
            -- Сколько денег-то было?  - спроси я.
            -- Да около пятнадцати тысяч, -  Парень выругался и махнул  рукой, -   Да дело здесь не в  этих деньгах. Ч-черт с ними, с этими деньгами!  Хотя конечно же их жалко. Деньги-то я заработаю. И зарабатываю трудно.  Я экскаваторщик. Заработки у нас на прииске  нормальные.  В России (так тогда  Сибиряки называли Европейскую часть России)  такими даже  и не пахнет. Но вот сейчас-то мне что делать – вот чего я не знаю?!
               К деньгам я всегда относился спокойно, если не сказать, что пренебрежительно.  Я к ним относился, как к простым бумажкам, на которые можно что-то купить.  И все, не больше! А покупать  мне     тогда  многого не надо было. Только то, что сейчас, в данную минуту  необходимо для жизни. Я был типичным Советским человеком, живущим одним днем. Я знал, что следующий день прожить достойно мне позволит государство.   
                Однако я еще был  Сибиряком по натуре, поэтому у меня не было той вожделенности и того святого благоговения перед этими красивым  государственным   бумажкам,   которое  так свойственно многим нынешним бизнесменам, всерьез считающим, что  с их  помощью  в жизни  действительно можно купить  все,  вплоть до любви и счастья.
                Нет, деньги для меня были лишь деньгами и ни чем больше. За пять лет работы в Якутии я ни разу не брал свою зарплату. Зачем она в тайге? Все мои  деньги   переводилось на мой счет в  центральную сберкассу города Якутска. Когда я бывал  в Якутске, я снимал со счета сотню, другую на мелкие расходы и все. Больше мне деньги не были нужны совсем. И так нормально нам жилось!  А перед поездкой домой я снял со своего счета пятнадцать тысяч на дорогу,  и на все остальное.  Снял наличными. И у меня  там еще осталось что-то около пяти тысяч рублей.
                Короче, денег на момент моего приезда домой  у меня было много.  Две три Волги мог бы спокойно купить. Но к машинам у меня особой тяги не было, поэтому с машинами я связываться не стал. Хотя многие из  работников экспедиции записывались в льготную для геологов очередь на машины.  Дома я родителям хотел дать пару тысяч на всякий случай, но отец встал в позу и не принял от меня ничего. Но маме я отдал  три  тысячи на всякий случай,  на мелкие или крупные  непредвиденные расходы. И мама, мудрая женщина, их взяла.
                С собой в аэропорт я взял пять тысяч. Зачем так много, я и сам не знал. Просто взял пачку денег в банковской упаковке из своей сумки. Сколько их в пачке было, столько и получилось. А там было целых пять тысяч.  Билет на Москву стоил  всего 85 рублей. Так что денег у меня с собой в кармане было много.  Очень  много по тем временам. Никто вокруг и не догадывался, что у этого простоватого молодого парня в выцветшей зеленой геологической штормовке в кармане столько денег.
                Пока я разговаривал с парнем, у меня возникла в голове простая до жути мысль. И я сказал ему:
               -- Слушай, Николай, я только вчера прилетел сюда из Якутска. Родители у меня здесь живут. В Якутии я работал в геологоразведке на буровой.  Мастером. Деньги у меня есть. Я могу тебе дать на поездку. Для меня это не проблема. Взаймы конечно. Потом, когда деньги у тебя появятся, вышлешь на адрес родителей.
               -- Да, ты что-о-о, Виталий? – Вскрикнул он и буквально отшатнулся от меня, - Как можно?! Ты же меня не знаешь совсем!
                -- Ну и что, что не знаю? – сказал я – Ты  сибиряк, я сибиряк. А сибиряки обязаны помогать друг другу. Ты попал в беду, то почему же мне не помочь тебе, если мне это по силам?
                Я расстегнул карман штормовки и достал коричневатую пачку сторублевок и сказал:
                -- Значит так. Давай рассуждать. Билет туда и обратно на самолет и все остальное, связанное с поездкой. Это где-то рублей пятьсот.  Не больше. Но  там похороны, поминки, памятник и так далее.  Пару тысяч пожалуй, тебе должно хватить. Ну, а вдруг что-то непредвиденное? Возьми две с половиной. Я думаю, так должно хватить.
                Я отсчитал деньги и протянул ему. Парень стоял передо мной  бледный до синевы и широко раскрытыми глазами смотрел то  на  меня, то на протянутые мною деньги. Затем дрожащими губами, заикаясь проговорил:
              -- Ты что, даешь мне такие деньги? Мне, незнакомому тебе человеку?
              Я в недоумении пожал плечами и сказал совершенно искренне:
             -- А что здесь такого?
              Я действительно по ребячьей еще своей  наивности не понимал сути своего поступка,  его внутренней психологической подоплеки. Ну, подумаешь, событие какое – дать попавшему в беду  человеку денег. Тем более, когда тебе это, по сути,  ничего  и не стоит, ведь денег этих  у тебя сейчас много.
              Парень глубоко вздохнул, качнул головой, взял протянутые мной деньг,  развернул их веером в своих руках,  словно не веря своим глазам, затем сложил их  в пачку, спрятал их во внутренний карман куртки  и сказал:
               -- Ну, Виталька, спасибо! Поверь, я этого никогда не забуду!
                Он шагнул ко мне, неловко обнял меня, ткнувшись разом взмокшим  носом куда-то мне под шею, затем отстранился и сказал:
             -- Еще раз говорю -  спасибо! А теперь давай адрес, куда выслать тебе деньги.  Верну обязательно.
                Я достал свою камеральную записную книжку геологов. Был тогда у геологов, очень интересный образец  записной книжки в твердом переплете, состоящей из листочков в мелкую клеточку, обычных «неразлинованных» листочков и прозрачных листочков из карандашной кальки. В переплете торца  записной книжки был  выполнен специальный карман, куда вставлялся карандаш или авторучка.  Эта записная книжка была у меня всегда с собой. Я  вырвал листок и написал ему адрес родителей:
             «Город Иркутск 2, военный городок, улица Батарейная, дом 3 «а», квартира 4»  И поставил фамилию, имя и отчество отца.
            Он достал из кармана свой паспорт и протянул его мне:
          -- Запиши мой адрес и мои координаты. Так тебе будет спокойнее  и мне тоже.
           Я записал его координаты и мы распрощались. На последок я ему сказал:
             -- Ты достань себе сторублевую бумажку на билет и на «пожрать», а остальные деньги спрячь понадежнее.
           -- И вправду,  - сказа он и рассмеялся!
          Очень скоро я забыл про этот случай.  Жизнь заслонила его своим новыми проблемами. А где-то в декабре, когда я был уже совсем полноценным  студентом одного из лучших в мире вузов,, Московского Геологоразведочного института имени Серго Орджоникидзе, я получил из дома письмо. Мама писала:
             -- Сынок, что это за деньги, которые  прислал нам какой-то Буянов Николай из Бодайбо? Там написано, что от тебя. И еще написана просьба  передать тебе от него большое, пребольшое спасибо. И мы с папой это его тебе передаем.
             И вот только тогда я вспомнил про эту историю в Иркутском Аэропорту.  И мне на  душе стало легко, легко и радостно!  Не перевелись честные люди на Руси. Не перевелись!

                КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ

ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.proza.ru/2013/03/04/984