Наш сад

Эльвира Гусева
Светлой памяти моего дорогого и любимого
папы посвящается...

Я  очень  люблю  свой  сад,  люблю работать  в  нём.    Весной,  когда  только  сойдёт  снег, земля  прогревается  горячими  лучами  солнца,  испаряя  излишнюю  влагу  и  издаёт  свой  аромат.  Я  беру  в руку  земли  столько,  сколько  смогу  удержать  и  крепко-крепко  сжимаю ладонь,  разжимаю  и  подношу  к лицу,  ощущаю  дух  моей  любимой  земли.   Он  ни  с  чем  несравним.  Откуда  такая  любовь  и  понимание  земли?  Это  результат  папиных  уроков.

Папа  разработал  участок, прежде  это  была  сырая  болотина,  из  которой,   то  тут,  то  там  торчали  коряги,  рос  мох,  местами  даже  клюква – такой  участок  был  выделен  папе  для  огорода. Много  труда  было  положено  здесь,  чтобы превратить  его  в цветущий  сад.  Это  только в сказке всё  бывает  быстро,  а  на  самом  деле  в эту  землю  было  вложено  немало  усилий, много  привезено  плодородной земли  и  навоза,  прежде,  чем  был посажен  сад. Папа  особым  образом  убирал  сорняки:  часть  их  закладывал  в компост,  часть  подсушивал  и  использовал  для  мульчирования   земли.

Была  проведена  планировка  посадок  и  каждому  растению  отведено  своё  место  в  соответствии  с  его  особенностями.  Часть  земли  отведена  под  огород,  где  велась работа с  ранней  весны  до  поздней  осени,  чтобы  получать  урожай,  папа  много  читал  специальной   литературы  по  саду  и  огороду,  пробовал  делать  разные  эксперименты.  Он  составил  специальный  график  подкормок овощей,  ягодников  и  фруктовых  деревьев. О  растениях  папа  заботился  как  о  детях:  помидоры  росли  в парнике,  огурцы  в  грядке  под  плёнкой – всё  это  было  сделано  с  такой  любовью,  что  урожай  каждый  год  был  отменный.

Главными  в  саду  были  яблони - папины  любимицы:  Мельба,  Китайка  медовая, Белый налив, Антоновка.  Кусты  вишни,  сливы, облепиха, жимолость,  ежевика, смородина,  крыжовник,  калина,  черноплодная  рябина, а  по забору  росла  малина.  Как  радовались  мы  первым  плодам,  которых  впоследствии  у  нас  всегда  было  много:   ягод,  яблок,  вишни,  слив  и  овощей,  конечно.  Я  с детства  помню  тот  одурманивающий  и  пьянящий  запах  спелых  яблок,  которым  был  окутан  наш  сад.

Папа  сумел  приобщить к работе  и  нас,  своих  детей.  Разумеется,  поначалу  было  очень  трудно, но  он был  прекрасным   психологом,  чтобы  как-то  увлечь  нас  работой,  он любил  повторять: «Доченька,  а ты  посмотри  на  сделанное:  кустики  мы  с тобой  привели  в порядок,  грядочки  пропололи  и  полили,  какие  же  мы  молодцы»!

 Играя  на  моём  детском  самолюбии,  он  добивался  поставленной  цели:  назавтра  я  бегом  бежала  в  этот  маленький  рай.

С  годами  моя  любовь  к  земле  и  растениям  крепла.  Вместе  с папой  мы  сажали  новые  кусты,  сорта  ягод  и  яблонь,  ухаживали  за  ними,  растили,  а  вместе    с  трудом  приходила  любовь  к ним.  Ведь  это  такое  чудо – яблони  в цвету.  Божественный  аромат  непередаваем,  жужжание  пчёл  и  шмелей  над  ними – есть  жизнь  сада  и залог  урожая.

Мне  никогда  не  забыть  то славное  время,  когда  мы  с  папой  рано утром  окучивали  картошку, было  ещё  прохладно,  влажно,  именно  в такое  время  выполняется  эта  работа.  Я  пробегала  вдоль  борозды, делая  подкормку, посыпала вокруг каждого  кустика  смесь  золы  и  удобрения,  а  затем  мы  проходили  с  мотыгами,  пригруживая  к  ним  землю.   Постепенно  солнце  начинает  печь  всё  сильнее,  день  набирает  силу,  птицы  заливаются  на  все  голоса,  вот  уже  высохла  утренняя  роса  на  листьях,  становится  жарко.   Мы  очень  устали.
Вдруг  папа  радостно  кричит: «Доченька,  а  вот  и  наше  подкрепление  пришло!  Заканчивай  работу, быстро  моем  руки»! Из – за  кустов  показалась  мама.  Папа   подходит к умывальнику,  повешенному  прямо  на  столбике,  берёт  мыло  и  крепко  намыливает  руки,  затем смывает,  умывает  лицо,  плещется  с таким  удовольствием,  предвкушая  вкусный  мамин  завтрак.

Мама  уже  накрыла  стол  в  нашем  садовом  домике,  принесла горячие  пирожки  с  зелёным луком  и  яйцом, с  капустой  и  несколько  плюшек.  Они  такие  вкусные  с  холодным  молоком  или  компотом.  Мы  сидим  за  столом  в домике,  у  нас  здесь  чисто,  уютно  и  прохладно,   только   там  и  можно  было  спастись  от  той летней   жары,  которая  уже  наступала.

Мама  затем  мыла  посуду,  а  мы  с  папой  продолжали  свою  работу,  до  настоящей жары  надо  было  сделать  запланированную  часть   участка. Это  было  такое  замечательное  время,  когда  мы  были  все  вместе,  безумно  вкусные  мамины  пироги  и  папины  похвалы  в  мой  адрес: «Ни  у  кого  нет  такой  доченьки,  как  у  меня,  если  бы  не  она,  разве  бы  я сделал  столько»!  Конечно,  он  был  прав,  одному  бы  ему  не  осилить  такой  объём  работы,  а  я  была  счастлива,  что  так  хорошо  ему  помогла.

Привели в  порядок  картошку,  а  у  нас  уже  начали  спеть  первые  ягоды – клубника.  Эти  ягоды  папа  особенно  любил:  крупные,  сочные,  ароматные,  их  вкус  особенный,  неповторимый,  у нас  их  было  много  всегда.  Кустики  клубники  были  обложены  скошенной  и  высушенной  травой,  поэтому,  когда  созревали  ягоды, тяжёлые  и  сочные, они  лежали  на сухой  травке,  как  на  коврике,  даже  дождь  был  им  не  страшен, они оставались  чистейшими.   Можно  было  рвать  и  есть  ягоды  прямо  с куста.

 Перед  обедом  я  набирала  их  целую  миску   и  на  десерт  мы  лакомились  этими  чудо – ягодами.  Летнее  время  бежит  очень  быстро,  так  же  быстро  созревали  и  все  остальные  ягоды  и  плоды  нашего  сада.  Начинались  другие  работы,  ещё  более радостные  и  интересные.

Со  временем  я  стала  понимать,  что  сад  для  нашей  семьи  стал  чем – то  большим,  здесь  мы  проводили  много  времени,  сюда  я  впервые  пришла  со  своим  будущим  мужем,  здесь  мы стали  вместе  работать  и  отдыхать. Вечерами  ставили  старинный    медный  дедушкин  самовар,  топили  его  сосновыми  шишками,  он  закипал,  как  реактивный.   Мы  пили  душистый  травяной  чай,  незаметно  выпивая  пять  литров. В  праздники  жарили  шашлыки,  накрывали  в  беседке  стол,  а  разговорам  нашим  не  было  конца.

Здесь  выросли  мои  дети:  сначала  в  коляске,   потом  на  качелях  и  в песочнице,  затем   с лейкой  или  граблями.  В  саду  вырос  и  мой  внук,  который   по  целому  лету  гостил  у  меня,  а  затем с  восторгом  рассказывал  своим  родителям,  какие  у бабы   ягоды,  яблоки,  виноград!  Изрядно  преувеличивая  размер  плодов.

Шли  годы,  папа  слабел,  многие  работы  становились  ему  не  под  силу,  иногда  он приходил  в  сад   посидеть  под  своей  любимой  яблоней  и  всегда говорил: «Доченька,  запомни,  если  есть  рай,  то  он  здесь».  Я  с  ним  полностью  согласна.  Помню,  как  ранней  весной  мы  обрезали  яблони,  а потом  присели  на  его  любимую  лавочку,  он  окинул  взглядом  наш  сад  и  говорит: « Доченька,  а  ты  чувствуешь,  как  пахнет  земля»?   Наверное,  тогда  я  была  ещё  слишком  далека,  чтобы  ощущать  этот  запах,  поэтому  я  удивилась: «Папа,  а  разве  земля  пахнет?»   Он  взял  полную  пригоршню  земли  и  крепко  сжал  её  в руке,  поднёс  к  лицу  и  говорит: « Земля  весной  и  осенью  пахнет  по-разному,   но  запах  земли – это  запах  жизни,  ведь   земля   и  есть  жизнь».

Давно  уже  нет  со  мной  папы,  но  в  полном  порядке  его  сад,  я  тоже   люблю  запах  земли.

Фото  автора  Э.Гусевой - 2012г.