Частно-государственный интерес

Любовь Лерман Закатова
     Для кого нужна была первая мировая война? Для русского народа? Похоже, история повторяется..

     Как предсказывал В.И. Ленин: "Не русский народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну старого и нового буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт - Артура есть пролог капитуляции царизма! Война далеко ещё не кончена, но всякий шаг в её продолжении расширяет необъятно брожение и возмущение в русском народе, приближает момент новой великой войны, войны народа против самодержавия, войны пролетариата за свободу. Недаром так тревожится самая спокойная и трезвенная европейская буржуазия, которая всей душой сочувствовала бы либеральным уступкам русского самодержавия", или

    "Говорят, что крайние элементы среди недовольных представлены лишь маленькой горсткой людей, которые могут устроить путчи (мелкие вспышки) и террористисеские покушения, но никак не вызвать общее восстание. Широкой массе недовольных, говорят нам, не хватает организации оружия, а главное - решимости рисковать собой. Русский же интеллигент настроен обыкновенно революционно лишь до 30, примерно, лет, а затем он прекрасно устраивается в уютном гнёздышке казённого местечка, и большая часть горячих голов проделывает превращение в дюжинного чиновника" ("Падение Порт - Артура").

     Так почему же, по словам самого Ленина, было необходимо доформировать государственный капитализм, чтобы через него придти к социализму. На это в России было несколько причин:1)созданный самодержавием чиновничий аппарт; 2) сосредоточение в руках монополистов основных сырьевых ресурсов и получение прибыли; 3) мелкие собственники, заигравшиеся в поддавки с представителями капитала; 4) бедный подневольный народ.
Ленин искренне полагал, что социализм можно постороить на основе государственного капитализма, как непосредственного участника развития товарного и промышленного типов. Главным условием такого развития являлось то, что мелкособственнические интересы не могут превалировать вместе со спекуляцией и мародёрством. "Мелкий буржуа, хранящий тысчонки, - враг государственного капитализма, и эти тысчонки он желает реализовать непременно себя, против бедноты, против общественного - государственного контроля, а сумма тысчонок даёт многомиллиардную базу спекуляции, срывающей наше социалистическое строительство. Допустим, что известное число рабочих даёт в несколько дней сумму ценностей, выражаемую цифрой 1000. Допустим, далее, что  200 из этой суммы пропадает у нас вследствие мелкой спекуляции, всяческого хищения и мелкособственнического обхода советских декретов и советских распорядков. Всякий сознательный рабочий скажет: если бы я мог дать 300 из тысячи, ценою большего порядка и организации, я охотно отдал бы триста вместо двухсот, ибо при советской сласти уменьшить потом эту дань, скажем, до ста или до пятидесяти будет совсем лёгкой задачей, раз порядок и организация будут налажены, раз мелкособственнический срыв всякой гос. монополии будет окончательно сломлен" ( "О продовольственном налоге").

       Создание Советов не предполагало создание государственного органа. Они выполняли функцию соблюдения и контроля за выполнением намеченного. Ведь наличие мелких землевладельцев, которых было больше 70%, не разрешало противоречий между кулаками и  беспосевщиками. Первые опыты коллективных хозяйств были осмеяны самими крестьянами. Но, свобода товарооборота - нечто новое в экономике государства. Если промышленность работала бы так: обменивала бы свою продукцию на количество хлеба, чтобы удовлетворить в нём потребности рабочего. На каждый продукт предполагался налог. Результат -  сравнение кулака и беспосевщика, так как середняк покрывает государственные интересы. Подобие кассам взаимопомощи. Ленин понимал, что во время голода и разрухи нужно не только запрещать частный негосударственный обмен, а даже поощрять. Лучше гос. капитализм, чем мелкобуржуазная собственность. Какими способами предлагалось создать этот гос. капитализм.
      Во - первых, концессии - разработка промыслов, рудников, лесных участков, причём поставленный государством капиталист идёт с пролетарской властью на договор. Получает государство прибыль, увеличение производительных сил, вводит налог. Можно было подписать и договор на выкуп;

      Во - вторых, кооперация - объединение мелких ручных хозяйственников на взаимовыгодном основе. Переход от кооперации есть переход к крупному производству. Наёмный капиталист работает за комиссии от продажи государственых продуктов;
 
      В - третьих, сдача в аренду предпринимателю промысла  или участка леса, где договор с государством походит на концессионный.

      Коллективный труд (кооперативы) обеспечивал освобождение членов потребительского общества от начисления 5% налога, получая по годовому отчету с забора обратно эту сумму. Нормы при этом устанавливались центральными или местными органами советской власти. Владельцы и руководители торговых и промышленных предприяий не могли быть одновременно членами правлений потребительских обществ. Каждому члену выдавалось свидетельство на получение из кооператива предметов потребления. Потребительские общества оказывали содействие власти и приносили денежные капиталы и оборотные средства, как частных, так и учреждений помещали в Гос. Банк, который был национализирован государством. Декрет ВЦИК и СНК о борьбе с продовольственным кризисом и расширении полномочий народного комиссариата от 9 мая 1918 г. гласил: "..ни один пуд хлеба не должен оставать в руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей, и на продовольствие их семей до нового урожая. И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного довольствия".
Естественно, меры по пресечению действий Всероссийского ЦИК выбраны жёсткие. Это и объявление всех имеющих излишки хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающие хлебные запасы на самогонку, врагами народа, предание их революционному суду, приговорение виновных к 10 годам тюремного заключения, изгнание из общины с конфискацией их имущества, а самогонщики приговаривались к принудительным работам. Кто - то, может быть скажет, что меры не совсем оправданы, но красный террор пришёл только после белого. Об этом неумолимо говорят документы Врменного правительства от 12 июля 1917 г. о введении смертной казни на фронте и об учреждении военно - революционных судов. Вот некоторые выдержки из документов:

      1) установить в отношении военнослужащих на театре военных действий смертную казнь через расстрел как высшее наказание за нижеследующие преступления, военную и государственную измену ( "Свод постановлений 1869 г." как XXII ст. ст. 243 и 273 изд. 4); побег к неприятелю, бегство с поля боя и уклонение от участия в бою, подговор, подстрекательство или возбуждение к сдаче, побегу или уклонению от сопротивления противнику (ст. 246), сдачу в плен без сопротивления (ст. 248 и 251), самовольную отлучку с караула в виду неприятеля "ст. 158), насильственные действия против начальников из офицеров и солдат ( 2ч. ст. 98 и 2ч. лит "В"; ст. 101), сопротивление исполнению боевых наказаний и распоряжений начальника, явное восстание и подстрекательство к ним (ст. 106,107,110, 112), нападение на часового (ст.ст. 117, 118), за умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабёж  - лишь в войсковом районе армий.

        Надо думать, что буржуазия из последних сил делала всё, чтобы спасти свой интерес, не стремясь допустить фабрично - заводские комитеты к управлению, где старосты избирались на основе всеобщего, равного, избирательного права и предавляли администрацию. Примирительные комитеты играли роль третейских судей. Оформление Красной рабочей гвардии требовало времени и средств защиты от нападок, потому Устав Красной гвардии, принятый 7 октября 1917 г. являлся средством и руководством к действию. "Красная рабочая гвардия есть средство защиты рабочих, крестьян и всех угнетённых капиталом граждан общества от гнёта, насилий, произвола буржиазии, которая стремится путём подавления народа при помощи постоянной армии укрепить господство и отнять у народа завоевания революции. Красная гвардия в настоящее время вплоть до введения всеобщего вооружения народа ставит своей задачей борьбу с контрреволюцией". После этого началась национализация предприятий горной, металлургической, текстильной, электромеханической и т. д. промышленности.

       Только после высадки японского десанта во Владивостоке, мятежа чехословацкого корпуса, захватившего часть железной дороги между Европейской частью России и Сибири, высадки англичан в Мурманском крае, после покушения на Ленина 30 августа 1918 г., советская республика была объявлена военным лагерем и вводился красный террор ( 5 сентября 1918 г.). Обороннные заводы как никогда нуждались в производительности труда. План включал административный орган по снабжению - ЧК (чрезвычайная комиссия), которая вводила дисциплинарные взыскания за нарушение установленных законов. Сама ЧК подчинялась Всероссийскому союзу рабочих - металлистов. Технически - нормировочное бюро включало примерно до 9 человек, где решались нормы выработки и технических оздоровлений завода. Оплата могла быть как сдельной или ненормированной.

        Война против стран Антанты велась по всем фронтам. "Мелкое стремление мелких государств остаться в сторонке мелкобуржуазное желание быть подальше от великих битв мировой истории, использовать своё сравнительно - монопольное положение для пребывания в заскорузлой пассивности - вот объективная общественная обстановка, которая может обеспечить идее разоружения известный успех и известное распространение в некоторых маленьких государствах. Разумеется, это стремление реакционно и покоится сплошь на иллюзиях, ибо империализм так или иначе втягивает мелкие гсударства в водоворот всемирного хозяйства и мировой политики",  - высказывался Ленин в работе "О лозунге "разоружения"". Любое государство стремится к сохранению своих интересов на арене международной политики. Но, когда возникает этот вопрос в России, возникает и следующий - а чьи интересы защищает сама Россия?

         Давайте вернёмся к 90 - м. г.г XX в. Именно в те годы повторялись схемы разорения убыточных ( вернее, их делали убыточными) предприятий. Приватизация предприятий заключалась в продаже их долей только после превращения в акционерные общества. Положительный интерес существовал и у самих рабочих тех предприятий, чьими льготами они пользовались. Но, с одной стороны - кооперация, частная предпринимательская деятельность, с другой - неизжитые номенклатурные интересы группы лиц. Но вот что касается самих фондов предприятий. Тут и кроется провокативные факторы, которых не удалось избежать. Под имуществом предприятий понимались как денежные и материальные взносы учредителей, так и доходы, полученные от реализации продукции, работ и услуг, а также доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов, вложения из гос. бюджета. Но что характерно, сами предприятия имели право через советы предприятия, правления и др. органы, могли беспрепятственно продавать или передавать другим предприятиям своё оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырьё, списывать их с баланса. А собрания трудового коллектива решало только вопросы с выкупом имущества, подписанием коллективных договоров и избранием своих представителей в совет предприятия. Причём все расчёты осуществлялись через банковскую систему.

        Вообще, по правде говоря, за искажение гос. отчётности должностные лица должны были нести дисциплинарную, материальную, и даже уголовную ответственность. А условия для ликвидации предприятия находились многочисленные. Тут признание банкротом, запрет деятельности предприятия за неизменённый вид деятельности, недействительные акты о создании предприятия. Без согласования с соответствующим Советом народных депутатов ни одна реорганизация не могла проходить, учитывая, что она влекла и экологические, социальные, демографические последствия. Суды также были причастны к ликвидациям. И вот почему - без признания банкротства предприятия судом ни одно решение не могло быть выполнено. В ликвидационную комиссию могли также входить и сами собственники или уполномоченные надлежащими органами лица, так как сведения о ликвидации, о порядке и сроках заявления претензий кредиторами, давались предварительно в газете не менее, чем за 2 месяца ликвидации. Комиссия должна была ещё провести рабту по взиманию дебиторской задолженности, оценивать имущество предприятия, составлять ликвидационный баланс. Прибавьте сюда ещё рекультивизацию земель, находящихся в пользовании предприятием. А вклад члена трудового коллектива оценивался только выдачей ему деньгами или какими иными ценными бумагами. Всего то.

        А теперь сравните с 1958 годом, Директивами КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. (Госполитиздат, т. IV, с. 457)." Источником образования фонда предприятия явялалась прибыль предприятия, а на предприятиях, у которых прибыль не предусмотрена - экономия от снижения себестоимости продукции". Для этого по снижению себестоимости продукции в фонд дополнительно отчислялись от суммы от 20 до 50% по предприятиям. От которых средства шли на 1) внедрение новой техники и модернизацию действующего оборудования, на расширения производства, на стороительство и ремонт жилищного фонда предприятий сверх планов капитальных вложений в размере до 50%; 2) на улучшение культурно - бытового обслуживания работников самих предприятий (детские учреждения, оборудование домов отдыха, санаториев, столовых, клубов, приобретение инвентаря). Отдельной строкой  РАСХОДЫ НА СЧЁТ ФОНДА МОГУТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО В РАЗМЕРЕ ИМЕЮЩИХСЯ СУММ. Недочёт имелся, так как снижению рентабельности предприятий сопутсотвовали затраты на подготовку к производству новых машин и оборудования. Ликвидация предприятий затруднена из - за нескольких показателей. Задолженность по недостачам, растратам и хищениям, включая суммы задолженности по суду и присужденные долги показывались в балансе отдельной строкой. Присужденные долги, утверждённые народным судьёй, которые не могли быть взысканы с имущества, списывались с разрешения руководителя предприятия в убыток по особой статье. Списание долгов в убыток вледствие неплатёжеспособности должников не являлось полным аннулированием задолженности. Эта задолженность велась в течение 10 лет за балансом с момента её списания. (пени могли составлять лишь 0,05% за просроченный день)

        В чьих интересах действовали Советы в 20-х. г.г. XX в., когда производили отъём предприятий в пользу государства? В чисто своих или все-таки рабочего класса? 90-е г.г. явно показали нессответствие целей и средств такого отъёма. Из постановления ЦК ВКП (б) о предварительных результатах перевыборной компании Советов (от 16 июня 1929 г.): "Перевыборная компания Советов прошла в условиях дальнейшего развития демократии и самокритики, способствовавшей проверке классовой линии Советов, борьбе с бюрократизмом и очистке Советов от классово чуждых и враждебных элементов". Перекосов не удалось, конечно, избежать, и об этом говорят многие постановления ЦК партии, отменяемые в 30-х.г.г., в т. числе и о восстановлении в правах кулаков 3 июля 1931 года. Некоторые выдержки и постановлений о борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении:

        1) прекратить принудительные методы коллективизации, ведя одновременно дальнейшую упорную работу по вовлечению крестьянства в колхозы на основе добровольности;

        2) сосредоточить внимание работников на хозяйственном улучшении колхозов и организации полевых работ, обеспечив соответствующими хозяйственными и партийно - политическими мероприятиями закрепление достигнутых успехов коллективизации;

        3) не допускать перевода сельскохозяйственных артелей на Устав с/х коммун без утверждения окрколхозсоюзов или окрисполкомов и прекратить принудительное обобществление жилых построек, мелкого скота, птицы, нетоварного молочного скота;

        4) проверить списки раскулаченных и лишённых избирательных прав и немедля исправить допущения в этой области ошибки в отношении середняков, бывших красных партизан и членов семейств сельских учителей и учительниц, красноармейцев и краснофлотцев;

        5) строго руководствуясь правилом о недопущении в колхозы кулаков и др. лиц, лишённых избирательных прав, допускать изъятия из этого правила для членов их семейств, в составе которых имеются преданные Советской власти красные партизаны, красноармейцы, краснофлотцы, сельские учителя и учительницы, при условии их поручения за членов своей семьи;

        6) воспретить закрытие рынков, восстановить базары и не стеснять продажу крестьянами, в т. ч. и колхозниками, своих продуктов на рынке;

        7) решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке, фиктивно прикрываемую общественно - добровольным желанием населения. Допускать закрытие церквей лишь в случае действительного желания подавляющего большинства крестьян и не иначе, как с утверждения постановлений сходов областными сходами. За издевательские выходки в отношение религиозных чувств крестьян и крестьянок привлекать виновных к строжайшей ответственности;

        8) работников, не умеющих или не желающих повести решительную борьбу с искривлениями партийной линии, смещать с постов и заменять другими.


        Переходя к вопросу о защите отечества, говоря словами В.И. Ленина "Буржуазия и её сторонники в рабочем движении, грютлианцы, обычно ставят вопрос так: или мы принципиально признаём долг защиты отечества или же мы оставляем нашу страну беззащитной. Такая постановка в корне неправильна. В действительности вопрос стоит так: или мы дадим себя убивать в интересах империалистической буржуазии или же мы будем системно подготовлять большинство эксплуатируемых и самих себя к тому, чтобы ценой меньших жертв захватить банки, экспроприировать буржуазию, чтобы положить вообще, конец и дороговизне и войнам" ( "К постановке вопроса о защите отечества")


        Хочется верить, что в Доктрине информационной безопасности, утверждённой президентом РФ В.В. Путиным от 9 сентября 2000 г. за № Пр - 1895 имелась ввиду именно такая защищённость, которая была совокупна с интересами как самого государства, так самого общества. Наряду с понятиями интересов личности, общества и государства, приводятся и меры по осуществлению этой самой информационной безопасности: организация и осуществление гос. контроля за содержанием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации. Оказывается ещё в нулевых предполагалась такая объединённая система сбора информации, для которой нужна была предварительная подготовка специального персонала для работы в таких системах, как защищённые системы электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизации этих систем, разработки нормативной и правовой баз для их использования.

        Если учесть, что опасностью для всех систем определялось нарушение конституционных прав и свобод граждан, нарушение прав различных политических сил в сфере СМИ для пропаганды своих идей, распространение дезинформации о политике РФ о деятельности Федеральных органов гос. власти, событиях, происходящих в стране и зарубежом, деятельность общественных объединений, направленных на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной вражды, на распространение этих идей в СМИ. То что имелось ввиду как мера пресечения, когда писалось о блокировании российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений гос политики РФ,к числу объектов обеспечения безопасностью относятся разработка действенных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, науки, неконтролируемой коммерциализации культуры и этики, использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, жестокость, антиобщественное поведение, разработку составов правонарушений с учётом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности в законодательстве о гос. служащих.

          Если к доктрине информационной безопасности прибавить ещё Военную доктрину, то получается полная картина с угрозой при попытках насильственного изменения Конституции, дезорганизации функциональных органов гос. власти, важных гос. военных объектов и информационной структуры РФ, а также нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящихся в штабах и учреждёнными Министерствои Обороны РФ, на предприятиях оборонного комплекса., возможная информационно- пропагандитская деятельность, подрывающая престиж Вооружённных Сил РФ и боеготовность, нерешённость вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящей к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.

          И опять же главными средствами защиты военного комплекса является создание защищённой многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-розыскного, справочного, криминалистического и статистического характера на базе специализированных информационно-телекоммуникационных систем, повышение уровня професиональной и специальной подготовки пользователей и информационной систем.

          А всё же, возможно ли правовое равенство всех участников информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального, экономического статуса, основывающегося на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным путём.

         Когда В.И. Ленин давал интервью американскому корреспонденту газеты "The World" Линкольну Эйру в середине февраля 1920 года, то подчёркивал "Мы, конечно, можем быть сокрушены любой из великих союзных держав, если они смогут послать против нас свои собственные армии. Но они не осмелятся это сделать. Необычайный парадокс заключается в том, что как ни слаба Россия по сравнению с неограниченными ресурсами союзников, она не только смогла разгромить любые вооружённые силы, включая британские, американские и французские войска, которые союзникам удалось послать против неё, но и одержать также дипломатическ е и моральные победы в странах санитарного кордона. Финляндия отказалась воевать против нас. Мы заключили мир с Эстонией, а вскоре был подпиман мир с Сербией и Литвой. Несмотря на крупные приманки и зловещие угрозы со стороны Антанты против этих маленьких государств, они предпочли установить мирные отношения с нами", и дальше "Государственные деятели Европы и Соединённых Штатов, по-видимому, не понимают, что нынешняя экономическая разруха в России является лишь частью мировой экономической разрухи. До тех пор, пока экономическая проблема будет нассматриваться не с международной точки зрения, а с точки зрения отдельных наций или группы наций, разрешить её будет невозможно. Без России Европа не сможет встать на ноги. А когда Европа обессилена, положение Америки становится критическим. Что за польза Америке от её богатства, если она не может приобрести на него то, что ей необходимо? Ведь Америка не может есть или носить золото, которое она накопила, не так ли? Она не сможет выгодно торговать с Европой, т. е. торговать на той основе, которая представляет для неё реальную ценность, до тех пор, пока Европа не сможет давать ей товары, которые Америка хочет получить в обмен на то, что ей необходимо сбыть. Европа же не сможет дать ей товары, пока она не встанет на ноги в экономическом отношении".

       Так, куда ведёшь страну, гражданин начальник?