Каллиграфия

Елена Минская
Все-таки какая большая разница –Восток и Запад.
Взять, хотя бы такой классический пример, как каллиграфия. Для нас это- тщательное копирование букв с непременным соответствием утвержденному канону. А для японцев - полет фантазии. Более того, тщательное копирование- это признак бесталанности. Для них написание иероглифов – многовековая традиция, а для нас – модная тенденция, которая проникает практически во все, начиная с дизайна интерьера, заканчивая стильными топиками с непонятными красивыми значками. И, поскольку сопротивляться этой тенденции бессмысленно, я решила ей не просто подчиниться, но и извлечь практическую пользу. Вот так и состоялся мой мастер класс по японской каллиграфии.
..Хочу  начать с того,  что на занятие японской каллиграфией меня подвиг давний интерес к этой загадочной и непредсказуемой стране. Первым поразил мою духовно развитую личность Питер Гринуэуей, «расписавший» красавчика МакГрегора в «Интимном дневнике». Мураками и вовсе зажег во мне желание прочитать все его романы от корки до корки на языке оригинала. И так далее, про кимоно, хризантемовый трон и философию. Очень хочу начать именно с этого. Но не буду. Потому что это неправда. Началось все с маникюра. Моя мастер, выводя очередные веточки-цветочки на моих ногтях, сказала, что у нее есть необыкновенной красоты черный лак и не менее прекрасные красные стразы. В связи этим она мечтает сделать дизайн в виде алых иероглифов на черном фоне. Но никто из ее клиенток  пока не решается - слишком вызывающе. А я решилась, потому что я бесстрашная и смело бросаюсь в потоки модных течений. Дело оставалось за малым – выбрать иероглиф поцветистей, а главное, чтобы он нес позитивную энергетику.
Тут во всей красе встала проблема: я же японского не знаю. Но модный маникюр очень хотелось, а сдерживать свои желания я не привыкла. Я пригласила свою знакомую японку Кейко на чай и на сеанс каллиграфии.  Кейко подошла к идее основательно. В назначенный день и час пришла  с необходимым набором : две кисти, тонкая и толстая. Толстая -для написания иероглифов, тонкая - для  подписи, для автографа, так сказать. Причем, подпись ставится не иероглифами, а другим видом письма. Еще нужна специальная тушь, капельница и бумага. Кейко облачилась в кимоно, я для  лучшего перевоплощения сделала прическу при помощи японских палочек, и началась первая часть нашего мастер класса, теоретическая. Из нее я узнала, что каллиграфия в Японии относится к изящным искусствам наряду с рисованием. А образцы каллиграфии – сёдо – украшают стены рабочих кабинетов и офисов. Предполагается, что такое украшение будет вдохновлять людей на терпение,  сосредоточение или смелые поступки. Каждый иероглиф изображается строго определенным числом черт, нанесенных в строгой очередности. Черты наносятся одним движением, поправлять  ничего нельзя.
Этим, собственно говоря,  заканчиваются непреложные каноны искусства. Все остальное – экспромпт.  Это меня порадовало больше всего. Ведь если с кисти сорвутся капли или туши не хватит, можно бодро воскликнуть : «Нет предела креативу». Или, встав в позу гения, ввернуть что-нибудь умное про особенности индивидуального стиля.
Тем более что в данном случае это не главное.
Иероглифы пишутся не для результата, какой бы он ни был прекрасный. Главное – в процессе. Надо расслабиться, вдохновиться, в считанные секунды написать пресловутую загогулинку непререкаемой красоты и получить результат – умиротворение.
На этом сухая теория подошла к финишу и началась практика. Несмотря на то, что задора у меня больше, чем умения, я действовала собранно и спокойно, в стиле дзен. Честно говоря, сразу хотелось писать под диктовку вдохновения, но Кейка умерила мою кипучую креативность. Сначала – тренировка на газетных листах, чтобы хорошую бумагу экономить. Я взяла кисточку как полагается, четырьмя пальцами, поместила вертикально над листом, как учили, и вывела свой первый иероглиф. Горизонтальная полоска означает «один». Три полоски – «три». Все просто.  Только возникает ощущение, что руки у меня растут примерно оттуда, откуда ноги. Кейка  улыбается и берет мою руку в свою. Вместе мы выводим квадратик под галочкой. Это называется «гармония». Так примерно раз сорок мы выводим галочки, квадратики, горизонтальные и вертикальные линии.  И заметьте, нажим везде должен быть разный, толщина мазка тоже. А с этим  у меня все неочевидно, да и моя подруга улыбается все шире, глядя на мои художества.  Пока освоили иероглифы «дерево», «река», «человек», «рот», я устала с головы до ног.  Исписанные тушью газетные листы занимали уже половину кабинета. Я уже собралась отчаяться, как Кейка достала настоящую бумагу, предназначенную для каллиграфии, и спросила, что я хочу написать. Я выбрала иероглиф «терпение». Не потому, что мне  не хватает этого качества. Просто вспомнила, как Фандорин, оказавшись в трудной ситуации, всегда выводил именно это слово. А еще вспомнила  восточную притчу о старике, которого спросили, в чем секрет счастья его большой семьи. Он в ответ саз семьдесят написал один и тот же иероглиф. Да, именно «терпение».
Итак, Одна вертикальная полоска с двумя загогулинами поперек, кружок с палочкой и крючочком, внизу еще три линии с крестиком. А слева – подпись-«Елена». Уффф! Я сделала это, и выглядит это прекрасно! Пусть даже это только мое личное мнение. Решено, я помещу это произведение искусства в рамку и повешу на самое видное место. Чем я не художник? Только Кейко начала уже не просто улыбаться, глядя мое творчество. Она просто едва сдерживала смех. Я спросила, не воспримут ли японцы сие полотно за детские каракули, и не будут ли смеяться. Кейка со всей своей японской вежливостью и деликатностью ответила, что смеяться, конечно, не будут, но удивятся сильно. Я не стала ей перечить. Хотя лично считаю, что мелкие оплошности мастера делают рисунок эксклюзивным. И когда у меня будет свободное время, я раз двести кряду нарисую один и тот же иероглиф, тогда мастерство отточится само. Тем более,  она сама говорила, что главное – процесс и умиротворение в финале. По крайней мере, этого я добилась.
А маникюр с иероглифами я делать передумала. Не хочу, чтобы надо мной японцы потешались. Даже если вероятность встретить их у нас составляет примерно один на миллион.