Онненярви

Джерри Новотны
До Турку оставалось еще несколько часов пути, но времени, чтобы успеть на паром, уходящий в Стокгольм было предостаточно. Серебристый Volvo выехал из очередного перелеска на прямой участок дороги с обеих сторон окруженный лугами. Июльское солнце окрашивало снопы соломы, разбросанные в беспорядке справа и слева, в мягкий золотистый цвет. Дорога была совершенно пустынна, что, впрочем, было в порядке вещей для этого района центральной Финляндии.

Прямая дорога и тепло солнца медленно клонили ко сну. Отгоняя подступавшую дремоту, Виктор включил радио. После минутной борьбы с помехами ему, наконец, удалось настроить приемник на музыкальную радиостанцию. Громкая музыка с последнего альбома Roxette и свежий воздух, врывающийся через полуоткрытое боковое окно, отвели угрозу заснуть за рулем. Поёрзав на сидении, Виктор сосредоточил свое внимание на дороге.

Справа промелькнул синий дорожный указатель. «Онненярви, поворот направо через два  километра»  прочитал Виктор и коротко усмехнулся. «Озеро счастья». Надо быть большим романтиком, чтобы дать такое название. Дорога пошла в гору, Виктор чуть прибавил газа. Неподалеку справа показалась кромка леса. Дорога приняла правее и пошла параллельно опушке. Через пару минут Виктор увидел поворот с указателем. Подчиняясь непонятному, незнакомому чувству, он убрал ногу с педали акселератора и приторморзил. Серебристый автомобиль, элегантно покачиваясь, повернул направо. Под колесами застучал гравий.

Дорога опять пошла в гору, на сей раз весьма круто. Виктор прибавил. Машина взлетела на вершину и  впереди, среди сосен покрывающих холмы, блеснула голубая гладь озера. Капот Volvo устремился вниз, в лощину. В зеркало Виктор увидел клубы пыли поднявшейся после его проезда. Он проскочил деревянный мостик, переброшенный через маленький ручей. Наверх и вниз, снова наверх и снова вниз. Автомобиль уже набрал скорость для очередного подъема, как чудовищно огромная, черная тень метнулась справа наперерез.

В последнюю долю секунды, уворачиваясь от столкновения, Виктор вывернул руль налево и разогнавшаяся машина, подобно диковинному зверю, спрыгнула с дороги...

Он очнулся в полной тишине, прерываемой лишь тихим шелестом листвы, с соленым  вкусом крови во рту. Подушка безопасности, возможно, сохранившая ему жизнь, беспомощно обвисла на рулевой колонке.  Машина при падении ударилась о валуны, которых вокруг было предостаточно и, зарылась носом в основание холма.  Лобовое стекло превратилось в потресканную ленту, беспомощно свисавшую на то, что когда-то было капотом. Осколки в изобилии усеяли салон. Виктор осторожно опустил правую руку к креплению ремня, внимательно прислушиваясь к ощущениям. Кажется, исключая несколько ссадин и головную боль, он не пострадал. Он отстегнул ремень. «Так, теперь дверь». Против его ожиданий, замок не заклинило, и дверь открылась легко. Он свесил ноги и тяжело спрыгнул на землю. Прыжок тут же отозвался очередным приступом головной боли. Виктор сделал пару шагов по склону, поскользнулся и упал. Отлежавшись и дождавшись, когда боль утихнет, Виктор вернулся к машине. О том, чтобы вытащить автомобиль обратно на дорогу не могло быть и речи. Он заглянул внутрь. Сотовый телефон при ударе вылетел из крепления и упал на пол. Заключенный в кожаный чехол, он, внешне, выглядел исправным. Однако, хотя экран и включился, половина цифр отказалась набираться. Выругавшись, Виктор бросил бесполезную теперь трубку обратно в салон и захлопнул дверцу.

- Так, мне надо выбираться отсюда, - громко сказал он вслух.

Поднявшись обратно на дорогу, он огляделся, но ничто не указывало на причину его катастрофы. Никаких следов, полная тишина, прерываемая лишь шумом ветра в вершинах сосен. Абсолютно ничего.

- Привет агенту Малдеру, - пробормотал Виктор.

День уже клонился к закату. Небо было наполовину затянуто серыми тучами, обещавшими скорый дождь. «Необходимо добраться до жилья, до людей». Припомнив, что по дороге сюда он не заметил никаких признаков жилья, Виктор решил добраться до озера. «Там должны быть дома, телефон, на худой конец, лодка». Он начал медленно подниматься на холм. Взобравшись наполовину, он обернулся. Его машина лежала внизу, чуть накренившись на одну сторону. Виктор повернулся и зашагал быстрее. Поднявшись на вершину, он увидел озеро. Вытянутое, не слишком широкое, с несколькими заливами, часть из которых скрывалась за холмами. Внизу, у самого берега светились окна небольшого дома. Вздохнув с облегчением, Виктор начал спускаться с горы.

***

Он заметил ее, не доходя несколько шагов до крыльца двухэтажного деревянного коттеджа. Она стояла на маленьком пирсе, аккуратно сложенном из камней. Правильные черты лица, чуть острый нос, светлые волосы, спадающие на плечи...

- Здравствуйте, помогите мне, пожалуйста. Мне нужен телефон, я попал в аварию, я ... Я разбил машину недалеко отсюда, - сказал Виктор.

- Как вы себя чувствуете, вы не ранены? - она осведомилась с участием, но в ее фразе,сказанной тихим голосом, не было никакой тревоги.

- Спасибо, к счастью я не пострадал, но мне нужно выбираться отсюда, мне нужен телефон.

- У меня нет телефона, - всё так же тихо и спокойно сказала она.

- Нет телефона? У вас нет телефона!?

- Нет, телефон мне не нужен.

- Э-э, ясно. - пробормотал Виктор в некотором недоумении. Не иметь телефона в стране, где порой двух ближайших соседей отделяют друг от друга десятки километров, было просто невероятно. - А машина у вас есть?

- Нет, автомобиль мне тоже не нужен.

Виктор недоуменно огляделся по сторонам, отмахиваясь от налетевших вдруг комаров. Он заметил, что, действительно, у дома нет ни сарая, ни гаража, и что на гравийной дорожке нет следов колес. На воде у пирса покачивалась лодка. Весельная.

- Меня зовут Доминик, - произнесла она.
- Виктор, - он вспомнил, что не назвал своего имени и смутился.
- Ничего, - она тихо улыбнулась, оценив выражение его лица. - Добро пожаловать на Онниярви!
- Вообще-то, мне нужно выбраться отсюда как можно скорее. И мне нужно как-то позвонить.


- Вы не помните ни куда вы ехали, ни куда вы хотите звонить, - несмотря, на то, что ее голос остался таким же негромким, как и прежде, вся фраза прозвучала как выстрел.
- Неправда, я ехал в Стокгольм, и ... - он запнулся на полуслове и внезапно похолодел - И я, действительно, не помню ни того, ни другого. Я, вообще, ничего не помню.
- Ничего, на самом деле, вы, скорее всего, попали туда, куда и должны были попасть. Стокгольм далеко отсюда, - она странно усмехнулась - слишком далеко. Если бы вам надо было туда, вы бы были там. Но вы здесь. На берегу Онненярви.
- И что же я здесь делаю?
- Да, вот это вам еще предстоит понять. Пойдемте в дом, становится холодно, впрочем, нет, постойте, подождите минутку, я должна еще кое-что сделать, - она вынула из кармана куртки небольшой флакончик, похоже, стеклянный, прошла на самый конец пирса и зачерпнула воды, - Все, вот теперь, все, идемте, вы голодны и устали.

Внезапно Виктор почувствовал, как напряжение, владевшее им все это время, после того как его машина врезалась  в холм, улетучилось. И вместо него, действительно, пришли усталость и голод. Он оглянулся. Солнце уже наполовину закатилось и по глади озера пролегла золотая дорожка. Таинственная хозяйка уже ждала его на пороге коттеджа. Они вошли внутрь.

Ужин был легкий, но питательный. Несколько горячих пирожков с мясом, стакан молока и лепешки с вареньем на десерт.

- Почему это озеро так называется? - спросил Виктор, по большей части, чтобы развеять тишину, воцарившуюся за столом.
- Считается, что вода этого озера приносит людям счастье.
- Правда? И что же нужно сделать, чтобы его обрести?
- Ну, это зависит от человека, от того, в чем заключается его счастье. Бывает по-разному. Главное понимать, чего вы хотите. Помню, один тип бухнулся с разбегу с пирса. Дно мелкое, с камнями. Расквасил себе все в кровь, разодрал. Долго ругался. Художник, какой-то. Не помню, кажется, он так ничего и не понял. Налил воды в канистру и отбыл восвояси.
- Он что же, на машине приехал?
- Каждый появляется, так как ему предписано.
- Предписано кем? Или чем?
- А вам не все равно? Вы уже здесь. Ничего не изменить.
- Хм, ладно, положим, - Виктор протянул руку к стеклянному кувшину с вареньем - Лепешки просто одно удовольствие.
- Да, угощайтесь. Как раз, вспомнила другого. Инженер был. Ему, кстати, они тоже пришлись по душе.
- И что же инженер?
- Ну, ему хватило посидеть перед костром на берегу. Он был уже почти близок к тому, чтобы понять, еще когда появился...
- Здорово, а я вот не знаю, чего мне хочется. Это, кстати, меня очень расстраивает.
- А вы что, хотите, чтобы я начертала вам жизненный ориентир? Этакую огненную звезду с хвостом на небосклоне?
- Э-э, вообще-то, звезда с хвостом это комета.

Доминик ошеломленно взглянула на него, фыркнула и рассмеялась.

- Вы слишком придаете слишком много значения мелким вещам и событиям. Делаете проблемы из ничего, - Доминик встала из-за стола. Опустив руку в карман куртки, она вновь достала стеклянный флакончик с водой. - Держите. Это должно помочь вам. А мне уже пора. У меня завтра будет напряженный день. Кушетка сзади в вашем полном распоряжении. До свидания, мы еще увидимся.

***

Сознание вернулось к нему утром. Тонкие, острые лучи восходящего солнца пробились сквозь закрытые веки и Виктор медленно открыл глаза. Свет проходил сквозь большие окна с толстыми рамами, и на полу образовалась зебра из освещенных участков и теней. Осторожно повернув голову, Виктор огляделся. В больничной палате было всего три кровати и остальные две были пусты. В углу, на стуле, прислонившись к стене, сидела Лисичка.

- Ты всех нас очень сильно напугал.
- Что случилось? Как я здесь оказался? Я помню, я свернул посмотреть на озеро и...
- Водитель грузового трейлера обнаружил твою перевернутую машину, лежащую в канаве у обочины дороги. Вероятно, ты заснул за рулем. Ты был без сознания четверо суток. Все очень переживают. Какое озеро?

Виктор ошеломленно потер указательным пальцем переносицу. «Всего лишь сон. Это был всего лишь сон.»

- Озеро? Да, мне кажется, я был на озере. Онниярви. Все было так нереально. Там еще... - он запнулся, - Там было так хорошо.
- Все очень переживают за тебя. Дима был здесь вчера. Полина и Костик собирались зайти завтра. Стас прислал тебе свою книжку в подарок. Даже Кире оборвал весь телефон!
- Кире, да? Кто бы мог подумать.
- Можешь себе представить. Элина вылетает завтра из Праги сюда. Она отложила свое возвращение специально для тебя. Дороти звонила, хотела тоже прибыть, но мы ее уговорили не ехать. Врачи сказали к тому времени, что опасности уже нет.
- Да, я не знал, что будет столько желающих.
- Я тоже не ожидала. Просто удивительно, как тебе удалось их к себе расположить, с таким характером.
- Ты же знаешь, что я опасен только при длительном контакте.
- Замолчи, я тебя сейчас поколочу.
- Меня нельзя, я раненый.
- Будешь так себя вести, будешь мертвый.
- Что же, по крайней мере, гости на похороны обеспечены. - Виктор улыбнулся. - Когда меня отсюда выпустят?
- Врачи сказали, что через десять дней, после того как ты придешь в себя. Все, ты мне уже надоел, хотя в сознании всего два часа. Мне пора идти.
- Не уходи далеко, пожалуйста. - Шутливо-жалобно протянул он.
- Хорошо, не уйду. Ну, все, лежи, поправляйся.

Врачи сдержали свое слово и через десять дней он, осторожно ступая, прислушиваясь к себе, вышел на больничное крыльцо, держа в правой руке пакет с изодранной одеждой. День только начинался, и было еще не так жарко, кроме того, задувал ветерок. Виктор достал из пакета куртку и надел ее. В карманах звякнула мелочь. Виктор опустил руку сначала в один карман, затем в другой, Внизу, у основания крыльца стояла Лисичка.

- Я пришла посмотреть, что у тебя все в порядке.
- Спасибо, я думаю, теперь у меня, наверное, действительно все в порядке. - он аккуратно спустила  вниз. - Это было так глупо...
- Почему глупо? Просто так случилось и все.
- Мне хочется тебя отблагодарить.
- За что? Я ничего не сделала.
Виктор ничего не ответил, озабоченно перебирая вещи в кармане. В воздухе повисла напряженная пауза.
- Да, кстати, Кире тут проверил кое-что, - сказала Лисичка чтобы развеять напряжение, - Говорят, что в Финляндии несколько тысяч озер, но озера Онниярви там нет.
- Правда? Нет такого озера? Да? Ну, ладно, дай мне свою руку.
- Зачем? - В глазах Лисички появилось недоумение.
- Держи, это тебе пригодится, - Виктор вынул руку из кармана и протянул ее вперед. Она почувствовала, как он вложил в ее руку что-то маленькое и прохладное. Виктор сделал быстрый шаг назад, как будто опасаясь, что она не примет его подарок. Она осторожно раскрыла ладонь. На ней лежал, переливаясь, маленький голубой стеклянный флакончик, наполненный водой.
- Что это?
- Говорят, это приносит счастье.
- Тогда держи это у себя.
- Мне не... - Он смутился. - Я добуду еще.
- Спасибо, - Она кивнула головой и положила подарок в карман. - Что же, мне пора бежать.
- Да, я знаю, у тебя много дел, спасибо тебе, что пришла, - Он опустил руку.

Она сделала пару шагов назад, повернулась и пошла в сторону площади. Виктор, проводил глазами медленно удалявшуюся от него Лисичку. «Все, пора выбираться отсюда, приятель. Пора возвращаться к тому, что называется жизнь». Он взглянул последний раз туда, где исчезла Лисичка, и зашагал быстрым шагом в другую сторону. Через минуту его фигура скрылась за углом дома.

Около 2001 г.