Ташлинский камушек 59

Валентина Абакумова
Савельевка – это село, которое располагается по-соседству с Ташлой. Сегодня – это пять скосившихся от времени и плохого ухода домиков, три из которых нежилые. А стоит это сельцо прямо на междугородней трассе с достаточно активным движением. Скорости иногда здесь допускаются такие, что пассажиры не успевают прочесть, что написано на мемориальной доске, размещённой на бетонном столбе при дороге. А написано там о том, что это село – родина четырёх Героев Советского Союза. Я думала, что они могли погибнуть во время войны разом, например, в одном танке. Специально покапалась в архивах. Нет! Все они в разное время и в разных местах заслужили это звание. (Для сравнения: знакомая мне эстонка, проезжая мимо этого села, заметила: «А на всю Эстонию только девять Героев Советского Союза…»). Но, как оказалось, героев здесь больше, чем заявлено на мемориальной доске.
Однажды нам случилось проезжать по этой трассе поздно безлунной ночью. Мало того, что ночь была безлунна, так ещё и тучи всё небо обложили, а до туч здесь рукой дотянуться можно, однако у подножья самой высокой точки области находимся. А так как фонарей вдоль трассы не ставят, то темноту эту, густую-прегустую, пробивали только фары автомобиля. И всё равно иные машины мчались со скоростью, которая в лучшем случае вызывала недоумение.
Ещё достаточно далеко от Савельевки мы стали замечать, что автомобили, мчащиеся по дороге, у самого села взвизгивали тормозами, свет их фар начинал извиваться, и всё это сопровождалось гудением сигнала. А вот что заставляло их тормозить, разглядеть издалека было невозможно. Мы-то ехали не торопясь, и всё равно освещённый фарами машины силуэт красной лошади на дороге возник перед нами как-то совершенно неожиданно. Водитель нажал на сигнал, но лошадь не сдвинулась с места. И как бы настойчиво водитель не сигналил, животное оставалось на месте, как будто бы её вкопали в асфальт. Так или иначе, но пришлось маневрировать. И тут я заметила, что на дороге в ногах у лошади что-то лежит… Мы притормозили и остановились на обочине. Вышли из машины и подошли к лошади, обуреваемые любопытством.  И что, вы думаете, там лежало? Вернее, кто.  Это был, по всему видно, всадник. Наверное, местный пастух. Потому что рядом с ним лежал кнут, которым обычно погоняют скотину.  Похоже, он упал с лошади, когда та переходила трассу… Сердечный приступ? Мы наклонились к лежащему человеку и чуть не задохнулись… Значит, дышит. Значит, просто спит. Надо ж так напиться!
Мы взяли незадачливого всадника за руки и за ноги и отнесли подальше от дороги, положили на травку, благо, лето, тепло, поспит на свежем воздухе, смотришь, к утру протрезвеет. Преданная лошадь подошла к хозяину, обнюхала и стала мирно пастись рядом.
И что бы было с этим пастухом, не окажись лошадь такой преданной и такой героической?!