Журнал Ленинград. Возрождение, или?

Владимир Митюк
 Сначала - презентация состоится 22 февраля, в 18-30 в Доме писателей СПб...   

***

      Ага, вспомнил,  как правильно – не rebranding, а reanimation. Скорее, даже «фениксация»…
Из пепла.  Вот, изобрел новое слово.

     Увы, мне не доводилось держать в руках настоящий, «досегодняшний журнал».  Ибо в то время я был еще маленький, и до постановления ЦК мне было также далеко, как сейчас до…  Конечно, вы понимаете. Закрыли журнал – и что? Много чего закрывают,  вот, НТВ загнобили,  и, как я понял, РенТВ с первого марта. Нет, не сказали прямо, а намекнули.

     Так что возобновление издания журнала можно только приветствовать. Одно смущает – на обложке – «издается с 19… года». Это, с одной стороны, правильно, а с другой…. Вызывает сомнение.  И…. ни есть ли … Попытка пропиариться и застолбить территорию?
Впрочем,  в том нет ничего  предосудительного, если тема и содержание журнала будут соответствовать заявленной планке.

     Я к тому, что каждая фениксация вызывает настороженное отношение…. Априори, даже до прочтения. Но мне повезло – на презентации книги ленинградского критика  Александра Медведева «Новое небо»   я получил в собственные руки журнал, на великолепно оформленной обложке которого напечатано:

«Ленинград. №1 2013. Литературный журнал. Выходит с 1940 года».

     М-да…. Выходит…. Ну, неправильно!  Сведущий читатель сразу же обратит внимание на некоторое соответствие.  Я не являюсь исключением, но меня, право, больше интересует содержание журнала.

     Открываем оглавление – содержание? Никак не могу найти семантическую разницу в определениях.

     Представленные авторы – Алексей Хазин, Михаил Зощенко, Анна Ахматова, Александр Прокофьев,  Даниил Гранин, Роман Всеволодов, Алексей Д. Ахматов, Александр Беззузцев-Кондаков, Алексей Филимонов…  Все правильно, классики в меру разбавлены современными авторами.

     Кроме  того, основной текст предваряют статья главного редактора Сергея Шаповалова (без комментариев, хотя есть синтаксическая ошибка), и постановление оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».   

     Наверное, большинство из редакторов предварили бы журнал именно таким текстом, чтобы виртуальные читатели знали,  что, как и почему… .

     Все же обращу внимание на пункт  2 в констатирующей части постановления…. «Ввиду того, что для издания двух литературно-художественных журналов в Ленинграде в настоящее время не имеется надлежащих условий, прекратить издание журнала «Ленинград»,сосредоточив литературные силы Ленинграда вокруг журнала «Звезда»….  Читаю постановление дальше – пока не вникая в идеологию…. Так ведь все правильно! Можно не согласиться с пунктом 8…. Но разве сейчас ситуация изменилась? Разве сейчас хозяин, владелец, не может запросто закрыть вышедшее из-под контроля издание?

     (Я уже отворачиваюсь от брошенный в меня камней….  Причем как со стороны отъявленных коммунистов, так и от неодемократов).   

     Меня же интересует лишь одно – сможет ли журнал стать читаемым, номера которого будут передаваться от читателя к читателю, сможет ли он вызвать дискуссию в обществе и стать проводником к светлому (в последнее я что-то не верю, но хотелось бы надеяться).

     И вот я, наконец, полный сомнения – больно уж высокий бренд предлагается, открываю журнал – после прочтения постановления…

     "Возвращение Онегина" А.А.Хазина вызывает полный восторг, и ведь когда было написано! Сейчас это расхожий жанр, а тогда… просто шедевр «Нет, на него глядя в упор,/ Девица в форме милицейской/Стоит совсем невдалеке/С волшебной палочкой в руке». Как близко и так знакомо!  Рекомендую, ибо рамки небольшой статья не позволяют приводить бесконечные цитаты…  Нет, не удержусь – «Известно всем, что Михалков/ Намного выше, чем Крылов»…. Рекомендуется читать всем. Однозначно.

     Рассказ Зощенко «Приключения обезьяны» - довольно известный, но несколько архаичный – с точки зрения современного читателя. Увы, сатира и юмор редко доживают до старости – времена меняются, и то, что давеча казалось смешным, как и английский юмор, вызывают недоумение.  Обезьянка…. Да…. Но автору сего опуса приходилось выступать в роли белой обезьяны, с которой хотят сфотографироваться на счастье местные, но темные, европеодиды. Увы, сейчас прочтение Зощенко не вызывает гомерического хохота, как лет еще тридцать назад. Времена меняются….  Но интересно, кто конкретно написал эту часть выступления Жданова, в которой подвергаются критике произведения Зощенко? – Увы, это осталось неизвестным, хотя понятно, что это был некто из числа коллег - конкурентов.  Кто скажет, что ситуация изменилась?

     Стихи Ахматовой…  Классика,  вечны, прекрасны и искренни.  «Задыхаясь, я крикнула: «Шутка/ Все что было. Уйдешь, я умру»./ Улыбнулся спокойно и жутко/ И сказал мне: «не стой на ветру»…  Сжимает руки под темной вуалью. Но сколько страсти!  А черный томик Ахматовой у меня зачитали еще в советское время.  Таки дела.

     И – снова – кто стучал партийному руководству? Имена не названы, а сливать все на Жданова и Ко – мне кажется, некорректно.  Но мы не найдем ответа на этот вопрос, как и на многие другие. Как ни будем стараться. Остается надеяться, что «михалковщина»  будет оценена по достоинству. Но я могу ошибаться, слишком сжата толпа возле трона и кормушки.
Публикация стихов Александра Прокофьева в заглавном номере – вообще беспроигрышный вариант.    Но стихотворение «Ветер» откровенно слабое.  Комментировать не хочется, но подобная публикация все же делает автора ближе и приземлённее… Впрочем, «Сиреневый туман» тоже подвергался критике, но задевает…

     Все, что пишет Даниил Гранин – бесценно, увы, часто автор просто не успевает – жизненный путь ограничен. И несомненной заслугой редакторов и главной удачей номера является именно публикация автобиографии великого писателя.  А последние абзацы стали для меня откровением, ибо я, ничтоже сумняшеся, интуитивно чувствовал – все не так. Приведу, уж извините, за пространную цитату. «Что такое совесть – я не знаю Это какая-то реальная вещь божественного происхождения. Потому что она только мешает человеку жить. Она ему не нужна. Она ему никакой пользы не приносит. Совесть, скорее всего, представитель высших сил. … Откровенность нельзя приравнивать в искренности – это разные вещи…  Насчет задач в литературе. Нет у нее никаких задач. …. Если бы можно было с помощью литературы воспитать гражданина, то русская литература давно бы его воспитала. Но у нас гражданина нет. И гражданского общества нет». Точнее и не скажешь. Что взять с литературы, если ее не читают?

     Следующий на очереди – Роман Всеволодов, «Литература как обретение смысла».  Сначала  - воспоминания о проведенном в доме на Пушкинской детстве – что знакомо большинству ленинградцев, далее – немного невнятные мысли о прикосновении к книге, литературе. Несколько несвязно, цитата из Флобера (Фолкнера - увы, сначала я ошибся! О чем принес извинениея)– не более чем иллюстрация. Но есть интересная мысль – «Настоящая литература – это сокровенная точка пересечения хрупкой человечной души и необозримой вечности»….  Может быть, может. Но кто возьмет на себя смелость утверждать, что есть настоящая литература?  Заключение статьи – искренний порыв автора, так кажется, но как-то не хочется пересекаться с «хрупкой вечностью» и быть сопричастным. Но у автора еще много времени, чтобы переосмыслить, и написать по-честному.  «Для нормальных пацанов».  А романтизм, извините за тавтологию, автора, Романа Всеволодова, привлекает.

     Каюсь, но с творчеством  Геннадия Григорьева, своего ровесника, не был знаком. Когда по радио читали пьесы, я уже вырос, а мои наследники как-то не отметили. Спросил, не помнят.  Однако знакомство с автором, два стихотворения, вызвали интерес. «Еще декабрь не коронован. Зима играет в демократию». Очень четко и конкретно.  Заинтересовало,  интересно будет узнать мнения независимых читателей. Ведь с поэзией в СПб, как ни прискорбно, весьма напряженно. Кто скажет, что я не прав?

     Мало что могу сказать о следующей рубрике -  «Беседа о поэтической премии», Алексей Ахматов. Как-то ленинградская поэзия осталась за пределами моих интересов.  А представленные авторы, лауреаты, номинанты – не очень-то популярны и в Интернете. Проверял.  Увы,  Ливинский «вытерт» на стихире, Маиловская – для поэтессы-лауреата маловато и читателей, и рецензий, Любегин – прочел, нормально, не для эстетов… .  Но вот в интернете нашел Алю Кудряшову….Спасибо Алексею – блестящая поэтесса, жаль, не известна широкому кругу читателей.  Если бы ее несколько стихотворений в журнал! Не сугубо поэтический, а именно, в этот!    Но это зависит только от редакции. Присутствие Али Кудряшовой украсит любой журнал. 

     Интересна статья Ахматова о Вознесенском. Идет время, поэты, как и все люди, вымирают.  Увы, они уже не глашатаи эпохи. Но все же… Новые поколения должны о них знать. И в этом тоже задача и благое дело журнала. Если читать будут….   Я имею в виду журнал.  Вознесенский – это и неожиданная рифма, и страсть. А «Я – и…» слабость…. У кого ее нет?  Но статья неписана хорошо, но чувствуется, не единым духом…

     Статья Александра Беззубцева-Кондакова «Писатель как растение» представляет несомненный интерес, и естественным образом вписывается в концепцию возрожденного журнала.  Конечно, для специалистов, но читать интересно, хотя с творчеством Розанова и Франсиса Понжа знакомы разве что специалисты. Если кого-то данная статья, написанная прекрасным литературным языком, сподобит на прочтение объявленных авторов, то можно сказать, автор выполнил свою миссию. И, повторюсь – читать интересно… «Кому есть дело до жизни растений, когда бушуют вселенские катаклизмы». Вот, метеориты падают, кометы и астероиды летят мимо…

     Завершающая журнал статья Алексея Филимонова тоже предназначена для специалистов. Но и не столь сведущему читателю будет весьма интересно, блестящий язык, тонкое чувство авторов, и  тоже подвигает на дальнейшее знакомство…. Точно,  «неповторимый узор». 
Однако…

     Я не про статью, а про коду журнала. Мне кажется, выбрано неудачно. Не могу, да и не имею права, рекомендовать, это дело редколлегии.  Ведь конец - делу венец… Тот же Филимонов цитирует Мандельштама  «Меня преследуют две-три случайных фразы»…

     Хотелось бы, чтоб так было и с журналом, чтобы он дошел до читателя, и взявший его первый раз в руки с нетерпением ждал очередного номера.

     Во всяком случае, выход подобного журнала – событие для литературной жизни Санкт-Петербурга.
 
СПб, 2013-02-20
 
  Уже после преззентации - а споры были, Сергей Шаповалов любезно дал ссылку на выложенные в инете номера еще того журнала "Ленинград".
Поделюсь с читателями...
http://litopiter.ru/L/index.htm

И еще - я почти ничего не написал об оформлении журнала - очень хорошо, и читабельно...